Особенности жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия у современной молодежи*

2696

Аннотация

Данная работа посвящена изучению особенностей жизненной позиции у современной молодежи в период самоопределения и является частью исследования субъективной картины мира в молодом возрасте. Жизненная позиция определяется нами как соотношение оценки себя и своего поколения. В исследовании, основной методикой которого явилась авторская проективная методика «Молодой возраст», построенная на основе метода незаконченных предложений, приняло участие 235 молодых людей в возрасте 20–30 лет. На основании модели «Я–Они», отражающей жизненную позицию, были описаны тенденции в субъективной оценке себя и своего поколения у современной молодежи, а также проанализированы различия в жизненной позиции при разных уровнях психологического благополучия. В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности жизненной позиции современной молодежи: относительная устойчивость жизненных взглядов при сохранении неопределенности самооценки относительно своего поколения, тесная связь жизненной позиции с уровнем психологического благополучия, независимость жизненной позиции от финансовой успешности и факта наличия работы. Основной вывод исследования заключается в том, что доминирующая жизненная позиция является неотъемлемой частью субъективной картины мира у молодых людей в период профессионального самоопределения.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-06- 00206 «Субъективное восприятие себя, мира при разном психологическом благополучии в период жизненного самоопределения современной молодежи»).

Ключевые слова: самоопределение, психологическое благополучие , жизненная позиция , субъективное восприятие себя, восприятие своего поколения

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090207

Для цитаты: Эйдельман Г.Н. Особенности жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия у современной молодежи // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 82–94. DOI: 10.17759/exppsy.2016090207

Полный текст

 

ЭЙДЕЛЬМАН Г. Н. , Институт психологии РАН; Московский институт экономики, политики и права, Москва, Россия, e-mail: galeid2015@gmail.com

Данная работа посвящена изучению особенностей жизненной позиции у современной молодежи в период самоопределения и является частью исследования субъективной картины мира в молодом возрасте. Жизненная позиция определяется нами как соотношение оценки себя и своего поколения. В исследовании, основной методикой которого явилась авторская проективная методика «Молодой возраст», построенная на основе метода незаконченных предложений, приняло участие 235 молодых людей в возрасте 20-30 лет. На основании модели «Я-Они», отражающей жизненную позицию, были описаны тенденции в субъективной оценке себя и своего поколения у современной молодежи, а также проанализированы различия в жизненной позиции при разных уровнях психологического благополучия. В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности жизненной позиции современной молодежи: относительная устойчивость жизненных взглядов при сохранении неопределенности самооценки относительно своего поколения, тесная связь жизненной позиции с уровнем психологического благополучия, независимость жизненной позиции от финансовой успешности и факта наличия работы. Основной вывод исследования заключается в том, что доминирующая жизненная позиция является неотъемлемой частью субъективной картины мира у молодых людей в период профессионального самоопределения.

Процесс жизненного самоопределения на этапе завершения профессионального образования, независимо от его уровня, нередко сопровождается в молодом возрасте кризисом самоопределения. Данный кризис связан, в первую очередь, с расширением социального пространства жизнедеятельности молодого человека, необходимостью адаптироваться к изменениям внешних условий, поиском и выбором путей построения собственной жизни и определением ее дальнейших перспектив и характеризуется повышенным стрессом, чрезмерными энергетическими затратами и возможным разочарованием вследствие особой значимости осуществляемых им выборов (Трубникова, 2009). В этот период молодой человек проявляется как субъект собственной жизни, своего развития и профессиональной деятельности.

В настоящее время процесс самоопределения осложнен для молодежи трудностями социального и экономического переустройства российского общества, политическими проблемами в мире, поэтому, несомненно, актуальной становится задача изучения психологического благополучия молодежи, отражающего степень удовлетворенности человека собственной жизнью.

При изучении данной проблематики мы опираемся на определение самодетермина- ции как способности самостоятельного выбора направления саморазвития. На основе исследования субъективных факторов формирования и развития психологического благополучия в предыдущих работах мы проанализировали особенности формирования субъективного отношения молодого человека к себе и миру, взаимосвязь этих параметров с психологическим благополучием, рассмотрели роль соотношения представлений о себе с идеальным образом и значение возрастной идентификации как неотъемлемой части личностной идентичности (Сергиенко, 2011; Сергиенко, 2013; Эйдельман, 2013; Сергиенко, Эй­дельман, 2014; Эйдельман, 2014; Эйдельман, 2015; Эйдельман, Сергиенко, 2015).

Поскольку мы рассматриваем профессиональное самоопределение молодежи как составляющую жизненного самоопределения, как процесс социализации в широком смысле слова и понимаем под ним процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни (Сафин, 1986), фокус внимания в данной работе направлен на исследование жизненной позиции в период профессионального становления. Жизненная позиция, начиная формироваться в детском возрасте под воздействием социальных установок и поведения ближайшего окружения ребенка, к юношескому возрасту представляет собой систему ориентиров, определяющих как общие мировоззренческие установки в виде доминирующей жизненной позиции (взгляд человека на себя, на других, на жизнь в целом), так и ситуативные поведенческие реакции (ситуативная жизненная позиция). На основе модели «О’К Коррал» и модели трехсторонней позиции «Я-Ты-Они» (Berne 1962/1975; Ernst, 1971; Davidson, 1999) нами была разработана модель «Я-Они», учитывающая активность субъекта в процессе осуществления какого-либо жизненного выбора (рис. 1).

Я активен в ситуации самоопределения

Я - ОК;

Они - не ОК.

Позиция «ступенькой выше».

Желание избавиться от...

Реакция гневная

Я - ОК;

Они - ОК.

Здоровая позиция.

Желание находить общий язык.

Реакция - адекватная ситуации

Я - не ОК;

Они - ОК.

Позиция «ступенькой ниже».

Желание уйти от.

Реакция беспомощности

Я - не ОК;

Они - не ОК

Безнадежная позиция.

Желание смириться.

Апатичная реакция

 

Я пассивен в ситуации самоопределения

Рис. 1. Модель «Я-Они»

Наиболее гармоничной считается позиция «Я - ОК, Они - ОК». При такой позиции субъект ищет причины возникающих трудностей в конкретной жизненной ситуации и активизирует внутренние силы на ее изменение.

При позиции «Я - ОК, Они - не ОК» человек помещает себя «ступенькой выше» по отношению к другим, рассматривая самого себя в роли Спасителя или Преследователя (Karpman, 1968). Причина неудач ищется вовне. Избавление от неудовлетворенности свой жизнью осуществляется либо через критику и принижение достоинств и достижений других людей, либо через воспитание и чрезмерную заботу о других.

Позиция «Я - не ОК, Они - ОК» отражает взгляд на себя как на менее важного или менее способного, чем другие люди; причины неудач и трудностей ищутся в себе. Однако сил и смелости на изменение жизни не хватает. Как правило, в позиции «ступенькой ниже» человек ожидает помощи от другого или чуда, которое изменит его жизнь.

Позиция «Я - не ОК, Они - не ОК» - по сути своей безнадежна, безысходна. Причины жизненных проблем либо не распознаются, либо рассматриваются как неподвластные изменениям. Человек, как правило, не предпринимает каких-либо действий, направленных на повышение удовлетворенности жизнью.

Цель данной части исследования - изучение жизненной позиции как субъективного фактора психологического благополучия и выявление особенностей жизненной позиции молодых людей в период профессионального самоопределения.

Выборку исследования составили жители Москвы и Московской области в возрасте 20-30 лет. Средний возраст респондентов - 23,5 + 3 года. Общий объем выборки - 235 человек, 114 мужчин и 121 женщина. Среди респондентов были работающие (постоянно или временно) и неработающие, имеющие свою семью или неженатые (большинство - свободные), проживающие с родителями и отдельно. Уровень образования различен (от среднего до высшего). Отбор участников исследования проводился по двум основным критериям: возраст от 20 до 30 лет и наличие ситуации профессионального самоопределения в жизни.

Методы и методики исследования

   Авторская анкета, направленная на изучение социально-экономического статуса респондентов и наличия ситуации профессионального самоопределения в жизни (постоянство работы, стаж работы, соответствие работы приобретенной специальности). При обработке полученных данных использовался метод кодировки.

    Шкала психологического благополучия (ШПБ) К. Риф в модификации Т.Д. Шеве- ленковой, П.П. Фесенко для выявления уровня и структуры психологического благополучия, а также оценки удовлетворенности жизнью идеального человека (Шевеленкова, Фе­сенко, 2005). Оценка психологического благополучия осуществлялась как на основании общего индекса психологического благополучия, так и на основании отдельных субшкал: «позитивные отношения с другими» - отражает степень удовлетворенности отношениями в социуме; «автономия» - выявляет степень независимости человека от социального давления; «управление окружающей средой» - отражает степень собственной силы/бессилия в удовлетворении потребностей, достижении желаемого; «личностный рост» - отражает степень реализации своего потенциала и уровень удовлетворенности в области самореализации; «цель в жизни» - отражает наличие целей в жизни и степень осмысленности; «само- принятие» - показывает отношение к себе, своим качествам и своему опыту.

   Авторская проективная методика «Отношение к миру» для изучения внутренней картины мира субъекта (Эйдельман, 2013), построенная по методу семантического дифференциала. 20 субшкал условно сгруппированы в 3 основные шкалы: «оценка мира» (7 пар) - показывает особенности эмоционального восприятия внешнего мира; «включенность в мир» (7 пар) — отражает включенность субъекта в существующую реальность и готовность контактировать с миром; «стабильность мира» (6 пар) - оценивает внешний мир с позиции стабильность/изменчивость, которые стимулируют субъекта к действию. Анализ результатов осуществлялся как на основе каждой из 20 субшкал в отдельности, так и по сгруппированным шкалам в целом. По каждой субшкале определялась степень выраженности предпочтения (от -3 до 3 баллов). При обработке и анализе результатов учитывалась как содержательная сторона ответов, так и частота тех или иных выборов.

    Личностный дифференциал, разработанный на основе Семантического дифференциала в Институте имени В.М. Бехтерева (Бажин, Эткинд, 1983), для оценки себя и идеального образа. Методика включает в себя 3 шкалы: шкала оценки - отражает уровень самоуважения, самопринятия, удовлетворенности собой; шкала силы - позволяет оценить развитость волевых сторон личности и склонность использовать собственную силу; шкала активности - отражает уровень активности (пассивности). Каждая шкала содержит набор личностных черт, которые оцениваются по 7-балльной системе.

    Авторская проективная методика «Молодой возраст», разработанная на основе метода незаконченных предложений Д. Сакса и С. Леви (Сакс, Леви, 2000). Методика содержит 29 незаконченных предложений, условно сгруппированных в 7 тем: восприятие своего возраста (5 предложений); отношение к поколению и соотнесение себя с возрастом (4 предложения); проблемы возраста (4 предложения); радости возраста (4 предложения); достижения возраста (4 предложения); отношение к будущему (4 предложения); нереализованные возможности (4 предложения). Оценка полученных данных осуществлялась как по каждому предложению в отдельности, так и по сгруппированным блокам. Обработка данных проводилась с использованием контент-анализа и кодировки: 1 - негативное отношение к себе или ровеснику; 2 - нейтральное отношение к себе или ровеснику; 3 - позитивное отношение к себе или ровеснику. В соответствии с поставленными в исследовании задачами проводилась оценка продолжения незаконченных предложений «В свои годы я...» и «Девушки (юноши) моего возраста.», поскольку, с нашей точки зрения, именно они направлены на выявление доминирующей, а не ситуативной, жизненной позиции (не содержат акцента на определенную ситуацию или конкретного человека). В данном случае жизненная позиция определяется как соотношение оценки себя и своих сверстников.

Процедура тестирования осуществлялась индивидуально или в группах (10-15 человек) на добровольной основе при условии конфиденциальности. Респондентам предлагалось самостоятельно заполнить бланки для ответов, сгруппированных в определенном порядке. Последовательность и точность заполнения бланков контролировалась психологом. Каждый бланк сопровождался подробной инструкцией по его заполнению. Ограничений по времени заполнения бланков не ставилось. В зависимости от индивидуальных особенностей респондента процедура занимала от 1,5 до 2,5 часа. Регламентируемых перерывов в процедуре тестирования не планировалось, но респондентам предоставлялась возможность индивидуального перерыва в 5 минут. Такой возможностью воспользовалось 15,7% участников.

При первичной обработке ответов была проведена сортировка материала по основному критерию - наличие ситуации профессионального самоопределения. В результате анализа анкетных данных в конечную выборку (235 человек) вошли молодые люди, находящиеся в поисках работы, работающие на последнем месте не более трех лет и/или желающие сменить работу.

Для анализа существующих взаимосвязей использовался метод ранговой корреляции Спирмена. В рамках сравнительного анализа применялись непараметрические критерии Уилкоксона для связных выборок и критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Статистическая обработка данных и анализ существующих взаимосвязей проводились с использованием компьютерной программы AMOS (приложение SPSS 21).

Результаты и обсуждения

На первом этапе анализа данных рассматривался такой параметр, как отношение молодых людей к самим себе и к своему поколению. В результате были выявлены 3 позиции: 1) Я - не ОК (безответственный, ничего не имею, хуже остальных, никто...); 2) Я - нейтральное отношение к себе (живу, какой есть...); 3) Я - ОК (многого достиг, учусь, работаю, уже имею...). Относительно оценки своих сверстников в группе респондентов были выявлены следующие позиции: 1) Они - не ОК (глупые, разгильдяи, неответственные, хуже, чем я.); 2) Я - нейтральное отношение к другим (другие - разные, всякие, не хуже/не лучше.); 3) Они - ОК (веселые, энергичные, умные и т. д.). Результаты анализа данного параметра по выборке представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Результаты анализа отношения к себе в молодом возрасте

Отношение к себе

Все респонденты (235 человек)

Мужчины (114 человек)

Женщины (121 человек)

Я - не ОК

25,5%

31,7%

20,8%

Я - нейтральное отношение

3,2%

1,2%

4,7%

Я - ОК

71,3%

67,1%

74,5%

 

На основе полученных данных можно говорить о наличии у современной молодежи тенденции к положительной самооценке: только четверть представленной выборки воспринимают себя неуспешными, не видят собственных достижений, не нравятся себе и лишь 3,2% респондентов не могут сказать о себе ничего определенного. Результаты анализа данных по тесту «Молодой возраст» соответствуют результатам методики «Личностный дифференциал» (Эйдельман, 2015): свои качества затруднились оценить 1,6% респондентов. Незначительные различия в процентном выражении связаны с различными аспектами в оценивании себя: «Личностный дифференциал» направлен на оценку собственных качеств, в то время как методика «Молодой возраст» направлена на оценку собственных достижений.

Таблица 2

Результаты анализа отношения к своему поколению в молодом возрасте

Отношение к поколению

Все респонденты (235 человек)

Мужчины (114 человек)

Женщины (121человек)

Они - не ОК

43,6%

46,3%

41,5%

Они - нейтральное отношение

21,8%

19,5%

23,6%

Они - ОК

34,6%

34,2%

34,9%

Анализ такого параметра, как отношение к своему поколению, выявил, что молодые люди в целом оценивают свое поколение как неуспешное чаще, чем как успешное (табл. 2). Однако около 22% респондентов в оценке сверстников дают расплывчатые, неопределенные ответы, что свидетельствует либо о сопротивлении самому исследованию, либо о не- сформированности жизненной позиции, либо о безразличии к другим. Эти данные требуют уточнения и дополнительного изучения с помощью других методов исследования. Тем не менее, отношение к своему поколению характеризуется в большинстве случаев выраженной эмоциональной окрашенностью, как у молодых мужчин, так и у молодых женщин. Сравнительный анализ значимых различий между оценками мужчин и женщин не выявил таковых (р=0,650).

С целью определения особенностей жизненной позиции у современной молодежи при разном уровне психологического благополучия респонденты были поделены на 3 подгруппы: 1-я подгруппа - 56 молодых людей с психологическим неблагополучием (низкий уровень психологического благополучия) (мужчины - 30, женщины - 23); 2-я подгруппа - 91 человек с частичным психологическим неблагополучием (есть снижение показателей по одной или двум сферам удовлетворенности жизнью) (мужчины - 43, женщины - 47); 3-я подгруппа - 88 человек с психологическим благополучием (нормальный уровень психологического благополучия) (мужчины - 39, женщины - 48). Результаты сравнения отношения к сверстникам при различных уровнях психологического благополучия представлены в табл. 3.

Таблица 3

Анализ параметра «отношение к своему поколению» при различных уровнях психологического благополучия

Отношение к поколению

Психологическое неблагополучие

Психологическое частичное неблагополучие

Психологическое благополучие

Они - не ОК

40%

49,3%

38,5%

Они - нейтральное отношение

26%

23,3%

18,5%

Они - ОК

34%

27,4%

43,1%

 

Данные табл. 3 свидетельствуют о незначительном изменении отношения к своему поколению при переходе от одного уровня психологического благополучия к другому. Хотя появляется слабая тенденция к снижению нейтральной оценки сверстников и увеличению оценки «ОК» при нарастании психологического благополучия, сравнительный анализ существенных различий не выявил: различия в оценке других между группами с частичным психологическим неблагополучием и психологическим благополучием находятся в зоне незначимости (р=0,085). То есть независимо от степени удовлетворенности жизнью молодые люди в равной степени склонны оценивать других и как успешных, и как неуспешных, причем как неуспешных чаще, чем как успешных. Полученные данные говорят о недоверии и скрытой враждебности к сверстникам среди молодежи больших мегаполисов независимо от степени удовлетворенности жизнью.

Однако оценка отношения к своему поколению в контексте изучения жизненной позиции мало информативна сама по себе без рассмотрения ее в соотношении с оценкой самого себя. В результате сопоставления оценки себя и своих сверстников для каждого респондента выборка была разбита на подгруппы, представленные на рис.2.


Рис. 2. Распределение респондентов молодого возраста относительно жизненной позиции

 

Полученные данные свидетельствуют о наличии у молодых людей, проживающих в мегаполисах, тенденции оценивать себя выше остальных (34,6% от общего числа респондентов). Позиция «ступенькой выше» (Я - ОК, Они - не ОК), для которой характерно повышение и сохранение самооценки за счет принижения значимости остальных, является наиболее распространенной в возрасте 20-30 лет. «Здоровая» позиция (Я - ОК, Они - ОК) встречается в 22,9% случаев. Только около четверти молодых людей воспринимают себя и других из своего поколения как равных, что говорит о слабо развитой толерантности в молодежной среде. Позиции «ступенькой ниже» (Я - не ОК, Они - ОК) и «безнадежная» (Я - не ОК, Они - не ОК), для которых характерно пассивное отношение к своей жизни, встречаются реже (11,7% и 8,5% соответственно). Однако в совокупности обе группы (20,2% от общего числа респондентов) численно приближаются к группе со «здоровой» позицией, респонденты которой склонны к активному и адекватному отношению к собственной жизни. То есть число молодых людей, занимающих адекватную позицию, и число молодых людей, занимающих пассивную позицию, оказывается приблизительно равным.

Сравнительный анализ жизненной позиции мужчин и женщин не выявил существенных различий в целом, но зафиксировал различия на уровне р=0,001 в оценке себя и другого в группе с «безнадежной» позицией. Мужчины чаще, чем женщины, придерживаются «безнадежной» позиции». Данные факты соотносятся с полученными и описанными ранее результатами по оценке отношения к миру (Сергиенко, Эйдельман, 2014): мужчины в возрасте 20-30 лет более пессимистично смотрят на мир, чем женщины (различия между мужчинами и женщинами в оценке мира с позиции яркость/серость фиксировались на уровне р=0,003, радость/печаль - р=0,031).

Далее нами был проведен сравнительный анализ жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия (рис. 3).


Рис. 3. Распределение респондентов молодого возраста относительно жизненной позиции при различных уровнях психологического благополучия

 

Анализ нейтрального отношения к себе и своим ровесникам показал, что неопределенные ответы относительно себя и другого одновременно (8,2%) сконцентрированы в группе с психологическим частичным неблагополучием. При этом группа с психологическим неблагополучием лидирует в нейтральной оценке своего поколения в целом (26%).

Ответы при психологическом неблагополучии сосредоточены в основном в диапазоне неудовлетворенности собой. Причем максимальное количество ответов сосредоточено в группе с позицией «ступенькой ниже» (Я - не ОК, Они - ОК). То есть молодые люди при психологическом неблагополучии склонны оценивать себя ниже своих сверстников. Для ответов молодых людей при психологическом благополучии характерна оценка себя с позиции успешности. Однако максимальное количество ответов сосредоточено в группе с позицией «ступенькой выше» (Я - ОК, Они - не ОК), а не в группе со здоровой позицией (Я - ОК, Они - ОК). Оценка других как неуспешных поддерживает чувство удовлетворенности жизнью при минимальных усилиях достижения удовлетворенности даже при психологическом благополучии. Сравнительный анализ выявил существенные различия (р=0,01) в жизненной позиции между группами с психологическим неблагополучием и частичным психологическим неблагополучием, с частичным психологическим неблагополучием и психологическим благополучием, с психологическим неблагополучием и психологическим благополучием. То есть при переходе от уровня психологического неблагополучия к психологическому благополучию значимо меняется жизненная позиция «Я-Они» от преобладающей безнадежной (Я - не ОК, Они - не ОК) к здоровой (Я - ОК, Они - ОК). Несмотря на то, что при психологическом благополучии ведущей остается позиция «ступенькой выше» (Я - ОК, Они - не ОК), группа со «здоровой позицией» (Я - ОК, Они - ОК) максимально приближается к ней: «Я - ОК, Они - не ОК» - 38,5% респондентов, «Я- ОК, Они - ОК» - 35,4%. То есть при увеличении удовлетворенности жизнью увеличивается число молодых людей, уважающих себя и своих сверстников и готовых общаться с миром «на равных». Следует обратить внимание на тот факт, что позиция «ступенькой выше» (Я - ОК, Они - не ОК) наиболее характерна при частичном психологическом неблагополучии: когда молодые люди не уверены в своих силах, они часто предпочитают самоутверждаться за счет других.

Для проведения корреляционного анализа группы респондентов были проранжиро- ваны по степени повышения эффективности адаптационных механизмов, востребованных в кризисный период самоопределения, и распределены в следующем порядке:

    Я - нейтральное отношение, Они - нейтральное отношение - отсутствуют четкие представления о себе и других, что ведет к хаотичному жизненному выбору, потере времени при самоопределении или неразборчивости в выборе;

    Я - не ОК, Они - не ОК - «безнадежная» позиция, при которой индивид не осуществляет никакого выбора или осуществляет выбор по остаточному принципу;

    Я - не ОК, Они - нейтральное отношение - «осторожная» позиция, при которой человек ожидает «хорошего» предложения, но боится его принять, тратит время на сомнения;

    Я - не ОК, Они - ОК - позиция «ступенькой ниже» ведет к ориентации на чужое мнение при осуществлении выбора и надежде на помощь со стороны окружающих;

    Я - ОК, Они - не ОК - при позиции «ступенькой выше» в ситуации выбора человек ориентируется на свои амбиции при недостаточности профессионального опыта, что может приводить к неудачам в поиске работы;

    Я - ОК, Они - нейтральное отношение - человек в ситуации выбора адекватно оценивает свои возможности и предложения, но боится прогадать;

    Я - ОК, Они - ОК - при «здоровой» позиции человек в ситуации выбора адекватно оценивает свои возможности и предложения, ориентируется на собственное мнение, но прислушивается к чужим рекомендациям.

Корреляционный анализ между жизненной позицией и социо-экономическими параметрами и субъективными оценками мира и себя выявил ряд значимых взаимосвязей, которые представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа взаимосвязи жизненной позиции с социо- экономическими и субъективными параметрами у современной молодежи

Взаимосвязь жизненной позиции с социо-экономическими параметрами

Взаимосвязь жизненной позиции с субъективными оценками мира и себя

Социо-экономические параметры

Жизненная позиция (r)

Субъективные оценки мира и себя

Жизненная позиция (r)

Возраст

0,141

Индекс психологического благополучия

0,466**

Пол

0,055

Позитивные отношения с окружающими

0,354**

Образование

0,201**

Автономия

0,098

Наличие работы

0,008

Управление средой

0,346**

Стаж работы

-0,020

Личностный рост

0,324**

Соответствие специальности

0,065

Цели в жизни

0,318**

Финансовая независимость

-0,026

Самопринятие

0,368**

Доход

0,027

Оценка мира

0,218**

Наличие собственной семьи

-0,046

Включенность в мир

0, 150*

Наличие друзей

0,170*

Оценка себя

0,168*

Желание сменить работу

0,035

Оценка собственной активности

0,234**

Примечание: «*» - корреляция на уровне 0,05; «**» - корреляция на уровне 0,01.

Проведенный анализ показал, что доминирующая жизненная позиция в большей степени связана с субъективными оценками мира и себя, чем с социо-экономическими параметрами. Из социо-экономических параметров связь была выявлена только между жизненной позицией и уровнем образования, а также наличием друзей. Чем больше друзей и выше образование, тем ближе молодые люди к «здоровой позиции» (Я - ОК, Они - ОК). То есть общение, коммуникативные навыки и уровень образования в молодом возрасте связаны с восприятием себя относительно своего поколения.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что жизненная позиция не связана с возрастом, т. е. в возрастном промежутке 20-30 лет жизненная позиция не претерпевает существенных изменений, что подтверждает ее относительную устойчивость к моменту жизненного и профессионального самоопределения.

Отсутствие связи жизненной позиции с полом обусловлено особенностью выборки (жители Москвы и ближайшего Подмосковья). Развитие в эгалитарных семьях, обучение в совместных школах стирает половые различия в восприятии себя и окружающих у современной молодежи (см.: Эйдельман, 2014).

Такие социо-экономические показатели, как наличие и стаж работы, соответствие специальности, уровень дохода, финансовая и жилищная независимость с жизненной позицией также не связаны. То есть на этапе профессионального самоопределения, с одной стороны, у молодых людей уже сложилась жизненная позиция, а, с другой стороны, социально­профессиональные отношения еще не внесли коррективы в восприятие себя и своего поколения.

Анализ взаимосвязи с субъективным восприятием себя и мира показал, что чем выше собственная оценка себя и своей активности, чем выше включенность в мир, тем чаще молодые люди выбирают позицию «Я - ОК, Они - ОК». Поскольку оценка активности в методике «Личностный дифференциал» отражает степень общительности человека, то выявленная взаимосвязь подтверждает факт выбора «здоровой позиции» при открытости и стремлении к общению. Наличие корреляции с такой оценкой, как «Включенность в мир», которая отражает готовность контактировать с миром и находить свое место в нем, подтверждает наличие взаимосвязи такого параметра, как отношение к своему поколению, с социальной позицией, которую занимает субъект. Чем активнее социальная позиция молодого человека, тем гармоничнее соотношение «Я-Они». Эмоциональное отношение к миру также отражается на жизненной позиции «Я-Они»: чем позитивнее молодой человек воспринимает мир, тем положительнее он оценивает себя и других. Можно говорить о достаточно тесной взаимосвязи между жизненной позицией и психологическим благополучием молодого человека. Чем положительнее оцениваются сверстники и гармоничнее соотношение «Я-Они», тем выше уровень психологического благополучия.

Из всех сфер психологического благополучия не было выявлено взаимосвязи только между жизненной позицией «Я-Они» и автономией. То есть способность противостоять социальному давлению в своих мыслях и поступках, возможность регулировать собственное поведение и оценивать себя, исходя из собственных стандартов, никак не отражается на отношении к своему поколению и сопоставлении себя с ним. Наличие позитивных отношений с окружающими, профессиональный и личностный рост, наличие целей в жизни, ее осознанность, чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами, а также позитивное отношение к себе сопровождается высоким уровнем принятия других и равноправными отношениями.

Заключение

Исследование доминирующей жизненной позиции современной молодежи выявило такие существенные особенности в период самоопределения, как: относительная устойчивость жизненных взглядов при сохранении неопределенности в оценках себя относительно своего поколения; отсутствие гендерных различий в восприятии себя и своего поколения в целом, но их наличие при «безнадежной» жизненной позиции: тесную связь жизненной позиции с уровнем психологического благополучия; взаимосвязь «здоровой жизненной позиции» и психологического благополучия; отсутствие зависимости жизненной позиции от финансовой успешности и факта наличия работы, но наличие взаимосвязей с уровнем образования и кругом общения. Однако необходимо отметить, что только 22,9% респондентов из общего числа опрошенных нами имеют в качестве доминирующей «здоровую жизненную позицию», позволяющую не только взаимодействовать с окружающим миром на равных, но и быть более гибким и адаптивным к изменениям внешнего мира с учетом собственных возможностей.

Таким образом, доминирующая жизненная позиция является неотъемлемой частью субъективной картины мира молодого человека и непосредственно связана с уровнем его психологического благополучия. Данный факт необходимо учитывать при формировании социальной молодежной политики, планировании психологической помощи и сопровождения молодых людей в период самоопределения.

* Эйдельман Г. Н. Соискатель, лаборатория психологии развития, Институт психологии РАН; старший преподаватель, кафедра психологии, Московский институт экономики, политики и права. E-mail: galeid2015@gmail.com

Литература

  1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Методика «Личностный дифференциал» Л.: Изд. Ленингр. Науч.-исслед психо- неврол. ин-та имени В.М. Бехтерева, 1983. 25 с.
  2. Сакс Д.М., Леви С. Тест «Завершение предложений» // Проективная психология: сб.статей: пер. с англ. М.: Эксмо-Пресс, 2000. С. 203–237.
  3. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Свердловского педин- ститута. СПб: Питер, 1986. 352 с.
  4. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст в контексте системно-субъектного подхода // Ученые записки Казанско- го университета. 2011. Т. 153. Серия Гуманитарные науки. Книга 5. С. 89–101.
  5. Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека [Электронный ресурс] Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 10. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/853 (дата обращения: 12.11.2013).
  6. Сергиенко Е.А., Эйдельман Г.Н. Субъективная картина мира, психологическое благополучие в состоянии само- определения у современных молодых людей // Психология психических состояний: сб.статей. Вып. 9. / Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Отечество, 2014. С. 257–273.
  7. Сергиенко Е.А., Эйдельман Г.Н. Возрастная идентификация современной молодежи как фактор самодетермина- ции // Образование и саморазвитие. 2015. Т. 3. № 45. С. 62–72.
  8. Трубникова Н.И. Профессиональное самоопределение как показатель эффективности вузовского образования // Психология обучения. 2009. № 2. С. 79–86.
  9. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методо- логическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–130.
  10. Эйдельман Г.Н. Особенности половой личностной идентичности в период профессионального самоопределе- ния // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с ино- странным участием) / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгей- ский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 177–180.
  11. Эйдельман Г.Н. Субъективная оценка мира в молодом возрасте (20–30 лет) // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 366–369.
  12. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Психологическое благополучие у современных молодых людей в период само- определения // Geneva (Switzerland), the 17-18th of February, 2015 / Publishing Center of the European Association of pedagogues and psychologists “Science”. Geneva, 2015. Р. 202–212.
  13. Эйдельман Г.Н. Субъективное восприятие себя в молодом возрасте // IX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития». Ч. 2. Т. 1. № 9. Новосибирск: Международная научная школа психологии и педагогики, 2015. С. 47–51.
  14. Berne E. Classification of Positions // Transactional Analysis Bulletin. 1962. Vol. 62. № 3. Р. 23.
  15. Berne E. What Do You Say After You Say Hello. London: Corgi, 1975 (Original work published 1972).
  16. Davidson C. I’m Polygonal, OK. INTAND // Newsletter. 1999. Vol. 7. № 1. Р. 6–9.
  17. Ernst F. OK Corral, The grid to get on with // Transactional Analysis Journal. 1971. Vol. 1. № 4. Р. 231–240.
  18. Karpman St. Fairy Tales and Script Drama Analysis // Transactional Analysis Bulletin. 1968. Vol. 7. № 26. Р. 39–44.

Информация об авторах

Эйдельман Г.Н., Соискатель, лаборатория психологии развития, Институт психологии РАН; старший преподаватель, кафедра психологии, Московский институт экономики, политики и права, e-mail: galeid2015@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5993
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 2696
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 14