В фокусе — эмпатия

1532

Аннотация

Представлена подборка зарубежных научных публикаций, связанных с эмпатией. При всем разнообразии рассмотренных статей, содержание подборки отражает доминирование двух направлений исследований — это изучение способности распознания эмоций и ментализации в разных или специфических группах и исследование мозговой активности в процессе эмпатии. Материалы представлены по дате публикации. Составитель-переводчик: Елена Можаева.

Общая информация

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250211

Для цитаты: В фокусе — эмпатия // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 175–187. DOI: 10.17759/cpp.2017250211

Полный текст

Представлена подборка зарубежных научных публикаций, связанных с эмпа­тией. При всем разнообразии рассмотренных статей, содержание подборки отражает доминирование двух направлений исследований это изучение способности распознания эмоций и ментализации в разных или специфических группах и исследование мозговой активности в процессе эмпатии. Материалы представлены по дате публикации.

Стресс может усиливать эмпатию

Стресс это психобиологический механизм, обеспечивающий выживание человека и животных. Он мобилизует организм и позволяет справиться с угрожающими ситуациями. Ранее считалось, что стресс вызывает ответ бежать или бороться. Но в последнее время на основании результатов исследований поведения эта теория все чаще вызывает вопросы. Новые исследования показывают, что человек в условиях стресса демонстрирует усиление просоциального поведения.

Ученые из Венского университета показали, какие процессы при этом происходят в головном мозге, особенно в так называемой «эмпатической сети». В ходе эксперимента с использованием фМРТ 80 участников подвергали острому стрессу во время попытки сопереживания другому человеку. По результатам исследования, стрессированные участники давали более сильную эмоциональную реакцию на показанные им изображения, и, судя по всему, при этом игнорировали сложную информацию о реальной ситуации с человеком на картинке (в данном случае, было обезболивание или нет). Таким образом, результаты этого исследования поддерживают гипотезу о том, что в условиях стресса люди проявляют больше эмпатии и готовности помочь другим. Но в некоторых обстоятельствах, отмечают авторы, такой усиленный эмоциональный ответ может приводить к непрошеной и нежелательной помощи, например, когда первое впечатление о поведении человека не соответствует его действительной эмоции (человек издает крик от радости). Так что в зависимости от контекста и ситуации, стресс может как помочь, так и навредить в социальных ситуациях.

Оригинал: Tomova L., Majdandzic J., Hummer A. et al. Increased neural responses to empathy for pain might explain how acute stress increases proso­ciality. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 2017, 12(3), pp. 401—408; doi: 10.1093/scan/nsw146

Детям с аутизмом труднее понимать выражения лиц, но они делают такие же ошибки, как и их сверстники

Дети и подростки с расстройствами аутистического спектра (РАС) испытывают трудности с распознанием и дифференциацией различных выражений лица. Об этом свидетельствуют результаты одного из крупнейших исследований различения эмоций у детей и подростков с РАС в возрасте 6—16 лет. В исследовании участвовали 63 детей и подростков с диагнозом РАС и 64 детей и подростков без такого диагноза. Всем был предложен компьютерный тест на распознание эмоций: для представленных изображений «счастливого», «печального», «с чувством отвращения», «удивленного», «испуганного» и «сердитого» выражения лица предлагалось выбрать правильное название. Причем некоторые лица имели преувеличенно интенсивное соответствующее выражение, которое было легче распознать, а некоторые были более размытыми и «низкой интенсивности», что больше отражает реалии взаимодействий в окружающем мире. Ученые также замерили навыки развития языка и речи, а также навыки невербального рассуждения, чтобы учесть их возможное влияние на распознание эмоций.

Результаты исследования показывают, что детям и подросткам с РАС действительно труднее распознавать эмоции на изображениях лиц. Однако их ошибки очень походили на ошибки группы без РАС. Например, в обеих группах участники часто принимали «испуганное» выражение лица за «удивленное», а также путали выражение «отвращения» с «гневом». Интересно, что самые большие отличия между группами были по выражениям лиц с высокой интенсивностью эмоции. Авторы предполагают, что обучение людей с РАС распознанию эмоций могло бы помочь им научиться лучше ориентироваться в социальных ситуациях. Кроме того, авторы разработали мобильное приложение, обучающее различению эмоций, для людей с РАС и людей без РАС.

Оригинал: Griffiths S., Jarrold Ch., Penton-Voak I.S. et al. Impaired recognition of basic emotions from facial expressions in young people with autism spectrum disorder: Assessing the importance of expression intensity. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2017; doi: 10.1007/s10803-017-3091-7

Депривация сна вмешивается в способность интерпретировать выражения лица

После бессонной ночи может пострадать ваша способность отделять счастливые лица от печальных. Об этом свидетельствуют результаты исследования, выполненного в Университете штата Аризона (США). Интересно, что при этом не страдала способность сонных участников интерпретировать выражения лица, связанные с другими эмоциями (гневом, страхом, удивлением и отвращением). По мнению ведущего исследователя проф. William D.S. Killgore, это может быть обусловлено тем, что мы изначально запрограммированы распознавать более примитивные эмоции, так как это важно для выживания в случае опасности. Социальные же эмоции, типа счастья и печали, менее необходимы для выживания. Складывается впечатление, что в состоянии усталости мы склонны направлять свои ресурсы на распознание эмоций, которые могут влиять на нашу безопасность и благополучие в данный момент времени.

В ходе исследования 54 участникам были показаны фотографии одного и того же мужского лица с выражением разной степени страха, счастья, печали, гнева, удивления и отвращения. Участников просили указать, какая из упомянутых эмоций больше всего выражена на каждом снимке. Чтобы усложнить задачу, использовались также смешанные выражения лица, составленные компьютерной программой. Например, лицо на 70% могло демонстрировать печаль и на 30% — отвращение. Всего во время каждой сессии тестирования участники просмотрели 180 смешанных выражений лица. Исследователи сравнили интерпретации выражений лица в выспавшемся состоянии или после бессонной ночи. Явные отображения эмоций (на 90% счастливые или на 90% печальные) не вызывали трудностей интерпретации, независимо от количества сна. Труднее сонным участникам давалась интерпретация более размытых эмоций счастья и печали. Говоря о значении исследования, авторы отмечают, что современные американцы в среднем спят чуть менее шести часов, и это может влиять на то, как мы считываем других людей в повседневных взаимодействиях. «Можно неадекватно среагировать на человека, которого ты неправильно считал. Или ты не проявишь обычной эмпатии. Возможно, супруге и другим значимым лицам будет что-то нужно от тебя, а ты не можешь это как следует распознать. В результате могут возникнуть проблемы в личной жизни и на работе», — поясняет Killgore.

Оригинал: Killgore W.D.S., Balkin Th.J., Yarnell A.M., Capaldi V.F. Sleep deprivation impairs recognition of specific emotions. Neurobiology of Sleep and Circadian Rhythms, 2017, 3 (June), pp. 10-16; doi: 10.1016/j.nbscr.2017.01.001

Перенесенное в детстве жестокое обращение и насилие сопряжено с нарушенной способностью понимать психическое состояние других

Существует связь между жестоким обращением с детьми и их способностью понимать мысли и чувства других людей. К такому выводу по результатам исследования пришли нидерландские и британские исследователи.

Известно, что у людей с детским опытом эмоциональных злоупотреблений и эмоциональной запущенности — отсутствия эмоциональной поддержки, любви и внимания, когда ребенок в этом нуждается, даже в условиях удовлетворения его физических потребостей —повышен риск возникновения проблем в сфере межличностного функционирования. Один из процессов, который может быть задействован в таком развитии событий, это задержка в развитии ментализации, т.е. способности понимать мысли и эмоции самих себя и других людей.

В данном исследовании ученые поставили перед собой задачу изучить с использованием фМРТ нейронные корреляции ментализации и специфические отношения с эмоциональными злоупотреблениями и эмоциональной запущенностью с учетом уровня злоупотреблений сексуального характера, а также физического насилия и физической запущенности. Материалом для исследования послужили 46 подростков (средний возраст 18,7 лет) с широким спектром эмоциональных злоупотреблений / запущенности. Исследователи предполагали, что у участников с более тяжелой (с их слов) историей эмоциональных злоупотребле- ний/запущенности методика считывания психического состояния по глазам (Reading the Mind in the Eyes Task RMET) выявит более выраженные трудности правильной интерпретации психического состояния по изображениям области глаз. Помимо этого, предполагалось, что эмоциональные злоупотребления / запущенность связаны с различиями в активации отделов мозга, вовлеченных в систему отражения и ментали- зации в целом (нижняя лобная извилина билатерально, левый островок, левая поясная извилина, средняя височная извилина билатерально).

По результатам исследования, связей между тяжестью эмоциональных злоупотреблений /запущенности и точностью считывания психического состояния по глазам или временем реакции не установлено. Выявлена ассоциация между тяжестью злоупотреблений сексуального характера и повышенной активацией левой нижней лобной извилины во время мента- лизации. Ученые делают вывод о том, что сексуальные злоупотребления в контексте эмоциональных злоупотреблений и запущенности соотносятся с усилением активации левой нижней лобной извилины, что может указывать на задержку развития в отражении мыслей и эмоций других людей. Даже при правильном считывании мыслей и эмоций с предложенных фотографий, повышенная активность в этом отделе мозга может оказаться в основе механизма нарушенного межличностного функционирования в более сложных социальных ситуациях или обстоятельствах, в большей степени связанных с опытом перенесенного в прошлом насилия.

Оригинал: Van Schie Ch.C., van Harmelen A.-L., Hauber K. et al. The neural correlates of childhood maltreatment and the ability to understand mental states of others. European Journal of Psychotraumatology, 2017, 8 (1); doi: 10.1080/20008198.2016.1272788

Видеоигры с насилием не влияют на эмпатию 

Связь видеоигр, сопряженных с применением насилия, с антисоциальным поведением , в частности, с повышенной агрессивностью и пониженной эмпатией — это одна из самых дискуссионных тем в современном обществе. Большинство научных исследований, выполненных по данной теме, были посвящены изучению краткосрочных эффектов видеоигр с применением насилия, когда участники играли в них до- или во время эксперимента. Исследований долгосрочных последствий таких игр очень немного.

В новом исследовании немецкие ученые использовали фМРТ для изучения лиц, долгое время игравших в игры с насилием, и обнаружили у них такой же ответ на эмоционально провокационные образы, что и у лиц, не играющих в видеоигры. Работа опубликована в электронном журнале открытого доступа Frontiers in Psychology. Все участники были мужского пола; все они предшествующие четыре года минимум два часа в день играли в игры-шутеры от первого лица (типа Call of Duty), хотя средняя продолжительность игры в день составляла 4 часа. Чтобы избежать краткосрочных эффектов игры, участники воздерживались от этого занятия минимум три часа до начала эксперимента. Для оценки способности к эмпатии и агрессии были использованы психологические опросники. Затем, во время МР-сканирования, участникам был показан ряд изображений, призванных вызвать эмоциональный и эмпатический ответ. Психологические опросники не выявили отличий в показателях агрессии и эмпатии между игроками и неигроками. Данные МРТ тоже показали в обеих группах одинаковый нейронный ответ на использованные эмоционально провокационные образы. Полученный результат удивил ученых, потому что он противоречит изначальной гипотезе и указывает на то, что любой негативный эффект видеоигр с использованием насилия на восприятие или поведение может быть краткосрочным.

Оригинал: Szycik G.R., Mohammadi B., Munte T.F., Te Wildt B.T. Lack of evidence that neural empathic responses are blunted in excessive users of violent video games: An fMRI study. Frontiers in Psychology, 08.03.17; doi: 10.3389/fpsyg.2017.00174

Подростки с ПТСР и поведенческим расстройством испытывают трудности с распознанием выражений лица 

Подростки с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) склонны ошибочно принимать печальные или сердитые лица за испуганные, а подростки с антисоциальным поведенческим расстройством (conduct disorder) склонны принимать печальные лица за сердитые. Об этом свидетельствуют результаты американского исследования, опубликованные в журнале Child and Adolescent Mental Health.

«Наши данные указывают на то, что стресс и психологическая травма могут производить острое эмоциональное воздействие, которое просто переводится в ошибочную идентификацию важных аффективных ключей», говорит руководитель исследования Shabnam Javdani. Исследование указывает на то, что у подростков психологическая травма повышает риск развития как ПТСР, так и поведенческого расстройства группы поведенческих и эмоциональных проблем, характеризующихся бессердечием или агрессией в отношении других. Эти расстройства, которые нередко выступают в сочетании , очень сильно влияют на благополучие и здоровое развитие подростков . При отсутствии должной терапии они повышают риск причинения телесного вреда другим и себе, употребления психоактивных веществ и проблем психического здоровья во взрослом возрасте.

Распознание выражения лица критически значимо для социального функционирования и передачи эмоций. Предшествующие исследования обнаружили у молодых людей с симптомами ПТСР и поведенческого расстройства дефицит эмоциональной проработки, сопряженный с агрессивным поведением и нарушенным социальным функционированием. Эти межперсональные проблемы могут быть обусловлены неправильной интерпретацией социальных ключей, передаваемых с помощью выражения лица. Исследование выполнено на 331 подростках в возрасте 13—19 лет — учащихся терапевтических дневных школ Чикаго.

Оригинал: Javdani Sh., Sadeh N., Donenberg G.R. et al. Affect recognition among adolescents in therapeutic schools: relationships with posttraumat- ic stress disorder and conduct disorder symptoms. Child and Adolescent Mental Health, 2017, 22 (1), pp.42—48; doi: 10.1111/camh.12198

Депрессия матери в первые годы жизни ребенка влияет на нейронную основу эмпатии ребенка 

Воздействие ранней и хронической депрессии матери заметно повышает уязвимость ребенка к психопатологии и социально-эмоциональным проблемам, в том числе к социальной отстраненности, ослабленной эмоциональной регуляции и сниженной эмпатии. Работа опубликована в Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry по итогам наблюдения детей матерей с депрессией с рождения до предподростко- вого возраста (11 лет) и проверки влияния материнской депрессии на эмпатический ответ в мозге детей на дистресс других лиц.

Предшествующие исследования показали влияние депрессии матери на ограниченный ответ детей на боль другого человека. Новое исследование израильских ученых было лонгитюдным, и выполнено на выборке 27 детей матерей с депрессией и 45 детей контрольной группы.

«Нас поразило, как материнская депрессия оказалась связана с измененной проработкой боли в мозге 11-летних детей. Нейронная реакция на боль у детей матерей с депрессией прекращается в отделе, связанном с социально-когнитивной обработкой, раньше, чем в контрольной группе. Так что складывается впечатление, что снижена ментализационная проработка чужой боли, возможно, вследствие трудностей регуляции сильного возбуждения, связанного с наблюдением дистресса у других людей», — говорит ведущий автор, профессор Ruth Feldman. Исследователи также выяснили, что ключевая роль в этом эффекте принадлежит паттернам взаимоотношения между матерью и ребенком: когда мать и ребенок были более синхронизированы, т.е. лучше «настроены» друг на друга, а матери были менее интрузивны, то дети показывали более высокие уровни ментализационной проработки в соответствующем ключевом отделе мозга.

Оригинал: Pratt M., Goldstein A., Levy J., Feldman R. Maternal depression across the first years of life impacts the neural basis of empathy in preadolescence. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2017, 56 (1), pp. 20—29; doi: 10.1016/j.jaac.2016.10.012

Как художественная литература может помочь в развитии эмпатии 

Для многих любителей чтения ничто не может сравниться с хорошим романом. Погружение в сюжет — это способ подстегнуть воображение, а также на время выключиться из трудоемких аспектов повседневной жизни. В новом обзоре канадский психолог Keith Oatley (Университет Торонто) утверждает, что от чтения художественной литературы больше пользы, чем мы думаем — она способна стимулировать развитие эмпа­тии. Работа опубликована в журнале Trends in Cognitive Sciences. В обзоре автор не только обобщает имеющиеся научные данные, но и рассказывает о собственном исследовании влияния художественной литературы на эмпатический ответ читателей в реальном мире.

Oatley отмечает усиление в последнее время интереса ученых к теме влияния художественной литературы на психику человека. Отчасти этот интерес обусловлен распространением использования нейровизуализа­ции в область психологии, в т.ч. в оценку ответа мозга на стимулирующие воображение фразы. Автор отмечает, что художественная литература является «симуляцией социальных миров» и «как человек отрабатывает свои полетные навыки на симуляторе самолета, так социальные навыки можно было бы улучшать путем чтения художественной литературы». Она выступает в роли своеобразного симулятора для психики. По мнению автора, эмпатия — один из социальных навыков, который можно улучшить посредством чтения литературы. Для проверки этой гипотезы участникам исследования показали 36 изображений области глаз людей и попросили выбрать одно из четырех определений, наилучшим образом характеризующее мысли или чувства человека с таким взглядом. Это были варианты: «задумчивый», «ошеломленный», «раздраженный» и «нетерпеливый».

При сравнении участников, читавших художественную литературу, с участниками, отдающими предпочтение документальной прозе (нон- фикшн), первые показали достоверно более высокие уровни тестирования, что означает значительно более высокий уровень эмпатии. Различия сохранялись после учета индивидуальных личностных особенностей и иных характеристик.

Предшествующие исследования показывают, что развитие эмпатии возможно не только посредством чтения художественной литературы, но и путем просмотра телевизионных художественных постановок (драма). Интересно, что просмотр документальных фильмов не давал такого эффекта.

Оригинал: Oatley K. Fiction: Simulation of social worlds. Trends in Cognitive Sciences, 2016, 20 (8), pp. 618-628; doi: 10.1016/j.tics.2016.06.002

Эмпатичные мальчики намного привлекательнее для девочек 

Мальчики с высоким показателем когнитивной эмпатии (способность понимать эмоции другого человека) привлекают в среднем в 1,8 раза больше друзей-девочек, чем мальчики с низким показателем эмпатии. Таковы результаты австралийского исследования, выполненного под руководством профессора Joseph Ciarrochi из Института позитивной психологии и образования Австралийского католического университета. Это первое исследование, посвященное степени выбора подростками эмпатичных одноклассников в друзья. Материалом послужили 1970 учащихся школ штатов Квинсленд и Новый Южный Уэльс (средний возраст 15,7 лет). Интересно, что девочки чаще называли эмпатичных мальчиков в качестве кандидатов в друзья, в то время как мальчики не очень выделяли эмпатичных девочек — они не привлекали большее количество друзей другого пола. Независимо от количества выдвижений кандидатов на дружбу, эмпатия показала связь с дружбой и взаимной поддержкой как для мальчиков, так и для девочек.

«Друзья необходимы для позитивного развития подростков. Хорошо установлено, что дружба — это не только компания. Близкая дружба способствует развитию межличностных навыков, обучению и духовному росту. Наличие друзей коррелирует с удовлетворенностью собой и пониженными показателями депрессии», — говорит Ciarrochi. Новое исследование, по мнению авторов, также дает контекстуальное понимание роли эмпатии в выборе друзей и поддержании дружбы.

Оригинал: Ciarrochi J., Parker P.D., Sahdra B.K. et al. When empathy matters: The role of sex and empathy in close friendships. Journal of Personal­ity, 2016; doi: 10.1111/jopy.12255

Чрезмерная эмпатия может вредить пониманию других 

Люди, с легкостью сопереживающие другим, вовсе не обязательно хорошо их понимают. Более того, чрезмерная эмпатия может вредить пониманию другого человека — это показало новое исследование, выполненное психологами из Вюрцбурга и Лейпцига на материале 200 человек. В ходе исследования Anne Bockler с коллегами изучали взаи­мосвязанность эмпатии с пониманием психического состояния других людей (ментализация), т.е. способности понимать их уровень знания, их намерения и желания. Результаты работы опубликованы в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience.

«Успешное социальное взаимодействие основывается на нашей способности чувствовать вместе с другими и понимать их мысли и намерения», — объясняет Bockler. Ранее было неясно, в какой степени эти два навыка взаимосвязаны, т.е. способны ли люди, с легкостью сопереживающие другим, понять мысли и намерения этих других. Кроме того, ученых также интересовало взаимодействие нейронных сетей, ответственных за эти два навыка. Исследование показало, что эмпатичные люди совсем не обязательно хорошо понимают других на когнитивном уровне. Т.е., похоже, что социальные навыки основываются на разнообразных способностях, которые довольно независимы друг от друга.

Исследование с использованием фМРТ также показало, как взаимодействуют между собой системы связей, связанные с эмпатией и ког- нитивой оценкой. В очень эмоциональные моменты, например, когда человек говорит о смерти близкого человека, активация островка (часть сети эмпатии) может у некоторых вызывать угнетение отделов, связанных с пониманием точки зрения говорящего человека. Что в свою очередь вредит социальному пониманию.

В ходе исследования участники смотрели несколько видеороликов с более или менее эмоциональным речевым сопровождением. Потом они оценили свою степень сопереживания, а также высказали свои предположения о мыслях и намерениях людей, показанных на видео. Выявив лиц с высоким уровнем эмпатии, ученые оценили их результаты по тестам когнитивной оценки.

По мнению авторов, результаты исследования имеют значение как для нейронауки, так и для клинического применения. Они полагают, что тренинг, нацеленный на улучшение социальных навыков, готовность сопереживать, способность понимать других на когнитивном уровне и улавливать точку зрения человека должен осуществляться селективно и раздельно для его разных элементов.

Оригинал: Zinchenko A., Kanske Ph., Obermeier Ch. et al. Emotion and goal-directed behaviour: ERP evidence on cognitive and emotional conflict. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 2015, 10 (11), pp.1577-1587; doi: 10.1093/scan/nsv050

Как с эмпатией у моего терапевта

Эмпатия является основой терапевтической интервенции. Но как узнать, эмпатичен ли ваш психотерапевт? Учеными двух американских университетов разработана технология, которая позволит это выяснить. Речь идет о компьютерной программе, которая после анализа более 1000 индивидуальных терапевтических сессий выявила речевые единицы с высоким и низким уровнем эмпатии. Ученые разработали алгоритм машинного обучения, который на основании анализа речевого материала автоматически дает показатель эмпатии для каждой сессии. В настоящее время качество терапевтических сессий оценивается как и 70 лет назад — с помощью третьей стороны. Это затратно по времени для привлеченного к оценке специалиста и нарушает прайвеси терапевтических сессий. Новый алгоритм автоматически выделил фразы, демонстрирующие высокий или низкий уровень эмпатии. Ключевые фразы, указывающие на высокий уровень эмпатии (на английском языке): «похоже, что», «вам не кажется», «то, что вы говорите». На низкий уровень эмпатии указывают фразы: «следующий вопрос», «вам нужно» и «в прошлом». Исследователи надеются использовать новый инструмент в подготовке психотерапевтов.

Оригинал: Bo Xiao, Imel Z.E., Georgiou P.G. et al. ‘Rate My Therapist’: Automated detection of empathy in drug and alcohol counseling via speech and language processing. PLOS ONE, 2015, 10 (12); doi: 10.1371/journal. pone.0143055

Можно ли побудить «нарцисса» к сопереживанию?

Британские ученые исследовали, можно ли вызвать сопереживание у нарциссических личностей при виде страдания другого человека. Дефицит эмпатии у «нарциссов» — хорошо задокументированный факт, хотя остается неясным, почему это так и можно ли изменить такое поведение. По данным нового исследования, при правильном фокусировании люди с нарциссическими тенденциями способны проявлять эмпатию при виде страданий другого человека. Исследование опубликовано в Personality and Social Psychology Bulletin.

О людях-«нарциссах» обычно говорят, что они «чересчур заняты собой, эгоцентричны, и их не очень беспокоит, как их воспринимают окружающие», — поясняет ведущий исследователь Erica Hepper. Такой дефицит сопереживания очень вредит межличностным отношениям, социальным связям и просоциальному поведению. Для целей исследования ученые сосредоточились на людях с субклиническим нарциссизмом, а не на пациентах с клиническим диагнозом нарциссического личностного расстройства (НЛР). Hepper объясняет это тем, что субклинические «нарциссы» — люди психологически здоровые, хорошо адаптированные и нередко очень успешные, тогда как люди с НЛР ригидны и «неосязаемы», и им трудно управлять повседневной жизнью. Субклинический нарциссизм также встречается чаще, и количество людей с нарциссическими чертами все время увеличивается. В ходе исследования участникам давали прочитать историю разрыва одной пары. Независимо от эмоциональной нагрузки текста, лица с высоким показателем нарциссизма не показывали эмпатии. Тогда исследователи проверили, способны ли «нарциссы» проявлять сопереживание, если их об этом попросят. Их проинструктировали представить себя в положении страдающего лица из 10-минутного документального фильма о домашнем насилии. Оказалось, что у людей с низким показателем нарциссизма такая когнитивная цель ничего не изменила, так как, судя по всему, они уже вошли в положение страдающей женщины. А вот у лиц с высоким показателем нарциссизма уровень эмпа­тии достоверно повысился, когда они получили задание «встать на ее место». Это говорит о том, что «нарциссы», которые являются относительно «антисоциальными» членами общества, все-таки обладают способностью к сопереживанию, но их надо к этому побудить.

Оригинал: Hepper E.G., Hart C.M., Sedkides C. Moving Narcissus: Can narcissists be empathic? Personality and Social Psychology Bulletin, 2014, 40 (9), pp. 1079-1091; doi: 10.1177/0146167214535812

Способность к сопереживанию при психопатии

Пациенты с психопатией все-таки способны к сопереживанию, предполагают на основании исследования ученые из Гронингенского университета. То есть, в представлении о том, что психопаты ничего не чувствуют, есть определенные нюансы. Мозг среднего психопата так же чувствительно реагирует на эмоциональную картинку, как и здоровый испытуемый, но при условии, что он получил задание «вжиться в ситуацию». Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, выполненного на материале 18 осужденных с психопатией, находящихся на принудительном лечении в нидерландской клинике TBS (для особо опасных преступников, совершивших тяжкие преступления против личности с применением насилия, и склонные к рецидиву). В ходе исследования испытуемые в наручниках и в сопровождении охранника посещали лабораторию Медицинского центра Гронингенского университета. При помещении в МРТ-сканер наручники с них снимали. Находясь в сканере, испытуемые смотрели виде­осюжеты, на которых были показаны руки — поглаживающие, бьющие по пальцам или убираемые. При показе подобных изображений у «нормальных» испытуемых идут разряды от зеркальных нейронов. Активность зеркальных нейронов является показателем способности к сопереживанию, и она была у испытуемых с психопатией низкой, правда, до тех пор, пока им не давали задание «вжиться в ситуацию». После этого их изображения оказались такими же, как в контрольной группе. «Это предполагает, что психопаты на самом деле обладают способностью к сопереживанию, только они ее спонтанно не используют», — говорит исследовательница Harma Meffert. Возможно, что именно эта особенность позволяет им так хорошо манипулировать другими.

Современные теории происхождения психопатии связаны с дефицитом инструментального обучения и внимания. С этой точки зрения, выводы ученых вписываются в гипотезу. В частности, сканирование мозга показало абнормальную активацию в миндалине — отделе паралимби- ческой системы, связанным с эмоциональным обучением. У паиентов с психопатией может не быть ключей к рельефным социальным стимулам, и это в какой-то степени объединяет их с людьми с расстройствами аутистического спектра. Соответственно, психопаты могут оказаться не способны к развитию более сложных структур правил и моральных установок. «Они просто не подключаются в автоматическом режиме к тому, что происходит с другими», — отмечает один из авторов Christian Keysers. «Большой вопрос, конечно, в какой мере эту способность усиливать эмпатию можно регулировать таким образом, чтобы это улучшило конечный результат у пациентов в условиях реального мира», — комментирует исследование американский коллега Kent Kiehl.

В этом смысле Гронингенский эксперимент дает точки приложения усилий для терапии. Возможно, что сочетание тренингов и фармакотерапии поможет психопатам спонтанно концентрироваться на эмоциях других людей.

Оригинал: Meffert H., Gazzola V., den Boer J.A. et al. Reduced spontaneous but relatively normal deliberate vicarious representation in psychopathy. Brain, 2013, 136 (8), pp. 2550-2562; doi: 10.1093/brain/awt190

Составитель-переводчик: Елена Можаева

Метрики

Просмотров

Всего: 2139
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1532
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4