Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Проблемы социальной перцепции в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов, социально-психологическое взаимодействие, социальная перцепция
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Калягин Ю.С., Филонов Л.Б. Проблемы социальной перцепции в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47075 (дата обращения: 02.12.2024)
Полный текст
Целью нашей работы явилось изучение перцепции в социально-психологическом взаимодействии сотрудника правоохранительных органов. В качестве основного психодиагностического инструмента использовались методика диагностики межличностных отношений Т.Лири в адаптации Г.В.Грачева [2], а также экспертный опрос. Исследовалось восприятие сотрудниками правоохранительных органов своих партнеров по общению в процессе осуществления профессиональной деятельности, а также восприятие гражданами сотрудников.
На значимость перцептивных процессов в социально-психологическом взаимодействии людей указывают исследования Г.М.Андреевой, В.А.Барабанщикова, А.А.Бодалева, А.Л.Журавлева, Н.Н.Обозова, А.Л.Свенцицкого, И.Р.Сушкова, Л.Б.Филонова и др. Деятельность сотрудников правоохранительных органов, как правило, протекает в условиях интенсивного социально-психологического взаимодействия. Оптимальный режим этого взаимодействия во многом обуславливается особенностями перцептивных процессов его участников. В исследовании выявлены особенности восприятия сотрудников правоохранительных органов, из которых вытекает задача предотвратить закрепление негативных стереотипов социального восприятия у сотрудников правоохранительных органов.
Рассматривая профессиональную деятельность сотрудника правоохранительных органов с точки зрения социальной психологии, мы видим, что эти действия проходят во взаимодействии с другими людьми. Опираясь на исследования криминологов [5], можно выделить следующие категории граждан, с которыми в процессе профессиональной деятельности контактирует сотрудник: преступники; потерпевшие; свидетели преступления; коллеги; лица, не являющиеся непосредственными участниками криминального конфликта или его свидетелями, но участвующие в формировании общественного мнения.
Деятельность сотрудника правоохранительных органов обуславливается следующими характеристиками: сложность оперативно-розыскных задач; односторонность профессиональной ориентации сотрудников, различия их профессиональных интересов; выполнение больших объемов работы без достижения ожидаемых результатов и многие другие [3]. В.А.Носков к характеристикам деятельности сотрудника правоохранительных органов относит: высокую «цену» общения в решении служебных задач; противодействие со стороны заинтересованных лиц, в том числе с использованием психологических средств; дефицит информации о личности и замыслах собеседников; наличие временного дефицита для принятия решений в быстротекущих ситуациях общения; необходимость «сосчитывания», самоопределения в непонятных, проблемных ситуациях контакта; необходимость установления психологического контакта с лицами, не расположенными к общению; необходимость налаживания доверительных отношений с лицами, являющимися потенциальными источниками оперативно-значимой информации.
Таким образом, как, на наш взгляд оправданно, считает В.А.Носков, специалистам правоохранительной деятельности для эффективной работы с людьми необходимы не только профессиональная компетентность, но и личная психологическая подготовленность к общению [6]. Очевидно, что эта подготовленность может быть результатом либо опыта общения сотрудника правоохранительных органов с различными категориями граждан, либо специальной и целенаправленной подготовки. На примере педагогического взаимодействия важность этой подготовки подчеркивает С. Я. Коломинский [4]. Соглашаясь с автором, хотелось бы подчеркнуть, что получить разностороннюю подготовку к общению с различными категориями граждан, в том числе с социально-неблагополучными, возможно только в процессе специального обучения. Каким бы богатым ни был профессиональный опыт социально-психологического взаимодействия с населением у конкретного сотрудника правоохранительных органов, он всегда ограничен.
Выделяют специфические факторы, влияющие на социальное взаимодействие сотрудников правоохранительных органов: вынужденное общение с особой категорией людей, для которых не имеют значения законы и общепринятые социальные ценности; столкновение и проникновение в самые интимные сферы внутренней жизни граждан; постоянное воздействие отрицательной информации и вызываемых ею негативных эмоций; конфликтный характер повседневной деятельности сотрудника, когда преступные элементы пренебрегают всякими нормами, а сотрудник обязан действовать в рамках закона; публичность исполнения профессиональных действий; виктимная предрасположенность профессии сотрудника правоохранительных органов; современный социально-культурный уровень общества и его негативное отношение к сотрудникам правоохранительных органов; неадекватный уровень материального обеспечения правоохранительных органов в целом и сотрудников в частности; ненормированный рабочий день сотрудников (даже на отдыхе они вынуждены быть готовыми к быстрой мобилизации для решения поставленных задач).
Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов имеет негативную окраску и протекает в экстремальных условиях. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на процессы социальной перцепции сотрудника и на выработку определенных стереотипов в социальном поведении. Более того, в крайних случаях взаимодействие сотрудника правоохранительных органов с криминальной средой представляет опасность для его жизни и здоровья. С.П.Безносов [1] утверждает, что длительное пребывание в условиях опасности вызывает следующие психические явления: изменение мотивов деятельности (мотив выполнения задачи иногда может заменяться мотивом самосохранения); замена ситуативно целесообразных форм поведения инстинктивными реакциями (испуг, страх, ужас, боязнь, бегство, заторможенность, импульсивность действий и т.д.); повышение эмоциональной напряженности.
Систематическое пребывание в условиях негативного социально-психологического взаимодействия в процессе профессиональной деятельности приводит к следующим деформационным проявлениям: к пренебрежению нормами права, сформировавшимся стереотипам поведения; переоценке сотрудником своей социальной роли; профессиональному эгоизму, мнению сотрудника об элитарности своей профессии; излишней подозрительности, придирчивости и недоверию; переносу негативного отношения к преступникам на отношение к окружающим лицам вне поля профессиональной деятельности; возникновению стереотипа восприятия людей как объектов профессионального воздействия; повышению порогов восприятия негативной информации и фактов; неудовлетворенности содержанием труда, равнодушию к потерпевшим; браваде служебным положением, властью, ложной уверенности в том, что сотруднику простительны мелкие правонарушения; неоправданному применению профессионального жаргона; негативному отношению к гражданам, обращающимся за помощью; гипертрофии авторитарности, ожесточению и дегуманизации отношений с подчиненными или, наоборот, потере убеждения в важности и полезности своей деятельности, служебной пассивности, чувству неуверенности в себе и разочарованию; стремлению к пассивному отдыху; склонности к необоснованному засекречиванию процесса своей деятельности; оправданию процесса своей деятельности.
В проведенном нами исследовании приняли участие 74 сотрудника, стаж работы которых составляет от 6 до 25 лет. Сотрудники оценили психологические качества 179 граждан, с которыми осуществлялось социально-психологическое взаимодействие в процессе профессиональной деятельности сотрудников. Данные обрабатывались с использованием пакета описательной статистики Microsoft Excel. Полученные по каждому типу межличностных отношений данные представлены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Результаты оценки социальной перцепции сотрудника правоохранительных органов и его самовосприятия при взаимодействии с гражданами (nсотр = 74; nгр=179.
Типы межличностных отношений |
Среднеарифметические показатели |
|
Восприятие гражданина сотрудником |
Самовосприятие сотрудника |
|
Тип I – властный-лидирующий |
3,54 (σ=2,82) |
6,23 (σ=3,04) |
Тип II – независимый-доминирующий |
4,41 (σ=2,96) |
5,82 (σ=2,05) |
Тип III – прямолинейный-агрессивный |
2,30 (σ=1,81) |
5,12 (σ=2,22) |
Тип IV – недоверчивый-скептический |
2,27 (σ=2,44) |
3,39 (σ=2,36) |
Тип V – покорный-застенчивый |
2,49 (σ=2,54) |
3,46 (σ=1,7) |
Тип VI – зависимый-послушный |
2,47 (σ=2,08) |
3,39 (σ=2,14) |
Тип VII – сотрудничающий-конвенциальный |
3,72 (σ=2,55) |
5,24 (σ=2,27) |
Тип VIII – ответственный-великодушный |
1,62 (σ=2,19) |
5,28 (σ=2,56) |
Доминирование (V) |
1,953 |
5,794 |
Доброжелательность (G) |
-0,393 |
-0,258 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что при восприятии населения наиболее высокие оценки сотрудники присвоили типу (октанту) II межличностных отношений (независимый-доминирующий), тогда как наименее выражены оценки по типу VIII (ответственный-великодушный). Это свидетельствует о том, что сотрудники склонны воспринимать граждан как уверенных, независимых людей, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими. Диадический партнер воспринимается как человек с независимым и соперничающим стилем межличностных отношений. В то же время низкие показатели по типу VIII (ответственный-великодушный) межличностных отношений говорят о том, что сотрудники полагают партнера необязательным, имеющим низкую потребность соответствовать социальным нормам. Граждане воспринимаются как лица, склонные к соперничеству и конфликтности. Этому контингенту, по оценкам сотрудников, присущи хорошие организаторские способности, уверенность в себе, качества руководителя и наставника. Они способны к сотрудничеству и дружелюбию с представителями референтной группы, неконформны. Одновременно с этим сотрудниками отмечается низкая готовность к помощи окружающим, неразвитое чувство ответственности, отсутствие альтруизма, направленность социальных установок на удовлетворение в первую очередь своих личных потребностей.
В правом столбце табл. 1 представлены данные самовосприятия сотрудников (n=74). Выявленные тенденции по типу I (властный-лидирующий) и по типу II (независимый-доминирующий) межличностных отношений характеризуют сотрудников как людей оптимистично настроенных, с быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения. Согласно полученным данным, у сотрудников имеется склонность к доминированию, высокому уровню притязаний, они легко и быстро принимают решения, ориентируясь в основном на свое собственное мнение. Мнение социального окружения воспринимается ими критически, тогда как собственное мнение достаточно категорично отстаивается. Эти сотрудники в минимальной степени зависят от внешних средовых факторов. В социально-психологическом взаимодействии у них выражены чувство соперничества, низкая подчиняемость. Стиль мышления нешаблонный, творческий, сочетающийся с высокой поисковой активностью и рассудочностью. Полученные результаты указывают на стеничный тип реагирования и экстравертированность сотрудников правоохранительных органов.
Результаты исследования самовосприятия граждан (табл. 2) свидетельствуют, что наиболее высокие показатели получены по типу I, который характеризует степень проявления у граждан авторитарности в межличностных отношениях. Можно утверждать, что в целом выборка представлена уверенными в себе, упорными и настойчивыми людьми.
Т а б л и ц а 2
Результаты исследования восприятия граждан и их самовосприятия при взаимодействии с сотрудником правоохранительных органов (nсотр = 74; nгр=179).
Типы межличностных отношений (октанты) |
Среднеарифметические показатели(стандартное отклонение) |
|
Восприятие гражданами сотрудника |
Самовосприятие граждан |
|
Тип I – властный-лидирующий |
6,60 (σ=3,17) |
6,09(σ=3,21) |
Тип II – независимый-доминирующий |
4,80(σ=2,17) |
5,13(σ=2,39) |
Тип III – прямолинейный-агрессивный |
4,44(σ=2,31) |
5,04(σ=2,78) |
Тип IV – недоверчивый-скептический |
2,89(σ=1,97) |
4,58(σ=2,9) |
Тип V – покорный-застенчивый |
2,24(σ=1,8) |
3,58(σ=2,06) |
Тип VI – зависимый-послушный |
3,36(σ=2,47) |
4,02(σ=2,87) |
Тип VII – сотрудничающий-конвенциальный |
5,07(σ=2,77) |
5,22(σ=3,00) |
Тип VIII – ответственный-великодушный |
4,49(σ=3,11) |
5,27(σ=3,99) |
Доминирование (V) |
6,488 |
3,79 |
Доброжелательность (G) |
0.742 |
-0,114 |
Менее всего выражены показатели граждан по типу V, характеризующему степень проявленности такого качества, как подчиняемость. Это обстоятельство свидетельствует о том, что представители данной выборки с трудом поддаются управляющему воздействию.
В табл. 2 представлены также результаты исследования восприятия гражданами сотрудников, которые с ними контактировали. Воспринимаемое гражданами высокое доминирование сотрудников может снижать эффективность общения, так как приводит к блокированию одной из базовых потребностей человека – потребности в безопасности. С учетом этого необходимо предотвращать закрепление данного (доминирующего) стереотипа поведения и его переноса в повседневную жизнь сотрудника. На наш взгляд, путь к этому лежит через осознание сотрудником того, что способ общения с позиции доминирования может быть эффективен в достаточно узком спектре задач профессионального взаимодействия с другими людьми.
У сотрудников правоохранительных органов в процессе социально-психологического взаимодействия преобладает властно-лидирующая, независимо-доминирующая и прямолинейно-агрессивная стратегии. При этом высокое доминирование сотрудников правоохранительных органов достаточно точно воспринимается их партнерами по общению.
Выявленные по методике Т.Лири преобладающие властно-лидирующие, независимо-доминирующие и прямолинейно-агрессивные тенденции указывают на высокое доминирование сотрудников правоохранительных органов в социально-психологическом взаимодействии. Из-за этого эффективность такого взаимодействия снижается, так как фрустрируется одна из базовых потребностей человека – потребность в безопасности. Вследствие этого партнер по взаимодействию вынужденно занимает защитную позицию, которую сотруднику правоохранительных органов приходится преодолевать.
Если рассматривать выявленные особенности социально-психологического взаимодействия сотрудников правоохранительных органов шире, то можно говорить об имеющемся в обществе некотором противостоянии граждан и представителей власти. Гражданин не воспринимает представителя государственной власти в лице сотрудника правоохранительных органов как своего защитника.
В то же время сотрудники воспринимают граждан как неких соперников. Безусловно, здесь речь идет лишь о некоторой тенденции, которая выявлена в нашем исследовании, однако это имеет значение в контексте реформирования правоохранительной системы России.
Для укрепления положительного имиджа правоохранительных органов и повышения эффективности социально-психологического взаимодействия необходимо в процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов акцентировать внимание на специальном обучении эффективным технологиям взаимодействия с различными категориями населения. Актуальность этого подчеркивается ст. 9 Федерального закона «О полиции», вступившего в силу с 1 марта 2011 г. [7], где говорится о стремлении полиции обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан, о понимании гражданами действий сотрудников полиции. Пункт 6 указанной статьи определяет общественное мнение как один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции.
На наш взгляд вполне очевидно, что реализация приведенных положений ФЗ «О полиции» возможна только при использовании научного потенциала путем проведения системных исследований в области юридической психологии.
Литература
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.
- Грачев Г.В. Актуальные проблемы юридической психологии (социально-психологическая портретистика как метод комплексного изучения личности и социальных групп в правоохранительной деятельности). М., 2001.
- Калягин Ю.С., Козлов А.А., Доровских И.В., Бузина Т.С. Влияние стрессовых факторов на деятельность оперативных сотрудников правоохранительных органов// Военно-медицинский журнал. 2006. № 11. Т. 327.
- Коломинский Я.Л., Плескачева Н.М., Заяц И.И., Митрахович О.А. Психология педагогического взаимодействия. СПб., 2007.
- Криминология: Учебник для вузов /Под общ. ред. А.И.Долговой. М., 2007.
- Носков В.А. Психотехника общения. М., 2001.
- Федеральный закон «О полиции». М., 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5956
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1247
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0