Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 1. С. 6
doi:10.17759/pse.2017220101
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
От редакции
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220101
Для цитаты: От редакции // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 6. DOI: 10.17759/pse.2017220101
Полный текст
Специальный номер российского научного журнала «Психологическая наука и образование» посвящен актуальным вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в системе высшего образования.
Идея поделиться опытом ряда вузов в области инклюзивного образования родилась в ходе выполнения работ в рамках Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на период 2016-2018 гг., который был утвержден заместителем председателя правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец 26 июня 2016 г. Практическая реализация плана привела к усилению внимания к вопросам обеспечения доступности и качества высшего образования для молодежи с инвалидностью. Остроту этой проблематике придает тот факт, что большая часть вузов не имеет опыта инклюзивного обучения и обучения данной категории студентов.
Необходимость и своевременность публикаций, освещающих весь спектр указанных проблем, выявил анализ опыта ряда вузов России по обучению студентов с инвалидностью, который позволил обозначить следующие проблемные зоны:
1. Отсутствует системная поддержка процесса обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья по программам профессионального образования, в том числе на основе использования информационных ресурсов и технологий, адаптированных к потребностям пользователей.
2. Отсутствует методология разработки и адаптации учебных и информационных образовательных ресурсов по программам высшего профессионального образования к потребностям пользователей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий.
3. Отсутствует открытая информационно-образовательная среда и единый образовательный интернет- портал, предназначенные для решения следующих задач, с которыми сталкиваются студенты-инвалиды:
а) профессиональное образование и социальная адаптация;
б) доступ к оптимальным адаптационным образовательным технологиям;
в) организация психолого-педагогической поддержки обучения, профессиональной реабилитации и ориентации;
д) доступ к механизмам содействия трудоустройству и эффективной занятости.
Особую актуальность сегодня приобретают публикации, которые восполняют пробелы в этой недостаточно еще изученной области. Их авторы освещают вопросы, знание которых необходимо для организации и предоставления качественных образовательных услуг студентам с инвалидностью.
Этот выпуск журнала - плод совместных усилий многих специалистов. На его страницах свое видение актуальных проблем обучения в вузах студентов с инвалидностью представили известные ученые и практики, специалисты в области инклюзивного образования. В настоящем специальном выпуске собраны статьи, посвященные разработке фундаментальных и региональных аспектов высшего инклюзивного образования.
Особое внимание уделено важным для каждого вуза вопросам создания доступной среды, применения новых технологий в обучении, организации профориентационной работы и трудоустройства студентов с инвалидностью.
Рассмотрены специальные условия обучения и сопровождения лиц с инвалидностью, возможности содействия успешному завершению освоения программ высшего образования, методические и практические аспекты обучения студентов с инвалидностью. Обозначены проблемы и представлены решения психологопедагогического сопровождения образования студентов с инвалидностью, выделены главные направления и особенности приспособления таких студентов к учебному процессу в вузе. Публикация успешного опыта обучения студентов с инвалидностью и лучших практик, накопленных рядом вузов, обеспечит их распространение и применение в системе высшего образования Российской Федерации.
Выражаем искреннюю благодарность авторам статей за их большую исследовательскую и аналитичекую работу по тематике выпуска. Особая благодарность - нашим коллегам из МГППУ: ректору В. В. Рубцову, первому проректору А. А. Марголису, начальнику информационно-аналитического управления А. А. Шведовской и редакционной группе журнала, которые помогли в сжатые сроки и на высоком уровне подготовить предоставленные материалы к выпуску в свет.
Метрики
Просмотров
Всего: 1279
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 315
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0