Расширение представления о механизмах инсайтного решения в рамках теории изменения репрезентации С. Олссона

334

Аннотация

В статье рассматривается вариант расширения модели механизмов инсайтного решения, предложенных С. Олссоном. Имеющиеся механизмы — декомпозиция чанка и ослабление ограничений — рассматриваются с позиции высокоуровневых и низкоуровневых процессов. Декомпозиция чанка описывается как низкоуровневый механизм, а ослабление ограничений — как высокоуровневый. Выдвигается предположение о том, что трудности решения ряда различных инсайтных задач можно объяснить через декомпозицию высокоуровневого чанка и ослабление низкоуровневых ограничений. В статье описываются два эксперимента, посвященных проверке этого предположения. Первый эксперимент описывает решение анаграмм, содержащих в составе слово, как декомпозицию высокоуровневого чанка. Основные результаты эксперимента показывают перспективность выделения декомпозиции семантического чанка как механизма инсайтного решения. Второй эксперимент, проведенный на материале задачи «9 точек», описывает ее решение как преодоление низкоуровневых, перцептивных, ограничений. На материале проведенных экспериментов делается вывод о том, что расширенная модель механизмов инсайтного решения С. Олссона позволяет рассматривать решение разных задач в единой системе процессов нахождения оптимальной стратегии восприятия и мышления.

Общая информация

Ключевые слова: инсайт, инсайтная задача, семантический чанк, декомпозиция чанка, ослабление ограничений, анаграммы, задача «9 точек»

Рубрика издания: Когнитивная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140210

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-313-00123.

Для цитаты: Чистопольская А.В., Лазарева Н.Ю., Маркина П.Н., Макаров И.Н. Расширение представления о механизмах инсайтного решения в рамках теории изменения репрезентации С. Олссона // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 2. С. 141–155. DOI: 10.17759/exppsy.2021140210

Литература

  1. Валуева Е.А. Роль инкубационного периода в решении задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016.Том 13. № 4. С. 789—800. DOI.org/10.17323/1813-8918-2016-4-789-800
  2. Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер, М.Б Михалевской. М.: Изд во МГУ. 1975. С. 96.
  3. Чистопольская А.В. и др. Представление о высокоуровневых и низкоуровневых процессах в когнитивной психологии. Теория изменения репрезентации С. Олссона с позиции уровневого подхода // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2019. №. 3. С. 94—101.
  4. Bruno N., Pavani F. Perception: a multisensory perspective. Oxford: Oxford University Press, 2018.
  5. Burnham C.A., Davis K.G. The nine-dot problem: Beyond perceptual organization // Psychonomic Science. 1969. Vol. 17. № 6. P. 321—323. DOI.org/10.3758/BF03335259
  6. Ekstrand B.R., Dominowski R.L. Solving words as anagrams: II. A clarification // Journal of Experimental Psychology. 1968. Vol. 77. № 4. P. 552—558. DOI.org/10.1037/h0026073
  7. Ellis J.J., Reingold E.M. The Einstellung effect in anagram problem solving: evidence from eye  movements // Frontiers in psychology. 2014. № 5. P. 679. DOI.org/10.3389/fpsyg.2014.00679
  8. Kershaw T.C., Ohlsson S. Multiple causes of difficulty in insight: the case of the nine-dot problem // Journal of experimental psychology: learning, memory, and cognition. 2004. Vol. 30. № 1. P. 3—13. DOI. org/10.1037/0278-7393.30.1.3
  9. Knoblich G., Ohlsson S., Raney G.E. An eye movement study of insight problem solving // Memory & cognition. 2001. Vol. 29. № 7. P. 1000—1009. DOI.org/10.3758/BF03195762
  10. Knoblich G. et al. Constraint relaxation and chunk decomposition in insight problem solving // Journal of Experimental Psychology: Learning, memory, and cognition. 1999. Vol. 25. № 6. P. 1534—1555. DOI. org/10.1037/0278-7393.25.6.1534
  11. Kounios J. et al. The origins of insight in resting-state brain activity // Neuropsychologia. 2008. Vol. 46. № 1. P. 281—291. DOI.org/10.1016/j.neuropsychologia.2007.07.013
  12. MacGregor J.N., Ormerod T.C., Chronicle E.P. Information processing and insight: a process model of  performance on the nine-dot and related problems // Journal of Experimental Psychology: Learning,  Memory, and Cognition. 2001. Vol. 27. №. 1. P. 176. DOI.org/10.1037/0278-7393.27.1.176
  13. Mayzner M.S., Tresselt M.E. Solving words as anagrams: An issue re-examined // Psychonomic Science. 1965. Vol. 3. № 1—12. P. 363—364. DOI.org/10.3758/BF03343181
  14. Metcalfe J. Premonitions of insight predict impending error // Journal of experimental psychology: Learning, memory, and cognition. 1986. Vol. 12. № 4. P. 623—636. DOI.org/10.1037/0278-7393.12.4.623
  15. Novick L.R., Sherman S.J. On the nature of insight solutions: Evidence from skill differences in anagram solution // The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section A. 2003. Vol. 56. № 2. P. 351—382. DOI.org/10.1080/02724980244000288
  16. Ohlsson S. Information-processing explanations of insight and related phenomena // Advances in the psychology of thinking. 1992. Vol. 1. P. 1—44.
  17. Topolinski S., Reber R. Gaining insight into the «Aha» experience // Current Directions in Psychological Science. 2010. Vol. 19. № 6. P. 402—405.DOI.org/10.1177/0963721410388803
  18. Weisberg R.W., Alba J.W. An examination of the alleged role of« fixation» in the solution of several «insight» problems // Journal of experimental psychology: general. 1981. Vol. 110. № 2. P. 169. DOI. org/10.1037/0096-3445.110.2.169

Информация об авторах

Чистопольская Александра Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6156-4876, e-mail: chistosasha@mail.ru

Лазарева Наталья Юрьевна, ассистент кафедры общей психологии, сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова (ФГБОУ ВО ЯрГУ), Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3807-8773, e-mail: lazareva_natasha93@mail.ru

Маркина Полина Николаевна, младший научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8545-1668, e-mail: alxetar@gmail.com

Макаров Игорь Николаевич, стажер-исследователь, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» (ФГБОУ ВО ЯрГУ),, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9562-091X, e-mail: reoge@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 616
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 334
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 16