Смотрим в прошлое, чтобы увидеть прошлое

478

Общая информация

Для цитаты: Первышева Е.В. Смотрим в прошлое, чтобы увидеть прошлое // Консультативная психология и психотерапия. 2004. Том 12. № 1. С. 36–37.

Полный текст

Под таким девизом в ноябре минувшего года в Ареццо (Италия) состоялась Первая Европейская конференция по краткосрочной стратегической и системной терапии. Она была организована под эгидой Mental Research Institute (USA, Palo Alto) на базе Центра Стратегической Терапии (Centro di Terapia Strategica - Italy, Arezzo). Главная задача представительного форума (собралось более 500 участников более чем из 10 стран) - своеобразное подведение итогов работы за последние 15 лет. Телемост соединил многочисленное собрание с классиком метода - Полом Вацла- виком, который принимал приветствия своих учеников и отвечал на вопросы участников конференции. США и школу Пало Альто представлял Рэй Вендел (Ray Wendel) - директор MRI.
Родившись в США более 30-ти лет назад, краткосрочная терапия именно в Европе получила новую жизнь. Проведенные в рамках конференции workshop’ ы позволили познакомиться с методами работы европейских мастеров в этой области: Мони Элькайма (Mony Elkaim - Бельгия), Стефана Гиерхофера (Stefan Geyerhofer - Австрия), Джанфранко Чеччина (Gianfranco Cecchin - Италия), Терезы Гарсиа (Garcia Teresa - Бельгия) и других.
Одной из главных достопримечательностей конференции стали работы, которые выполнены в русле модели краткосрочной стратегической терапии (Advanced Brief Strategic Therapy), разработанной и усовершенствованной профессором Джорджио Нардонэ*. Метод зарекомендовал себя как наиболее быстрый и в то же время эффективный способ в решении разного рода психологических проблем.
Основной аргумент сторонников подхода краткосрочной терапии прост. В большинстве случаев, когда люди обращаются к психотерапевту, - будь то пара в состоянии развода или родители девушки, страдающей анорексией, - они рассчитывают получить профессиональную помощь, вовсе не собираясь в ожидании ее результатов провести большую часть своей жизни.
При этом обратившийся за помощью человек зачастую уже пытался справиться со своим недугом самостоятельно, но старания не увенчались успехом. Как ни странно, в этом процессе именно те усилия, которые человек прикладывает в целях изменения ситуации, и сохраняют ее неизменной. Задача терапевта - разорвать замкнутый круг, образовавшийся между бесплодными попытками разрешения проблемы, вновь и вновь предпринимаемыми пациентом, и ее резистентностью. Условие выполнения этой задачи - понимание, «как действует» проблема, а не «почему она существует», или за счет чего возникла.
Организационные рамки работы задаются изначально - десять сессий, с интервалом в две недели и при условии активности клиента, которая задается и определяется предписаниями терапевта. В конечном итоге человек становится союзником терапевта, «ко-терапевтом», и получает в свои руки инструмент, которым при необходимости может пользоваться с целью контроля над своим состоянием (проблемой) в случае рецидива.
Многолетняя исследовательская деятельность доктора Дж.Нардонэ позволила разработать методологию эффективного психотерапевтического вмешательства, формализованного в протоколы (по нозологиям), благодаря чему появилась возможность делать предметом научного анализа результаты терапии. В соответствии с этим постоянно совершенствуемым методом работают многочисленные ученики Дж.Нардонэ, как в Италии, так и за ее пределами.
Метафора, один из наиболее эффективных «непрямых» инструментов воздействия на восприятие пациентом своей проблемы, - излюбленный «конек» Нардонэ. Вот его метафора для метода краткосрочной стратегической терапии. «Некий богач завещал разделить свое наследство, состоящее из 39 верблюдов, между его четырьмя сыновьями следующим образом: старшему причиталась половина верблюдов, второму сыну - 1/4, третьему - 1/8, а младшему - 1/10 часть наследства. Задача казалась неразрешимой, пока на помощь наследникам не пришел мудрец. Он добавил своего верблюда и разделил наследство, как завещал отец - каждый из сыновей получил свою долю (20, 10, 5 и 4 верблюда соответственно) - затем мудрец забрал своего верблюда и ушел ...»
«Такова типичная ситуация, в которой оказывается терапевт, когда приходится решать проблемы, неразрешимые с точки зрения пациента», - смеется Дж.Нардонэ. И он виртуозно с этим справляется - достаточно увидеть, как от сессии к сессии преображаются его пациенты.

Информация об авторах

Первышева Елена Витальевна, кандидат психологических наук, Научный сотрудник Центра социологических исследований МГУ, прошла интенсивный курс обучения в ЦСТ (Ареццо).

Метрики

Просмотров

Всего: 764
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 478
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0