Консультативная психология и психотерапия
2015. Том 23. № 3. С. 7–8
doi:10.17759/cpp.2015230301
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
От главного редактора
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230301
Для цитаты: Холмогорова А.Б. От главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 3. С. 7–8. DOI: 10.17759/cpp.2015230301
Полный текст
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Третий выпуск нашего журнала в текущем году открывает рубрика «Эмпирические исследования», в которой представлены четыре исследования, отличающиеся большой новизной и выполненные в соответствии с современными стандартами анализа и обработки эмпирических данных. Два первых исследования посвящены вопросам клинической психологии, которая проникает во все более сложные области медицины и обосновывает крайнюю необходимость учета психологических аспектов соматических заболеваний. В статье В.И. Быковой с соавторами описано уникальное исследование, направленное на выявление возможностей установления контакта с детьми, длительное время находящимися в состоянии комы после перенесенной черепно-мозговой травмы. Авторы разработали метод, который позволяет специалистам оценивать коммуникативную активность таких пациентов и ее динамику. Учитывая постоянный рост такого рода травматизации, а также очень небольшое количество работ, посвященных психологическому анализу таких состояний, данное исследование обладает большой значимостью. Вторая статья Н.В. Тарабриной с соавторами представляет данные, являющиеся продолжением серии исследований сотрудников лаборатории посттравтматического стресса Института психологии РАН, направленных на выявление симптомов посттравматического стресса при тяжелых соматических заболеваниях. Исследование демонстрирует выраженность этих симптомов и необходимость психологической реабилитации пациентов, перенесших операцию на головном мозге. Два других эмпирических исследования посвящены вопросам психологии развития в контексте современных реалий нашей жизни, когда, с одной стороны, интернет превращается в зону особого риска для современного ребенка, а с другой — консультирование в интернете становится все более распространенном методом оказания психологической помощи различным группам детей и их родителей. Обе статьи позволяют познакомиться с конкретными цифрами и данными, демонстрирующими масштаб как деструктивных влияний, так и позитивных возможностей интернета для современного детства. Учитывая, что последний, четвертый выпуск нашего журнала в этом году мы планируем посвятить именно проблемам современного детства, эти статьи можно считать своеобразным «разогревом» для наших читателей в преддверии выхода спецвыпуска на данную тему.
В рубрике «Мастерская и метод», как обычно, собраны материалы, написанные в более вольном ключе. Статьи этой рубрики знакомят нас с опытом их авторов в разных областях консультирования и терапии, а также освещают ряд понятий и методов — свидетельствование в психотерапии, понятие встречи, фототерапия, сновидения в групповой терапии.
Мы, как всегда, приветствуем и охотно печатаем статьи, которые соответствуют рубрике журнала «Анализ случая», так как феноменология индивидуального страдания и конкретная ткань работы психотерапевта не могут быть заменены никакими обобщенными описаниями и точными цифрами. На этот раз мы печатаем работу А.С. Буслаевой, посвященной случаю полидипсии у девочки — патологически усиленной жажды, удовлетворяемой приемом воды в чрезмерно больших количествах. Автор приводит анализ сепарационных переживаний ребенка, как причин возникшего невроза, а также профессиональные рекомендации, данные ребенку и родителям и позволившие в значительной степени справиться с проблемой полидипсии. Вторую статью, посвященную приемам развития пространственной ориентации у детей с синдромом аутизма, можно было бы отнести и в рубрику «Методы», так подробно в ней описываются все шаги работы терапевта с ребенком, но поскольку все эти шаги представлены на основе трех конкретных случаев детского аутизма, мы поместили ее в соответствующий раздел номера.
В этом номере мы публикуем два эссе, написанные совсем в свободном, соответствующим этому жанру стиле, и представляющие собой рефлексию опыта применения в школе уже хорошо знакомого читателям нашего журнала рефлексивно-деятельностного подхода — РДП. Подход развивается В. К. Зарецким совместно с другими энтузиастами этого интересного и эффективного метода, позволяющего превратить учебную деятельность в увлекательный для учеников и учителя процесс. Ареал его применения неуклонно расширяется — выпускники факультета консультативной и клинической психологии И.А. Николаевская и А.М. Залесская поделились с нами своим опытом работы на его основе в школах Москвы и Нижнего Новгорода.
Наконец, завершается содержание номера обещанным читателям продолжением публикаций лекционного курса по истории психотерапии, который был прочитан на факультете консультативной и клинической психологии МГППУ безвременно ушедшим от нас Игорем Борисовичем Гриншпуном. Мы еще раз благодарим друзей Игоря Борисовича — В.К. Зарецкого и В.В. Семенова за инициативу по изданию этих лекций, его родных — за разрешение печатать эти материалы, а его коллег и учеников — Екатерину Мазаеву, Яну Бовбас и Марию Марченкову — за большой труд по переводу материалов аудизаписи в письменный текст.
А.Б. Холмогорова
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1501
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 447
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1