Введение
Впервые название модели родительского поведения «intensiveparenthood» встречается в книге социолога Шэрон Хейз «Культурные противоречия материнства»: в источнике говорится о том, что ответственность за развитие, здоровье и благополучие ребенка первостепенно лежит в первую очередь на матери, вне
CC BY-NC зависимости от вклада отца в воспитание. Интенсивное родительство, или интенсивное материнство (Intensive mothering) обладает следующим посылом: все силы и ресурсы мамы должны быть вложены в развитие ее ребенка как в главный жизненный проект [Hays, 1996]. Отметим, что под ресурсами в данном случае автор подразумевает материальные, финансовые, эмоциональные и другие [Hays, 1996].Также некоторые авторы отмечают, что мать ребенка может поступиться заботой о себе, своим здоровьем, эмоциональным состоянием, работой и досугом, в иерархии ценностей при этом на первом месте должно оставаться развитие ребенка [Aksoy, 2014].
Обзор понятия интенсивного родительства
Многие современные исследователи занимаются описанием и детальным рассмотрением идеологии такой распространенной модели родительского поведения, как интенсивное родительство. Например, в рамках исследований Игнасио Гименес-Надаль и Альмудена Севилья изучается влияние материнских действий, направленных на воспитание ребенка, на самочувствие самих матерей, а также прослеживается связь оценки самочувствия матери с уровнем ее образования. Авторы выяснили, что родители с более высоким уровнем образования обладают более низкими показателями ощущения счастья и удовлетворенности жизнью и браком, чем родители с более низким уровнем образования [Gimenez-Nadal, 2016]. Также у матерей в модели интенсивного родительства был диагностирован высокий уровень утомляемости. По мнению Н. Хеннум, менее образованные матери реже используют модель интенсивного родительства и реже обращаются к специалистам различного профиля за профессиональной помощью, по сравнению с родителями с более высоким уровнем образования [Hennum, 2014]. В работах Миллера [Miller, 2018] отмечается, что время досуга, проводимое более образованными матерями совместно с детьми, в последние годы! увеличилось по сравнению с прошедшими десятилетиями. При этом более образованные женщины все чаще испытывают чувство вины по поводу недостаточного внимания к своим детям, хотя в реальности они посвящают практически все свое время ребенку [Davis, 2016].
По словам Шэрон Хейз, вся сложность предьявляемых обществом требований к родительству ощущается именно матерями, которые одновременно и работают, и занимаются воспитанием ребенка/детей [Hays, 1996]. В данном случае происходит следующее: роль женщины в качестве заботливой, принимающей, эмпатичной и жертвенной матери совершенно не совпадает на практике с преобладающей ролью на работе, где матерям приходится быть жесткой, конкурентоспособной и амбициозной. Проблема состоит в том, что работающие матери не успевают переключаться с одной роли на другую [Intensive Parenting: Does, 2015].
В настоящее время критики модели интенсивного родительства ставят вопрос о том, есть ли смысл и необходимость в максимальных вкладах всех своих ресурсов современными матерями в развитие своего ребенка.
Исследователи Западного Университета Сидней [Sardiga, 2019] относят ориентацию на знания специалистов о воспитании и развитии ребенка к важнейшим характеристикам матерей в модели интенсивного родительства. Ключевым моментом в анализе феномена зависимости матерей от мнения специалистов является следующее: родителям приходится овладевать достаточно сложно структурированными навыками на основе знаний и исследований, данные которых им преподносят эксперты и специалисты различного профиля. [Pinsker, 2019] Такими специалистами часто выступают детские психологи, перинатальные психологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, консультанты по лактации, консультанты по детскому сну и другие. Таким образом, перед родителями стоит дополнительная задача: освоить знания, напрямую не связанные с их ролью и деятельностью. При этом у родителей есть возможность принимать взвешенные решения на основе научной и достоверной информации. В данном случае установку внутренней позиции родителя в модели интенсивного родительства обозначают как «научное родительство» (scientific parenting) [Абдуллина, 2016].
В литературе все чаще встречается понятие «His Majesty The Baby» («Его Величество Ребенок»), что характеризует детоцентрическую позицию многих семей в настоящее время, в том числе семей, практикующих интенсивное родительство [Эззо, 2011]. Также стоит отметить тот факт, что отцы стали все чаще придерживаться той же родительской позиции, что и матери в модели интенсивного родительства [Shirani, 2015; Soum, 2019].
Характеристика интенсивного родительства
Матери, использующие модель интенсивного родительства, предпочитают мягкие методы воспитания, сопряженные с большими финансовыми и эмоциональными затратами; при этом они склонны к эмоциональному выгоранию, в ходе которого все чаще прибегают к негативным реакциям на детей [Furedi, 2018]. В исследованиях Робинсон у респонденток (матери США), следующих модели интенсивного материнства, были диагностированы тревожно-депрессивные расстройства и неврозы, кроме того, респондентки упоминали о кошмарных сновидениях [Robinson, 2017].
Зависимость от экспертного мнения, сопровождающая матерей в модели интенсивного родительства, может также быть вызвана отсутствием четких правил и предписаний в обществе относительно воспитания детей в целом: родителям необходимо из множества различных источников информации (часто при отсутствии личного опыта взаимодействия с ребенком до появления собственного) выбрать наиболее адекватные, соответствующие их взглядам. Таким образом, как отмечает в своей статье «Современное родительство как предмет исследования» К.Н. Поливанова, «... теоретическое знание проникает в социальную сферу» [Поливанова, 2015].
Часто родителям приходится использовать сопровождение специалистов даже еще до рождения ребенка — например, при планировании пополнения в семье, работе с проблемой бесплодия, в ситуациях ЭКО, во время беременности и подготовки к родам [Соловьева, 2014].
При этом матерям с более высоютм уровнем образования гораздо легче ориентироваться в сфере научной информации, равно как и опираться на мнение специалистов, так как уровень доверия к экспертном мнению у ши выше, чем у матерей с боле низзким уровнем образовантиь Такой феномен связан с попыткой возвратить щувлтю безопасности в сфере материнства, где на матери лежит огромная ответственность за развитие ребенка [[Филиппова, 1998; Widding, 2015].
Но даже опора на мнения экспертов и специалистов в различных областях детского здоровья и развития не гарантирует матери полного избавления от стресса. Например, в работах Дален, Фаулер и Шмид описан тот факт, что матери, следующие модели интенсивного родительства, испытывают огромное давление со стороны социума. [Dahlen, 2019] Психологическое напряжение, с которым матери сталкиваются каждый день, авторы связывают с недостатком сна и конфронтацией между ориентацией на ребенка в самой модели интенсивного родительства и стремлением к самореализации, что в целом является столкновением конкурирующих потребностей личности родителя [Ланцбург, 2011].
Психологические характеристики матерей
в модели интенсивного родительства
1. Утомляемость: по результатам исследований Дален, Фаулер и Шмид [Dahlen, 2019], у матерей, следующих модели интенсивного родительства, выявляются высокие показатели усталости и стресса, что ведет к эмоциональному выгоранию.
2. Тревожность: по мнению Дэвис [Davis, 2016], в модели интенсивного родительства, как матери, так и отцы, более склонны к тревожным расстройствам, причем спектр тем, о которых родители склонны тревожиться, крайне широк — от грудного вскармливания и детского сна до образования ребенка и его карьеры в будущем. Также стоит отметить, что Робинсон также указывает на склонность матерей к тревожно-депрессивным расстройствам и неврозам [Robinson, 2017].
3. Детоцентрированность: многие авторы указывают и на то, что родители, относящие себя к интенсивному родительству, склонны ставить ребенка и его интересы во главе иерархии своих ценностей и соответственно распределять свои ресурсы (финансовые, временные, эмоциональные) именно таким образом, чтобы основная их часть тратилась на ребенка [Эззо, 2011; Intensive Mothering: The, 2014].
4. Низкая самооценка и склонность к самокритике: современные матери склонны стремиться к реализации себя абсолютно во всех сферах (карьера, семья, брак, ведение домашнего быта, саморазвитие) [Intensive Parenting: Does, 2015], что, очевидно, подразумевает высокие требования к себе. Поскольку матерям в реальности не удается реализовать себя bid всех сферах, они часто испытывают недовольство собой, что входит в конфликт с понятием «good enough mother» Д.В. Винникотта [Инглиш, 2014], которое подразумевает нормальность «неидеальности» матери, по определению, и ее право на ошибки. Исходя из вышесказанного, Фэйрклот [Faircloth, 2014] ставит вопрос о том, насколько влияют сложные отношения современных матерей с их собственными родителями на их уровень принятия себя в роли матери.
5. Зависимость от экспертного мнения: спектр тем, в которых родители часто советуются со специалистами, довольно широк. Многие проблемы связаны с физиологией и телом ребенка: вскармливание; прикорм; дальнейшее питание; гигиена; высаживание; приучение к горшку; привычки, часто считающиеся вредными; заболевания; закаливание и др.. Далее у родителей нередко появляются вопросы о нормах и отклонениях от нормы в плане психического и физического здоровья ребенка. Также немаловажным считается налаживание взаимоотношений между членами семьи, анализ возможностей выстраивания границ и поиск адекватных способов наказания детей, решение вопросов, связанных со сном ребенка. Родители также крайне трепетно подходят к выбору детского сада, школы, секций и кружков. Леупп ставит вопрос о том, насколько современным матерям и отцам требуется обучение быть родителем [Leupp, 2019].
6. Высокий уровень образования: поскольку матерям в модели интенсивного родительства часто приходится анализировать различные источники информации и консультироваться со специалистами, им бывает необходимо получать новые знания и совершенствовать себя в образовательной сфере. [Widding, 2015] В исследованиях Гименез-Надаль и Севилья отмечается, что матери, придерживающиеся линии интенсивного родительства, обладают высоким уровнем образования [Gimenez-Nadal, 2016].
Выводы
Интенсивное родительство — относительно новый термин, введенный социологом Ш. Хейз. Под интенсивным родительством понимается такая модель родительского поведения, при которой все ресурсы матери вкладываются в развитие ребенка.
Описание и анализ особенностей и характеристик матерей в контексте данной модели родительского поведения безусловно является актуальной задачей современных исследователей. Интерес к феномену интенсивного родительства подтверждается различными вопросами, поднимаемыми в работах многих авторов.
Благодаря анализу имеющихся исследований можно выявить ряд характеристик, присущих матерям, придерживающимся модели интенсивного родительства, таких как утомляемость, тревожность, дето- центрированность, низкая самооценка и склонность к самокритике, зависимость от мнения детских специалистов и высокий уровень образования. Это позволяет выявить терапевтические мишени в работе с родителями и направления психологической коррекции.