Введение

59

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Получена: 19.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2021_n4/Shumakova (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

 
 

Новый технологический уклад и вступление человечества в эпоху информационного общества, нарождающаяся новая «экономика знаний» неизбежно выводят на первый план проблему повышения требований к человеку, важнейшими характеристиками которого становятся интеллектуальная инициатива, креативность, толерантность к неопределенности, способность к развитию, т. е. все то, что имеет прямое отношение к одаренности человека. Не случайно поэтому с начала XXI века в отечественной и зарубежной науке можно наблюдать новый виток интереса к проблеме одаренности, с одной стороны, и новый вектор в ее разработке, связанный с поиском ресурсов для актуализации потенциальных возможностей человека, с другой.

Традиционные вопросы о природе одаренности и надежных методах выявления одаренных детей все активнее вытесняются другими: «Почему природный потенциал ребенка или подростка реализуется с разной степенью эффективности?»; «Почему высокие интеллектуальные способности не гарантируют творческую продуктивность и выдающиеся достижения?»; «Какие внутренние и внешние условия необходимы для актуализации имеющегося потенциала?»; «Как и когда можно определить, в чем одарен человек?».

Перечень вопросов можно продолжить, но и приведенного выше достаточно, чтобы засвидетельствовать остроту и актуальность проблемы одаренности.

Тематический номер посвящен обзору и анализу современных зарубежных исследований в области психологии одаренности и творчества, вопросам применения научных результатов в практике сопровождения одаренных детей. Вопросы диагностики и развития креативности, поддержки и развития одаренных детей, выявления особенностей их личностного становления и проблем, стоящих на пути реализации одаренности во взрослой жизни, занимают центральное место в тематическом выпуске.

Его целью стало представление российским специалистам современных подходов к изучению одаренности, креативности и творчества, результатов последних зарубежных исследований когнитивных и мотиваци­онно-личностных ресурсов развития одаренности и высоких достижений в разных областях. В статьях обсуждаются дискуссионные вопросы, связанные с пониманием природы, условий и факторов развития способностей и таланта, теоретические и эмпирические основания новых направлений изучения одаренности и творчества. Читатели могут познакомиться как с обзорными статьями отечественных авторов, так и с оригинальными исследованиями зарубежных ученых и практиков, а также с широким кругом вопросов прикладного характера от практик применения художественного творчества в психотерапии до моделей, принципов и методик выявления и развития одаренных детей в образовательном процессе.

Выпуск открывает рубрика «Психология развития». В ней представлена концептуальная статья американских исследователей в области одаренности Рены Суботник, Паолы Ольшевски-Кубилюс и Фрэнка Уоррелла «Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта» (Rena F. Subotnik, Center For Psychology In Schools And Education, American Psychological Association (APA), Washington, DC, USA; Paula Olszewski-Kubilius, Center for Talent Development,

Авторы статьи обосновывают необходимость в более широком взгляде на одаренность и знакомят читателя с оригинальной моделью развития таланта — ММРТ (Talent Development Megamodel TDMM) и стратегиями ее реализации. Авторская модель развития таланта смещает фокус исследования одаренности от выявления общих способностей к поиску потенциальных способностей, важных для конкретных сфер деятельности. Восемь основных принципов развития потенциальной одаренности по пути реализации таланта и творческой продуктивности в той или иной области подробно представлены и обоснованы в статье. В заключение авторы подчеркивают важность содействия развитию таланта, что рассматривается ими в качестве главного направления исследований и политики в области образования одаренных детей, реализация которого вызывает необходимость пересмотра критериев оценки потенциальной одаренности.

Тема развития детской одаренности и перспектив выдающихся достижений во взрослой жизни обсуждается в статье В.С. Юркевич «От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода». Этот автор анализирует одну из основных проблем одаренных детей с ускоренным интеллектуальным развитием — проблему реализации их высокого интеллектуального потенциала в творческой деятельности во взрослой жизни. Поисковая потребность, обеспечивающая поиск новых решений и способов действия в противоречивой и неопределенной ситуации, рассматривается в качестве основы будущих творческих достижений одаренных детей, а развитие поисковой мотивации — в качестве ключевой задачи обучения нового типа.

В статье «Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях» (Н.Б. Шумакова) поднимается проблема определения возможностей и способов оценки творческого потенциала детей и подростков. На основе анализа основных подходов к измерению творческого потенциала выделяется новый вектор в их развитии, в котором на первый план выходит отказ от констатации уровня проявления креативности и переход к динамической оценке и применению методов выявления индивидуального «профиля креативности» с целью определения оптимальных вариантов развития творческого потенциала и дальнейшей профориентации. Показано, что примером такого инструмента нового типа может быть методика оценки творческого потенциала детей и подростков EPoC, предложенная Т. Любартом и его коллегами.

В рубрике «Общая психология» представлены четыре статьи. Открывает ее статья С.С. Беловой «Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований», в которой обсуждается проблема общих когнитивных оснований интеллекта и творческих способностей. В фокусе статьи — тема сопряженности креа­тивности с проявлениями когнитивного контроля. Автор анализирует данные исследований, выполненных с применением моделирования структурными уравнениями, раскрывающие связь дивергентной и конвергентной продуктивности с когнитивным контролем у взрослых, детей и подростков. Автор определяет перспективы дальнейшего изучения управляющих функций в более широком контексте индивидуально-психологических факторов как одной из детерминант творческой продуктивности человека.

Проблема эмоционального интеллекта одаренных детей в контексте их эмоционально-личностного развития обсуждается в статье «Эмоциональный интеллект и одаренность в зарубежных исследованиях» (Ю.А. Кочетова и М.В. Климакова). Приведены результаты исследований, раскрывающие связь эмоционального интеллекта с самооценкой одаренных детей, креа­тивностью и академической успешностью. Авторы анализируют причины противоречивости имеющихся в литературе данных и обращают внимание на важность учета особенностей диагностических методик и ряда других факторов для интерпретации результатов, а также выделяют актуальные перспективы исследования эмоционального интеллекта. Проблема изучения эмоционального интеллекта рассматривается также в статье «Тест эмоционального интеллекта подростков (MSCEIT-YRV):  русскоязычная версия»

(Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная и Т.С. Киселева). Авторы подчеркивают большое значение ранней диагностики и развития эмоционального интеллекта и анализируют вопрос о методах его оценки. В статье представлены теоретические основы методики MSCEIT—YRV и изложены результаты ее адаптации и психометрической проверки на русскоязычной выборке подростков в возрасте от 10 до 18 лет, что открывает новые возможности для изучения эмоционального интеллекта и психологического сопровождения одаренных школьников.

Статья Д.К. Кирнарской «Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в пост­когнитивную эпоху: постановка проблемы» вводит читателя в проблематику изучения природы одаренности и таланта на примере анализа развития музыкальных способностей. С помощью анализа научной литературы последнего десятилетия и собственных исследований автор статьи обосновывает нативистский подход к проблеме музыкальных способностей и обозначает необходимость поиска нового фундамента музыкального дарования вне пределов когнитивных ресурсов психики.

Рубрика «Психология образования» представлена двумя статьями. Обзор современных зарубежных исследований роли интеллектуальной диагностики в выявлении одаренности и прогнозе высоких академических и профессиональных достижений предложен в статье С.С. Ермакова «Современные методы диагностики интеллектуальных способностей и возможности их применения в задачах выявления одаренности и прогнозе успешности обучения». Автор отмечает актуальность исследований роли g-фактора в развитии других когнитивных способностей и анализирует связи общего интеллекта с когнитивными и некогнитивными характеристиками, а также его значение для реализации личностного потенциала в творческой деятельности.

В статье «Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников» (Е.И. Щебланова и С.О. Петрова) основное внимание уделяется анализу противоречий в представлениях об одаренности как особой уязвимости к проблемам или ресурса для их успешного преодоления на материале исследований, выполненных за последние пять лет. Авторы выделяют причины существующих противоречий и приходят к выводу о том, что интеллектуально одаренные дети сталкиваются с теми же проблемами возрастного развития, что и их сверстники, и справляются с ними не менее, а иногда и более успешно. В то же время, это не исключает существования уникальных для интеллектуально одаренных школьников проблем, связанных с тревожностью, и необходимости психологической поддержки с учетом особенностей одаренной личности.

В рубрике «Клиническая психология» представлена одна статья «Терапевтические возможности цифрового художественного творчества» (А.А. Адаскина), погружающая читателя в дискуссию о целесообразности применения цифровых технологий в процессе арт-терапии, острота которой обусловлена необходимостью оказания людям дистанционной психологической помощи в связи с пандемией Covid-19. В авторском обзоре зарубежных исследований отражены разные способы включения цифровых технологий в арт-терапевтическую работу и конкретные примеры успешной работы. Автор обобщает аргументы разных авторов в сводной таблице и выделяет условия, необходимые для успешного применения цифровых технологий в арт-терапии.

Завершает тематический выпуск краткое сообщение известного американского специалиста в области образования одаренных детей профессора Сандры Каплан «Многогранность творческих навыков в их прикладном аспекте» (University of Southern California, Los Angeles, California, USA), которое посвящено проблеме развития креативности и формирования творческих навыков в образовательной среде. В этом сообщении обоснована необходимость преподавания и обучения творчеству (раскрытия и применения творческого потенциала) для одаренных учеников, а также важность обучения творчеству во взаимосвязи со всеми навыками, предметами и дисциплинами на протяжении всего периода образования. Автор приводит ряд конкретных примеров применения навыков творческого мышления для оптимизации образовательного процесса, что представляет особый интерес для педагогов, работающих с одаренными детьми.

Таким образом, наш тематический выпуск дал возможность представить читателю новые тренды в зарубежных исследованиях одаренности, креативности и творчества, теоретические и эмпирические основания, на которых они построены. Мы надеемся, что материалы концептуальных и обзорных статей авторов позволят расширить горизонты исследований и будут полезны широкому кругу представителей науки и практики, всем, кто занимается вопросами образовательной политики и поддержки детей с высокой потенциальной одаренностью.

 

 

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 100
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1