Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета?

Аннотация

Анализируются причины и последствия отсутствия в современной психологии общепринятого определения ее предмета. Утверждается, что прорыв в понимании предмета психологической науки может быть достигнут прежде всего за счет движения «снизу», т.е. достижений в области конкретно-научной и прикладной работы психологов, а не за счет преимущественного движения «сверху» в форме методологической рефлексии. Формулируются требования к вновь предлагаемым определениям предмета психологии, выполнение которых может повысить кумулятивный эффект и преемственность в такой работе. Делается вывод, что работа над определением предмета психологии полезна, но функции такого определения в дальнейшем развитии науки весьма ограничены. Приводятся аргументы в пользу мультипарадигмального характера психологической науки, следствием которого является невозможность построения «единой» (тем более монистической) теории психического. Обосновывается неизбежность и плодотворность в этих условиях позиции «методологического плюрализма».

Общая информация

Ключевые слова: предмет психологии, объект психологии, методология науки, парадигма, методологический плюрализм, мультипарадигмальная наука, единая теория психического, бутстрэпная теория, сетевое мышление

Рубрика издания: Методологические основания определения предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 73–84.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1976.
  3. Капра Ф. Уроки мудрости. – М. – Киев: Изд-во Трансперсонального института, 1996.
  4. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1965.
  6. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – №1. – С. 23–34.
  7. Пископпель А.А. Предмет психологии как методологический дискурс // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. – Ярославль: МАПН, 2004. – С. 246–254.
  8. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
  9. Соколова Е.Е. К проблеме соотношения значений и смыслов в научной деятельности // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 1. – С. 107–113.
  10. Степин В.С. Теоретическое знание: cтруктура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986.
  12. Шадриков В.Д. О предмете психологии. Мир внутренней жизни человека // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. – Ярославль: МАПН, 2003. – С. 332–349.
  13. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
  14. Юревич А.В. «Методологический либерализм» и парадигмальный статус психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. – Ярославль: МАПН, 2003. – С. 349–357.
  15. Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. – Т. 27. – № 1.– С. 97–106.
  16. Ядов В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987.

Информация об авторах

Смирнов Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, заведующий кафедрой факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: sedmismi@mtu-net.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1412
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3