Язык и текст
2021. Том 8. № 3. С. 31–37
doi:10.17759/langt.2021080304
ISSN: 2312-2757 (online)
Близость и разногласия мировоззренческих основ творчества Ф.М. Достоевского и европейского экзистенциализма
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: философия, экзистенциализм, Ф.М. Достоевский, литература, ценностные ориентации
Рубрика издания: Мировая литература. Текстология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080304
Получена: 01.09.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Шилин А.Ю., Трифонова А.Ю. Близость и разногласия мировоззренческих основ творчества Ф.М. Достоевского и европейского экзистенциализма [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 3. С. 31–37. DOI: 10.17759/langt.2021080304
Полный текст
Творчество Федора Михайловича Достоевского едва ли можно однозначно интерпретировать в рамках конкретного дискурса или методологического подхода, оно включает в себя различные течения и представления, однако все они неотъемлемо связаны с философскими интерпретациями его произведений. Одной из первых попыток осмысления произведений Фёдора Михайловича через призму экзистенциализма сделали религиозные философы, представляющие гуманистическую антропологию русского экзистенциализма (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, ,,.Н. Леонтьев и др.), которые определили сходство идей писателя о месте человека в мире, о религиозном самосознании с собственными философскими размышлениями, представленными в научных трудах. Для проведения сравнительного анализа близости и разногласия мировоззренческих основ творчества Ф.М. Достоевского и философии экзистенциализма видится необходимым определить понятие «экзистенциализм» и социальные предпосылки его формирования.
Экзистенциальное сознание -философско-художественный феномен,рассматриваемый,как индивидуальная характеристика писателя и его мировоззрение, так и тип художественного мышления, интерпретируемые в различных формах художественного письма. Данное определение позволяет нам рассматривать экзистенциализм как художественное явление, а не как конкретный исторический период. У. Эко определяет экзистенциализм, как нефиксированное хронологическое явление, что позволяет рассмотреть философский экзистенциальный подход в русской литературе XIX века не как предпосылку к формированию экзистенциализма XX века, а как особую стадию развития экзистенциального сознания, выражающуюся в особых художественных смыслах [2].
Экзистенциализм представляет собой «философию кризиса» ответ на социальные волнения и катаклизмы развития человеческой цивилизации. В XIX веке формировалось два противоположных сценария развития общественной мысли — с одной стороны, с расцветом буржуазных отношений в Европе сформировалась траектория развития социального отчуждения, в котором индивиды представлялись как бы изолированными друг от друга, с другой стороны, традиционное общество, представляющее другу «антропологическую модель» где человека нельзя рассматривать без совокупности его межличностных взаимоотношений, его личность подчинена сформировавшимся социо-культурным нормам и законам социального пространства. Философия экзистенциализма рассматривает человека и его место в социальном пространстве, инидивидуальные особенности и ресурсы, позволяющие формировать собственную жизненную траекторию [7]. Основными идеями данного направления являются: самоидентификация человека, которая происходит на протяжении всей жизни; свобода, которая трактуется через призму выбора; ответственность, вопрос о которой неизбежно возникает в совокупности с понятием «свобода»; конечность существования человека. Рассматривая вопросы близости и разногласия творчества Ф.М. Достоевского и философии экзистенциализма, перечисленные выше идеи становятся критериями сравнительного анализа.
В творчестве Федора Михайловича эпоха 1860-1870 годов осмысляется как кризисная ситуация, в которой доминируют процессы аномии: виктимизация,криминализация, сформированные «огромным и необыкновенным переломом, почти внезапным в истории по совей цельности и своему характеру» [8]. Собственный опыт проживания «кризисных ситуаций» формирует у Фёдора Михайловича идею, что в переломные моменты человек определяется относительно двух категоричных позиций — преступник или жертва. Выбор человека в большинстве своем представлет собой не столько сознательный поступок, сколько показывает силу «духа» и внутренние культурнонравственные ценности. Однако, социальный перелом сформировал особый тип героя — «преступник-жертва», который одновременно не виновен и виновен в своих действиях, и для героев Достоевского такой подход часто является определяющим их дальнейшую судьбу, формируя экзистенциальный выбор в критической ситуации.
Вопрос самоидентификации человека в социальном пространстве являлся как предметом размышления представителей экзистенциализма, так и Фёдора Михайловича. Его творчество в интерпретации соотечественников находило отголоски Европейской реформации, которая определила проблему обособленности человека от социальных взаимоотношений, остро поставив вопросы одиночества, поиска собственного «Я» [6]. Вполне естественная потребность самоидентификации человека в условиях социального кризиса побуждает его как к обращению к традициям, так и поиску идеалов. Герои Достоевского в процессе самосознания искали своё место в социальной системе, исследуя границы собственной свободы в обществе, что являлось новым для традиционного подхода. Одним из произведений, в котором остро стоит вопрос самоанализа героя, является повесть «Записки из подполья», в котором герой Достоевского, мучимый внутренней борьбой, пытается познать себя и окружающий мир, и уже здесь автор говорит о невозможности этих процессов без взаимодействия с другими людьми. Герой «Записок» задает множество философских вопросов, которые так и остались без ответа, ввиду невозможности формирования конструктивного диалога. В этом же произведении Фёдор Михайлович поднимает одну из актуальных философских проблем: опасность неразумного эгоизма и пренебрежение ответственностью за собственные действия, которые неразрывно рассматриваются у представителей экзистенциализма с понятием «свобода» [5]. Главным отличием позиции автора от воззрения экзистенциалистов является идея преодоления межличностного отчуждения через систему православной соборности, которая определяется как органичное единство, в котором возможно принятие личности с его собственными границами, где формируется среда, в которой не существует тотального социализма или индивидуализма. Экзистенциализм рассматривает конечность человеческого существования, в то время как Фёдор Михайлович позволяет своим героям размышлять о существовании за пределами человеческой жизни, искать ответы на вопрос самоидентификации через обращение к Богу.
М.М. Бахтин [1] в рамках метода экзистенциально-онтологической антропологии, основанного на центрации диалога как системообразующего феномена, позволяющего определить роль индивида «здесь и сейчас», характеризует произведения Ф.М. Достоевского через событийность настоящего: герои разрешают вопросы не в широком диахроническом пространстве истории, а в современном пространстве, их действия позволяют создать комфортное существование сейчас, без логического выстраивания собственного будущего. М.М. Бахтин в монографии «Проблемы поэтики» выделяет ещё одну особенность творчества Фёдора Михайловича — его герои представляют не голос автора, а собственное сознание, что определяет самостоятельность их выбора. В философской интерпретации такая «свобода» говорит о диалогическом и монологическом начале творчества Достоевского.
Понятие «свобода» является знаковым в произведениях Фёдора Михайловича, выражая суть религиозно-нравственных основ мировоззрения писателя. Сущность свободы исследуется автором не только как социальное понятие, но и как личностное, часто отождествляясь с понятием «власть». Герои Достоевского, имея разную степень свободы, вынуждены каждый принимать на себя груз ответственности за свои действия [3]. Безграничная власть, являясь противоположным к отсутствию свободы, по мнению автора, предполагает не меньше трудностей для своего героя, определяя его не только метафизические, но и ценностно-смысловые установки, позволяющие осуществлять взаимодействие с социальным пространством. Н.А. Бердяев и Ж.П. Сартр, проводя исследования социальной и индивидуальной свободы человека, испытали влияние творчества Фёдора Михайловича.
Не смотря на то, что Ж.П. Сартр называет Достоевского предшественником экзистенциализма, при более тщательном изучении его творчества можно выделить фундаментальные различия к вопросу свободы. По мнению Ж.П. Сартара, человек обладает не просто свободой, а её Абсолютом, в связи с чем он рассматривает индивида, свободного от других индивидов, государства и всевозможных обязательств, однако при этом Жан Поль наделяет своих исследуемых долей ответственности за собственную траекторию развития. Фёдор Михайлович же, определяя свободу, ограничивает её религиозным институтом, который, по мнению писателя, способен помочь человеку создать действенную систему личной ответственности [4]. В романе «Братья Карамазовы» звучит фраза «Если Бога нет, то всё дозволено», которая определяет позицию Достоевского к свободе: ни правовые, ни культурные, ни социальные нормы не способны «усмирить» вседозволенность личности, утратившей Бога.
Синтезный характер экзистенциализма, как способа мышления, проявляется в совокупности индивидуального и общечеловеческого, когда индивид, со свойственными ему характеристиками, рассматриваясь как целостная единица общества, формирует среду , неразрывно связанную с остальными индивидами. Для корректной интерпретации текстов Фёдора Михайловича с позиции экзистенциализма, необходимо обратить внимание на многозначность тех или иных слов, беря во внимание также и смысловые пропуски и пробелы [2]. В процессе чтения необходимо осуществлять рефлексию действий героя не только в рамках самого текста, но и в рамках целостного образа для определения главного идеологического акцента всего произведения. Доминантами экзистенциального сознания являются художественные приемы, предполагающие диалог с читателем, в ходе которого писатель ставит перед собой задачу определить личность читателя через процесс его переоценки мира, т.е. экзистенциальный характер в художественном произведении предполагает влияние как на читателя, так и на автора, формируя связи, позволяющие определить траекторию совместной трансформации.
На основании анализа близости и разногласий мировоззренческих основ экзистенциализма, было выявлено, что, не смотря на то, что понятие «экзистенциализм» впервые прозвучит после смерти писателя в XX веке, его произведения можно рассматривать с данной позиции, не столько через призму эпохи, сколько через призму взглядов и убеждений, представленных в его творчестве. Такие понятия, как «свобода», «ответственность» и «самоидентификация» неотъемлемо связаны с понятием экзистенциального сознания, однако в творчестве Достоевского они интерпретируются не столько через индивидуальность героев или социальные предпосылки, сколько через традиционные религиозные воззрения, так как именно они, по мнению автора, позволяют в период кризиса найти истинный путь и определить культурно-нравственные нормы индивида, который на их основании может заложить фундамент для построения взаимоотношений с социумом.
Литература
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 1979. М.: Сов. Россия, 318 с.
- Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6: "Проблемы поэтики Достоевского". Работы 1960-х-1970-х гг. 2002. М.: Русское слово, 799 с.
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том X. 1956. М.: Издательство Академии наук СССР, 474 с
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. 2002. М.: АСТ, 688 с
- Евлампиев И.И. Ф. Достоевский и Вл. Соловьев о соотношении человека и Бога // Соловьёвские исследования: период. сб. науч. тр. // отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2008. Вып. 1 (16). С. 5–16.
- Евлампиев И.И. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым»). 2012. СПб.: Издательство РХГА. 588 с.
- Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на страницах столетий: учебное пособие. 2002. М.: Флинта: Наука, 305 c.
- Казаков А.А. Ценностная архитектоника произведений Ф.М. Достоевского. 2012. Томск: Изд-во Томского университета, 254 с.;
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 369
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 65
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0