Новое направление в психологии «Traffic Psychology»: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития

1119

Аннотация

В последние годы среди прикладных исследований в зарубежной психологии все чаще можно встретить работы, относящиеся к так называемому направлению «Traffic Psychology» («Психология дорожного движения»). Действительно, в контексте последних социально-экономических преобразований общества и весьма существенном росте влияния технических средств на поведение человека постоянно усиливается интерес к проблеме взаимодействия субъектов в социальной и «искусственно созданной» среде. Одной из предметных задач изучения такого взаимодействия, заслуживших пристальное внимание, стало обращение к проблемам дорожно-транспортной среды современного мегаполиса. Анализируя подобного рода исследования, следует отдельно подчеркнуть, что проблематику направления «Психология дорожного движения» на сегодняшний день составляет достаточно широкий спектр отдельных, требующих самостоятельного изучения вопросов, активно разрабатываемых в современной зарубежной психологии, начало же этим разработкам было положено еще в последнее двадцатилетие прошлого века. В данной статье представлен обзор лишь некоторых исследовательских линий в этой области, подробно освещаемых в специализированном международном журнале «Traffic psychology».

Общая информация

Ключевые слова: психология дорожного движения, дорожно-транспортная среда, эксперимент, водитель, пешеход, участник движения, субъект движения

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Кочетова Т.В. Новое направление в психологии «Traffic Psychology»: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 39–48. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2012_n2/52264 (дата обращения: 28.11.2023)

Фрагмент статьи

Авторы исследований обращают внимание, что возникающие сегодня транспортные коллапсы в крупных городах или многочисленные дорожно-транспортные происшествия, приводящие к трагедиям на дороге, являются универсальными и свойственны человеческой природе. При этом различаются лишь транспортные средства, которые используются в обществе.

Так, например, исследователи отмечают, что автомобиль может рассматриваться в качестве символического «защитного щита», с помощью которого человек, управляющим транспортным средством, обеспечивает себе дополнительную безопасность от других участников процесса движения. Иными словами, отдельный индивид, будучи субъектом движения, использует приемы и способы, регулирующие свое перемещение без типичных, естественных, имеющих место, например, в толпе реакций: крика, движений рук и др. Согласно Л. Глендону и Р. Дорну водителю автомобиля не свойственны типовые агрессивные проявления, которые можно наблюдать в толпе супермаркета или движения в очереди. Тем не менее, и в рассматриваемом случае агрессивность «никуда не уходит», а лишь принимает другие формы. Именно поэтому количество дорожно-транспортных происшествий не сокращается, а более того, будет расти в связи с тем, что число водителей постоянно увеличивается.

Литература

  1. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. P. 179–211.
  2. Alicandri Е.The highway driving simulator: The next best thing to being on the road // Public Roads. 1994. Vol. 57. № 3 Р. 19–23.
  3. Bar-Gera H., Shinar D. The tendency of drivers to pass other vehicles // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2005. Vol. 8. Iss. 6. Р. 429–439.
  4. Bennett R. Effects of horrific fear appeals on public attitudes towards AIDS // International Journal of Advertising. 1996. Vol. 15. Iss. 3. P. 183–202.
  5. Brodin A., Carlsson A. The VTI traffic simulation model. Linköping: Swedish National Road and Transport Research Institute, 1986.
  6. Chen L. Carrying passengers as a risk factor for crashes fatal to 16- and 17-year-old drivers / L. Chen, S. Baker, E. Braver, G. Li // Journal of the American Medical Association. 2000. № 200. Р. 1578–1582.
  7. Choueiri E.M., Lamm R. A design procedure to determine critical dissimilarities in horizontal alignment and enhance traffic safety by appropriate low-cost and high-cost projects / National Science Foundation. Washington, 1987.
  8. Clarke D.D., Ward P.J., Jones J. Overtaking road-accidents: Differences in maneuver as a function of driver age // Accident Analysis and Prevention. 1998. Vol. 30. P. 455–467.
  9. Collins K.M., Krammes R.A. Preliminary validation of a speed-profile model for design consistency evaluation // Transportation Research Record. 1996. Vol. 1523. P. 11–21.
  10. Dahlen E.R. Driving anger, sensation seeking, impulsiveness, and boredom proneness in the prediction of unsafe driving / E.R. Dahlen, R.C. Martin,               K. Ragan, M.M. Kuhlman // Accident Analysis & Prevention. 2005. № 37 Р. 341–348.
  11. De Joy D.M. The optimism bias and traffic accident risk perception // Accident Analysis and Prevention. 1989. Vol. 21. Р. 333–340.
  12. Delhomme P. Comparing one’s driving with others: Assessment of abilities and frequency of offences, evidence for a superior conformity of self-bias? // Accident Analysis and Prevention. 1991. № 23. Р. 493–508.
  13. Donnell E. T., Gemar M. D., Cruzado I. Operational effects of wide edge lines applied to horizontal curves on two-lane rural highways in Pennsylvania. Pennsylvania, 2006. № PTI 2007-04.
  14. Donnell E.T. Appraisal of the interactive highway safety design model’s crash prediction and design consistency modules: Case studies from Pennsylvania / E.T. Donnell, F. Gross, B.P. Stodart, K.S. Opiela // Journal of Transportation Engineering. 2009. № 2. Р. 62–73.
  15. Elliott B. J. The psychology of fear appeals re-visited. Sydney, 2003.
  16. Gelau Ch., Sirek J., Dahmen-Zimmer K. Effects of time pressure on left-turn decisions of elderly drivers in a fixed-base driving simulator // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2011. Vol. 14. № 1. P. 76–86.
  17. Groeger J.A. Understanding driving / Psychology Press. Hove, 2000.
  18. Guzman J. Comparison of day and night vehicular speeds on horizontal curves on rural two-lane highways. Texas, 1996. № 04690-5.
  19. Horswill M.S., Waylen A.E., Tofield M.I. Drivers’ ratings of different components of their own driving skill: a greater illusion of superiority for skills that relate to accident involvement // Journal of Applied Social Psychology. 2004. Vol. 34. Р. 177–195.
  20. Jenkins J.M., Rilett L.R. Application of distributed traffic simulation for passing behavior study // Transportation Research. 2004. Vol. 1899. Р. 11–18.
  21. Jenkins J.M., Rilett L.R. Classifying passing maneuvers: a behavioral approach // Transportation Research Record. 2005. Vol. 1937. Р. 14–21.
  22. Kohn P.M. Ineffectiveness of threat appeals about drinking and driving / P.M. Kohn, M.S. Goodstadt, G.M. Cook, M. Sheppard, G. Chan // Accident Analysis and Prevention. 1982. Vol. 6. № 14. P. 457–464.
  23. La Tour M.S., Rotfeld H.J. There are threats and (maybe) fear-caused arousal: Theory and confusions of appeals to fear and fear arousal itself // Journal of Advertising. 1997. Vol. 26. № 3. Р. 45–59.
  24. Laapotti S., Keskinen E., Rajalin S. Comparison of young male and female drivers’ attitude and self-reported traffic behaviour in Finland in 1978 and 2001 // Journal of Safety Research. 2003. № 34. Р. 579–587.
  25. Lajunen T. Personality and accident liability: are extraversion, neuroticism and psychoticism related to traffic and occupational fatalities? // Personality and Individual Differences. 2000. № 31. Р. 1365–1373.
  26. Lajunen T., Summala H. Driving experience, personality, and skill and safety-motive dimensions in drivers’ self assessment // Personality and Individual Differences. 1995. № 19. Р. 307–318.
  27. Lam L.T. Factors associated with young drivers’ car crash injury: Comparisons among learner, provisional, and full licensees // Accident Analysis & Prevention. 2003. № 6. Р. 913–920.
  28. Lee S. E., Olsen E.C., De Hart M.C. Driving performance in the presence and absence of billboard: report prepared for the foundation for outdoor advertising research and education. Virginia, 2003.
  29. Matthews G., Dorn L., Glendon A.I. Personality correlates of driver stress. Personality and Individual Differences. 1991. № 12. Р. 535–549.
  30. Oesch S.L. Passenger and nighttime restrictions for young drivers / Paper presented before the Maryland House. Virginia, 2009.
  31. McCrae R.R., John O. An introduction to the five-factor model and its applications // Journal of Personality. 1992. № 60. Р. 174–214.
  32. Rutter D.R., Quine L., Albery I.P. Perceptions of risk in motorcyclists: Unrealistic optimism, relative realism and predictions of behavior // British Journal of Social Psychology. 1998. Vol. 89. Р. 681–696.
  33. Sammer G. General 30 kmh speed limit in the city. The results of a model project in the city of Graz // Ed. proceedings of the third international conference on safety and the environment in the 21st century: lessons from the past, shaping the future / A.S. Hakkert. Tel. Aviv. Р. 598–608.
  34. Shah J., Higgins E.T. Expectancy X value effects: Regulatory focus as determinant of magnitude and direction // Journal of Personality and Social Psychology.1997. Vol. 73. Р. 447–458.
  35. Stasi L.L., Contreras D., Cаndido A., Caсas J.J., Catena A. Behavioral and eye-movement measures to track improvements in driving skills of vulnerable road users: first-time motorcycle riders / L.L. Stasi, D. Contreras, A. Candido, J.J. Caсas, A. Catena // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2011. Vol. 14. № 1. P. 26–35.
  36. Svenson O., Fischhoff B., MacGregor D. Perceived driving safety and seatbelt usage // Accident Analysis and Prevention. 1985. № 17. Р. 119–133.
  37. Taubman-Ben-Ari O. Motivational sources of driving and their associations with reckless driving cognitions and behavior // European Review of Applied Psychology. 2008. № 1. Р. 51–64.
  38. Taubman-Ben-Ari O., Mikulincer M., Gillath O. From parents to children – Similarity in parent and offspring driving styles // Transportation Research, Part F 8. 2005. Р. 19–29.
  39. Tay R. Effectiveness of the anti-drink driving advertising campaign in New Zealand / Road and Transport Research. 1999. №4. Р. 3–15.
  40. Walsh S.P. Psychosocial factors influencing mobile phone use while driving / S.P. Walsh, K.M. White, B. Watson, M.K. Hyde. Canberra, 2007.

Информация об авторах

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3104
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1119
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0