Введение
Один из современных трендов когнитивной психологии связан с повышенным интересом к тому, какую роль играют подсказки в процессе решения мыслительных задач. Данный вопрос особенно актуален в отношении классической для экспериментальной психологии мышления задачи «9 точек» (Maier, 1930). В соответствии с условием, решателю необходимо соединить все девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от листа бумаги (рис. 1.). Основной принцип решения вышеназванной задачи заключается в выходе за пределы перцептивной организации точек (см. рис. 2.).
Рис. 1. Условие задачи «9 точек»
Fig. 1. The condition of the nine-dot problem
Рис. 2. Вариант решения задачи «9 точек»
Fig. 2. A solution to the nine-dot problem
Были предприняты многочисленные попытки повлиять на ход решения задачи «9 точек» с помощью разных видов подсказок и различных схем их предъявления (перед решением или в момент тупика). Так, экспериментально была доказана невосприимчивость решателей к вербальным предметным подсказкам: указания «выйти за пределы квадрата» не увеличивали вероятность решения задачи (Burnham, Davis, 1969; Weisberg, Alba, 1981). Позитивный эффект не был обнаружен и в отношении некоторых визуальных подсказок: форма стрелки, оформленная в виде тени, или предварительное воспроизведение правильной формы решения не повышали успешность решения (Chronicle et al., 2001). Однако, в соответствии с другими экспериментальными данными, перцептивные подсказки в виде фигур Каниза, а также некоторые моторные тренировки положительно влияют на процесс решения задачи «9 точек» (Spiridonov et al., 2019; Чистопольская, 2021).
Важным условием действия подсказки принято считать содержание в ней принципа решения основной задачи (Валуева, Лаптева, 2012). Предполагается, что в таком случае решатель с большой вероятностью способен «отреагировать» на вспомогательный материал и найти правильное решение основной задачи. Однако в последнее время стали появляться подтверждения тому, что данное условие не является принципиальным. Интересными в этом плане представляются результаты исследований с применением метакогнитивных подсказок: например, таких вопросов как «Есть ли в задаче какое-то противоречие?», «Есть ли какие-то необычные элементы задачи?», «Как в целом должно выглядеть итоговое решение?» и т.д. (Коровкин, 2020, с. 217). Несмотря на то, что подобные подсказки не обладают конкретным предметным содержанием, они позитивно влияют на эффективность решения различных мыслительных задач (Korovkin, Savinova, 2020; Коровкин, Соседко, 2020; Коровкин, 2020). В качестве объяснительного механизма упоминался мониторинг собственного процесса решения, что, по мнению авторов, и способствовало нахождению правильного решения. Мы же будем исходить из сущности самих метакогнитивных подсказок, которые могут стимулировать решателей инвестировать ментальные усилия в мониторинг и контроль собственного мыслительного процесса. Все вышеназванное будет оптимизировать процесс решения и повышать вероятность нахождения правильного решения (Walinga et al., 2011).
В данной исследовательской работе ставилась задача определения специфики влияния метакогнитивных подсказок на процесс решения мыслительных задач на примере задачи «9 точек», которая является классическим модельным объектом в области экспериментальной психологии мышления.
В качестве источника данных о непосредственно наблюдаемых изменениях в решении под влиянием предшествующих метакогнитивных подсказок был использован метод рассуждения вслух (Ericsson, Simon, 1993). Стоит отметить, что некоторые исследователи высказывали мнение о том, что процедуры вербализации подходят только для изучения «вербальных» задач, которые, в отличие от пространственных или образных, не требуют от решателя дополнительной перекодировки информации в вербальную форму (Gilhooly et al., 2010). Однако метод рассуждения вслух уже был успешно применен к изучению процесса решения задачи «9 точек» (Kershaw, 2004).
Пилотажное исследование
Для разработки системы категорий и единиц наблюдения (для последующей разметки вербальных протоколов) нами было проведено пилотажное исследование на материале задачи «4 точки». Такой выбор был обусловлен относительной простотой вышеуказанной задачи в сравнении с задачей «9 точек» и при этом похожим принципом решения: необходим выход за пределы перцептивной организации точек.
Более того, в рамках пилотажного исследования был проведен сравнительный анализ количества высказываний в протоколах испытуемых на первом (до тупика) и втором (после тупика) этапе решения в соответствии с гибридной моделью М. Оллингера (Öllinger, 2014).
Согласно этой модели, процесс решения задачи можно представить в виде двух последовательно протекающих этапов (разделенных состоянием тупика), на каждом из которых решатель сталкивается с определенной сложностью. Так, если взять за основу задачи «4 точки» и «9 точек», то на первом этапе — до тупика — решатели рисуют линии в пределах квадрата, формируемого точками, и используют для этого различные эвристики, в частности эвристику максимизации. Затем формируется новая репрезентация задачи, и испытуемые начинают выходить за пределы перцептивной организации точек. И на втором этапе — после тупика — в силу того, что задачное пространство становится слишком большим, решатели начинают вновь возвращаться к эвристикам для более исчерпывающего поиска решения (Öllinger, 2014).
Материалы и методы
Участники исследования
В качестве испытуемых выступили 34 студента московских вузов в возрасте от 18 до 23 лет (M = 20,1; SD = 1,4; 76,5% женщин).
Процедура исследования
Испытуемые в индивидуальном порядке решали задачу «4 точки» при использовании метода рассуждения вслух. На решение отводилось 15 минут и неограниченное количество попыток. Условие предъявлялось на листе бумаги А4 вместе с письменной инструкцией.
Затем осуществлялась разметка вербальных проколов при участии двух экспертов. В случае несовпадения оценок была предусмотрена опция привлечения к анализу третьего независимого эксперта. Однако подобных ситуаций в исследовании не возникало.
Результаты
В результате полученных данных были разработаны критерии для отбора единиц и категорий наблюдения (Чугунова, Логинов, 2023). В наш протокол вошли 7 содержательных категорий и 1 функциональная категория. Первые использовались при анализе вербальных протоколов испытуемых, а вторая выполняла функцию разделения вербального протокола на две части: первый и второй этапы решения — в соответствии с гибридной моделью М. Оллингера.
Содержательные категории:
- «Механика рисования линий» — включает высказывания о том, где начинать рисовать линию, куда ее вести и где заканчивать (например: «Можно попробовать провести линию по диагонали, потом вниз, еще раз по диагонали и вниз»);
- «Соотношение линий и точек» — включает фразы, отражающие связь между имеющимся количеством точек и имеющимся количеством линий (например: «Тогда одной линией я должен цеплять три точки»);
- «Нахождение формы / фигуры» — включает высказывания, связанные с названием определенной формы / фигуры, необходимой для решения задачи (например, «Ну вот три линии — это треугольник»);
- «Оценка полученного результата» — включает фразы, отражающие отношение испытуемых к изображенной ими конфигурации линий (например: «Кажется, эта линия должна идти по-другому» или «Неправильно, у меня осталась одна точка»);
- «Условия задачи» — включает повторение условий задачи (например: «Так, соединить все точки и при этом не оторвать руку)»;
- «Состояние тупика» — включает фразы, указывающие на отсутствие способа решения задачи / сомнения в ее решаемости (например: «Да это нереально» или «Я не знаю, как решить эту задачу»);
- «Остальное» — включает фразы, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных категорий (например: «Я не люблю подобные задачи на смекалку»).
Функциональная категория «Переход к следующему этапу» включает фразы, свидетельствующие о переходе ко второму этапу решения, т. е. о выходе за пределы перцептивной организации точек (например: «А можно же нарисовать более длинные линии» или «А если вывести линию за точки»).
Более того, по результатам пилотажного исследования удалось обнаружить ряд закономерностей в процессе решения задачи «4 точки»: 1) применение Т-критерия Вилкоксона показало, что на первом этапе решения (до тупика), по сравнению со вторым этапом решения (после тупика), преобладали высказывания категорий «Соотношение линий и точек» (M = 3,529 для первого этапа и M = 1,412 для второго этапа) и «Состояние тупика» (M = 5,647 для первого этапа и M = 3,059 для второго этапа): W = 187, p = 0,025 и W = 122, p = 0,016 соответственно; 2) также было установлено, что в протоколах испытуемых чаще всех других категорий встречаются категории «Механика рисования линий» (M = 40,971).
Обсуждение результатов
Результаты пилотажного исследования показали, что инструкция «размышлять над решением задачи вслух» позволяет не только получить данные о содержании мышления (различные вербальные категории), но и отследить динамику самого процесса решения (как меняется соотношение вербальных категорий на разных этапах решения). Так, было выявлено, что на первом этапе (до тупика) испытуемые чаще вербализируют идеи о том, как должны соотносится имеющиеся точки и линии (категория «Соотношение линий и точек»), а также озвучивают мысли о невозможности решить задачу (категория «Состояние тупика»), что, в соответствии с гибридной моделью М. Оллингера, может быть объяснено наличием разных источников сложности в процессе решения (Öllinger, 2014). Также было установлено, что наиболее вербализируемой является категория «Механика рисования линий»: рассуждения о том, как именно рисовать линии. Подобные результаты согласуются с существующими теоретическими представлениями о том, что гораздо лучше вербализуются именно шаги достижения поставленной цели — в данном случае «различные конфигурации линий» (Pressley, Afflerbach, 1995).
Основное исследование
В рамках основного исследования ставилась задача оценки влияния метакогнитивных подсказок на процесс решения задачи «9 точек».
Гипотезы.
- Предшествующие решению метакогнитивные подсказки влияют на частоту проявления мониторинга и контроля собственных мыслительных процессов.
Было выдвинуто предположение о том, что метакогнитивные подсказки способствуют увеличению количества метакогнитивных операций (мониторинг и контроль собственных мыслительных процессов), что, в свою очередь, отражается в увеличении частоты соответствующих высказываний.
- Предшествующие решению метакогнитивные подсказки положительно влияют на эффективность решения задачи «9 точек».
Материалы и методы
Участники исследования
В качестве испытуемых выступили 60 студентов московских вузов в возрасте от 18 до 24 лет (M = 20,5; SD = 1,6; 70% женщин)
Процедура исследования
Испытуемые в индивидуальном порядке решали задачу «9 точек» при использовании метода рассуждения вслух. На решение отводилось 40 минут и неограниченное количество попыток. Условие предъявлялось на листе бумаги А4 вместе с письменной инструкцией.
Испытуемые были поделены на две равные группы. Испытуемые экспериментальной группы после первой пробы однократно получали от экспериментатора в вербальной форме 4 метакогнитивные подсказки: «Что может помешать решить задачу?», «Есть ли в задаче какое-то противоречие?», «Что Вы можете использовать?» и «Что Вы можете упустить из виду?». Затем они вновь продолжали решать задачу «9 точек» с использованием метода рассуждения вслух до истечения отведенного времени. Решатели контрольной группы не получали от экспериментатора никаких подсказок.
Далее производился анализ вербальных протоколов в соответствии с категориями и единицами наблюдения, разработанными в ходе пилотажного исследования (Чугунова, Логинов, 2023). Однако предложенные испытуемым подсказки должны были, с нашей точки зрения, привести к повышению интенсивности размышлений над решением задачи «Процесс решения», а следовательно, к увеличению числа высказываний, не связанных с содержанием задачи «9 точек», таких, например, как: «Кажется, я начинаю приближаться к решению», «Сейчас я как будто вообще иду не тем путем» или «Мне надо что-то менять в своем подходе к этой задаче».
Результаты
Так как данные не подчинялись закону нормального распределения, для последующего анализа была выбрана непараметрическая статистика.
Оценка количества высказываний в ЭГ и КГ
Первый вопрос заключался в том, различаются ли испытуемые, получившие и не получившие метакогнитивные подсказки от экспериментатора, по количеству высказываний категории «Процесс решения» (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Описательные статистики процента высказываний категории «Процесс решения» у группы с подсказками и без подсказок
Descriptive statistics on the percentage of statements in the "Solving process" category in the group with and without hints
|
Группа / Group |
Количество решателей / Number of solvers |
Медиана / Median |
Доверительный интервал / Confidence interval |
|
Без подсказок / Without hints |
30 |
0,5 |
[0; Чугунова] |
|
С подсказками / With hints |
30 |
4 |
[0; Öllinger,, Jones] |
U-критерий Манна—Уитни позволил выявить значимые различия между экспериментальной и контрольной группами (W = 267,500; p = 0,005) (рис. 3).
Рис. 3. Результаты применения U-критерия Манна—Уитни для процента высказываний категории «Процесс решения» у группы с подсказками и без подсказок (95% доверительные интервалы)
Fig. 3. The results of the Mann-Whitney U-test for the percentage of statements in the "Solving process" category in the group with and without hints (95% confidence intervals)
Оценка успешности решения
Следующая задача заключалась в сравнительном анализе показателей успешности решения задачи «9 точек» в двух группах испытуемых — получивших и не получивших метакогнитивные подсказки от экспериментатора (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Описательные статистики успешности решения задачи «9 точек» у группы с подсказками и без подсказок
Descriptive statistics of the success of solving nine-dot problem for the group with and without hints
|
Показатели / Indicators |
Успешность решения задачи «9 точек» / The success of solving nine-dot problem |
|
|
Без подсказок / Without hints |
С подсказками / With hints |
|
|
Количество решателей / Number of solvers |
30 |
30 |
|
Процент решения / Percentage of the solution |
0,367 |
0,533 |
Применение критерия Хи-квадрат не выявило значимых различий между экспериментальной и контрольной группами (Χ² = 1,684; p = 0,194) (рис. 4).
Рис. 4. Результаты применения критерия Хи-квадрат для успешности решения задачи «9 точек» у группы с подсказками и без подсказок
Fig. 4. The results of Chi-squared test for the success of solving nine-dot problem in the group with and without hints
Оценка количества высказываний у успешных и неуспешных решателей ЭГ
Далее был проведен сравнительный анализ различий двух подгрупп испытуемых в экспериментальной группе — успешно решивших задачу и тех, кто не справился с задачей, по количеству высказываний категории «Процесс решения» (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Описательные статистики процента высказываний категории «Процесс решения» у решателей экспериментальной группы, справившихся и не справившихся с решением задачи
Descriptive statistics of the percentage of statements of the "Solving process" category among the successful unsuccessful and solvers of the experimental group
|
Группа / Group |
Количество решателей / Number of solvers |
Медиана / Median |
Доверительный интервал / Confidence intervals |
|
Успешные решатели / Successful solvers |
16 |
5,5 |
[0; Öllinger,, Jones] |
|
Неуспешные решатели / Unsuccessful solvers |
14 |
4 |
[0; Gilhooly,J.] |
U-критерий Манна—Уитни позволил установить отсутствие значимых различий между испытуемыми, справившимися и не справившимися с решением задачи (W = 89,500; p = 0,349) (рис. 5).
Рис. 5. Результаты применения U-критерия Манна—Уитни для процента высказываний категории «Процесс решения» у получивших подсказки испытуемых, справившихся или не справившихся с решением задачи (95% доверительные интервалы)
Fig. 5. The results of the Mann-Whitney U-test for the percentage of statements of the "Solving process" category among among the successful unsuccessful and solvers of the experimental group (95% confidence intervals)
Содержательный анализ протоколов
В формате эксплораторного анализа была проведена оценка воспроизводимости закономерностей, обнаруженных в пилотажном исследовании для задачи «4 точки», и на материале задачи «9 точек». Для этого мы сравнили результаты участников пилотажного исследования и результаты испытуемых контрольной группы основного исследования, справившихся с решением задачи.
Во-первых, проводился сравнительный анализ количества высказываний по всем вербальным категориям на первом (до тупика) и втором (после тупика) этапах решения (табл. 4).
Таблица 4 / Table 4
Описательные статистики высказываний семи вербальных категорий на первом и втором этапах решения задачи «9 точек»
Descriptive statistics of statements of seven verbal categories at the first and second stages of solving the nine-dot problem
|
Категория / Сategory |
Этап решения / Solving stage |
Количество решателей / Number of solvers |
Медиана / Median |
Доверительные интервалы / Confidence intervals |
|
Механика рисования линий / Mechanics of drawing lines |
1-й этап |
11 |
25 |
[21; 35] |
|
2-й этап |
11 |
29 |
[23; 41] |
|
|
Соотношение линий и точек / The ratio of lines and points |
1-й этап |
11 |
1 |
[0; Burnham,A.] |
|
2-й этап |
11 |
0 |
[0; Коровкин] |
|
|
Нахождение формы/фигуры / Finding the shape/figure |
1-й этап |
11 |
0 |
[0; Burnham,A.] |
|
2-й этап |
11 |
0 |
[0; Коровкин] |
|
|
Оценка полученного результата / Evaluation of the received result |
1-й этап |
11 |
15 |
|
|
2-й этап |
11 |
13 |
||
|
Условия задачи / Problem elements |
1-й этап |
11 |
4 |
[0; Korovkin,, Savinova] |
|
2-й этап |
11 |
2 |
[0; Коровкин, а1] |
|
|
Состояние тупика / Impasse |
1-й этап |
11 |
2 |
[0; Korovkin,, Savinova] |
|
2-й этап |
11 |
0 |
[0; Коровкин] |
|
|
Остальное / Other statements |
1-й этап |
11 |
0 |
[0; Burnham,A.] |
|
2-й этап |
11 |
0 |
[0; Коровкин, а] |
Применение Т-критерия Вилкоксона позволило выявить значимые различия только по категории «Соотношение линий и точек» (W = 21; p = 0,035) и категории «Состояние тупика» (W = 33; p = 0,041).
Во-вторых, был проведен сравнительный анализ количества высказываний всех вербальных категорий вне зависимости от этапа решения задачи «9 точек» (табл. 5).
Таблица 5 / Table 5
Описательные статистики семи вербальных категорий вне зависимости от этапа решения
Descriptive statistics of seven verbal categories, regardless of the solving stage
|
Категория / Сategory |
Количество решателей / Number of solvers |
Медиана / Median |
Доверительные интервалы / Confidence intervals |
|
Механика рисования линий / Mechanics of drawing lines |
11 |
57 |
[46; 65] |
|
Соотношение линий и точек / The ratio of lines and points |
11 |
1 |
[0; Burnham,A.] |
|
Нахождение формы/фигуры / Finding the shape/figure |
11 |
2 |
[0; Burnham,A.] |
|
Оценка полученного результата / Evaluation of the received result |
11 |
27 |
[Коровкин, а; 30] |
|
Условия задачи / Problem elements |
11 |
6 |
[0; Korovkin,, Savinova] |
|
Состояние тупика / Impasse |
11 |
2 |
[0; Korovkin,, Savinova] |
|
Остальное / Other statements |
11 |
0 |
[0; Коровкин, а1] |
Применение Хи-квадрат Фридмана установило наличие статистически значимых различий (Χ² = 147,522; p < 0,001), а дальнейший рost hoc-подсчет позволил определить, что наиболее вербализируемой категорией является категория «Механика рисования линий» (p < 0,001) (рис. 6).
Рис. 6. Результаты применения Хи-квадрат Фридмана для количества высказываний семи вербальных категорий (95% доверительные интервалы):
МРЛ — механика рисования лини; СЛиТ — соотношение линий и точек: НФ/Ф — нахождение формы/фигуры; ОПР — оценка полученного результата; УЗ — условия задачи; СТ — состояние тупика; О — остальное
Fig. 6. Results of Friedman's Chi-squared test for the number of statements of seven verbal categories (95% confidence intervals):
МРЛ — mechanics of drawing lines; СЛиТ — the ratio of lines and points; НФ/Ф — finding the shape/figure; ОПР — evaluation of the received result; УЗ — problem elements; СТ — impasse; О — other statements
Обсуждение результатов
Полученные результаты свидетельствуют о том, что метакогнитивные подсказки увеличивают количество метакогнитивных операций, что отражается в вербализации, но при этом не повышают успешность решения задачи «9 точек». С одной стороны, такие результаты могут быть связаны с общей сложностью задачи «9 точек»: значимое улучшение эффективности решения вышеназванной задачи не было достигнуто и в предыдущих исследованиях при использовании различных видов подсказок и схем их предъявления (Burnham, Davis, 1969; Weisberg, Alba, 1981; Chronicle et al., 2001). С другой стороны, полученные нами результаты могут также объясняться действием самих метакогнитивных подсказок. Возможно, они обладают «краткосрочным эффектом» и используются участниками исследования только на перовом этапе решения — до тупика — и «игнорируются» на втором этапе — после тупика (Öllinger, 2014). Другое возможное объяснение заключается в том, что метакогнитивные подсказки могут оказывать влияние на вероятность выхода за пределы перцептивной организации точек, а не на успешность решения задачи. Однако подобные предположения требуют дальнейшей экспериментальной проверки.
Более того, в экспериментальной группе нам не удалось обнаружить значимых различий по количеству высказываний категории «Процесс решения» между испытуемыми, успешно решившими задачу, и теми, кто не справился с решением. Можно предположить, что подобные результаты обусловлены специфическим влиянием метакогнитивных подсказок на источники сложности задачи «9 точек». С точки зрения модели М. Оллингера, до преодоления тупика и после преодоления тупика на решателя действуют разные источники сложности. В частности, можно предположить, что метакогнитивные подсказки, поощряющие инвестирование ментальных усилий в метакогнитивный мониторинг, могут способствовать тому, что решатель начинает приписывать собственные ошибки не конкретному ходу, а общей стратегии решения. То есть он начинает связывать «ошибочность» попыток решить задачу не с конкретными конфигурациями линий, а с глобальным способом решения — внутри перцептивного квадрата. В таком случае метакогнитивный мониторинг может способствовать преодолению тупика и переструктурированию репрезентации, но не последующему успешному решению задачи в увеличенном задачном пространстве, характеризующимся другими источниками сложности.
Также стоит отметить, что проведенный нами содержательный анализ протоколов показал, что тенденции, характерные для процесса решения задачи «4 точки», воспроизводятся и на материале задачи «9 точек». Так, до первого выхода за пределы квадрата испытуемые со значительно большей частотой вербализируют идеи о том, как должны соотноситься имеющиеся точки и линии (категория «Соотношение линий и точек»), а также озвучивают мысли о невозможности решить задачу (категория «Состояние тупика»). А общим превосходством обладают высказывания категории «Механика рисования линий»: рассуждения о том, как именно рисовать линии.
Заключение
В результате проведенного исследования была впервые предпринята попытка конкретизации специфики влияния метакогнитивных подсказок на процесс решения мыслительных задач с помощью метода рассуждения вслух.
В рамках пилотажного исследования, проведенного на материале задачи «4 точки», нами были выделены категории и единицы наблюдения для последующего изучения задачи «9 точек» с помощью метода рассуждения вслух. Более того, сравнение выделенных категорий на первом и втором этапах решения (в соответствии с гибридной моделью М. Оллингера) позволило обнаружить ряд закономерностей, которые затем воспроизвелись и на материале задачи «9 точек». Так, до тупика решатели значимо чаще вербализируют идеи о соотношениях имеющихся точек и линий (категория «Соотношение линий и точек»), а также озвучивают мысли о невозможности решить задачу (категория «Состояние тупика»), что может быть обусловлено различными источниками сложности (Öllinger, 2014). Нам также удалось установить, что при решении задач «4 точки» и «9 точек» наиболее вербализируемой категорией вне зависимости от этапа решения является категория «Механика рисования линий»: рассуждения о том, как именно рисовать линии. Подобные результаты, в свою очередь, соответствуют теоретическим представлениям о том, что лучше всего вербализируются шаги достижения поставленной цели — «различные конфигурации линий» в случае решения задач «4 точки» и «9 точек» (Pressley, Afflerbach, 1995).
В рамках основного исследования, проведенного на материале задачи «9 точек», было обнаружено, что испытуемые, получившие метакогнитивные подсказки, значимо чаще проявляют мониторинг и контроль собственных мыслительных процессов, что проявляется в увеличении количества высказываний о собственном процессе решения (категория «Процесс решения»). При этом было установлено отсутствие значимых различий по успешности решения задачи «9 точек» у испытуемых, получивших и не получивших метакогнитивные подсказки от экспериментатора. Более того, нам не удалось обнаружить значимых различий по количеству высказываний категории «Процесс решения» при сравнении как показателей успешности решения задачи испытуемыми, справившимися с ее решением, так и показателей испытуемых, не справившихся с ней, однако получивших метакогнитивные подсказки от экспериментатора. Поэтому вопрос о влиянии метакогнитивных подсказок на процесс решения мыслительных задач должен стать предметом дальнейших исследований.
Ограничения. Ограничения текущего исследования включают относительно небольшой размер выборки и преимущественно женский состав. Также ограничением могут выступать различные формы влияния экспериментатора на испытуемых и их процесс решения в рамках предъявления подсказок. Поэтому в последующих исследованиях рекомендуется проконтролировать фактор взаимодействия с экспериментатором, например посредством предъявления контрольной группе испытуемых мотивирующих фраз (Korovkin, Savinova, 2020; Коровкин, Соседко, 2020). Более того, в качестве ограничения исследования может выступать и измерение процесса решения только с помощью метода рассуждения вслух. Поэтому в последующих исследованиях необходимо использовать также и такие методы, как айтрекинг и анализ параметров моторной активности.
Limitations. Limitations of this study include a relatively small sample size and a predominantly female sample. Also, various forms of experimenter influence on the participants and their solving process in the context of presenting hints may be a limitation. Therefore, in subsequent studies, it is recommended to control the factor of interaction with the experimenter, for example, by presenting motivating phrases to the control group of participants (Korovkin, Savinova, 2020). Moreover, a limitation of the study may be the assessment of the solving process using only the think-aloud method. Therefore, in subsequent studies, it is also necessary to use methods such as eye tracking and analysis of motor activity parameters.