Современная зарубежная психология
2021. Том 10. № 4. С. 5–7
ISSN: 2304-4977 (online)
Введение
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
Получена: 19.12.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Шумакова Н.Б. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2021_n4/Shumakova (дата обращения: 15.11.2024)
Полный текст
Новый технологический уклад и вступление человечества в эпоху информационного общества, нарождающаяся новая «экономика знаний» неизбежно выводят на первый план проблему повышения требований к человеку, важнейшими характеристиками которого становятся интеллектуальная инициатива, креативность, толерантность к неопределенности, способность к развитию, т. е. все то, что имеет прямое отношение к одаренности человека. Не случайно поэтому с начала XXI века в отечественной и зарубежной науке можно наблюдать новый виток интереса к проблеме одаренности, с одной стороны, и новый вектор в ее разработке, связанный с поиском ресурсов для актуализации потенциальных возможностей человека, — с другой.
Традиционные вопросы о природе одаренности и надежных методах выявления одаренных детей все активнее вытесняются другими: «Почему природный потенциал ребенка или подростка реализуется с разной степенью эффективности?»; «Почему высокие интеллектуальные способности не гарантируют творческую продуктивность и выдающиеся достижения?»; «Какие внутренние и внешние условия необходимы для актуализации имеющегося потенциала?»; «Как и когда можно определить, в чем одарен человек?».
Перечень вопросов можно продолжить, но и приведенного выше достаточно, чтобы засвидетельствовать остроту и актуальность проблемы одаренности.
Тематический номер посвящен обзору и анализу современных зарубежных исследований в области психологии одаренности и творчества, вопросам применения научных результатов в практике сопровождения одаренных детей. Вопросы диагностики и развития креативности, поддержки и развития одаренных детей, выявления особенностей их личностного становления и проблем, стоящих на пути реализации одаренности во взрослой жизни, занимают центральное место в тематическом выпуске.
Его целью стало представление российским специалистам современных подходов к изучению одаренности, креативности и творчества, результатов последних зарубежных исследований когнитивных и мотивационно-личностных ресурсов развития одаренности и высоких достижений в разных областях. В статьях обсуждаются дискуссионные вопросы, связанные с пониманием природы, условий и факторов развития способностей и таланта, теоретические и эмпирические основания новых направлений изучения одаренности и творчества. Читатели могут познакомиться как с обзорными статьями отечественных авторов, так и с оригинальными исследованиями зарубежных ученых и практиков, а также с широким кругом вопросов прикладного характера — от практик применения художественного творчества в психотерапии до моделей, принципов и методик выявления и развития одаренных детей в образовательном процессе.
Выпуск открывает рубрика «Психология развития». В ней представлена концептуальная статья американских исследователей в области одаренности Рены Суботник, Паолы Ольшевски-Кубилюс и Фрэнка Уоррелла «Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта» (Rena F. Subotnik, Center For Psychology In Schools And Education, American Psychological Association (APA), Washington, DC, USA; Paula Olszewski-Kubilius, Center for Talent Development,
Авторы статьи обосновывают необходимость в более широком взгляде на одаренность и знакомят читателя с оригинальной моделью развития таланта — ММРТ (Talent Development Megamodel — TDMM) и стратегиями ее реализации. Авторская модель развития таланта смещает фокус исследования одаренности от выявления общих способностей к поиску потенциальных способностей, важных для конкретных сфер деятельности. Восемь основных принципов развития потенциальной одаренности по пути реализации таланта и творческой продуктивности в той или иной области подробно представлены и обоснованы в статье. В заключение авторы подчеркивают важность содействия развитию таланта, что рассматривается ими в качестве главного направления исследований и политики в области образования одаренных детей, реализация которого вызывает необходимость пересмотра критериев оценки потенциальной одаренности.
Тема развития детской одаренности и перспектив выдающихся достижений во взрослой жизни обсуждается в статье В.С. Юркевич «От детской одаренности к реальному таланту: проблема «перехода». Этот автор анализирует одну из основных проблем одаренных детей с ускоренным интеллектуальным развитием — проблему реализации их высокого интеллектуального потенциала в творческой деятельности во взрослой жизни. Поисковая потребность, обеспечивающая поиск новых решений и способов действия в противоречивой и неопределенной ситуации, рассматривается в качестве основы будущих творческих достижений одаренных детей, а развитие поисковой мотивации — в качестве ключевой задачи обучения нового типа.
В статье «Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях» (Н.Б. Шумакова) поднимается проблема определения возможностей и способов оценки творческого потенциала детей и подростков. На основе анализа основных подходов к измерению творческого потенциала выделяется новый вектор в их развитии, в котором на первый план выходит отказ от констатации уровня проявления креативности и переход к динамической оценке и применению методов выявления индивидуального «профиля креативности» с целью определения оптимальных вариантов развития творческого потенциала и дальнейшей профориентации. Показано, что примером такого инструмента нового типа может быть методика оценки творческого потенциала детей и подростков EPoC, предложенная Т. Любартом и его коллегами.
В рубрике «Общая психология» представлены четыре статьи. Открывает ее статья С.С. Беловой «Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований», в которой обсуждается проблема общих когнитивных оснований интеллекта и творческих способностей. В фокусе статьи — тема сопряженности креативности с проявлениями когнитивного контроля. Автор анализирует данные исследований, выполненных с применением моделирования структурными уравнениями, раскрывающие связь дивергентной и конвергентной продуктивности с когнитивным контролем у взрослых, детей и подростков. Автор определяет перспективы дальнейшего изучения управляющих функций в более широком контексте индивидуально-психологических факторов как одной из детерминант творческой продуктивности человека.
Проблема эмоционального интеллекта одаренных детей в контексте их эмоционально-личностного развития обсуждается в статье «Эмоциональный интеллект и одаренность в зарубежных исследованиях» (Ю.А. Кочетова и М.В. Климакова). Приведены результаты исследований, раскрывающие связь эмоционального интеллекта с самооценкой одаренных детей, креативностью и академической успешностью. Авторы анализируют причины противоречивости имеющихся в литературе данных и обращают внимание на важность учета особенностей диагностических методик и ряда других факторов для интерпретации результатов, а также выделяют актуальные перспективы исследования эмоционального интеллекта. Проблема изучения эмоционального интеллекта рассматривается также в статье «Тест эмоционального интеллекта подростков (MSCEIT-YRV): русскоязычная версия»
(Е.А. Сергиенко, Е.А. Хлевная и Т.С. Киселева). Авторы подчеркивают большое значение ранней диагностики и развития эмоционального интеллекта и анализируют вопрос о методах его оценки. В статье представлены теоретические основы методики MSCEIT—YRV и изложены результаты ее адаптации и психометрической проверки на русскоязычной выборке подростков в возрасте от 10 до 18 лет, что открывает новые возможности для изучения эмоционального интеллекта и психологического сопровождения одаренных школьников.
Статья Д.К. Кирнарской «Почему трудоголики не Моцарты? Музыкальные способности в посткогнитивную эпоху: постановка проблемы» вводит читателя в проблематику изучения природы одаренности и таланта на примере анализа развития музыкальных способностей. С помощью анализа научной литературы последнего десятилетия и собственных исследований автор статьи обосновывает нативистский подход к проблеме музыкальных способностей и обозначает необходимость поиска нового фундамента музыкального дарования вне пределов когнитивных ресурсов психики.
Рубрика «Психология образования» представлена двумя статьями. Обзор современных зарубежных исследований роли интеллектуальной диагностики в выявлении одаренности и прогнозе высоких академических и профессиональных достижений предложен в статье С.С. Ермакова «Современные методы диагностики интеллектуальных способностей и возможности их применения в задачах выявления одаренности и прогнозе успешности обучения». Автор отмечает актуальность исследований роли g-фактора в развитии других когнитивных способностей и анализирует связи общего интеллекта с когнитивными и некогнитивными характеристиками, а также его значение для реализации личностного потенциала в творческой деятельности.
В статье «Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников» (Е.И. Щебланова и С.О. Петрова) основное внимание уделяется анализу противоречий в представлениях об одаренности как особой уязвимости к проблемам или ресурса для их успешного преодоления на материале исследований, выполненных за последние пять лет. Авторы выделяют причины существующих противоречий и приходят к выводу о том, что интеллектуально одаренные дети сталкиваются с теми же проблемами возрастного развития, что и их сверстники, и справляются с ними не менее, а иногда и более успешно. В то же время, это не исключает существования уникальных для интеллектуально одаренных школьников проблем, связанных с тревожностью, и необходимости психологической поддержки с учетом особенностей одаренной личности.
В рубрике «Клиническая психология» представлена одна статья «Терапевтические возможности цифрового художественного творчества» (А.А. Адаскина), погружающая читателя в дискуссию о целесообразности применения цифровых технологий в процессе арт-терапии, острота которой обусловлена необходимостью оказания людям дистанционной психологической помощи в связи с пандемией Covid-19. В авторском обзоре зарубежных исследований отражены разные способы включения цифровых технологий в арт-терапевтическую работу и конкретные примеры успешной работы. Автор обобщает аргументы разных авторов в сводной таблице и выделяет условия, необходимые для успешного применения цифровых технологий в арт-терапии.
Завершает тематический выпуск краткое сообщение известного американского специалиста в области образования одаренных детей профессора Сандры Каплан «Многогранность творческих навыков в их прикладном аспекте» (University of Southern California, Los Angeles, California, USA), которое посвящено проблеме развития креативности и формирования творческих навыков в образовательной среде. В этом сообщении обоснована необходимость преподавания и обучения творчеству (раскрытия и применения творческого потенциала) для одаренных учеников, а также важность обучения творчеству во взаимосвязи со всеми навыками, предметами и дисциплинами на протяжении всего периода образования. Автор приводит ряд конкретных примеров применения навыков творческого мышления для оптимизации образовательного процесса, что представляет особый интерес для педагогов, работающих с одаренными детьми.
Таким образом, наш тематический выпуск дал возможность представить читателю новые тренды в зарубежных исследованиях одаренности, креативности и творчества, теоретические и эмпирические основания, на которых они построены. Мы надеемся, что материалы концептуальных и обзорных статей авторов позволят расширить горизонты исследований и будут полезны широкому кругу представителей науки и практики, всем, кто занимается вопросами образовательной политики и поддержки детей с высокой потенциальной одаренностью.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 116
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 65
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0