Развитие коммуникации у больных с тяжелыми формами психической патологии методом обучения танцевальному движению (на основе аргентинского танго)

821

Аннотация

Описываются результаты апробации метода обучения танцевальному движению в целях диагностики и коррекции коммуникативных нарушений у людей, имеющих группу инвалидности в связи с тяжелым психическим заболеванием (шизофрения, аутизм, эпилепсия). На основе метода анализа случаев и специально разработанной системы критериев показана положительная динамика коммуникативных навыков пациентов в процессе обучения аргентинскому танго. Показано, что в ходе специальным образом организованного обучения аргентинскому танго душевнобольным участникам занятий стало легче устанавливать и поддерживать межличностные контакты, у них появилось больше уверенности в себе и меньше «зажатости», они стали полнее выражать свои эмоции, начали чаще проявлять инициативу, импровизировать и получать удовольствие от танца.

Общая информация

Ключевые слова: тяжелые психические заболевания, коммуникативные навыки, модусы коммуникации, критерии динамики, танцевальная терапия, аргентинское танго, коррекция, метод анализа случая

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230207

Для цитаты: Готлиб М.И., Холмогорова А.Б. Развитие коммуникации у больных с тяжелыми формами психической патологии методом обучения танцевальному движению (на основе аргентинского танго) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 116–130. DOI: 10.17759/cpp.2015230207

Фрагмент статьи

Во всем мире люди, страдающие от хронических психических забо­леваний, сталкиваются с различными экономическими, культурными и социальными преградами, которые невозможно преодолеть традицион­ными медицинскими решениями [отчет ВОЗ, 2001, с. 12]. Несмотря на факт наличия психического заболевания и «неадаптированность» в со­циуме, психически больные люди нуждаются в тепле и поддержке, в близких человеческих взаимоотношениях, таких как любовь, дружба. Об этом свидетельствуют сами больные, описывая свои переживания «Я жаждала любви и нежных объятий» [Грэндин,1999, с. 16].

Литература

  1. Бейтсон Г., Джексон Д., Хейли Дж. К теории шизофрении / Новосибирск, 2002.
  2. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире / М.: Рефлбук, Ваклер, 1999. 336 с.
  3. Бирюкова И. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души [Элек­тронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 1. URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20011221 (дата обращения: 14.10.2014)
  4. Бусыгина Н.П. Методологические основания качественных исследований в психологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канди­дата психологических наук. М., 2010. 32 с.
  5. Бутон Б. Танцевальная Терапия [Электронный ресурс] // Сайт А. Гиршона URL: girshon.ru (дата обращения: 12.05.2012)
  6. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческой коммуникации / М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 300 с.
  7. Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И., Козлов В.В. Интегративная танцевально-двига­тельная терапия / М., 2005. 255 с.
  8. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды: Мой опыт преодоления ау­тизма / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 228 с.
  9. Гуссерль Э. Феноменология // Журнал «Логос». 1991. № 1. С. 12—21.
  10. Квале С. Исследовательское интервью / М., Смысл, 2003. 302 с.
  11. Козина И.М. Case study: некоторые методические проблемы / Журнал «Рубеж (альманах социальных исследований)». 1997. № 10—11. С. 177—189.
  12. Коффка К. Основы психического развития // Гештальт-психология / М.: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. С. 348—657.
  13. Лэнг Р. Расколотое «Я» / Спб.: Изд-во Белый кролик, 1995. 352 с.
  14. Кармона Э. Интервью [Электронный ресурс] // URL: http://tangocomoarte.com/ 2011/08/carmona_interview/ (дата обращения 20.06.2012)
  15. Никольская О.C., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помо­щи / М.: Теревинф, 1997. 326 с.
  16. Старк А. Танцевально-двигательная терапия // Танцевально-двигательная те­рапия / Перевод Бирюковой И. Ярославль, 1994. С. 20—35.
  17. Томаси Н.Г. Интервью [Электронный ресурс] // URL: http://tangocomoarte.com/ 2011/05/norma_interview/ (дата обращения 20.06.2012).
  18. Уайтхауз М. Дао тела [Электронный ресурс] // Сайт А. Гиршона. URL: gir­shon.ru (дата обращения: 06.05.2012).
  19. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и пси­хотерапии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 250—257.
  20. Хендрикс К. Танцевальная психотерапия // в сб. Танцевально-двигательная тера­пия / Перевод Бирюковой И. Ярославль, 1994. С. 38—45.
  21. Ясперс К. Общая психопатология / М.: Практика, 1997. 1056 с.
  22. Allison N. Illustrated encyclopedia of body-mind disciplines [Электронный ресурс] // 1999. URL: http://issuu.com/eschaton/docs/illustrated-encyclopedia-of-body­mind-disciplines-/1 (дата обращения: 13.06.2012)
  23. Association of Tango Therapy [Электронный ресурс] // URL: https://www.face­book.com/pages/International-Association-of-Tango-Therapy-Asoc-Int-de­Tango-erapia/223426963781?sk=info&ref=page_internal (дата обращения: 12.05.2012).
  24. McAuley E., et al. Social relations, physical activity, and well-being in older adults // Preventive Medicine. 2000. № 31. Pp. 110—115.
  25. Murcia C., Bongard S., Kreutz G. Emotional and Neurohumoral Responses to Dancing Tango Argentino. The Effects of Music and Partner [Электронный ресурс] // Department of Psychology, Goethe University Frankfurt am Main URL: http:// mmd.sagepub.com (дата обращения 20.10.2014)
  26. Merriam-Webster Online Dictionary [Электронный ресурс] // URL: http://www. merriam-webster.com/dictionary/case%20study (дата обращения 09.09.2013)
  27. Jindal N. Dance Therapy in Parkinson's Disease: Can the Argentine Tango Improve Motor Function? // The NYU Langone Online Journal of Medicine. 2011. Pp. 89—94.
  28. Peidro, R.M., Comasco, R. Con el Corazon en el tango. Guia para prevenir enfer­medades cardiacas bailando tango / Buenos Aires, Argentina: Guadal. 2007. P. 102.
  29. Trossero F. Tango Terapia / Rosario: Coquen?a Ediciones. 2006. P. 95.
  30. Woodley K., Sotelano M. An Approach To Tango Therapy // Research and Practice / Cardiff: Tango Creations, 2010. P. 504.
  31. Yin R. Case study research: Design and methods / Beverly Hills, CA: Sage Publishing, 1994. P. 380.

Информация об авторах

Готлиб Матвей Исаакович, педагог-психолог, ГБОУ СОШ № 1206, e-mail: mgotlib@yandex.ru

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2389
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 821
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2