Основные идеи программы "Психологическая азбука"

676

Аннотация

Автор представляет свою программу по психологии для детей начальной школы. Ее содержание включает в себя знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировку элементарных умений и навыков рефлексии. Главная цель программы – развитие личности ребенка, его самопознания и рефлексивных способностей.

Общая информация

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Вачков И.В. Основные идеи программы "Психологическая азбука" // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.

Фрагмент статьи

1. Экспериментальная программа

«Психологическая азбука» в системе начального обучения

Современное педагогическое сознание претерпевает содержательные изменения в плане отношений к педагогическому процессу и к позиции ученика в этом процессе. Маятник общепринятого мнения уже достаточно сильно отклонился от полюса «формовки» достойных членов общества (бывшая задача школы) к полюсу гуманистической точки зрения об уникальности личности каждого конкретного школьника (новая задача школы). Формула новой педагогики — «переход от установки на развивание детей к педагогической ценности саморазвития ребенка и педагога» (Г. А. Цукерман). Следует обратить внимание на использованный в указанной формуле не слишком благозвучный термин «развивание», который очень отчетливо выделяет некий «внешний» аспект понятия «развитие», акцентировавшийся в старых педагогических установках и подразумевавший синонимичность (в той или иной степени) слов «развитие» и «формирование», «управление», «ведение за собой». В результате этого в настоящее время сам термин «развитие» у некоторых исследователей начал вызывать сомнения в идеологической лояльности к подлинному гуманизму в отношении ученика. Тем более достаточно часто встречает недоумение со стороны педагогов и психологов постановка вопроса о развитии самосознания.

На наш взгляд, именно прежнее понимание «развития» как «развивания» провоцирует подобную точку зрения. Нынешняя ситуация в образовании требует иного взгляда на проблему развития: ставшее ведущим в новом педагогическом подходе понятие «саморазвитие» отнюдь не исключает воспитания (помощи, подготовки) человека, способного стать субъектом саморазвития, а делает эту проблему чрезвычайно актуальной и высвечивает ее с точки зрения создания условий для осуществления этого процесса.

Мы полагаем, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, т. е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Ведь человек должен иметь самое общее представление о том, кто (что) станет объектом (субъектом) его саморазвития, — хотя бы для того, чтобы у него возникла мотивация саморазвития.

Литература

  1. Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
  2. Вачков И. В., Лыкова И. А. Фантазируем с Фантузей (развитие воображения). М., 1995.
  3. Вачков И. В., Лыкова И. А. — Фантузя-сыщик. М., 1995.
  4. Вачков И. В. Дело о похищенной клубнике (серия «Пси-Маг представляет: психология развития»). М., 1996.
  5. Вачков И. В., Попова А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 1 класса). Видное, 1997.
  6. Вачков И. В., Попов А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 2 класса). Москва; Видное, 1998.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
  9. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru