Консультативная психология и психотерапия
2016. Том 24. № 2. С. 5–7
doi:10.17759/cpp.2016240201
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Предисловие главного редактора
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240201
Для цитаты: Холмогорова А.Б. Предисловие главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 5–7. DOI: 10.17759/cpp.2016240201
Полный текст
Второй выпуск нашего журнала в 2016 году мы открываем теорети- ческим исследованием проблемы отчуждения физического Я, которому посвящена статья Н.А. Каминской. Феномен «телоцентрированности» современной культуры уже неоднократно рассматривался на страницах нашего журнала, ему посвящена статья О.В. Шалыгиной и А.Б. Холмо- горовой в специальном выпуске 2015 года «Современное детство», ис- следования проблемы неудовлетворенности своим телом и физического перфекционизма много лет проводятся на факультете консультативной и клинической психологии МГППУ. Статья Н.А. Каминской продолжа- ет эту тему и представляет несомненный интерес для нашего читателя в связи с попыткой автора рассмотреть разные теоретические концепции исследуемого феномена: от первых попыток концептуализации пробле- мы образа тела и его нарушений до современных взглядов на эту пробле- му у представителей разных психологических традиций. В соответствии с новейшими тенденциями в современной психиатрии и клинической психологии, автор предлагает рассматривать нарушения образа физиче- ского Я как континуум: от неклинических отклонений до тяжелых пси- хический расстройств, сопровождающихся дезинтеграцией образа Я и отчуждением его физического компонента.
Как всегда, значительное место в номере нашего журнала занимают статьи, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследова- ний. Для специалистов в области семьи и детства несомненный инте- рес представляет статья С.С. Строковой, посвященная изучению связи между проблемным поведением подростков и их семейным окружени- ем. Хотя тема статьи не нова, но ее методическое решение позволяет в определенной степени по-новому взглянуть на старую проблему. В своем исследовании С.С. Строкова опирается на системную методологию и использует известный опросник Д.Х. Олсона, который направлен на оценку структурно-динамических характеристик семьи. Кроме того, ею разработан оригинальный опросник семейной идентичности, который, по выражению автора, «описывает семью как субъективное пережива- ние». Полученные результаты обнаруживают важные для исследова- телей и практиков связи, в том числе, значение субъективно пережи- ваемого чувства сплоченности своей семьи для общего благополучия подростков.
Одной из важных тенденций в современном образовании является увеличение доли взрослых людей, получающих второе высшее образо- вание. Это люди, которые, как правило, днем работают, а по вечерам учатся и, значит, подвержены серьезным перегрузкам. Тем не менее, до сих пор не проводилось сравнительных исследований, направленных на выявление уровня стресса, которые испытывают студенты разных форм обучения. В рубрике «Эмпирические исследования» мы приводим ре- зультаты такого пионерского исследования Е.Я. Матюшкиной, которые оказались несколько неожиданными и представляют, на наш взгляд, значительный интерес для работников системы образования.
Рубрику «Мастерская и методы» открывает статья, в которой пред- ставлены результаты важной для отечественных специалистов работы по валидизации зарубежной методики, позволяющей исследовать одну из самых распространенных стратегий социального познания в совре- менном информационном обществе — стратегию социальных сравне- ний. Авторы статьи Н.Г. Гарянян и Е.С. Пушкина на большой выборке испытуемых показали валидность и надежность данной методики и тесную связь частоты социальных сравнений с различными эмоцио- нальными нарушениями. Данная статья является важным вкладом в дальнейшую разработку проблемы социального познания и его нару- шений, которой был посвящен отдельный спецвыпуск нашего журнала в 2014 году.
Статью Н.Б. Савинкиной в рубрике «Мастерская и метод», я позво- лю себе представить словами В.К. Зарецкого, написавшего к ней специ- альный комментарий. Он подчеркивает важность этой статьи, указывая, что в ней происходит встреча психологической теории и эффективной практики, между которыми до сих пор существует чудовищный разрыв.
Обоснование этого тезиса читатель найдет в упомянутом комментарии В.К. Зарецкого в рубрике «Мнения, позиции, дискуссии».
Пожалуй, трудно найти в психологии проблему, вокруг которой ве- лось бы столько споров, как вокруг понятия личности. В настоящее время существует бесконечное множество определений этого понятия.
В рубрике «Дебют» мы представляем статью молодого исследователя А.В. Желябина, предпринявшего попытку рассмотреть понятие «лич- ность» с позиций психологии, ориентированной на практические задачи психологической помощи, и показать отличия такого подхода от тради- ции классической академической науки. Об успешности такой попытки судить читателю и мы будем рады, если поднятая тема вызовет отклик и дискуссию.
В данном выпуске мы также продолжаем реализацию проекта, ини- циированного В.К. Зарецким и В.В. Семеновым и поддержанного на- шей редакцией и группой сотрудников нашего факультета. Мы публику- ем продолжение лекционного цикла по истории психотерапии, который был прочитан студентам факультета консультативной и клинической психологии МГППУ И.Б. Гриншпуном. Седьмого июня 2016 года ис- полняется ровно три года, как его нет с нами, но мы помним о нем и рады возможности почтить его память этим проектом, который вызвал большой интерес среди читателей нашего журнала.
А.Б. Холмогорова
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1475
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 387
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0