Консультативная психология и психотерапия
2023. Том 31. № 1. С. 152–155
doi:10.17759/cpp.2023310108
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Исследования роли уязвимого нарциссизма
Аннотация
Предлагаем вниманию читателей два материала об исследованиях связей уязвимого нарциссизма с гиперчувствительностью и ядром «темной триады».
Общая информация
Рубрика издания: Дайджест исследований в клинической психологии и психотерапии
Тип материала: краткое сообщение
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2023310108
Для цитаты: Исследования роли уязвимого нарциссизма // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 1. С. 152–155. DOI: 10.17759/cpp.2023310108
Полный текст
В исследованиях нарциссизма уязвимый нарциссизм изучен менее тщательно, чем грандиозный. Он описывает тенденцию к гиперчувствительному и тревожному поведению в дополнение к чувству собственной уникальности, которое характерно для обеих размерностей нарциссизма. По контрасту с грандиозным нарциссизмом уязвимый нарциссизм предполагает также выраженную эгоцентричность, низкую самооценку, застенчивость, социальную отгороженность и эмоциональную ранимость. Исследования последних лет показывают, что уязвимый нарциссизм в большей мере вредит психическому здоровью, чем грандиозный нарциссизм. Он ассоциирован с психологическими проблемами и использованием таких неадекватных стратегий регуляции эмоций, как агрессия и подавление. Большинство экспертов считают, что нарциссическое личностное расстройство в DSM–5 касается в большей мере грандиозного нарциссизма, чем нарциссизма уязвимого. В настоящем дайджесте представлены два недавних исследования, посвященных изучению связи уязвимого нарциссизма с гиперчувствительностью и ядром «темной триады».
Высокая чувствительность и гиперсензитивный нарциссизм
Высокая чувствительность обычно считается положительным качеством, тогда как нарциссизм считается чертой отрицательной. Однако исследование, выполненное учеными Австрии и Германии, говорит о значительной общности характеристик у людей высокочувствительных и у «уязвимых нарциссов».
Термин «высокочувствительная личность» был введен в употребление Elaine Aron в 1996 году. Этот конструкт описывает человека с повышенной чувствительностью к сенсорной стимуляции. Люди с этой особенностью считают ее как своим благословением, так и проклятием — она дает им уникальную способность, но она же осложняет их существование в обществе, имеющем совершенно иные потребности. По мнению исследователей, это чувство «инаковости» может вызвать у высокочувствительных людей чувство собственной исключительности и, как следствие, потребность в особом отношении к ним со стороны окружающих. Эти черты заставляют вспомнить о фундаментальных характеристиках нарциссизма — чувстве собственной уникальности и значимости. Более того, уязвимая грань нарциссизма предполагает чувствительность к социальным стимулам, что напоминает чувствительность к внешним стимулам среди высокочувствительных людей.
В рамках настоящего исследования две отдельные выборки взрослых — 280 человек из Германии и 310 человек из Соединенного Королевства — заполнили онлайн-опросники, оценивающие разнообразные личностные характеристики, а также психологические и соматические симптомы. Обе выборки заполнили шкалу оценки высокой чувствительности (Highly Sensitive Person Scale — HSPS), которая замеряет тенденцию к ощущению перегруженности (легкость возбуждения), чувствительность к внешним стимулам (низкий сенсорный порог) и чувствительность к эстетической ценности. Кроме того, были выполнены измерения типов нарциссизма.
В обоих исследованиях высокая чувствительность положительно коррелировала с гиперсензитивным нарциссизмом и уязвимым нарциссизмом. Особенно сильно с двумя измерениями нарциссизма оказался связан фактор легкости возбуждения. Другой общей чертой для высокой чувствительности и нарциссизма является чувство собственной уникальности. В обоих исследованиях высокая чувствительность и нарциссизм оказались связаны с невротизмом и интроверсией, а также сопряжены с более выраженными симптомами психологического дистресса и повышенной вероятностью диагноза в области психического здоровья.
Авторы отмечают, что по данным исследования, высокая чувствительность и гиперсензитивный нарциссизм — это не одно и то же, но у них есть значимые общие характеристики, в частности, механизмы саморегуляции, которые в конечном итоге препятствуют личностному росту. Особенно это касается лиц, быстро впадающих в возбуждение. Исследователи подчеркивают, что выполненное исследование не является попыткой «патологизировать» высокую чувствительность – скорее, речь идет об изучении всех аспектов высокой чувствительности и нарциссизма, как благоприятных, так и неблагоприятных, как адаптивных, так и потенциально проблемных. Ограничением обоих исследований авторы считают оценку личностных черт по опросникам на основе самоотчета. В будущих исследованиях можно попытаться дополнить данные на основе самоотчета материалами, собранными из внешнего окружения, или даже получить поведенческие данные методом эксперимента.
Оригинал: Jauk E., Knödler M., Frenzel J., Kanske Ph. Do highly sensitive persons display hypersensitive narcissism? Similarities and differences in the nomological networks of sensory processing sensitivity and vulnerable narcissism // Journal of Clinical Psychology. 2023. № 79 (1). P. 228—254. DOI: 10.1002/jclp.23406
Уязвимый нарциссизм и темный фактор личности
Научные исследования последних лет, посвященные социально аверсивным личностным чертам, все больше занимаются поиском общих элементов между этими конструктами. Так, введенное понятие «темной триады личности» объединяет психопатию, макиавеллизм и нарциссизм, с присущими им характеристиками: для психопатии — это бессердечность и отсутствие угрызений совести, для макиавеллизма — безразличие к конвенциональной морали и идеологиям, и желание манипулировать другими, и для нарциссизма — идеи величия, эксплуатация других и чувство собственной уникальности и избранности с претензией на большие права, по сравнению с людьми «рядовыми». В поисках общего ядра «темной триады», или D-фактора (от англ. dark), ранее предлагалось рассматривать такие качества, как низкая степень честности-смирения, слабая готовность к компромиссам, манипулирование другими и бессердечие. Однако исследования этого фактора пока не обращались к роли уязвимого нарциссизма, ограничиваясь контекстом грандиозного нарциссизма.
Уязвимый нарциссизм изучен значительно хуже и не рассматривается как «темная» черта. Его помещали в отдельную «темную триаду», наряду с психопатией и пограничным расстройством личности, где общей чертой для всех — помимо межличностного антагонизма, характерного для более традиционных «темных» черт личности — является тенденция к негативной эмоциональности.
В новом исследовании ученые из Венского университета в поисках связи между уязвимым нарциссизмом и D-фактором использовали метод эксплораторного и репликационного факторного анализа на материале двух выборок с общим количеством участников более 2400 человек. Первое исследование было посвящено выявлению факторной структуры популярных инструментов для измерения черт «темной триады»: Hypersensitive Narcissism Scale (HSNS), используемой для оценки уязвимого нарциссизма; краткой версии Narcissistic Personality Inventory (NPI-15), измеряющей характеристики грандиозного нарциссизма; шкалы Self-report Psychopathy (SRP-III), применяемой для оценки психопатии и шкалы MACH, замеряющей уровень макиавеллизма.
Проведенное год спустя второе исследование проверяло установленную факторную структуру на новых данных и применило модель D-факторa. Авторы показывают, что в субклинических выборках шкала гиперсензитивного нарциссизма HSNS измеряет не один, а скорее два слабо коррелируемых между собой фактора: чувствительность к суждениям других и эгоцентричность. Чувствительность к суждениям других фиксирует тенденцию к легкой ранимости от замечаний других людей или неправильную их интерпретацию как враждебных. Эгоцентричность — это тенденция к полному погружению в собственные интересы и проблемы, игнорируя интересы и чувства других людей или просто забывая о них. При этом лишь эгоцентричность обладает значительным весом для D-фактора, что позволяет предположить, что именно эту черту следует относить к ядру «темной триады». Авторы обсуждают значение результатов исследования для организационной и промышленной психологии.
Оригинал: Starlinger A., Voracek M., Tran U. Vulnerable narcissism and the dark factor of personality: Insights from a cross-validated item-level and scale-level factor-analytic approach // Personality and Individual Differences. 2022. № 185(1). DOI: 10.1016/j.paid.2021.111283
Составитель-переводчик: Елена Можаева
Метрики
Просмотров
Всего: 2417
В прошлом месяце: 136
В текущем месяце: 89
Скачиваний
Всего: 465
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4