Современная зарубежная психология
2019. Том 8. № 4. С. 5–6
doi:10.17759/jmfp.2019080400
ISSN: 2304-4977 (online)
Введение
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080400
Для цитаты: Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 5–6. DOI: 10.17759/jmfp.2019080400
Полный текст
Детско-родительские и семейные отношения притягивают к себе внимание исследователей на протяжении многих десятилетий, но волнуют они не только ученых, а почти каждого человека — родителей, прародителей, тех, кто только собирается стать родителем. Развитие детской и возрастной психологии, психологической практики характеризуется все более отчетливым осознанием роли семьи и родителей не только в психическом развитии ребенка, но и в жизни взрослого человека на всем ее протяжении, пониманием того, что базисные основы отношения к себе и к миру закладываются в семье. Тем более актуальными эти исследования становятся в настоящее время, в период фундаментальных трансформаций семейной системы.
За рубежом количество публикаций по проблемам семьи и детско-родительских отношений огромно, и это понятно, поскольку исследования по этой теме берут начало еще с работы З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909). Тема эта вплоть до 50-х годов прошлого века разрабатывалась преимущественно психоаналитиками. Именно они внесли наибольший вклад в изучение отношений ребенка с родителями. Новый импульс исследования отношений родителей и детей получили благодаря появлению семейной психотерапии. В настоящее время эта область исследований представлена широчайшим спектром направлений и жанров. В нашей стране интерес к детско-родительским и семейным отношениям начал набирать силу в 80-х годах прошлого века, в русле развития консультативной практики и семейной психологии. Именно психологическая практика и запрос общества на психологическую помощь родителям и семье инициировали проведение исследований в этой области. Безусловно, фундамент исследований отношений детей и родителей был заложен классиками отечественной психологии в русле культурно-исторической традиции, они изучали общие закономерности и законы развития отношений «ребенок—взрослый, но это был обобщенный, общественный взрослый, а не мама и папа. Сейчас дефицит отечественных конкретных исследований отношений ребенка с близкими взрослыми успешно преодолевается, но зарубежные современные исследования детско-родительских отношений, несомненно, представляют чрезвычайный интерес и определяют тренды в этой сфере.
Одним из наиболее популярных направлений исследований детско-родительских отношений являются исследования стилей родительского воспитания. В 70-х годах прошлого столетия эти исследования были чрезвычайно востребованны. В последние годы интерес к стилям родительского воспитания вспыхнул с новой силой. Вызван он, по-видимому, двумя причинами. Прежде всего, это озабоченность родителей профессиональным будущим своих детей. Другой причиной может являться новая тенденция в отношениях подростков с родителями, которая четко обозначилась в последние годы. Эти причины сопряжены и во многом обуславливают появление особого стиля родительского поведения, которое часто продолжается и за границами школы и университета.
Анализу современных тенденций в воспитательных родительских стратегиях, их причин и последствий, посвящена статья Е.Ю. Чеботаревой, которая открывает номер. В центре ее — обзор исследований сверхвклю- ченного родительства, так называемого «вертолетного родительства». Рассмотрены связи этого стиля родительского поведения с психосоматическим благополучием и академическими успехами подростка. Осуществленный автором анализ кросс-культурных исследований стилей родительства позволяет на фоне культурных различий выделить универсальную, оптимальную модель родительского стиля воспитания. Отмечается, что, несмотря на многочисленные прикладные исследования, отсутствует понимание более глубоких психолгических механизмов, лежащих в основе сверхвключенного родительства, что говорит о необходимости дальнейшего изучения этого феномена.
К этому мнению присоединяется и А.А. Прохорова. В ее статье тема сверхвключенного родительства находит свое продолжение. Описываются разные варианты сверх- включенного родительства, показаны масштабы исследований этого явления, его влияние на психическое развитие детей и подростков. Сверхвключенность родителей может проявляться на любом этапе развития ребенка, но наиболее отчетливо это происходит в период старшего подростничества, ставя под угрозу возможность решения подростками задач возраста. Последствия сверхвключен- ного родительства неблагоприятны не только для детей, но и для самих матерей.
К проблеме материнского поведения обращена и статья Т.В. Ермоловой, Т.В. Иволиной, О.В. Дедовой, А.В. Литвинова, которая сфокусировна на исследованиях, изучающих дисфункции материнства на ранних стадиях развития ребенка и его последствия. В первую очередь авторов интересует материнская холодность. Причины материнской дисфункциональности рассмотрены на разных уровнях. Представлены результаты новейших исследований, которые обнаружили возможные глубокие биологические предпосылки материнской холодности, — это нарушения и на уровне нейронных механизмов, и на генетическом уровне. Резюмируя обзор, авторы подчеркивают, что представленные данные, касающиеся причин дисфункционального материнства и его проявлений, весьма противоречивы, поэтому многие вопросы, и в частности, вопросы эффективности существующих превентивных и коррекционных мер, остаются открытыми.
В тему дисфункционального материнства естественно вливается тема родительского стресса (РС), который является серьезным фактором риска и для самих родителей, и для детско-родительских отношений, и, наконец, для самого ребенка. Проблематика РС широко представлена в зарубежных исследованиях, в то время как в нашей стране она практически отсутствует. Статья С.С. Савенышевой, В.О. Аникиной и Э.В. Мельдо в некоторой степени восполняет этот дефицит, рассматривая феномен родительского стресса в разных аспектах — понятие родительского стресса, его структуру, факторы, приводящие к его возникновению, а также роль социальной поддержки в совладании с РС.
Если обратиться к истории изучения детско-родительских отношений, то мы увидим, что в первых работах в этой области (а первыми были работы психоаналитиков) именно отец представал как главная фигура для ребенка (отец как объект идентификации, отец, налагающий запрет на желания), а эдипова стадия рассматривалась как решающий период в его жизни. С развитием теории объектных отношений интерес психоаналитиков сместился на первый год жизни ребенка и на диаду «мать— ребенок», именно мать стала рассматриваться как наиболее значимая фигура в развитии ребенка.
Интерес к отцовской фигуре стал возрождаться в последние десятилетия, что нашло отражение, прежде всего, в зарубежных публикациях. Подтверждение этому мы находим в обзоре И.А. Калина, посвященном феномену отцовства, в котором рассмотрено специфическое влияние отцов на развитие детей, анализируется понятие отцовской депрессии и отцовского родительского стресса. Понятия отцовской депрессии и отцовского родительского стресса ставят новые задачи в области гендерной психологии, побуждают к исследованию причин, стоящих за этой отцовской уязвимостью.
На одном из магистральных направлений в современной зарубежной психологии находятся исследования образа тела и отношения к своему телу. Внимание к этой теме вполне понятно, поскольку образ тела и отношение к телу являются фундаментальными понятиями, непосредственно связанными с проблемами самосознания и идентичности. В отечественной психологии проблематика телесности разрабатывается в основном на теоретическом уровне, явно ощущается дефицит эмпирических исследований. Обзор исследований, связанных с образом тела и отношением к нему, представлен Е.А. Ерохиной, Е.В. Филипповой. Рассмотрены факторы (СМИ, сверстники, родители), воздействующие на отношение к своему телу, а также влияние негативного отношения к своему телу на разные стороны жизни подростка. В фокусе статьи — отношение родителей к телесному облику своих детей как основному фактору влияния на образ тела в подростковом возрасте. Авторы обращают внимание на необходимость профилактической работы с детьми и родителями, направленной на принятие уникальности и ценности своего тела, разрушение навязываемых обществом стереотипов.
Статья Н.Н. Авдеевой, Б.Я. Хоффман обращена к актуальным направлениям исследований взаимоотношений подростков с родителями. Особое внимание обращено на новое направление исследований в области детско-родительских отношений, а именно, изучение влияния технических средств (мобильные телефоны, гаджеты) на качество взаимодействия родителей с детьми. Рассматривается также дискуссионный вопрос о роли конфликта с родителями для становления автономии в подростковом возрасте. Описаны гендерная специфика поведения родителей и влияние супружеских конфликтов на развитие подростков.
В обзоре Е.О. Смирновой, С.Ю. Смирновой, Е.Г. Шеиной речь идет об исследованиях, направленных на изучение отношения родителей к использованию цифровых технологий детьми. Авторы подчеркивают, что в настоящее время происходящие измененения значительно опережают исследования в этой сфере, и как следствие, родители ощущают явную нехватку знаний о влиянии новых технологий не только на самих детей, но и на их отношения с родителями. В статье приводятся некоторые рекомендации Американской академии педиатрии по использованию цифровых технологий детьми, которые могут оказаться полезными и для читателей журнала.
Одним из фундаментальных психологических образований, которые формируются в рамках взаимодействия матери и ребенка, является привязанность к матери. Не будет преувеличением сказать, что исследования привязанности являются мощным трендом в современной западной психологии последних десятилетий; все больше этих работ появляется и у нас в стране. Исследования привязанности охватывают все новые сферы, интерес психологов вызывает и привязанность во взрослом возрасте, прежде всего, привязанность к партнеру, которая также влияет на отношения матери и ребенка. Анализу новых тенденций в изучении привязанности посвящен обзор Е.С. Диановой.
В соответствии с логикой возрастного развития и этапов развития семьи завершает тематический выпуск статья М.В. Булыгиной и С.В. Комаровой, посвященная исследованиям отношений внуков и прародителей. История этих исследований насчитывает уже более 50 лет, в наши дни обозначился всплеск интереса к этой теме, поскольку гармоничные отношения прародителей с внуками могут быть условием создания благоприятного психологического климата в семье, источником поддержки для внуков, особенно в кризисной для семьи ситуации. В статье рассматриваются факторы, влияющие на характер отношений прародителей и внуков, своеобразие этих отношений в семьях разного типа.
Спектр направлений и тем современных психологических исследованиях в области семейных и детско-родительских отношений необычайно широк, выпуск журнала, конечно, не может их охватить, но наиболее интересные, новые и перспективные, с нашей точки зрения, мы постарались в нем представить.
Метрики
Просмотров
Всего: 294
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 104
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1