Введение

201

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070200

Для цитаты: Белова С.С. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 5. DOI: 10.17759/jmfp.2018070200

Полный текст

С удовлетворением представляю уважаемым читателям тематический номер журнала «Современная зарубежная психология», посвященный психологическим исследованиям одаренности и социального интеллекта.

Тема одаренности — благодаря как своему большому прикладному значению, так и интригующей сложности психологического содержания — остается на пике интереса современных ученых, представителей сферы образования, родителей. Важной содержательной тенденцией этой области психологии является расширение традиционного понимания одаренности как интеллектуальной характеристики на новые грани индивидуальности человека.

Первую такую грань определяет специфика индивидуального социального познания и поведения. Это приводит к постановке вопросов о соотношении интеллектуальной одаренности с социальным и эмоциональным интеллектом, о качестве социальных взаимодействий и адаптации, психологических основах развития социальных компетенций. Именно эта линия составила системообразующее содержательное ядро номера.

Вторая грань представлена областью эстетического познания. Его уникальность определяется как особенностями эмоционально-личностной сферы человека, так и способностями к пониманию искусства. В номере журнала представлена методическая линия диагностики эстетической одаренности, основанная на адаптации современных зарубежных опросников диспози­ций эстетического характера.

И, наконец, тематический номер обращен к феномену лингвистической одаренности — одному из узких предметно-специфических проявлений интеллектуальной одаренности.

Охарактеризуем кратко статьи номера по указанным направлениям.

А.И. Савенков представляет свою теоретическую модель социального интеллекта, подобную Гилфордовской, дающую выходы на направления диагностики и развития его когнитивных и поведенческих составляющих. Автор предваряет описание модели аналитическим обзором по тематике социального интеллекта, оригинальность которому придает обращение к феноменам «культурного интеллекта», определяющего эффективность адаптации в различных культурных средах, и агрессии, детерминируемой социальным интеллектом.

Аналитический обзор В.С. Юркевич затрагивает важнейший феномен диссинхронии интеллектуального и социального развития одаренных детей. Автор анализирует данные современных зарубежных исследований о благоприятном и проблемном социальном развития одаренных детей и предлагает оригинальное объяснение данному противоречию.

О.М. Смирнова и С.С. Белова в эмпирическом исследовании обращаются к изучению качества социальной аргументации подростков в социальных дилеммах и его связи с интеллектом. Авторы обнаружили, что интеллектуальные способности образуют как продуктивные, так и контрпродуктивные связи с качеством социальной аргументации. Результаты обсуждаются в связи со спецификой функциональной роли общего интеллекта в социальном познании.

М.Н. Бочкова и Н.В. Мешкова представляют обзор современных зарубежных исследований, посвященных связи эмоционального интеллекта с просоциаль- ным и антисоциальным поведением. Говоря о вариативности форм антисоциального поведения в связи с эмоциональным интеллектом, особое внимание авторы уделяют его гендерным особенностям.

В аналитическом обзоре Е.И. Доний поднимает вопрос о факторах, определяющих качество социальных взаимодействий одаренных детей и их «обычных» сверстников в образовательной среде. Автор иллюстрирует проблему данными собственного исследования одаренных школьников международной школы Голландии, методологическим инструментом которого стал современный социометрический и поведенческий анализ.

Исследование Е.А. Валуевой, Е.М. Лаптевой и В.В. Овсянниковой интересно в том отношении, что описывает по существу нулевой эффект образовательной программы развития эмоциональных способностей старшеклассников. Развивающая программа была включена в цикл гуманитарных предметов, а эмоциональные способности измерялись задачными тестами. Отсутствие эффекта требует особой рефлексии, что представляется ценным для психологии образования.

Линия эстетической одаренности представлена в данном тематическом номере двумя методическими

Белова С.С.

Введение

Современная зарубежная психология 2018. Том 7. № 2. С. 5—6.

статьями, описывающими опыт адаптации зарубежных опросников эстетических диспозиций.

Разрабатывая проблематику измерения музыкальности человека, Т.С. Князева и Т.В. Шохман делятся с нами данными о русскоязычной версии методики Gold- MSI (Goldsmiths Musical Sophistication Index), разработанной в Голдсмитском университете. П. Сабадош представляет результаты оценки конструктной валидности русской версии опросника «Шкала сопричастности красоте EBS 2.0» (Engagement With Beauty Scale) на данных российской и азербайджанской выборок.

Тема лингвистической одаренности и ее когнитивных детерминант раскрывается в эмпирическом исследовании Е.В. Гавриловой. Автор анализирует соотношение лингвистических способностей с флюидным и кристаллизованным интеллектом, а также обсуждает любопытные различия в структуре взаимосвязей способностей в подгруппах испытуемых с разным уровнем лингвистических достижений.

Совместно с авторами и редакцией выражаю надежду на то, что данный номер вызовет интерес у читателей и окажется полезным в работе.

Информация об авторах

Белова Софья Сергеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1710-2180, e-mail: sbelova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 389
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 201
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1