Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
И вечный бой… (размышления вслух)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Орешина Н. И вечный бой… (размышления вслух) // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 1.
Фрагмент статьи
Прибывая к месту своего первого назначения, длинный и тощий лейтенант медицинской службы смотрел на тянущуюся за окном поезда безликую ночную степь, и так же бесконечно, уныло ползли мысли.
«Хан-Кала… — в купе заглянула проводница. — Не возитесь, мало стоим».
Деревянный настил перрона. Размытый свет фонарей тускло освещает приземистое здание вокзала, похожее на казарму.
«Ждать придется до утра. И ходит ли до гарнизона автобус?» — с тоской подумал Владимир и, подняв внезапно потяжелевший чемодан, шагнул в размытую лужицу света у входа.
«А я уж думал — не приедете!» — вынырнув из-за угла, навстречу даже не шел, а словно катился маленький, толстый, чем-то похожий на Винни-Пуха, человек. Погоны съедала темнота, но не трудно было догадаться, что это кто-то из медсанбата приехал за ним на «санитарке».
«Значит, ждали, и я здесь нужен…» — от сердца отлегло. Он улыбнулся…
Шел 1956 год.
С доктором медицинских наук, в то время еще полковником, начальником Отдела инженерной психологии НИИЦ авиационной и космической медицины Владимиром Александровичем Пономаренко я познакомилась после упорных поисков ученого, занимающегося авиационной психологией. Не столько эргономическими вопросами, сколько состоянием летчика в полете, процессом освоения сложнейшего летательного агрегата, каким является современный сверхзвуковой и всепогодный истребитель. Хотелось понять, почему при исправной технике и достаточном мастерстве летчик может допустить ошибку. И что же такое — «летный талант»? Научный взгляд специалиста на этот феномен, очевидный в небе и трудно поддающийся изучению, осмыслению его на земле.
К тому времени я уже полетала. А когда редакция газеты «Правда» предложила сделать материал о военных летчиках, попросила разрешения летать с героями своих будущих произведений. Но возникали вопросы, на многие из которых летчики не могли дать ответа. С этими вопросами я и пришла к Владимиру Александровичу.