Единое игровое пространство в комплексе «начальная школа-детский сад»

773

Аннотация

Авторы описывают развитие школы культурно-исторического типа. Рассматриваются вопросы преемственности образования между детским садом и школой. Подробно анализируется формирование способностей детей к саморазвитию и самореализации.

Общая информация

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Емельянова А.И., Табунова Л.П., Утенкова Н.А. Единое игровое пространство в комплексе «начальная школа-детский сад» // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 4.

Полный текст

Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания. Сегодня школа повернулась к личности ребенка и отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию его способностей. Воспитание социально активной личности предполагает построение такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование способности личности к саморазвитию и самореализации. Время требует от педагога особого профессионализма-умения общаться с детьми, направить их духовную энергию на выражение собственного «я» в момент творческой деятельности, поддержать их инициативу, т. е. быть педагогом развивающего обучения.

Развивающее обучение в школе культурно-исторического типа характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском детьми решения Различных проблем, развитием активности и самостоятельности [2].

Одна из сильных человеческих потребностей — потребность в общении, желание иметь близких друзей. К сожалению, решению проблем удовлетворения этой потребности в начальной школе уделяется явно недостаточно внимания. Для становления личности ребенка важно не только его интеллектуальное, но и эмоциональное и социальное развитие [1]. Детям необходимо учиться самооценке, участвовать в совместной работе со своими сверстниками. Это поможет им не просто учиться, но и получать удовольствие от учебного процесса.

Исходя из данных потребностей, четыре года назад был открыт комплекс начальная школа - детский сад «Медвежонок».

Стараниями педагогов созданы доброжелательные отношения в коллективе детей и взрослых. Ребята здесь раскованны, открыты и с удвоенной энергией и интересом — стремятся получать знания. Все дети находятся в школе - саду полный день, поэтому возникла необходимость в создании единой системы, объединяющей учебную деятельность и деятельность вне уроков. Так появилась игра для учеников 1-111 классов.

Известно, что дети любят смотреть мультфильмы. В то время транслировали мультфильмы о мишках Гамми, что и послужило поводом к рождению в нашей школе республики Гамми, ведь — наш комплекс называется «Медвежонок». В республике каждый класс стал городом со своим названием: ДЭПУС, ГРУФИ, ГЛЮВЕНД, Гамми ЛЭНД. Такие названия придумали сами ребята, а помогло им в этом стремление выработать определенные личностные качества: ДЭПУС — дружные, эрудированные, правдивые, умелые, сильные и смелые.

В 1995 г. на основе соединения средней школы № 32 г. Улан-Удэ и нашего учреждения  была открыта школа-лаборатория 32/92 «Образование XXI века» Министерства образования Республики Бурятия РФ. В школе-лаборатории разрабатывается модель обучения детей начиная с 5 лет, ориентированного на концепцию школы культурно-исторического типа [3]. Согласно этой концепции, образовательная среда для детей 5-6 лет должна создавать предпосылки для будущего обучения и развития через участие этих детей в особых мифологизированных играх (школа мифотворчества). Поэтому возникла необходимость включения дошкольников в игру с учениками начальных классов. Так появилась республика Миф, а в ней города Садко, Гэсэр (герои русского и бурятского эпосов), КЕВИН (культурные, единая семья, внимательные, интеллектуальные, надежные; одновременно это персонаж из сказки). Теперь все дети в комплексе живут в стране Детства, в состав которой входят две республики — Гамми и Миф.

Обстоятельства подтолкнули нас к тому, чтобы через игру решать практические и познавательные задачи в области экономики (решение социальных проблем, исходящих из жизненных ситуаций). В нашей стране мы ввели денежную единицу — гамм.

Гаммы дети получают за проявленную инициативу и творчество. Это не эквивалент отметки в учебной деятельности, а стимул и оценка вышеназванной деятельности. Много разного выдумывают жители страны, чтобы их заработная плата была хорошей: конкурсы и спектакли для малышей, творческие работы (дополнительные) к урокам, поделки и изделия, выполненные своими руками; добросовестное осуществление должностных обязанностей. Реализуют свои гаммы ребята на ярмарках, покупая «товар» друг у друга и приобретая предложенные «государственные товары»: школьные принадлежности, сладости, билеты на выставки, путевки на экскурсии, игры и, конечно, хорошие книги для города и для себя лично.

Все участники игры — жители этой страны, взрослые-советники президента, глава в стране — президент.

Одним из важнейших событий страны являются выборы президента. На пост президента имеют право выдвинуть свои кандидатуры ребята из старших классов начальной школы. В голосовании принимают участие жители республики Гамми, советники всей страны, представители из республики Миф. Подсчет голосов ведет счетная комиссия, в  состав которой входят представители городов начальной школы и советников президента.

В первых числах сентября было объявлено о начале предвыборной кампании, оговорены условия и сроки. Кандидаты должны заявить о своем выдвижении, подготовить программу, им разрешается проводить агитационную работу.

В первые дни ребята раздумывали, выдвигали, на их взгляд, более удачные кандидатуры от классов, но все было довольно неопределенно. Через несколько дней Катя и Наташа из IV класса заявили официально о своих кандидатурах и стали готовить программы, подбирать доверенных лиц.

Жители страны взвешивали, думали, сравнивали. Катя и Наташа — девочки очень эрудированные, интересные личности. Многие ребята отдавали свои симпатии Кате, так как она сильный лидер. Но было в ее характере нечто такое, что отталкивало ребят, — заносчивость. Предвыборная кампания набирала вес, появились новые кандидаты — Дима и Вова.

Ребята волновались, спорили, менялись мнения. В последние дни агитационная работа усилилась. Катя предприняла решительные шаги: были изготовлены плакат «Голосуйте за Катю» и агитлист «Голосуйте за Катю — не пожалеете!». Вот его содержание: «Петровичева Катя, ученица IV класса. Характер веселый, добрый, общительный. Энергична и любознательна. Любит свою школу и с увлечением принимает участие во всех делах-праздниках, концертах, конкурсах и выставках, не забывая при этом хорошо учиться.

Любимые занятия: рисование, лепка, чтение, игра в куклы Барби и дрессировка кошек. Мечтает стать художником.

Программа президента.

«Как патриот своей страны, я хочу видеть ее процветающей и благополучной, а поэтому не пожалею своих сил и времени, чтобы трудиться на ее благо. Я сама люблю веселые подвижные игры, соревнования и обещаю всем, что со мной вы скучать не будете. Постараюсь организовать еженедельный выпуск стенгазеты, где бы рассказывалось о жизни нашей страны, о наших проблемах и успехах. Став президентом, усовершенствую систему штрафов и налогов, в некоторых случаях они очень высоки, я считаю - их нужно понизить. Зато за хорошую учебу и поведение ставки нужно поднять. Обещаю в нашей стране отстаивать справедливость и порядок, защищать обиженных и бороться, при активной помощи полиции, с нарушителями наших законов.

А чтобы все спорные вопросы решались справедливо, создам суд во главе с достойными судьей и заседателями. Но надеюсь, что работы в нашей стране им будет мало.

Да будет мир и согласие в нашей стране!»

Плакаты красочны, с фотографией и печатью, рисунками героев сказки. Конечно, чувствуется участие родителей. Мама очень активный помощник в классе, хороший советчик и для дочери. Но такова жизнь, это предвыборная борьба.

Первоклассникам было очень трудно сделать выбор, они еще плохо знали окружающих, агитация сыграла свою роль, помогла им решить, за кого отдать свой голос.

Накануне голосования мы проводили праздник посвящения первоклассников (I класс начальной школы и I приготовительный класс школы мифотворчества) в жителей страны Детства, на котором кандидаты еще раз зачитали тексты своих программ. Катя уже приготовила текст программы в стихах. Чувствовалось, что ребята не просто прослушали программы, а обдумали, так как задали немало вопросов всем кандидатам. Ребята подробно спрашивали о штрафах и налогах, но больше было вопросов по поводу конкурсов, олимпиад и организации интересных выездов и экскурсий, премий за учебу и дополнительных условий для того, чтобы заработать побольше гаммов.

Наступил день голосования. Ребята пришли нарядные, что подчеркивало их серьезное, праздничное отношение к этому событию.

Счетная комиссия подготовила бюллетени со списком кандидатов и урну для голосования. На плакате написаны условия голосования.

Кто-то идет голосовать уверенно — он знает, за кого отдать свой голос, кто-то еще сомневается. Вот здесь сыграли роль Катины агитационные плакаты. Первоклассники больше всего получали информации именно из них и, конечно, в большинстве своем отдали голоса за нее. Со свойственной им непосредственностью они здесь же, в зале, выразили свое мнение по этому поводу. «Хотела проголосовать за Наташу, а проголосовала за Катю», — сказала Женя М.

Счетная комиссия добросовестно и с большим вниманием вскрывала урну, раскладывала бюллетени, ведь и здесь были разные мнения. Подсчитали голоса: за Катю П. проголосовало 63 жителя, за Наташу Н. — 29, за Диму К. — 13, за Вову Р. — 7. Составлен протокол, счетная комиссия ставит свои подписи. Сколько волнения, гордости, усердия! Ведь еще только месяц проучилась Аня Р. (ученица I класса) — и уже такое серьезное, ответственное поручение. С каким старанием, дрожью в ручонках она выводит свое имя. А Раджана — одноклассница Кати П. и ее сторонница — сгорает от нетерпения скорее побежать и объявить всем, что Катя победила.

Как и в жизни взрослых, у детей тоже проблемы: раз есть победитель, то остальные терпят поражение. Катя и Наташа — подруги, а здесь победила одна из них. Психологически Наташе непросто перестроиться, пришлось вмешиваться советникам и маме, чтобы сберечь их дружбу.

Назначен день передачи власти новой главе страны. Катя - девочка умная, уверенная, с достоинством выслушивает все напутствия, отвечает на вопросы, прислушивается к советам. Поступило предложение подумать о выдвижении в Совет страны, на должности управляющего банком, главного инспектора полиции и управляющего биржей труда бывших кандидатов в президенты. Катя, чуть подумав, не просто дает согласие, а, рассуждая о том, кому из них доверить ту или иную должность, предлагает зачислить их в Совет страны.

Это не первая избирательная кампания. Была она уже и в прошлом году. Запомнилась другая ситуация. В начале года в IV класс пришел новый мальчик, ребята его еще хорошо не знали. Он тоже выдвинул свою кандидатуру, предложил программу. В своей программе он наобещал много интересного, ребята поверили и большинство голосов отдали ему. Но время показало, что обещания оказались пустыми словами, и они предложили его переизбрать. Всё как в жизни взрослых. Так в игровых ситуациях дети приобретают первоначальные политические и экономические знания, усваивают новые понятия и термины, пробуют себя на разных «должностях».

Раскрываются способности одних, излишняя самоуверенность других, ребята лучше узнают друг друга, а главное, приобретают определенные навыки, готовность не растеряться в разных жизненных ситуациях.

Интерес ребят к игре, активность, результаты обследований психолога дают уверенность педагогам школы, что найдена интересная форма организации жизни детей.

Итоги нельзя подводить не потому, что еще не время, а потому, что у движения вперед
нет итогов1.



1 В настоящее время педагогический коллектив школы-лаборатории 32/92 «Образование XXI в.» (генеральный директор — народный учитель РФ В.М. Гуляев) работает над проектом включения в игру учеников средней школы.

Литература

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  3. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы //
    Вопросы психологии. 1994. № 5.

Информация об авторах

Емельянова Анна Ивановна, завуч школы-детского сада № 92, Улан-Удэ, Россия

Табунова Людмила Петровна, логопед начальной школы, детский сад "Медвежонок" №92, педагог школы мифотворчества Республиканской школы-лаборатории Образование XXI века № 32/92, Улан-Удэ, Россия

Утенкова Наталья Александровна, завуч школы-детского сада № 92, Улан-Удэ, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1248
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 773
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0