Системный подход в философско-психологической парадигме

1007

Аннотация

Данная работа целиком и полностью посвящена исследованиям феномена системности мышления в общепсихологической канве. Проведен анализ способности младших школьников в определении происхождения систем объектов и выделении генетически исходных отношений (связи), конкретные и частные проявления системы. Известно, что без умения выделять принципы, на которых построены учебные задачи, невозможно успешное овладение материалом школьной программы. Автором сравниваются различные мультипликационные подходы к понятию системности в различных системах координат. Таким образом, автор показывает, что системность учебно-познавательных действий не является нерасчлененным феноменом, а имеет свои психологические механизмы, свою структуру и свою возрастную динамику.

Общая информация

Ключевые слова: системный подход, философия, психология, учебно-познавательное действие

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Деулин Д.В. Системный подход в философско-психологической парадигме // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 1. С. 60–68.

Фрагмент статьи

... Другие изыскивают пути объединения элементов психики в систему как возможный вариант избежать нарушения единства целостности психики. Третьи пытаются приблизиться к системности с помощью определения связей между различными явлениями психики, в первую очередь, между психическими процессами, либо ведут поиски пересечения и соотнесения различных подходов функционального и комплексного, структурного и системного.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению как к системности психических процессов, так и к системному познанию психики. Поиски затрудняются спецификой изучаемого объекта (человека). Пока открытыми остаются вопросы практического претворения системного анализа психических явлений, критерии определения системообразующих и системосохраняющих признаков, по образному определению Ломова, «в ткани самой психологической реальности», которые, собственно, предстоит анализировать или синтезировать. Известно лишь, что в качестве таких признаков выступают факторы, влияющие на объединение и распад целостной функционально-динамической системы. По мнению автора, в русле действия этих признаков необходимо определить процессы, свойства, состояния, поведение систем, функциональные, временные, пространственные соотношения, взаимоотношения между разными подсистемами [10].

Наряду с трудностями намечаются возможные направления решения проблемы системности. Весьма позитивным и перспективным можно считать тезис В.С. Мерлина, согласно которому имеющие место подходы и уровни психологии следует рассматривать как различные концепции системного подхода (12). Концепции различаются задачами, критериями выделения элементов, подсистем, их иерархией. Специфику системных описаний в психологии весьма успешно представляет В.А. Ганзен [6]. Автор полагает, что системный подход начинается с системного анализа психики – с выявления ее функциональной структуры: определения состава функций, описания существенных признаков, отношений, связей между ними, что исключает их трактовку как автономных образований.

По мнению Гостева и Рубахина, акцент на частях позволяет анализировать их как элементы целого. Соответственно синтез целого можно рассматривать как диалектическое расчленение, состоящее из частей [7].

С этой точки зрения система психологии представляется как совокупность различных психических явлений. Достоинство указанных положений в том, что они позволяют в полной мере использовать весь накопленный психологией опыт на уровне различных подходов.

Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношения стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии и т.п. Развитие выражает способ существования психического как системы [19]. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и преобразуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие характеризуется движением оснований, сменностью детерминант, возникновением новых свойств или качеств, преобразованием структуры целостности и т.п. ...

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1, 2. 1968.
  3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем // Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. М., 1975.
  4. Барабанщиков В.А., Ломов Б.Ф. Системный подход к исследованию психики // Психологический журн. 2002. № 4.
  5. Берталанфи Л. Общая теория систем. 1968.
  6. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. 1984.
  7. Гостев А.А., Рубахин В.Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода // Вопросы психологии. 1985. № 1.
  8. Дубровина И.В., Круглова Б.С. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет. 1988.
  9. Завалишина Д.Н., Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
  10. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.
  11. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.
  12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. 1986.
  13. Найссер У., Хаймен А. Когнитивная психология памяти / Под ред.: У. Найссер, А. Хаймен. Изд. 2-е (международное). 2005.
  14. Нежнов П.Г., Медведев А.М. Метод исследования содержательного анализа у школьников // Вестник Моск. ун-та. М., 1988.
  15. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2.
  16. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения. 1998.
  17. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Диагностика системного мышления детей 6–9 лет //
    Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  19. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  20. Рубцов В.В., Ривина И.В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 2.
  21. Садовский В.Н. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критика. М., 2000.
  22. Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1, 2. М., 1985.
  23. Философский словарь. М., 1999.
  24. Эльконин Д.Б. Психологические игры. М., 1978.
  25. Koch S. The nature and limits of psychological knowledge: lessons of a century «Science» // А century of psychology as science. Washington, 1992.

Информация об авторах

Деулин Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6517-5061, e-mail: ddeulin@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2065
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1007
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0