Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане)

6583

Аннотация

Вероятно, нет необходимости напоминать о том, что в сентябре 2004г. в Беслане произошел беспрецедентный по своей жестокости и бесчеловечности террористический акт. В настоящей статье представлена попытка проанализировать и обобщить наш опыт оказания психологической помощи пострадавшим детям и подросткам. Приводится характеристика их психологического состояния, описываются задачи, организация и основные этапы психокоррекционнойработы. Мы не пытаемся представить панораму всей психологической работы, проводившейся разными специалистами в Беслане, а описываем только ту ее часть, в которой непосредственно участвовали сами. На основе опыта оказания психологической помощи жертвам теракта в московском театре «Норд-ост» мы уже высказывали свои соображения о необходимости создания специализированной структуры экстренной помощи детям и подросткам (Морозова, Венгер, 2003). Работая в Беслане, мы еще раз убедились в крайней необходимости такой структуры. Тот факт, что она не создана и по сей день, заставил нас вновь вернуться к этой острой теме.

Общая информация

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. 2006. Том 14. № 1.

Литература

  1. Варга А.Я., Жорняк Е.С. Время после трагедии. // Московский психотерапевти­ческий журнал, 2005, 1, 124-139.
  2. Ветер А.Л., Морозова ЕМ. Опыт оказания экстренной психологической помощи бывшим заложникам. // Вопросы психического здоровья детей и подрост­ков, 2003, 1 (3), 42-48.
  3. Гарфилд С. Практика краткосрочной психотерапии. - СПб.: «Питер», 2002.
  4. КориДж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. М. Техники групповой психотера­пии. - СПб.: «Питер», 2001.
  5. Морозова ЕЖ, Ветер АЛ. Организация психологической помощи в чрезвычай­ных ситуациях. // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2003, 2 (3), 60-62.
  6. Морозова Е.И., Ветер АЛ. Психокоррекция стрессовых состояний у детей и подростков, пострадавших в результате террористического акта в Беслане. / / Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2004, 2 (4), 10-12.
  7. Юл У, Уильяме P.M. Стратегия вмешательства при психических травмах, воз­никших вследствие масштабных катастроф. // Детская и подростковая пси­хотерапия. / Под ред. Д.А.Лейна, Э.Миллера. - СПб.: «Питер», 2001, 275-308.
  8. Allen A., Bloom S.L. Group and family treatment of post-traumatic stress disorder. // The Psychiatric Clinics of North America. / Ed. DA. Tomb, 1994, 8, 425-438.
  9. Howard K.I., Lueger RJ., Maling M.S., Martinovich R. A phase model of psychotherapy outcome: Causal mediation of change. // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1993, 61, 678-685.
  10. Nader K., Pynoos R.S., Fairbanks L., Frederick С Children’s PTSD reactions one year after a sniper attack at their school. // American Journal of Psychiatry, 1990, 147, 1526-1530.

Информация об авторах

Венгер Александр Леонидович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии им. В.П. Зинченко факультета социальных и гуманитарных наук, Государственный университет «Дубна», Москва, Россия, e-mail: alvenger@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4763
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 6583
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 1