Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 1. С. 207–221
doi:10.17759/sps.2023140112
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Ролевые паттерны «Я-водитель» – «Я-пассажир» в структуре рискованного дорожного поведения водителей разных групп
Аннотация
Цель. Анализ рискованного поведения водителей разных групп; характеристика паттернов ролевого поведения «Я-водитель» – «Я-пассажир»; выявление взаимосвязей паттернов рискованного дорожного поведения водителей со склонностью к употреблению алкоголя.
Контекст и актуальность. Анализ работ, посвященных изучению рискованного дорожного поведения водителей, показывает высокую актуальность исследований в области причин аварийности на дорогах. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования междисциплинарного характера, включающие как индивидуальные, так и социально-психологические переменные.
Дизайн исследования. В работе рассмотрены паттерны рискованного дорожного поведения водителей разных групп. Были изучены особенности паттернов ролевого поведения «Я-водитель» – «Я-пассажир» в группах профессиональных водителей и автолюбителей. Уделено внимание поиску взаимосвязей паттернов рискованного дорожного поведения и склонности к употреблению алкоголя.
Участники. Выборка включила 398 водителей «групп риска»: начинающие водители – 114 человек в возрасте от 22 до 35 лет (M = 24,0; SD = 7,12), из которых 52 (45,6%) – женщины и 62 (54,4%) – мужчины; водители такси – 80 человек в возрасте от 29 до 43 лет (M = 36,1; SD = 7,15), из которых 4 (5,0%) – женщины и 76 (95,0%) – мужчины; водители-перевозчики – 204 человека в возрасте от 26 до 40 лет (M = 33,4; SD = 6,52), из которых 18 (8,8%) – женщины и 186 (91,2%) – мужчины.
Методы (инструменты). Опросник оценки рискованного дорожного поведения водителей, разработанный Г. Мейнхардом (2018), и русскоязычная версия шкалы AUDIT.
Результаты. Рискованное дорожное поведение водителей характеризуется наличием различных паттернов, взаимосвязанных между собой. Паттерны ролевого поведения «Я-водитель» – «Я-пассажир» в структуре рискованного дорожного поведения различаются у водителей разных групп.
Основные выводы. Существуют значимые различия в паттернах рискованного дорожного поведения водителей разных групп: начинающие водители, водители такси и водители-перевозчики.
Общая информация
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, психология дорожного движения, рискованное дорожное поведение, AUDIT, сравнительный анализ, скрининговая диагностика
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140112
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке МГППУ в рамках реализации проекта «Апробация методик психологического скрининга водителей, склонных к рискованному дорожному поведению».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для эмпирического исследования выпускников факультета социальной психологии МГППУ: М.М. Белькова, Т.О. Коскину, А.А. Кузнецова, Д.И. Ларчуженкова, М.А. Плотникову; за помощь в обработке данных кандидата математических наук, доцента Эстонского университета естественных наук Т. Каарта; за внедрение опросника в практику работы компании "Данон" (Россия) регионального менеджера по безопасности труда Ю.А. Юртаеву.
Получена: 04.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Мейнхард Г., Кочетова Т.В. Ролевые паттерны «Я-водитель» – «Я-пассажир» в структуре рискованного дорожного поведения водителей разных групп // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 1. С. 207–221. DOI: 10.17759/sps.2023140112
Полный текст
Введение
- паттерны ролевого дорожного поведения, определяемые ролевой позицией «Я-водитель» – «Я-пассажир», будут различаться в группах профессиональных водителей и автолюбителей;
- паттерны рискованного дорожного поведения взаимосвязаны со склонностью к употреблению алкоголя и различаются в группах мужчин- и женщин-водителей, имеющих различный стаж и опыт вождения;
- уровень риска при вождении в нетрезвом состоянии (ВНС) детерминирован полом и возрастом водителя.
Метод
- начинающие водители (группа I), 114 человек в возрасте от 22 до 35 лет (M = 24,0; SD = 7,12), из которых 52 (45,6%) – женщины и 62 (54,4%) – мужчины;
- водители такси (группа II), 80 человек в возрасте от 29 до 43 лет (M = 36,1; SD = 7,15), из которых 4 (5,0%) – женщины и 76 (95,0%) – мужчины;
- водители-перевозчики (группа III), 204 человека в возрасте от 26 до 40 лет (M = 33,4; SD = 6,52), из которых 18 (8,8%) – женщины и 186 (91,2%) – мужчины.
Результаты
Группы |
Среднее значение (M) |
Стандартное отклонение (SD) |
Дисперсия |
Асимметрия |
||||
«Я-водитель» |
«Я-пассажир» |
«Я-водитель» |
«Я-пассажир» |
«Я-водитель» |
«Я-пассажир» |
«Я-водитель» |
«Я-пассажир» |
|
Автолюбители |
1,63 |
3,12 |
2,08 |
2,62 |
4,32 |
6,85 |
1,08 |
1,26 |
Профессиональные водители |
1,57 |
2,11 |
1,59 |
2,19 |
2,54 |
4,78 |
2,35 |
1,44 |
Шкала |
M (SD) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Шкала AUDIT |
8,80 (3,91) |
1 |
|
|
|
|
|
|
2. Вождение в нетрезвом состоянии (ВНС) |
3,38 (1,96) |
0,43* |
1 |
|
|
|
|
|
3. Угрозы и риски в условиях дорожного движения |
9,56 (4,01) |
0,41* |
0,50* |
1 |
|
|
|
|
4. Риски при управлении транспортным средством («Я-водитель») |
1,59 (1,77) |
0,28* |
0,53* |
0,67* |
1 |
|
|
|
5. Риски при передвижении в транспортном средстве («Я-пассажир») |
2,44 (2,38) |
0,47* |
0,51* |
0,63* |
0,48* |
1 |
|
|
6. Нарушения в дорожно-транспортной среде |
1,44 (1,57) |
0,50* |
0,52* |
0,71* |
0,63* |
0,59* |
1 |
|
7. Нарушения и проступки вне контекста дорожного движения |
3,90 (3,38) |
0,64* |
0,44* |
0,50* |
0,38* |
0,51* |
0,55* |
1 |
Обсуждение результатов
Выводы
- Рискованное дорожное поведение водителей включает различные паттерны как ролевого поведения (роли «Я-водитель»/«Я-пассажир»), так и паттерны, характеризующиеся различными нарушениями и проступками вне контекста дорожного движения (несоблюдение законодательства, административные нарушения).
- У водителей различных «групп риска» – начинающие водители, водители такси и водители-перевозчики – эти паттерны рискованного дорожного поведения значимо различаются.
- Риск вождения в нетрезвом состоянии взаимосвязан с полом и возрастом водителя: такой риск имеет тенденцию к возрастанию у водителей-мужчин, но снижается с возрастом у водителей-женщин.
- К числу перспективных направлений исследований можно отнести как минимум следующие: а) изучение уровня риска водителя и объективно регистрируемых с помощью GPS-трекеров стилистических особенностей его вождения; б) исследование уровня риска водителей в межкультурном контексте (водители в странах с высоким и низким уровнем правосознания).
- Психологические исследования, посвященные изучению структуры рискованного дорожного поведения с помощью процедуры скрининговой диагностики, позволяют определить уровень индивидуального риска водителя относительно других водителей и могут служить хорошей основой для планирования дальнейшей дифференцированной работы психолога по коррекции нарушений в дорожном поведении водителей. Более того, скрининговые диагностические инструменты открывают широкие возможности для углубленной психологической диагностики отклонений в водительской деятельности, а их использование может стать важным шагом в построении системы превенции аварий и дорожно-транспортных происшествий.
Литература
- Аналитический материал по состоянию таксомоторной отрасли в России с точки зрения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/files/content/19540/taksi-avariinost-final-2311-pdf.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
- Баринова А.Н., Плавинский С.Л., Янчук Ю.В., Половинкина Т.А. Скрининг на признаки опасного и вредного потребления алкоголя у лиц, находящихся в местах принудительного содержания // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. СПб., 2013. С. 84–91.
- Бедина И.А., Бурцев А.А., Кочетова Т.В. Основные модели медико-психологической работы по профилактике повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения (международный опыт) // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 2–14. DOI:10.17759/psylaw.2022120101
- Бурцев А.А. Проблемы комплексной превенции управления транспортным средством в состоянии опьянения: организационно-правовые, медицинские и социально-психологические аспекты // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 98–107. DOI:10.17759/sps.2018090409
- Бурцев А.А. Медико-психологические аспекты профилактики «опасного» вождения и «пьяных» ДТП в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/orgpsy2019/contents/Burtsev (дата обращения: 02.11.2021).
- Всемирная Организация Здравоохранения. Европейское региональное бюро [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/disease-prevention/alcohol-use/do-you-drink-too-much-test-your-own-alcohol-consumption-with-the-audit-test/take-the-audit-test-now (дата обращения: 03.11.2021).
- Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.
- Кондратьев М.Ю., Кочетова Т.В. «Traffic psychology»: от прикладных исследований к методологии комплексного изучения современной дорожно-транспортной среды // Сборник материалов международной научно-практической конференции, 28-30 июня 2012 г. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2012. С. 119–122.
- Кочетова Т.В., Мейнхард Г. Методика оценки рискованного дорожного поведения водителей: апробация на российской выборке // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 196–210. DOI:10.17759/sps.2020110313
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 365 с.
- Мейнхард Г., Каарт Т., Кочетова Т.В. Опыт апробации модели диагностики водителей, склонных к рискованному вождению (эстонская и российская выборки) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 119–133. DOI:10.17759/sps.2018090411
- Плотникова М.А. Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 108–118. DOI:10.17759/sps.2018090410
- Харченко М.А., Плотникова М.А. Формирование установок безопасного вождения у начинающих водителей // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 4. С. 180–191. DOI:10.17759/exppsy.2020130413
- Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения РФ [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 01.11.2022).
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/31102 (дата обращения: 03.11.2021).
- Alcañiza M., Santolino M., Ramon L. Drinking patterns and drunk-driving behaviour in Catalonia, Spain: A comparative study // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. 2016. Vol. 42. № 3. P. 522–531. DOI:10.1016/j.trf.2016.09.031
- Assessment of personal resources for safe driving: the principles of medical psychological assessment in Germany / Brenner-Hartmann Ju., Wagner Th., Mubhoff F., Hoffmann-Born H., Lohr-Schwaab S., Seidl J. Bonn: Kirschbaum Verlag GmbH, 2014. 100 p.
- Babor T., Higgins-Biddle J., Saunders J., Monteiro M. AUDIT. The Alcohol Use Disorders Identification Test. Guideline for Use in Primary Care. Geneva: World Health Organization WHO, 2010. 38 p.
- Burger M., Brönstrup A., Pietrzik K. Derivation of tolerable upper alcohol intake levels in Germany: a systematic review of risks and benefits of moderate alcohol consumption // Preventive medicine. 2004. Vol. 39. № 1. P. 111–127.
- Gold С., Müller T., Bengler K. Identification оf characteristic parameters for the detection of risky driving behaviour // Proceedings of the 6th International Conference on Driver Behaviour and Training. Helsinki, 2013. P. 28–28.
- Ivers R., Senserrick T., Boufous S., Stevenson M., Chen H.Y., Woodward M., Norton R. Novice drivers' risky driving behavior, risk perception, and crash risk: findings from the DRIVE study // American Journal of Public Health. 2009. Vol. 99. № 9. P. 1638–1644. DOI:10.2105/AJPH.2008.150367
- Kochetova T.V. The Patterns of Drivers' Traffic Behavior: Evidence From Three Countries // Frontiers in Psychology. 2022. 13:869029. DOI:10.3389/fpsyg.2022.869029
- Kollbach B., Franke M., Meier J., Destradis Al. Verkehrsverhaltenslehre für Fahrlehrer I. Hannover: Degener Verlag GmbH, 2018. 147 s.
- Lam L.T. Factors associated with young drivers’ car crash injury: Comparisons among learner, provisional, and full licensees // Accident Analysis & Prevention. 2003. Vol. 35. № 6. P. 913–920. DOI:10.1016/S0001-4575(02)00099-4
- Lewin K., Lippitt R., White R.K. Patterns of Aggressive Behavior in Experimentally Created “Social Climates” // The Journal of Social Psychology. 1939. Vol. 10. № 2. P. 269–299. DOI:10.1080/00224545.1939.9713366
- Meinhard G. Evaluation of the effectiveness of a primary preventive program “Clear Picture…!?” to increase traffic safety [Электронный ресурс] // Transactions on Transport: International Scientific Journal for Transport Sciences. URL: https://tots.upol.cz/corproof.php?tartkey=tot-000000-0044 (дата обращения: 02.11.2021). DOI:10.5507/tots.2019.004
- Meinhard G. “Klare Sicht…!?”, Evaluation der Wirksamkeit eines primärpräventiven Programmes zur Erhöhung der Verkehrssicherheit [Электронный ресурс] // Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität zu Bonn. 2018. 141 s. URL: http://hss.ulb.uni-bonn.de/2019/5589/5589.htm (дата обращения: 02.11.2021).
- MTÜ Liikluskäitumise Arenduskeskus [Электронный ресурс]. URL: https://jkoolitus.eu/site/uudised (дата обращения: 01.11.2021).
- Ranney T.A. Models of driving behavior: a review of their evolution // Accident Analysis and Prevention. 1994. Vol. 26. № 6. P. 733–750.
- Rui M.K., Anika J., Ralph H. Propensity for Risk Taking Across the Life Span and Around the Globe // Psychological Science. 2016. Vol. 27. № 2. P. 231–243.
- Wilde Gerald J.S. Social Interaction Patterns in Driver Behavior: An Introductory Review // Human factors: The journal of human factors and Ergonomic Society. 1976. Vol. 18. № 5. P. 477–492. DOI:10.1177/001872087601800506
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 404
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 148
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1