Принципы «естественного родительства» в современных семьях

643

Аннотация

В статье приводится обзор понятия естественного родительства в зарубежной и отечественной литературе в контексте психологических характеристик матерей, придерживающихся модели естественного родительства. Для модели естественного родительства приведены синонимичные понятия и основные принципы естественного родительства, рассматриваются преимущества и недостатки классической модели родительского поведения, а также сравниваются некоторые показатели компонентов естественного родительства с аналогичными показателями в модели интенсивного родительства. В статье также рассмотрены возможные риски и проблемы семьи в парадигме естественного родительства.

Общая информация

Ключевые слова: современное родительство, естественное родительство, естественное материнство

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090409

Для цитаты: Акинкина Я.М. Принципы «естественного родительства» в современных семьях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 103–109. DOI: 10.17759/jmfp.2020090409

Полный текст

 

Введение

На данный момент естественное родительство — это распространенный среди современных родителей подход к воспитанию детей.

Впервые его описание встречается в книге Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Автор пишет, что основная идея естественного родительства состоит в том, чтобы следить за потребностями малыша, как эмоциональными, так и физиологическими, и стараться незамедлительно реагировать на эти сигналы ребенка [1].

В рамках естественного родительства воспитание ребенка рассматривается как максимальная степень удовлетворения эмоциональных и физиологических потребностей ребенка матерью.

Естественное родительство в некоторых отечественных источниках также описывается как «сознательное родительство» [3], а в зарубежных — как «empathic parenting» (сопереживающее родительство) [9], «instinctive care» (инстинктивная забота) [10], «attachment parenting» (родительство в привязанности) [17], а также «organic parenting» (органическое родительство) [18].

Истоки возникновения «естественного» подхода к воспитанию детей можно проследить в истории и традициях племен Африки, Азии и Америки. Интерес к основополагающим принципам родительства данных племен возник у широких слоев населения стран Запада, в особенности среди молодежи, в середине прошлого века, когда Америку и Европу захлестнула волна критики западной культуры как таковой.

Ж. Ледлофф, как одна из идеологов естественного родительства, рассматривала принципы ухода за ребенком в племенах южноамериканских индейцев, где она прожила длительный период своей жизни, как образец для подражания в семьях США [1].

Обзор понятия «естественное родительство»
в научных источниках

В настоящее время феномен естественного роди­тельства крайне распространен среди молодых семей. За последние два десятилетия количество семей, придерживающихся линии естественного родительства, значительно выросло [14]. В зарубежной литературе данный тип родительства описан сравнительно недавно и, к сожалению, пока мало изучен несмотря на свою распространенность. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в семьях, которые придерживаются линии естественного родительства, как правило, возникает ряд типичных проблем, требующих участия специалистов: например, это проблемы сепарации от родителей, сложности с осознанием мотивов организации грудного вскармливания и завершением данного процесса, риски эмоционального выгорания.

Помимо Ж. Ледлофф, изучением вопросов естественного родительства занимались многие авторы. В перечень основоположников принципов естественного родительства входят В. Сирз и М. Сирз [4], которые ввели понятие «неразрывного подхода» в рамках описываемой модели родительства. Этот термин подразумевает, что неразрывная эмоциональная связь между родителями и ребенком является фундаментом установления продолжительных и доверительных отношений во взрослом возрасте.

Начиная с 2009 года выходит журнал «Домашний ребенок», посвященный раскрытию и распространению принципов естественного родительства, а одним из авторов данного издания является Б. Сирз (сын В. и М. Сирзов).

Также элементы принципов и подходов естественного родительства, в частности касающиеся подготовки к родам и проживания самих родов, описаны в работах Одена М. [2], в то время как описание теории привязанности и проведенные с данной теорией аналогии в рамках подхода естественного родительства даются в работах Ньюфелда Г. [22].

О многих факторах положительного влияния на психику ребенка при совместном сне пишет доктор Дж. Маккена, чьи взгляды описаны в статье Фельдмана, Розенталя и Эйдельмана о важности для новорожденного возможности контакта «кожа-к- коже» с матерью [15].

Миллер и Коммонс пишут о том, что основанием адекватной самооценки и способности проявления теплых чувств к себе и окружающим является соблюдение принципов естественного родительства [21].

Августин и Штифтер выдвигают гипотезу о том, что, несмотря на максимальную степень сближения родителей и детей в подходе естественного родитель­ства, дети не испытывают сложностей с сепарацией [6] от матери в более позднем возрасте. Данное положение оспаривается в работах Бруммельмана [8] и Дивеча Д. [11], а также в статье Эпп Дж., рассматривающей проблему психических расстройств, связанных с гиперо­пекой и гиперчувствительностью [12].

Критику и рассмотрение рисков естественного роди­тельства можно найти в статье Фэйрклот Ш. [14]; параллель между «альфа-родительством» и «естественным родительством» проводится в статье Майнз Е. [20].

Принципы естественного родительства

Анализ отечественных и зарубежных источников показал, что можно выделить следующие основополагающие принципы естественного родительства.

1.    Естественное зачатие.

В подходе к естественному родительству практически не рассматривается, например, такой вариант зачатия, как ЭКО. Приверженцы естественного роди­тельства склонны сводить к минимуму все медицинские вмешательства, в том числе при ЭКО [5].

2.    Естественные роды.

Роды являются сложным с точки зрения выработки гормонов и нейромедиаторов процессом, который легко нарушить факторами окружающей обстановки, например, ярким светом и суетой в родильном отделении, а также при прецедентах (например, в случае остановки родовой деятельности и вынужденном непредусмотренном медицинском вмешательстве), что не вписывается в общую систему естественного родительства [2; 23]. Именно по этой причине сторонники естественного родительства часто прибегают к домашним родам.

3.    Грудное вскармливание.

Матери, придерживающиеся линии естественного родительства, предпочитают кормить грудью минимум до двухлетнего возраста и исключительно по требованию ребенка, как рекомендует La Leche League. Консультанты по грудному вскармливанию также придерживаются позиции, что вся необходимая ребенку жидкость содержится в грудном молоке, поэтому при грудном вскармливании малышу не требуется даже вода [7; 13].

4.     Естественная гигиена.

В парадигме естественного родительства мать непрерывно следит за сигналами ребенка. По этой причине многие сторонники естественного подхода в родительстве склонны отказываться от использования подгузников, предпочитая так называемое «высаживание» малыша [26].

5.     Ношение на руках.

В противовес мнению сторонников интенсивного родительства, где мать склонна к раннему обучению ребенка самостоятельности, в естественном родительстве родители часто прибегают к неограниченному ношению ребенка на руках, в слинге или эрго-рюкзаке [15].

6.     Совместный сон.

Естественное родительство часто предполагает совместный сон матери и ребенка, поскольку он позволяет максимально использовать контакт «кожа-к- коже» [15], продлевать продолжительность грудного вскармливания и незамедлительно реагировать на сигналы ребенка.

7.     Незамедлительная реакция на ребенка.

Подход естественного родительства строится на том, что мать должна отслеживать все сигналы ребенка, такие как жажда, голод, потребность во внимании и другие [10].

8.     Минимальные врачебные вмешательства.

Естественное родительство предполагает минимум врачебных вмешательств, как во время родов, так и по мере роста и развития ребенка. Данные опроса матерей, которые относят себя к приверженцам естественного родительства, показывают, что многие родители склонны отказываться в том числе и от прививок, полагая, что они лишь препятствуют работе иммунитета [25].

Психологическая характеристика матерей,
практикующих естественное родительство

В отличие от матерей в модели интенсивного роди­тельства, матери, практикующие подход естественного родительства менее склонны прибегать к консультациям специалистов и выполнять их рекомендации.

Матери в модели естественного родительства реже испытывают чувство вины и потребность в психологической поддержке и коррекции, они не склонны к эмоциональному выгоранию и более уверены в своих родительских воздействиях на ребенка, чем матери в модели интенсивного родительства [16].

Как и в интенсивном родительстве, матери, использующие естественный подход, склонны к выбору мягких методов воспитания, но при этом также подвержены влиянию новых или вновь оказавшихся в тренде веяний в сфере материнства (например, к использованию педагогического прикорма, высаживанию и т. п.) Также стоит отметить тот факт, что матери, придерживающиеся линии естественного родительства, менее склонны к попыткам ускорять развитие ребенка или увеличивать его интенсивность [19].

Преимущества и недостатки естественного
родительства

1.    Возможность присматриваться к сигналам ребенка дает молодой матери возможность настроиться на взаимодействие со своим ребенком и максимально полно удовлетворять его нужды. Конечно же, это влияет на качество привязанности между матерью и ребенком. С другой стороны, очевидно, что мать в модели естественного родительства часто с рождением ребенка полностью пересматривает структуру и иерархию собственных ценностей, во главе которой оказывается ребенок [24]. Некоторые исследования показывают, что дети в модели естественного родительства дольше и сложнее проходят этапы сепарации от родителей [20].

2.    Длительное грудное вскармливание обеспечивает психологический комфорт малыша, не говоря о пользе грудного вскармливания в плане физиологии ребенка [7; 13]. По мнению Сирзов [4], грудное вскармливание можно считать полноценным актом общения между матерью и ребенком; установление полноценного контакта малыша с матерью обеспечивает ему возможность выработки доверия к миру Оборотной стороной медали в данном случае является тот факт, что кормление по требованию молодые матери в модели естественного родительства воспринимают как возможность кормить ребенка даже тогда, когда он этого не хочет, так как абсолютно любой плач ребенка воспринимается как «требование» его покормить. В данном случае мать рискует игнорировать потребность малыша в проявлении негативных эмоций, сбросе эмоционального напряжения [11] или потребности во внимании, заменяя это процессом грудного вскармливания. Ситуация обостряется, когда мать планирует завершить грудное вскармливание.

3.    Возможность пребывания ребенка на руках без ограничения, несомненно, дает ему чувство безопасности, а матери — возможность непрерывного контакта с малышом [15]. Современные приспособления, такие как эрго-переноски и слинги, позволяют молодой матери быть более мобильной и заниматься работой по дому, не отрываясь от ребенка, но это также ведет и к рассеиванию внимания матери и неспособности полностью сконцентрироваться на чем-то одном. Также у матери, постоянно носящей ребенка на руках, возникает риск сложностей, связанных с собственным здоровьем [9].

4.    «Естественная гигиена» ребенка позволяет матери избежать психологических проблем с приучением к туалету [13], но часто при этом приводит мать к хронической усталости из-за постоянной бдительности и сосредоточенности на реакциях и потребностях ребенка в силу того, что мать категорически отрицает возможность облегчения быта, например, с помощью подгузников [16].

5.    Отказ от медицинских вмешательств является сложным в обсуждении и спорным вопросом в модели естественного родительства. С одной стороны, у родителей появляется возможность использовать в лечении ребенка только средства естественного происхождения, но проблема заключается в том, что не всегда можно обойтись без лекарственных препаратов, оперативных вмешательств или госпитализации [14].

6.    В случаях психологического бесплодия или незапланированного течения беременности и родов мать, придерживающаяся идеологии естественного роди­тельства, оказывается под гнетом внутриличностного конфликта, заканчивающегося выбором между медицинским вмешательством и отстаиванием своей позиции. К сожалению, далеко не всегда подобные случаи заканчиваются положительным исходом [19].

7.    Совместный сон также является предметом горячих научных дискуссий и споров молодых родителей. Преимущества совместного сна заключаются в том, что мать может с легкостью продлевать грудное вскармливание и обеспечивать себя и ребенка постоянным контактом, реагировать на его потребности. Совместный сон также является профилактикой СВДС, но так он же препятствует легкому протеканию сепарации ребенка от матери [15].

Сложности семьи в парадигме естественного
родительства

Как и в любой другой модели родительского поведения, в линии естественного родительства также возникает ряд спорных вопросов, сложностей и рисков, с которыми сталкивается семья.

Например, первой характерной сложностью некоторых женщин, придерживающихся позиций естественного родительства, можно обозначить случаи невозможности зачать ребенка, выносить его или родить естественным путем.

Таким образом, если мать прибегает к медицинским вмешательствам при зачатии, вынашивании ребенка или родовспоможении, она оказывается под гнетом чувства вины, которое необходимо прорабатывать со специалистом, но, как мы видим, принципы естественного родительства не предусматривают такой возможности [10].

Также довольно часто молодые матери, практикующие совместный сон или грудное вскармливание дольше года подвергаются нападкам и жесткой критике со стороны общества, что вызывает протестное поведение, стремление изолироваться и поднимает гамму негативных переживаний у женщины [19].

Дополнительной нагрузкой для матери в модели естественного родительства является исполнение принципа непрерывного пребывания с малышом, т. е. отказ от помощи родственников или детских садов. При этом молодая мама рискует оказаться в ситуации эмоционального выгорания, что, как следствие, во многих случаях порождает чувство вины. [16] Если же мать все-таки решается поднять вопрос об использовании услуг детского сада, то, как правило, выбор делается в сторону частных или узко-специализированных садов, например, вальфдорских, где воспитатели строго следуют принципам естественного родительства, что вызывает некоторые территориальные и финансовые сложности [9].

И, конечно же, особо стоит подчеркнуть, что в нашей стране, как и во многих странах мира, климат, условия проживания, общественные взгляды и другие реалии не всегда позволяют строго следовать всем принципам естественного родительства.

Обсуждение

Естественное родительство — это на данный момент широко распространенное явление; сам термин «естественное родительство» введен Ледлофф Ж. в книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности».

Под естественным родительством понимается такая модель родительского поведения, при которой мать непрерывно следит за сигналами ребенка и пытается незамедлительно удовлетворить их, при этом следуя принципам парадигмы естественного родительства.

У термина «естественное родительство» встречается множество аналогов в отечественной («сознательное родительство», «осознанное родительство», «сопереживающее родительство») и иностранной («empathic parenting», «instinctive care», «attachment parenting», «organic parenting») литературе.

Пристальное внимание ученых к такой модели родительского поведения как «естественное родитель­ство» не угасает с середины прошлого века, а анализ и изучение особенностей самой модели является актуальной задачей современных исследователей.

Выводы

Исходя из представленной картины, можно предположить, что имеются некоторые противоречия, присутствующие в рамках парадигмы естественного роди­тельства. Например, современные реалии, в которых находятся семьи, избирающие линию естественного родительства, далеко не всегда позволяют соблюдать основные принципы парадигмы естественного роди­тельства. Далее, система ценностей матери тоже может не совпадать с соблюдением рекомендаций парадигмы естественного родительства, и здесь мы сталкиваемся с внутриличностными конфликтами личности матери, что отражается на особенностях детско-родительского эмоционального взаимодействия. Также стоит принимать во внимание тот факт, что невозможно исключить подверженность современных матерей трендовым тенденциям в сфере выбора моделей воспитания ребенка и взаимодействия с ним. Очевидно, что рекомендации ВОЗ, например, касающиеся длительности грудного вскармливания, могут влиять на выбор модели роди­тельства самими матерями. Конечно же, это положение подлежит эмпирическому анализу.

Благодаря качественному анализу имеющихся данных на тему естественного родительства можно выявить ряд сложностей, присущих семьям, придерживающимся модели естественного родительства, что позволяет выявить направления возможной психологической коррекции и поддержки для них.

При этом дальнейшего изучения и анализа требуют следующие сферы:

—   мотивационная сфера матери, придерживающейся линии естественного родительства;

—    конкурирующие ценности матери;

—   система внутрисемейных ценностных ориентаций.

 

 

 

Литература

  1. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности. 5-е изд. Москва: Генезис, 2008. 207 с.
  2. Оден М. Научное познание любви. Москва: Международная школа традиционного акушерства, 2009. 216 с.
  3. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 7–13. DOI:10.17759/psyedu.2015070301
  4. Сирз В., Сирз М. Ваш малыш от рождения до двух лет. Москва: Эксмо, 2009. 912 с.
  5. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход [Электронный ресурс] // Психологический журнал. 1998. Том 20. № 5. С. 81–88. URL: https://www.psymama.ru/biblioteka/stati/psihologiya-roditelstva/materinstvo-sravnitelno-psihologicheskij-podhod/ (дата обращения: 08.12.2020).
  6. Augustine M.E., Stifter C.A. Temperament, Parenting, and Moral Development: Specificity of Behavior and Context // Social Development. 2015. Vol. 24. № 2. 19 p. DOI:10.1111/sode.12092
  7. Brown A., Rowan H., Jones S.W. Does spoon-feeding really make babies overweight? [Электронный ресурс] // The Conversation. 2017. URL: https://theconversation.com/does-spoon-feeding-really-make-babies-overweight-78086 (дата обращения: 08.12.2020).
  8. Brummelmann E. Just because you think your children are extraordinary, doesn’t mean they are [Электронный ресурс] // The Conversation. 2014. URL: https://theconversation.com/just-because-you-think-your-children-are-extraordinary-doesnt-mean-they-are-34457 (дата обращения: 08.12.2020).
  9. Carr S. Parenting practices around the world are diverse and not all about attachment [Электронный ресурс] // The Conversation. 2019. URL: https://theconversation.com/parenting-practices-around-the-world-are-diverse-and-not-all-about-attachment-111281 (дата обращения: 08.12.2020).
  10. Dewar G. The science of attachment parenting [Электронный ресурс] // Parenting Science. 2017. URL: https://www.parentingscience.com/attachment-parenting.html (дата обращения: 08.12.2020).
  11. Divecha D. Why Attachment Parenting Is Not the Same as Secure Attachment? [Электронный ресурс] // Greater Good Magazine. 2018. URL: https://greatergood.berkeley.edu/article/item/why_attachment_parenting_is_not_the_same_as_secure_attachment (дата обращения: 08.12.2020).
  12. Epp J. Reflections on Autism and Hypersensitivity [Электронный ресурс] // Neufeld Institute Resourse. 2018. URL: https://neufeldinstitute.org/reflections-on-autism-and-hypersensitivity/ (дата обращения: 08.12.2020).
  13. Epstein B.J. Breastfeeding is rarely seen in children’s books – it’s time to rewrite attitudes [Электронный ресурс] // The Conversation. 2016. URL: https://theconversation.com/breastfeeding-is-rarely-seen-in-childrens-books-its-time-to-rewrite-attitudes-65995 (дата обращения: 08.12.2020).
  14. Faircloth Ch. This obsession with parenting is out of control [Электронный ресурс] // The Conversation. 2014. URL: https://theconversation.com/this-obsession-with-parenting-is-out-of-control-25052 (дата обращения: 08.12.2020).
  15. Feldman R., Rosenthal Z., Eidelman A.I. Maternal-preterm skin-to-skin contact enhances child physiologic organization and cognitive control across the first 10 years of life // Biological Psychiatry. 2014. Vol. 75. № 1. P. 56–64. DOI:10.1016/j.biopsych.2013.08.012
  16. Gimenez-Nadal I., Sevilla A. Intensive mothering and well-being: the role of education and child care activity [Электронный ресурс] : discussion paper. № 10023. Bonn: Institute for the Study of Labor (IZA), 2016. 52 p. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/145157/1/dp10023.pdf (дата обращения: 08.12.2020).
  17. Jenner E. The perils of attachment parenting [Электронный ресурс] // The Atlantic. 2014. URL: https://www.theatlantic.com/health/archive/2014/08/the-perils-of-attachment-parenting/375198/ (дата обращения: 08.12.2020).
  18. MacNamara D. Can a Child Be Too Attached to Their Parent? [Электронный ресурс] // Neufeld Institute Resourse. 2017. URL: https://neufeldinstitute.org/can-a-child-be-too-attached-to-their-parent/ (дата обращения: 08.12.2020).
  19. MacNamara D. Resilience: Embracing the Emotional Journey [Электронный ресурс] // Neufeld Institute Resourse. 2019. URL: https://neufeldinstitute.org/resilience-embracing-the-emotional-journey/ (дата обращения: 08.12.2020).
  20. Meins E. Focus on attachment in parenting policy is misplaced [Электронный ресурс] // The Conversation. 2014. URL: https://theconversation.com/search/result?sg=50220168-a79a-4fdf-8474-d1fa06808b75&sp=1&sr=1&url=%2Ffocus-on-attachment-in-parenting-policy-is-misplaced-25461 (дата обращения: 08.12.2020).
  21. Miller P.M., Commons M.L. The Benefits of Attachment Parenting for Infants and Children: A Behavioral Developmental View // Behavioral Development Bulletin. 2010. Vol. 16. № 1. P. 1–14. DOI:10.1037/h0100514
  22. Neufeld G. Reflections on Making Sense of Kids [Электронный ресурс] // Neufeld Institute. 2018. URL: https://neufeldinstitute.org/reflections-on-making-sense-of-kids/ (дата обращения: 08.12.2020).
  23. Petty J. ‘Kangaroo mother care’ helps preterm babies survive … but offers benefits for all [Электронный ресурс] // The Conversation. 2017. URL: https://theconversation.com/search/result?sg=0cff59a9-887a-4679-b123-48dd9d1bf22f&sp=2&sr=13&url=%2Fkangaroo-mother-care-helps-preterm-babies-survive-but-offers-benefits-for-all-71644 (дата обращения: 08.12.2020).
  24. Rose J. One theory all teachers with disruptive children should know about [Электронный ресурс] // The Conversation. 2015. URL: https://theconversation.com/search/result?sg=50220168-a79a-4fdf-8474-d1fa06808b75&sp=1&sr=4&url=%2Fone-theory-all-teachers-with-disruptive-children-should-know-about-43561 (дата обращения: 08.12.2020).
  25. Secure Base Provision: A New Approach to Examining Links Between Maternal Caregiving and Infant Attachment / S.S. Woodhouse [et al.] // Child Development. 2020. Vol. 91. № 1. P. 249–265. DOI:10.1111/cdev.13224
  26. Strobinsky E. Parenting by Duty or by Choice [Электронный ресурс] // Neufeld Institute Resourse. 2019. URL: https://neufeldinstitute.org/parenting-by-duty-or-by-choice/ (дата обращения: 08.12.2020).

Информация об авторах

Акинкина Яна Михайловна, психолог-консультант, Центр поддержки материнства, аспирант, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1027-6978, e-mail: yana.akinkina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 523
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 643
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 13