Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям

1146

Аннотация

Данное исследование намечает один из возможных подходов к систематическому изучению влияния семейного воспитания на особенности личности дошкольника. Автор делает следующие выводы. Большинство родителей используют неблагоприятные типы воспитания своего ребенка (сверхтребовательность, противоречивость, непоследовательность), которые способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного образа Я. Больше половины детей любят и позитивно относятся лишь к одному из родителей, которые применяют к ним достаточно жесткие методы воздействия.

Общая информация

Рубрика издания: Психология семьи

Для цитаты: Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.

Полный текст

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А. Я. Варга, Т. В. Архиреева, H. Н. Авдеева, А. И. Захаров, Т. П. Гаврилова, А. И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т. д.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи в семейной консультации, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений — неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, порой даже драматические, последствия для психического развития ребенка, формирования его характера и личности. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка — его самоотношение и самооценка (образ Я).
В зарубежной психологии проблема влияния типа воспитания на образ Я ребенка наиболее подробно исследовалась Р. Бернсом. В своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» он рассматривает различные подходы к решению этого вопроса и анализирует, при каких условиях семейного воспитания у ребенка формируется та или иная самооценка. В отечественной психологии эту проблему рассматривали М. И. Лисина и А. И. Захаров. Эксперименты М. И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Но при этом подчеркивается, что это всего лишь предположение, которое нуждается в дополнительном изучении. А. И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.
Что касается вопроса об особенностях отношения ребенка к родителям, то можно сказать, что эта тема практически не затрагивалась в отечественной психологии.
Таким образом, изучив проблему влияния типов воспитания в семье на личность дошкольника и проанализировав работы вышеуказанных авторов по этому вопросу, можно сделать вывод, что применительно к дошкольному возрасту систематически данная тема не исследовалась.
В связи с этим было проведено исследование, целью которого стало определение характера влияния типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям. В исследовании принимали участие 26 детей старшей и подготовительной групп детского сада, а также их родители.

Методы и методики исследования

При построении экспериментального исследования мы подбирали методики таким образом, чтобы можно было получить информацию об отношении родителей к ребенку, о характере образа Я дошкольника и об отношении ребенка к родителям.
В исследовании использовались известные методики.
1. Для установления типа воспитания в семье:
методика определения самими родителями типа их отношения к ребенку;
описание родителями своего ребенка;
вопросник определения стиля воздействия родителей на ребенка;
опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (И. М. Марковская).
Методики предъявлялись родителям индивидуально, отдельно отцам и матерям.
2. Для выявления образа Я ребенка:
методика «Лесенка»;
методика на выявление самооценки (Дембо — Рубинштейн);
методика на выявление самоотношения «Какой я?», «Кто я?».
3. Для выявления межличностных отношений в семье и отношения ребенка к родителям:
рисунок семьи;
методика «Два дома»; методика «Лесенка»;
интервью и доверительная беседа с ребенком;
интервью с воспитателем.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что в современных семьях чаще всего встречаются такие типы семейного воспитания, как
принятие и любовь;
противоречивость;
непоследовательность;
сверхтребовательность.
Некоторые типы семейного воспитания («гипоопека», «гиперопека», «явное отвержение») в ярко выраженном виде в нашем исследовании не встречались.
Для того чтобы сложилось верное представление о результатах данного исследования, разберем вышеуказанные типы воспитания и отследим влияние каждого из них на образ Я ребенка и его отношение к родителям (классификация типов семейного воспитания Т. В. Архиреевой).
Принятие и любовь.
Этот тип воспитания присутствует в 27 % семей. Родители в таких семьях любят своего ребенка, при общении с ним, как правило, используют демократические методы воздействия (объяснение, беседа, словесная просьба). Родители контролируют своего ребенка, но в меру, проявляют строгость только в определенных ситуациях. Система требований построена с учетом интересов и желаний ребенка. Между такими родителями и детьми устанавливаются близкие, доверительные отношения.
Такой тип воспитания положительно влияет на развитие образа Я ребенка и на его отношение к родителям. Так как родители в целом положительно относятся к своему ребенку и адекватно его оценивают: хвалят, когда он совершил хороший поступок, и ругают, когда он провинился, то вскоре у ребенка формируется положительное отношение к себе в сочетании с конкретной, дифференцированной, достаточно постоянной и адекватной самооценкой (как правило, выше среднего уровня).
В нашем исследовании таких детей из 27 % — 15 %, т. е. большинство. Но в полученной выборке есть дети, у которых самооценка еще остается очень высокой и недифференцированной — 12 %. Это может объясняться присутствием побочных факторов, например высокой самооценкой дошкольника как особенностью данного возраста, уровнем умственного развития, который тоже влияет на формирование представления о себе, индивидуальным опытом ребенка, его общением со сверстниками и другими факторами.
Что касается отношения ребенка к родителям, то именно в этих семьях практически все дети любят обоих из родителей, а предпочтение одного из них ситуативно. Оба родителя уделяют ребенку много внимания, четко разделяют свои обязанности по отношению к нему. В таких семьях достаточно низкий уровень конфронтации между родителями. Дети, как правило, рисуют себя в серединке, между родителями. Они считают, что у них очень дружная семья, и их устраивает обстановка, сложившаяся в их семье.
Противоречивость.
Данный тип воспитания наблюдается в 19 % семей. Члены семьи в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой противоречивые требования. Один родитель применяет демократические методы воздействия, а другой — авторитарные. При этом они могут конкурировать, а то и открыто конфликтовать друг с другом. Высокий уровень конфронтации в таких семьях, выявленный с помощью методик, подтверждает это. В целом обстановка в этих семьях неблагоприятная. Ребенок не знает, на какую систему требований ему ориентироваться: на ту, что предъявляет мама, или на ту, что предлагает папа. Ориентируясь на чью-то одну систему требований, ребенок вызывает агрессию по отношению к себе другого члена семьи.
Такой тип воспитания негативно влияет на формирование образа Я ребенка. Один родитель за какой-то поступок может хвалить ребенка и поощрять его, а другой за этот же поступок — ругать и наказывать. В результате у ребенка формируется неустойчивая и порой неадекватная самооценка. В нашей выборке из 19 % детей с противоречивым типом воспитания в семье 7,5 % имеют самооценку среднего уровня, что свидетельствует о неблагополучном развитии их личности и образа Я. Особенности такой самооценки следующие: ее уровень значительно ниже, чем у большинства дошкольников, наблюдаются большие колебания в пределах шкалы: они могут быть одновременно плохими и добрыми, счастливыми, но нелюбимыми. Что касается представлений о себе, то эти дети больше других говорят о своих недостатках, считают, что им часто не везет.
Отношение детей к родителям в таких семьях имеет свои особенности. Дети, как правило, больше любят одного родителя, того, который использует более гуманные методы воспитания. Другого родителя любят намного меньше или вообще не любят. Таким образом, ребенок начинает ориентироваться на систему требований одного родителя, на ту, которая учитывает его интересы, желания и возможности. Вследствие этого возникают конфликты между другим родителем и ребенком, а также между самими родителями. Уровень конфронтации в семье возрастает.
Непоследовательность.
Этот тип воспитания присутствует у 31 % семей. Суть непоследовательного воспитания состоит в том, что родители занимаются воспитанием ребенка от случая к случаю, осуществляют резкую смену стиля, приемов воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем наоборот, а также переход от истинного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. В семье нет какого-то одного типа воспитания, система требований, а также система наказаний и поощрений постоянно меняются. За один и тот же поступок родители могут наказать, а могут и похвалить ребенка. Отношение родителей к ребенку тоже часто меняется и определяется либо поведением ребенка, либо их настроением. В результате такого поведения родителей, по А. И. Захарову, у ребенка может развиться истерический невроз: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. В нашей выборке данный тип воспитания оказался наиболее распространенным .
Непоследовательный тип воспитания неблагоприятно сказывается на развитии образа Я ребенка. Так как родители непоследовательны в своем отношении к ребенку, то эта непоследовательность проявляется и в их оценке. Ребенок может быть хорошим, а уже через пять минут плохим. Такие родители, как правило, оценивают не поступки ребенка, а его самого. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется неустойчивый, непостоянный, ситуативный образ Я. В состоянии успеха такие дети могут достаточно высоко себя оценивать, но при неуспехе (даже самом незначительном) их самооценка может опускаться до низкого для дошкольника уровня. У ребенка не формируется общее представление о себе, оно подчиняется той ситуации, в которой он находится в данный момент. Это может привести к возникновению неполноценной, диффузной идентичности. В обследованной группе у 11,5 % детей наблюдается средняя, неустойчивая самооценка.
Отношение детей к родителям в таких семьях тоже неустойчиво. Когда родители ругают и наказывают своих детей, дети их не очень любят, а когда хвалят и относятся как к личности, любят их очень сильно. Ребенку, конечно, не хватает родительского тепла, и поэтому, когда его хвалят, он готов забыть все обиды и простить всех. У такого ребенка нет привязанности к какому-то одному родителю. В зависимости от ситуации ребенок лучше относится и больше любит то одного родителя, то другого.
Сверхтребовательность.
Данный тип воспитания отмечен у 23 % семей. Этот тип воспитания заключается в том, что родители устанавливают для ребенка высокие уровни достижений в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого. Любовь родителей к ребенку «условна»: ребенок признаваем и любим тогда, когда он оправдывает ожидания и требования родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие тому образу Я ребенка, который у них сформировался.
Этот тип воспитания в ярко выраженном состоянии тоже отрицательно влияет на образ Я ребенка. Как правило, родители ставят перед ребенком очень сложные задачи, не считаясь с возможностями и желаниями ребенка. Ребенок часто не может соответствовать требованиям родителей, и у него формируется комплекс неполноценности, ощущение, что он ни на что не способен и ничего не добьется в жизни. Такие дети чаще других говорят о своих недостатках, считают, что им не везет, что у них нет способностей. А. И. Захаров пишет, что в результате такого отношения родителей у ребенка может развиться неврастения, болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка, он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями, что приводит к формированию низкой самооценки.
Бывают достаточно требовательные родители, но они считаются с интересами и возможностями ребенка, не ждут от него невозможного. Такой ребенок со временем будет сам стремиться к высоким достижениям, что может привести к формированию достаточно высокой самооценки и положительного отношения к себе. В нашей выборке из 23 % детей 8 % имеют среднюю самооценку, а остальные 15 % — высокую. Что касается детей со средней самооценкой, то можно предположить, что в таких семьях родители действительно ждут от своего ребенка очень высокого уровня достижений, которому он не может соответствовать. Все это приводит к формированию у ребенка самооценки и самоотношения ниже, чем у его сверстников. По поводу детей с высокой самооценкой сложно сделать определенные выводы по описанным уже ранее причинам.
В нашей выборке, как правило, один из родителей более требователен, чем другой. Если очень требовательный родитель ставит перед ребенком чересчур сложные задачи, то он больше стремится к общению с другим, менее строгим родителем и больше его любит. Бывают случаи, когда ребенок больше любит строгого и требовательного родителя. Это можно объяснить тем, что такой родитель считается с возможностями своего ребенка, а также часто занимается с ним и уделяет ему много своего времени.
Таким образом, сгруппировав данные по каждому типу воспитания, можно получить следующую таблицу:
 

Самооценка

Типы воспитания

Принятие и любовь (27)

Противоречивость

(19)

Непоследовательность

(31)

Сверхтребовательность

(23)

Высокая

12

4

11,5

15

Выше среднего

15

7,5

8

0

Средняя

0

7,5

1.1,5

8

Отношение ребенка к родителям

Типы воспитания

Принятие и любовь (27)

Противоречивость

(19)

Непоследовательность

(31)

Сверхтребовательность

(23)

Позитивное

23

0

4

4

Негативное (хотя бы к одному родителю)

4

19

27

19

 

Обсуждение результатов

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что типы семейного воспитания действительно оказывают существенное влияние на особенности образа Я ребенка, но не во всех случаях это влияние хорошо прослеживается. Скорее всего, это обусловлено действием побочных факторов, описанных нами выше. Но, несмотря на это, влияние типов семейного воспитания на образ Я ребенка хорошо заметно в тех случаях, когда в семье складывается очень неблагоприятная для ребенка ситуация. В нашем исследовании можно выделить 27 % детей, у которых действительно напрямую прослеживается это влияние.
Анализ обстановки, которая сложилась в их семье, позволяет сделать вывод, что родители часто ругают и наказывают своих детей, воспитание в основном носит характер непоследовательного, противоречивого или сверхтребовательного. Как показало наше исследование, такая ситуация в семье неблагоприятно влияет на полноценное развитие и становление системы представлений о себе у дошкольника. Это влияние проявляется в том, что образ Я ребенка становится неустойчивым и зависит от ситуации. В ситуации успеха самооценка ребенка может быть достаточно высокой, а знания о себе положительными, в случае же неуспеха знание о себе и самооценка приобретают отрицательный характер. Но даже в спокойной для ребенка обстановке можно выявить следующие особенности самооценки: ее уровень значительно ниже, чем у большинства дошкольников, который можно условно обозначить как средний, наблюдаются большие колебания в пределах шкалы: дети могут быть одновременно плохими и добрыми, счастливыми, но нелюбимыми. Что касается представлений о себе, то эти дети чаще других говорят о своих недостатках, считают, что им не везет. Все это может привести к формированию неустойчивого, диффузного образа Я ребенка.
У 31 % детей с высокой самооценкой и самооценкой выше среднего уровня с родителями складываются достаточно хорошие отношения: родители любят и принимают своих детей, контролируют их, но в меру, отношения между ними складываются по типу сотрудничества и эмоциональной близости. В нашем исследовании были дети (42 %), у которых сложилась не очень благоприятная ситуация в семье, но тем не менее их самооценка достаточно высокая. В таких семьях у детей наблюдаются близкие отношения с тем членом семьи, который удовлетворяет их потребность в любви и заботе.
Таким образом, можно сказать, что, безусловно, существует определенное влияние семейного воспитания на образ Я дошкольника, так как ребенок видит себя глазами взрослого и оценивает себя так, как его оценивает взрослый. Но в более чистом виде, без сильного воздействия побочных факторов, это влияние можно проследить в случаях, когда в семье складывается очень неблагоприятная для ребенка ситуация (при этом влияние основной переменной усиливается).
Большинство исследователей считают, что дошкольник в любых ситуациях и при любых обстоятельствах любит своих родителей и неважно, как сами родители относятся к ребенку, как с ним обращаются. Так как это мнение в возрастной психологии является практически аксиомой, исследования, специально посвященные изучению влияния типов семейного воспитания на отношение ребенка к родителям, не проводились. Чтобы восполнить имеющийся пробел, мы поставили перед собой задачу изучить это влияние и по возможности выявить его закономерности.
Анализ результатов методик, направленных на выявление отношения ребенка к родителям, показал, что в основном ребенок любит одного из родителей больше, чем другого, или другого совсем не любит (69 % детей). В ходе исследования выяснилось, что с одним из родителей у него складываются хорошие, близкие отношения, такой родитель редко наказывает своего ребенка, уделяют ему много внимания. А другой родитель, как правило, выполняет контролирующую функцию — часто ругает, наказывает, мало уделяет внимания, общение с детьми редко носит личностный характер и возникает в основном в случае плохого поведения ребенка. В результате у ребенка складывается негативное отношение к родителям. Тип воспитания в таких семьях в основном носит характер сверхтребовательного, противоречивого или непоследовательного.
Семьи, в которых ребенок одинаково любит своих родителей и равно хорошо к ним относится, встречаются значительно реже (31 %). Обстановка в таких семьях более благоприятная. Если ребенок провинился, то родители используют по отношению к нему гуманные методы воздействия (словесная просьба, предупреждение, беседа, замечание и т. п.), и ребенок знает, за что его наказывают. В таких семьях к ребенку относятся как к личности, учитывают его интересы и желания, но не потакают во всем. Как правило, тип воспитания в таких семьях — принятие и любовь.
Таким образом, в нашем исследовании выявилась прямая зависимость отношения ребенка к родителям от типа его воспитания: отношение ребенка к родителям определяется отношением родителей к нему.

Выводы

Данное исследование намечает один из возможных подходов к систематическому изучению влияния семейного воспитания на особенности личности дошкольника. Проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы:
большинство родителей (73 %) по отношению к своему ребенку используют неблагоприятные типы воспитания (сверхтребовательность, противоречивость, непоследовательность), которые способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я;
больше половины детей любят и позитивно относятся лишь к одному из родителей (69 % детей). Как правило, дошкольники меньше любят или совсем не любят тех родителей, которые применяют к ним достаточно жесткие методы воздействия, а, как показало наше исследование, дети очень чувствительны к физическому наказанию, да и вообще к любому давлению на них;
в нашем исследовании мы затрагивали лишь одну сферу детско-родительских отношений. И хотя рассматриваемая здесь проблема сейчас является одной из важных, она отнюдь не единственная, которая требует своего решения и изучения. Поэтому необходимо продолжить исследование современной среды ребенка и современного мира детства.

 

Информация об авторах

Костицына Е.А., аспирант Института человека РАН

Метрики

Просмотров

Всего: 3276
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1146
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0