Понятие «интенсивного родительства» в зарубежной литературе

685

Аннотация

В статье приводится описание подходов к пониманию интенсивного родительства в зарубежной и отечественной литературе в контексте описания психологических черт матерей, придерживающихся модели интенсивного родительства. Сам термин не является сугубо научным, но по причине популярности данного направления родительства, он нуждается в детальном рассмотрении, описании, исследовании и обосновании. Многие современные исследователи заинтересованы вопросом описания и детального рассмотрения идеологии такой распространенной модели родительского поведения, как интенсивное родительство, и в статье приведены наиболее важные взгляды на понятие интенсивного родительства и трудности, сопряжённые с данной моделью. В статье также описаны психологические черты матерей, придерживающихся данной модели материнства.

Общая информация

Ключевые слова: современное родительство, интенсивное родительство

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090210

Для цитаты: Акинкина Я.М. Понятие «интенсивного родительства» в зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 117–122. DOI: 10.17759/jmfp.2020090210

Полный текст

 

 

 

Введение

Впервые название модели родительского поведения «intensiveparenthood» встречается в книге социолога Шэрон Хейз «Культурные противоречия материнства»: в источнике говорится о том, что ответственность за развитие, здоровье и благополучие ребенка первостепенно лежит в первую очередь на матери, вне

CC BY-NC зависимости от вклада отца в воспитание. Интенсивное родительство, или интенсивное материнство (Intensive mothering) обладает следующим посылом: все силы и ресурсы мамы должны быть вложены в развитие ее ребенка как в главный жизненный проект [14]. Отметим, что под ресурсами в данном случае автор подразумевает материальные, финансовые, эмоциональные и другие [14].Также некоторые авторы отмечают, что мать ребенка может поступиться заботой о себе, своим здоровьем, эмоциональным состоянием, работой и досугом, в иерархии ценностей при этом на первом месте должно оставаться развитие ребенка [8].

Обзор понятия интенсивного родительства

Многие современные исследователи занимаются описанием и детальным рассмотрением идеологии такой распространенной модели родительского поведения, как интенсивное родительство. Например, в рамках исследований Игнасио Гименес-Надаль и Альмудена Севилья изучается влияние материнских действий, направленных на воспитание ребенка, на самочувствие самих матерей, а также прослеживается связь оценки самочувствия матери с уровнем ее образования. Авторы выяснили, что родители с более высоким уровнем образования обладают более низкими показателями ощущения счастья и удовлетворенности жизнью и браком, чем родители с более низким уровнем образования [13]. Также у матерей в модели интенсивного родительства был диагностирован высокий уровень утомляемости. По мнению Н. Хеннум, менее образованные матери реже используют модель интенсивного родительства и реже обращаются к специалистам различного профиля за профессиональной помощью, по сравнению с родителями с более высоким уровнем образования [15]. В работах Миллера [19] отмечается, что время досуга, проводимое более образованными матерями совместно с детьми, в последние годы! увеличилось по сравнению с прошедшими десятилетиями. При этом более образованные женщины все чаще испытывают чувство вины по поводу недостаточного внимания к своим детям, хотя в реальности они посвящают практически все свое время ребенку [10].

По словам Шэрон Хейз, вся сложность предьявляемых обществом требований к родительству ощущается именно матерями, которые одновременно и работают, и занимаются воспитанием ребенка/детей [14]. В данном случае происходит следующее: роль женщины в качестве заботливой, принимающей, эмпатичной и жертвенной матери совершенно не совпадает на практике с преобладающей ролью на работе, где матерям приходится быть жесткой, конкурентоспособной и амбициозной. Проблема состоит в том, что работающие матери не успевают переключаться с одной роли на другую [17].

В настоящее время критики модели интенсивного родительства ставят вопрос о том, есть ли смысл и необходимость в максимальных вкладах всех своих ресурсов современными матерями в развитие своего ребенка.

Исследователи Западного Университета Сидней [22] относят ориентацию на знания специалистов о воспитании и развитии ребенка к важнейшим характеристикам матерей в модели интенсивного родитель­ства. Ключевым моментом в анализе феномена зависимости матерей от мнения специалистов является следующее: родителям приходится овладевать достаточно сложно структурированными навыками на основе знаний и исследований, данные которых им преподносят эксперты и специалисты различного профиля. [20] Такими специалистами часто выступают детские психологи, перинатальные психологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, консультанты по лактации, консультанты по детскому сну и другие. Таким образом, перед родителями стоит дополнительная задача: освоить знания, напрямую не связанные с их ролью и деятельностью. При этом у родителей есть возможность принимать взвешенные решения на основе научной и достоверной информации. В данном случае установку внутренней позиции родителя в модели интенсивного родительства обозначают как «научное родительство» (scientific parenting) [1].

В литературе все чаще встречается понятие «His Majesty The Baby» («Его Величество Ребенок»), что характеризует детоцентрическую позицию многих семей в настоящее время, в том числе семей, практикующих интенсивное родительство [7]. Также стоит отметить тот факт, что отцы стали все чаще придерживаться той же родительской позиции, что и матери в модели интенсивного родительства [23; 24].

Характеристика интенсивного родительства

Матери, использующие модель интенсивного роди­тельства, предпочитают мягкие методы воспитания, сопряженные с большими финансовыми и эмоциональными затратами; при этом они склонны к эмоциональному выгоранию, в ходе которого все чаще прибегают к негативным реакциям на детей [12]. В исследованиях Робинсон у респонденток (матери США), следующих модели интенсивного материнства, были диагностированы тревожно-депрессивные расстройства и неврозы, кроме того, респондентки упоминали о кошмарных сновидениях [21].

Зависимость от экспертного мнения, сопровождающая матерей в модели интенсивного родительства, может также быть вызвана отсутствием четких правил и предписаний в обществе относительно воспитания детей в целом: родителям необходимо из множества различных источников информации (часто при отсутствии личного опыта взаимодействия с ребенком до появления собственного) выбрать наиболее адекватные, соответствующие их взглядам. Таким образом, как отмечает в своей статье «Современное родительство как предмет исследования» К.Н. Поливанова, «... теоретическое знание проникает в социальную сферу» [4].

Часто родителям приходится использовать сопровождение специалистов даже еще до рождения ребенка — например, при планировании пополнения в семье, работе с проблемой бесплодия, в ситуациях ЭКО, во время беременности и подготовки к родам [5].

При этом матерям с более высоютм уровнем образования гораздо легче ориентироваться в сфере научной информации, равно как и опираться на мнение специалистов, так как уровень доверия к экспертном мнению у ши выше, чем у матерей с боле низзким уровнем образовантиь Такой феномен связан с попыткой возвратить щувлтю безопасности в сфере материнства, где на матери лежит огромная ответственность за развитие ребенка [[6; 25].

Но даже опора на мнения экспертов и специалистов в различных областях детского здоровья и развития не гарантирует матери полного избавления от стресса. Например, в работах Дален, Фаулер и Шмид описан тот факт, что матери, следующие модели интенсивного родительства, испытывают огромное давление со стороны социума. [9] Психологическое напряжение, с которым матери сталкиваются каждый день, авторы связывают с недостатком сна и конфронтацией между ориентацией на ребенка в самой модели интенсивного родительства и стремлением к самореализации, что в целом является столкновением конкурирующих потребностей личности родителя [3].

Психологические характеристики матерей
в модели интенсивного родительства

1.    Утомляемость: по результатам исследований Дален, Фаулер и Шмид [9], у матерей, следующих модели интенсивного родительства, выявляются высокие показатели усталости и стресса, что ведет к эмоциональному выгоранию.

2.   Тревожность: по мнению Дэвис [10], в модели интенсивного родительства, как матери, так и отцы, более склонны к тревожным расстройствам, причем спектр тем, о которых родители склонны тревожиться, крайне широк — от грудного вскармливания и детского сна до образования ребенка и его карьеры в будущем. Также стоит отметить, что Робинсон также указывает на склонность матерей к тревожно-депрессивным расстройствам и неврозам [21].

3.    Детоцентрированность: многие авторы указывают и на то, что родители, относящие себя к интенсивному родительству, склонны ставить ребенка и его интересы во главе иерархии своих ценностей и соответственно распределять свои ресурсы (финансовые, временные, эмоциональные) именно таким образом, чтобы основная их часть тратилась на ребенка [7; 16].

4.   Низкая самооценка и склонность к самокритике: современные матери склонны стремиться к реализации себя абсолютно во всех сферах (карьера, семья, брак, ведение домашнего быта, саморазвитие) [17], что, очевидно, подразумевает высокие требования к себе. Поскольку матерям в реальности не удается реализовать себя bid всех сферах, они часто испытывают недовольство собой, что входит в конфликт с понятием «good enough mother» Д.В. Винникотта [2], которое подразумевает нормальность «неидеальности» матери, по определению, и ее право на ошибки. Исходя из вышесказанного, Фэйрклот [11] ставит вопрос о том, насколько влияют сложные отношения современных матерей с их собственными родителями на их уровень принятия себя в роли матери.

5.    Зависимость от экспертного мнения: спектр тем, в которых родители часто советуются со специалистами, довольно широк. Многие проблемы связаны с физиологией и телом ребенка: вскармливание; прикорм; дальнейшее питание; гигиена; высаживание; приучение к горшку; привычки, часто считающиеся вредными; заболевания; закаливание и др.. Далее у родителей нередко появляются вопросы о нормах и отклонениях от нормы в плане психического и физического здоровья ребенка. Также немаловажным считается налаживание взаимоотношений между членами семьи, анализ возможностей выстраивания границ и поиск адекватных способов наказания детей, решение вопросов, связанных со сном ребенка. Родители также крайне трепетно подходят к выбору детского сада, школы, секций и кружков. Леупп ставит вопрос о том, насколько современным матерям и отцам требуется обучение быть родителем [18].

6.    Высокий уровень образования: поскольку матерям в модели интенсивного родительства часто приходится анализировать различные источники информации и консультироваться со специалистами, им бывает необходимо получать новые знания и совершенствовать себя в образовательной сфере. [25] В исследованиях Гименез-Надаль и Севилья отмечается, что матери, придерживающиеся линии интенсивного родитель­ства, обладают высоким уровнем образования [13].

Выводы

Интенсивное родительство — относительно новый термин, введенный социологом Ш. Хейз. Под интенсивным родительством понимается такая модель родительского поведения, при которой все ресурсы матери вкладываются в развитие ребенка.

Описание и анализ особенностей и характеристик матерей в контексте данной модели родительского поведения безусловно является актуальной задачей современных исследователей. Интерес к феномену интенсивного родительства подтверждается различными вопросами, поднимаемыми в работах многих авторов.

Благодаря анализу имеющихся исследований можно выявить ряд характеристик, присущих матерям, придерживающимся модели интенсивного роди­тельства, таких как утомляемость, тревожность, дето- центрированность, низкая самооценка и склонность к самокритике, зависимость от мнения детских специалистов и высокий уровень образования. Это позволяет выявить терапевтические мишени в работе с родителями и направления психологической коррекции.

 

 

 

Литература

  1. Абдуллина С.А. Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 7(63). С. 78–95. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-78-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-vnutrenney-pozitsii-roditelya-u-detey-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 22.04.2020).
  2. Инглиш К., Рапсон Д. Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе. М.: Альпина Паблишер, 2014. С. 44–49.
  3. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 1. С. 15–26. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2011/n1/39818.shtml (дата обращения: 22.04.2020).
  4. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1–11. DOI:10.17759/psyedu.2015070301
  5. Соловьева Е.В. О материнском отношении к детям раннего возраста, зачатым посредством экстракорпорального оплодотворения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 147–156. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73567.shtml (дата обращения: 22.04.2020).
  6. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 81–88. URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/9573.php (дата обращения: 22.04.2020).
  7. Эззо Г., Бакнам Р. Мудрость в воспитании новорожденного. Новосибирск: Посох, 2011. С. 58.
  8. Aksoy A.B., Ulutas I. Child Centered Attitudes of Mothers And Maternal Self-Perception [Электронный ресурс] // Conference paper. Conference: International Academic Conference on Social Sciences and Humanities, (Prague, November 2014). Prague, 2014. 7 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/303006228_Child_Centered_Attitudes_of_Mothers_and_Maternal_Self-Perception (дата обращения: 22.04.2020).
  9. Dahlen D., Fowler C., Schmied V. 1 in 3 new moms struggle to get their baby to sleep, but some women have a tougher time [Электронный ресурс] // The Conversation, 2019. September 24. URL: https://theconversation.com/1-in-3-new-mums-struggle-to-get-their-baby-to-sleep-but-some-women-have-a-tougher-time-102269 (дата обращения: 22.04.2020).
  10. Davis D., Stein M.T. Intensive Parenting: Surviving the Emotional Journey through the NICU. Ottawa: Fulcrum Publishing, 2016. P. 240–247.
  11. Faircloth Ch. Intensive Parenting and the Expansion of Parenting // Parenting Culture Studies / E. Lee [et al.]. London: Palgrave Macmillan UK, 2014. P. 25–50. DOI:10.1057/9781137304612
  12. Furedi F. The toxic legacy of parent shaming – and the damage it does to children [Электронный ресурс] // The Conversation, 2018. September 12. URL: https://theconversation.com/the-toxic-legacy-of-parent-shaming-and-the-damage-it-does-to-children-102382 (дата обращения: 22.04.2020).
  13. Gimenez-Nadal I., Sevilla A. Intensive Mothering and Well-Being: The Role of Education and Child Care Activity [Электронный ресурс] // IZA. 2016. Discussion Paper № 10023. P. 13–18. URL: http://ftp.iza.org/dp10023.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
  14. Hays S. The Cultural Contradictions of Motherhood. Yale: University Press, Yale, 1996. P. 21–23.
  15. Hennum N. Developing Child-Centered Social Policies: When Professionalism Takes Over // Social Sciences. 2014. Vol. 3. № 3. P. 441–459. DOI:10.3390/socsci3030441
  16. Intensive Mothering: The Cultural Contradictions of Modern Motherhood / Ed. L.R. Ennis. Toronto: Demeter Press, 2014. P. 104–119.
  17. Intensive Parenting: Does it Have the Desired Impact on Child Outcomes? / H.H. Schiffrin [et al.] // Journal of Child and Family Studies. 2015. Vol. 24. № 8. P. 2322–2331. DOI:10.1007/s10826-014-0035-0
  18. Leupp K. Even Supermoms Get the Blues: Employment, Gender Attitudes, and Depression // Society and mental health. 2019. Vol. 9. № 3. P. 316–333. DOI:10.1177/2156869318785406
  19. Miller C.C. The Relentlessness of Modern Parenting [Электронный ресурс] // The New York Times. 2018. December 25. URL: https://www.nytimes.com/2018/12/25/upshot/the-relentlessness-of-modern-parenting.html (дата обращения: 22.04.2020).
  20. Pinsker J. ‘Intensive’ Parenting Is Now the Norm in America [Электронный ресурс] // The Atlantic. 2019. January 16. URL: https://www.theatlantic.com/family/archive/2019/01/intensive-helicopter-parenting-inequality/580528/ (дата обращения: 22.04.2020).
  21. Robinson M. Experiencing nightmare scenarios before discharge boosts confidence of parents of premature babies [Электронный ресурс] // University at Buffalo, 2017. URL: http://www.buffalo.edu/research/research-services/click-implementation/announcements.host.html/content/shared/university/news/news-center-releases/2017/04/039.detail.html (дата обращения: 22.04.2020).
  22. Sardiga A. Need for residential parenting services grows with birth interventions, finds largest-ever study [Электронный ресурс] // Medical Xpress. 2019. September 24. URL: https://medicalxpress.com/news/2019-09-residential-parenting-birth-interventions-largest-ever.html (дата обращения: 22.04.2020).
  23. Shirani F. ‘I’m bringing back a dead art’: continuity and change in the lives of young fathers // Families, Relationships and Societies. 2015. Vol. 4. № 2. P. 253–266. DOI:10.1332/204674315X14230598040336
  24. Soum V. Parents of premature babies want more information [Электронный ресурс] // Medical Xpress. 2019. September 10. URL: https://medicalxpress.com/news/2019-09-parents-premature-babies.html (дата обращения: 22.04.2020).
  25. Widding U. Parenting ideal and (un-)troubled parent positions // Pedagogy, Culture & Society. 2015. Vol. 23. № 1. P. 45–64. DOI:10.1080/14681366.2014.919955

Информация об авторах

Акинкина Яна Михайловна, психолог-консультант, Центр поддержки материнства, аспирант, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1027-6978, e-mail: yana.akinkina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 813
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 44

Скачиваний

Всего: 685
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 12