Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 1. С. 60–68
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Системный подход в философско-психологической парадигме
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: системный подход, философия, психология, учебно-познавательное действие
Рубрика издания: Общая психология
Для цитаты: Деулин Д.В. Системный подход в философско-психологической парадигме // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 1. С. 60–68.
Фрагмент статьи
... Другие изыскивают пути объединения элементов психики в систему как возможный вариант избежать нарушения единства целостности психики. Третьи пытаются приблизиться к системности с помощью определения связей между различными явлениями психики, в первую очередь, между психическими процессами, либо ведут поиски пересечения и соотнесения различных подходов функционального и комплексного, структурного и системного.
В настоящее время не существует единого подхода к изучению как к системности психических процессов, так и к системному познанию психики. Поиски затрудняются спецификой изучаемого объекта (человека). Пока открытыми остаются вопросы практического претворения системного анализа психических явлений, критерии определения системообразующих и системосохраняющих признаков, по образному определению Ломова, «в ткани самой психологической реальности», которые, собственно, предстоит анализировать или синтезировать. Известно лишь, что в качестве таких признаков выступают факторы, влияющие на объединение и распад целостной функционально-динамической системы. По мнению автора, в русле действия этих признаков необходимо определить процессы, свойства, состояния, поведение систем, функциональные, временные, пространственные соотношения, взаимоотношения между разными подсистемами [10].
Наряду с трудностями намечаются возможные направления решения проблемы системности. Весьма позитивным и перспективным можно считать тезис В.С. Мерлина, согласно которому имеющие место подходы и уровни психологии следует рассматривать как различные концепции системного подхода (12). Концепции различаются задачами, критериями выделения элементов, подсистем, их иерархией. Специфику системных описаний в психологии весьма успешно представляет В.А. Ганзен [6]. Автор полагает, что системный подход начинается с системного анализа психики – с выявления ее функциональной структуры: определения состава функций, описания существенных признаков, отношений, связей между ними, что исключает их трактовку как автономных образований.
По мнению Гостева и Рубахина, акцент на частях позволяет анализировать их как элементы целого. Соответственно синтез целого можно рассматривать как диалектическое расчленение, состоящее из частей [7].
С этой точки зрения система психологии представляется как совокупность различных психических явлений. Достоинство указанных положений в том, что они позволяют в полной мере использовать весь накопленный психологией опыт на уровне различных подходов.
Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношения стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии и т.п. Развитие выражает способ существования психического как системы [19]. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и преобразуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие характеризуется движением оснований, сменностью детерминант, возникновением новых свойств или качеств, преобразованием структуры целостности и т.п. ...
Литература
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1, 2. 1968.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем // Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. М., 1975.
- Барабанщиков В.А., Ломов Б.Ф. Системный подход к исследованию психики // Психологический журн. 2002. № 4.
- Берталанфи Л. Общая теория систем. 1968.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. 1984.
- Гостев А.А., Рубахин В.Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода // Вопросы психологии. 1985. № 1.
- Дубровина И.В., Круглова Б.С. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет. 1988.
- Завалишина Д.Н., Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. 1986.
- Найссер У., Хаймен А. Когнитивная психология памяти / Под ред.: У. Найссер, А. Хаймен. Изд. 2-е (международное). 2005.
- Нежнов П.Г., Медведев А.М. Метод исследования содержательного анализа у школьников // Вестник Моск. ун-та. М., 1988.
- Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2.
- Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения. 1998.
- Поливанова Н.И., Ривина И.В. Диагностика системного мышления детей 6–9 лет //
Психологическая наука и образование. 1996. № 1. - Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
- Рубцов В.В., Ривина И.В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 2.
- Садовский В.Н. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критика. М., 2000.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1, 2. М., 1985.
- Философский словарь. М., 1999.
- Эльконин Д.Б. Психологические игры. М., 1978.
- Koch S. The nature and limits of psychological knowledge: lessons of a century «Science» // А century of psychology as science. Washington, 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2065
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1007
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0