Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Основные идеи программы "Психологическая азбука"
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Вачков И.В. Основные идеи программы "Психологическая азбука" // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.
Фрагмент статьи
1. Экспериментальная программа
«Психологическая азбука» в системе начального обучения
Современное педагогическое сознание претерпевает содержательные изменения в плане отношений к педагогическому процессу и к позиции ученика в этом процессе. Маятник общепринятого мнения уже достаточно сильно отклонился от полюса «формовки» достойных членов общества (бывшая задача школы) к полюсу гуманистической точки зрения об уникальности личности каждого конкретного школьника (новая задача школы). Формула новой педагогики — «переход от установки на развивание детей к педагогической ценности саморазвития ребенка и педагога» (Г. А. Цукерман). Следует обратить внимание на использованный в указанной формуле не слишком благозвучный термин «развивание», который очень отчетливо выделяет некий «внешний» аспект понятия «развитие», акцентировавшийся в старых педагогических установках и подразумевавший синонимичность (в той или иной степени) слов «развитие» и «формирование», «управление», «ведение за собой». В результате этого в настоящее время сам термин «развитие» у некоторых исследователей начал вызывать сомнения в идеологической лояльности к подлинному гуманизму в отношении ученика. Тем более достаточно часто встречает недоумение со стороны педагогов и психологов постановка вопроса о развитии самосознания.
На наш взгляд, именно прежнее понимание «развития» как «развивания» провоцирует подобную точку зрения. Нынешняя ситуация в образовании требует иного взгляда на проблему развития: ставшее ведущим в новом педагогическом подходе понятие «саморазвитие» отнюдь не исключает воспитания (помощи, подготовки) человека, способного стать субъектом саморазвития, а делает эту проблему чрезвычайно актуальной и высвечивает ее с точки зрения создания условий для осуществления этого процесса.
Мы полагаем, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, т. е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Ведь человек должен иметь самое общее представление о том, кто (что) станет объектом (субъектом) его саморазвития, — хотя бы для того, чтобы у него возникла мотивация саморазвития.
Литература
- Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
- Вачков И. В., Лыкова И. А. Фантазируем с Фантузей (развитие воображения). М., 1995.
- Вачков И. В., Лыкова И. А. — Фантузя-сыщик. М., 1995.
- Вачков И. В. Дело о похищенной клубнике (серия «Пси-Маг представляет: психология развития»). М., 1996.
- Вачков И. В., Попова А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 1 класса). Видное, 1997.
- Вачков И. В., Попов А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 2 класса). Москва; Видное, 1998.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1666
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 685
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0