Введение
Исследования в области анализа аттитюдов и поведения целевой аудитории — будь то аудитория СМИ, общественных организаций, образовательных учреждений и т.п. — свидетельствуют о том, что новостной, образовательный и даже развлекательный контент доносится не только с целью оповестить, но и сформировать мнение, определенный взгляд на происходящие события [например: 15;40]. В этой связи особую актуальность приобретает проблема фрейминга, или определенной технологии подачи информационного материала. Фрейминг может быть достигнут за счет смещения пропорций, изменения фокуса восприятия, а также определенной последовательности предъявления информации. Как отмечает D. Scheufele [Scheufele, 1999, p. 104], информационные фрагменты могут выполнять разные функции, выступая и как независимые, и как зависимые переменные. В настоящем исследовании предпринимается попытка смоделировать эффекты фрейминга пре-стимульной информацией в процессе экспериментально сконструированного самопрезентационного видеоинтервью и отследить специфику данных эффектов в отношении разных компонентов аттитюда и оценок диспозиционных черт целевого объекта.
Фрейминг и его эффекты на разные компоненты аттитюда. Понятие фрейминга впервые было описано И. Гофманом как индивидуальное ограничение при восприятии новой информации, обусловленное субъективной концепцией мира [Goffman Frame analysis, 1974]. Важной особенностью и источником фрейминга изначально считалось автоматическое стремление человека сохранить привычный взгляд на мир или дополнить его минимумом необходимых изменений [Распопова, 2018; Стеценко, 2013]. В когнитивной психологии понятие фрейминга приобрело более широкий смысл. Его эффект проявляется в том, что даже слегка разные описания одной и той же реальности могут иметь неожиданно весомые последствия для восприятия и поведения [Канеман, 2018].
Феномен аттитюда вызывает споры, как с точки зрения своей внутренней структуры, так и устойчивости к изменениям. Наименее спорное, но и наименее точное его определение принадлежит A.H. Eagly и S. Chaiken [Eagly, 1993], которые описывают его как континуальное отношение к объекту, отмеченное определенным уровнем благосклонности или недовольства. Сложность этой системы была отражена с помощью известной трехсторонней модели [Rosenberg, 1960], описывающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты аттитюда. Несмотря на ее распространенность и актуальность на сегодняшний день [см.: 30], данная модель периодически подвергается критике и попыткам сведения аттитюда к одному-единственному, «главному» компоненту [Lecheler, 2012]. Однако большинство исследований демонстрируют недостаточность одномерного понимания аттитюда и сложность отношений между его компонентами [Fazio, 2014; Nerb, 2001]. Одним из свидетельств упомянутой сложности является и специфическая подверженность аттитюда влиянию фрейминга [Gross, 2008; Igartua J.-J, 2011; Kühne, 2015]. С одной стороны, имеются данные о том, что эмоциональный компонент вторичен по отношению к когнитивному компоненту [Gross, 2007; Gross, 2004]. С другой стороны, есть данные, что фрейминг оказывает параллельное влияние на все компоненты аттитюда [Igartua J.-J, 2011]. Таким образом, вопрос о механизмах перестройки компонентов аттитюда в ответ на информационный фрейминг остается открытым.
Эффекты фрейминга на восприятие личностных черт. Аттитюд по отношению к отдельным людям обладает спецификой, связанной с восприятием их личностного профиля, образованного диспозиционными чертами. В целом, с точки зрения житейских представлений, черты более или менее легко классифицируются как «хорошие» (социально одобряемые, поддающиеся волевой регуляции) и «плохие» (социально неодобряемые, не поддающиеся волевому контролю) [Bäckström, 2014; Strack, 2015]. В исследованиях показано, что прайминг[Балева, 2019] понятиями, связанными с «хорошими» или «плохими» чертами (например честностью или подлостью), сдвигает оценку амбивалентного поведенческого паттерна целевого объекта в направлении, соответствующем валентности пре-стимульного воздействия [Erdley, 1988]. Вместе с тем имеются данные о том, что пре-стимульное воздействие не всегда оказывает прямой эффект на восприятие целевого объекта [Herr, 1983].
Ассимиляция и контраст как результаты пре-стимульного воздействия. В исследованиях обнаружены неоднозначные результаты пре-стимульного воздействия на восприятие целевого объекта. С одной стороны, имеет место эффект ассимиляции, который проявляется в том, что оценки объекта сдвигаются в направлении, соответствующем прайминговой категории [Eder, 2020; Fay, 2020; Williams, 2008]. В то же время пре-стимульное воздействие может работать по принципу контраста, когда восприятие целевого объекта меняется в направлении, противоположном прайминговой категории [Herr, 1983; Putnam-Farr, 2021]. Объяснение противоположных эффектов пре-стимульного воздействия предлагает теория включения —исключения Н. Шварца и Г. Блесса [Schwarz, 2007]. Согласно данной теории, эффекты ассимиляции и контраста определяются типом воспринимаемого отношения между пре-стимульным и целевым объектами: чем в большей степени они автономны, не похожи друг на друга, тем более вероятен эффект контраста. Если же они легко объединяются в одну категорию, более вероятен эффект ассимиляции.
Целью настоящего исследования является моделирование процесса восприятия амбивалентной личности в условиях фрейминга пре-стимульным объектом экстремально положительной и экстремально отрицательной личностной валентности.
Для реализации этой цели строятся две перцептивные модели: (1) модель отношения и (2) модель черт. С помощью первой модели исследуется логика каузальных связей между компонентами аттитюда, а с помощью второй модели — логика каузальных связей между оценкой диспозиционных личностных черт целевого объекта.
Выдвигаются следующие гипотезы.
- В ответ на пре-стимульное воздействие экстремально валентными объектами восприятие целевого объекта будет смещаться в соответствии с законом контраста, т.е. после негативного пре-стимула (экстремально «плохой» личности) целевой амбивалентный объект и его диспозиционные черты будут оцениваться более позитивно, а после позитивного пре-стимула (экстремально «хорошей» личности) — более негативно по сравнению с контрольной группой.
- Опираясь на данные о разной доступности диспозиционных черт внешнему наблюдению [Human, 2011], можно предположить, что оценки более доступных для наблюдения черт — экстраверсии и доброжелательности — будут опосредовать эффекты пре-стимульного воздействия на восприятие менее наблюдаемых черт — сознательности, открытости опыту и нейротизма.
Поскольку в исследованиях социальной перцепции имеются противоречивые данные о взаимной согласованности и взаимозависимости компонентов аттитюда, построение модели отношения будет осуществляться в логике эксплораторного анализа[Балева, 2020]. Соответственно, предварительная гипотеза о структуре данной модели не выдвигается.
Метод
Участники и процедура. В исследовании приняли участие 608 студентов. В процессе построения моделей из выборки были исключены участники экспериментальной группы с позитивным пре-стимульным воздействием (n = 214), поскольку значимые эффекты были обнаружены только в группе с негативным пре-стимулом. Итоговую выборку составили 394 студента в возрасте от 17 до 27 лет (М = 20,06, SD = 1,24), из них 94 мужчины (24%) и 300 женщин (76%). Все участники давали письменное согласие на обработку персональных данных и подтверждали добровольность своего участия. В качестве поощрения за участие студенты получали 10% дополнительных баллов по академическим курсам в рамках психологических дисциплин.
Исследование проводилось в режиме онлайн на платформе Anketolog (профессиональная версия). Было сформировано 3 варианта тестовых наборов, соответствующих двум вариантам пре-стимульного воздействия и контролю. Наборы были идентичны в части анкетных вопросов, личностных методик и параметров оценки целевого объекта.
На первом этапе участникам экспериментальных групп предъявлялась видеозапись интервью с экстремально позитивным или негативным пре-стимульным объектом, а затем — с целевым амбивалентным объектом. Участники контрольной группы сразу смотрели интервью с целевым объектом. Все видеозаписи предварялись инструкцией с установкой на последующее высказывание мнения об этом человеке. После просмотра каждого интервью респонденты заполняли Шкалу общего отношения к объекту восприятия [Щебетенко, 2007], а после просмотра интервью с целевым объектом дополнительно характеризовали его как человека по тесту Большой пятерки [Shchebetenko, 2019].
Стимульный материал. В качестве стимульного и пре-стимульного материала использовались видеозаписи интервью со студентами, отвечавшими на вопросы Короткого опросника Темной триады [Егорова, 2015]. С помощью составленных заранее сценариев ответов персонажи интервью представляли три личностных образа: негативный, позитивный и амбивалентный. Негативный образ был сконструирован за счет таких ответов, которые при подсчете по ключу получали бы максимальные баллы по макиавеллизму, нарциссизму и психопатии. Позитивный образ — за счет противоположных ответов. Амбивалентный — за счет попеременных ответов, свидетельствующих то о максимальной выраженности, то об отсутствии «темных» личностных черт. Каждый личностный образ (негативный, позитивный и амбивалентный) был представлен двумя вариантами — мужским и женским (их предъявление в группах было уравновешено). Роль персонажей интервью сыграли студенты 4-го курса, обучающиеся по специальности «Актерское искусство».
Описание опросных методик. Короткий опросник Темной триады [Егорова, 2015] — использовался для создания самопрезентационного видеоинтервью. Он включал 27 утверждений, с которыми персонажам, в соответствии со сценарием, предлагалось уверенно согласиться / не согласиться (или затрудниться с ответом). В результате формировались личностные образы, соответствующие максимальной, минимальной и амбивалентной выраженности шкал Темной триады — макиавеллизма, нарциссизма и психопатии. Шкала общего отношения к объекту восприятия [Щебетенко, 2007] — включала 15 вопросов, направленных на оценку когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к объекту. Опросник «Большая пятерка-2», русская версия [Shchebetenko, 2019] — включал описание 61 характеристики человека, каждую из которых нужно было оценить с точки зрения ее выраженности у целевого объекта. Баллы подсчитывались в соответствии с ключом для 5 показателей: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и открытости опыту.
Анализ данных. Данные диагностики были обработаны в программе SPSS AMOS. Строились две путевые модели. В первой воспроизводилась структурная логика формирования отношения к объекту, а во второй — логика восприятия его базовых личностных черт. В обеих моделях в качестве независимой (экзогенной) переменной в путевой анализ включался номинативный показатель пре-стимульного воздействия (1 — позитивный пре-стимул, 2 — контрольный уровень, 3 — негативный пре-стимул). В качестве зависимых (эндогенных) переменных в первую модель включались показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к объекту, а во вторую — показатели оценки его личностных черт: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и открытости опыту. На первом шаге в обеих моделях каузально подобные пути были проведены от независимой к зависимым переменным в соответствии с гипотезами исследования. На втором и последующем шагах производилась корректировка моделей c учетом содержательной логики, а также статистических показателей: значимости оценок путей и величины индексов пригодности.
Результаты
Описательная статистика эндогенных переменных моделей приводится в табл. 1.
Таблица 1. Описательные статистики экзогенных переменных (N = 608)
|
Показатели оценки целевого амбивалентного объекта |
M |
SD |
As |
Ex |
|
Когнитивный компонент отношения |
3,11 |
0,76 |
–0,10 |
–0,31 |
|
Эмоциональный компонент отношения |
3,26 |
0,84 |
–0,26 |
–0,48 |
|
Поведенческий компонент отношения |
3,29 |
0,81 |
–0,17 |
–0,32 |
|
Экстраверсия |
3,14 |
0,70 |
–0,29 |
–0,22 |
|
Доброжелательность |
3,04 |
0,69 |
–0,08 |
–0,27 |
|
Сознательность—Добросовестность |
2,99 |
0,63 |
–0,04 |
–0,33 |
|
Нейротизм |
2,71 |
0,52 |
0,06 |
–0,03 |
|
Открытость опыту |
2,93 |
0,63 |
–0,27 |
–0,17 |
Как видно из таблицы, показатели асимметрии и эксцесса для эндогенных переменных находились в пределах нормативных значений (As< 0,05; Ex< 1). Таким образом, характер распределения переменных можно считать близким к нормальному.
На первом этапе был проведен сравнительный анализ показателей оценки целевого амбивалентного объекта с помощью t-критерия Стьюдента. Его результаты свидетельствовали о том, что включение в путевые модели всех трех уровней экзогенной переменной (1 — позитивный пре-стимул, 2 — контрольный уровень, 3 — негативный пре-стимул) эмпирически не обосновано (табл. 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ показателей оценки целевого амбивалентного объекта после предъявления позитивного и негативного пре-стимула (N = 608)
|
Показатели оценки целевого амбивалентного объекта |
M (SD) |
t |
LeveneF |
p |
|
|
КГ |
ЭГ |
||||
|
После предъявления позитивного пре-стимула |
|||||
|
Когнитивный компонент отношения |
3,00 (0,75) |
3,03 (0,73) |
-0,51 |
0,09 |
0,769 |
|
Эмоциональный компонент отношения |
3,14 (0,86) |
3,16 (0,81) |
-0,27 |
2,30 |
0,130 |
|
Поведенческий компонент отношения |
3,22 (0,82) |
3,18 (0,79) |
0,51 |
0,79 |
0,374 |
|
Экстраверсия |
3,08 (0,70) |
3,18 (0,75) |
-1,59 |
2,60 |
0,115 |
|
Доброжелательность |
2,85 (0,64) |
2,80 (0,60) |
0,87 |
1,87 |
0,172 |
|
Сознательность—Добросовестность |
3,02 (0,57) |
2,96 (0,58) |
1,02 |
0,10 |
0,751 |
|
Нейротизм |
2,72 (0,54) |
2,68 (0,48) |
0,84 |
2,90 |
0,089 |
|
Открытость опыту |
2,85 (0,60) |
2,84 (0,62) |
0,17 |
0,08 |
0,780 |
|
После предъявления негативного пре-стимула |
|||||
|
Когнитивный компонент отношения |
3,00 (0,75) |
3,32 (0,78) |
–4,19** |
0,36 |
0,548 |
|
Эмоциональный компонент отношения |
3,14 (0,86) |
3,50 (0,82) |
–4,24** |
1,57 |
0,211 |
|
Поведенческий компонент отношения |
3,22 (0,82) |
3,51 (0,79) |
–3,60** |
1,07 |
0,301 |
|
Экстраверсия |
3,08 (0,70) |
2,79 (0,65) |
4,53** |
2,02 |
0,164 |
|
Доброжелательность |
2,85 (0,64) |
3,51 (0,58) |
–10,66** |
2,46 |
0,117 |
|
Сознательность—Добросовестность |
3,02 (0,57) |
3,15 (0,69) |
–2,05* |
3,17 |
0,056 |
|
Нейротизм |
2,72 (0,54) |
2,76 (0,52) |
–0,77 |
0,41 |
0,524 |
|
Открытость опыту |
2,85 (0,60) |
3,12 (0,64) |
–4,41** |
0,04 |
0,841 |
Примечание. КГ — контрольная группа (n = 202); ЭГ — экспериментальная группа (негативный пре-стимул: n = 192, позитивный пре-стимул: n = 214); «*» — р < 0,05, ** р < 0,001.
Таким образом, показатель позитивного пре-стимула, а вместе с ним и соответствующая экспериментальная группа (n = 214), были исключены из дальнейших анализов. Данные первого этапа показали также, что в модели черт эффект негативного пре-стимула на экстраверсию будет, вероятно, отрицательным, а на нейротизм — незначимым или опосредованным.
На втором этапе строились путевые модели, в которые включались только два уровня экзогенной переменной (1 — контроль, 2 — негативный пре-стимул). В процессе анализа для обеих моделей проверялось предположение о нормальности распределения. Оно подтвердилось для модели отношения, но не подтвердилось для модели черт: критический коэффициент многомерного эксцесса превышал предельно допустимое значение (Exm = 15,96). С учетом размера выборки, который более чем в 20 раз превышает число оцениваемых в данной модели параметров, был изменен метод ее оценки: вместо наиболее робастного Maximum likelihood был использован метод Asymptotically distribution-free (условно свободный от распределения). Индексы пригодности и описательные характеристики итоговых моделей представлены в табл. 3.
Таблица 3. Описательные характеристики и индексы пригодности модели отношения и модели черт (N = 394)
|
Описательные характеристики и индексы пригодности модели |
Модель отношения |
Модель черт |
Нормативные значения при хорошей пригодности модели |
|
Описательные характеристики |
|
||
|
N/T |
49 |
24 |
≥ 20 |
|
Multivariate kurtosis c.r. |
–1,21 |
15,96 |
≤ |5| |
|
Индексы пригодности |
|
||
|
χ2 |
1,89 |
5,89 |
– |
|
df |
2 |
5 |
– |
|
χ2/df |
0,947 |
1,18 |
≤ 4 |
|
p |
0,388 |
0,14 |
≥ 0,05 |
|
GFI |
0,998 |
1,000 |
≥ 0,95 |
|
AGFI |
0,988 |
1,000 |
≥ 0,95 |
|
CFI |
1,000 |
0,997 |
≥ 0,95 |
|
RMSEA |
0,001 |
0,021 |
≤ 0,05 |
|
PCLOSE |
0,667 |
0,749 |
≥ 0,50 |
Как видно из таблицы, индексы пригодности свидетельствовали о хорошем соответствии обеих моделей исходным данным.
Полученная модель отношения представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель отношения
Примечание. Регрессионные коэффициенты стандартизированы и статистически значимы
(р < 0,001)
В модели отношения каузально-подобный путь прошел от негативного пре-стимульного воздействия к единственному компоненту аттитюда — когнитивному. Несмотря на значимое влияние негативного пре-стимула на данный компонент (0,21), он обусловил только 4% его дисперсии. Однако этого влияния оказалось достаточно для получения значимых различий в когнитивных оценках амбивалентной личности (t = 4,19, р < 0,001). В свою очередь, когнитивный компонент оказал значимое влияние на формирование эмоционального отношения к объекту (0,84), объяснив большую часть его дисперсии — 71%. Поведенческий компонент аттитюда (готовность взаимодействовать с объектом) подвергся совместному влиянию когнитивного (0,39) и эмоционального (0,51) компонентов. В совокупности они объяснили 75% его дисперсии.
Полученная модель черт представлена на рис. 2.
Рис. 2. Модель черт
Примечание. Все регрессионные коэффициенты стандартизированы и статистически значимы; для каузального пути «Нейротизм " Доброжелательность» р < 0,05, для остальных коэффициентов р < 0,001
В модели черт каузально-подобные пути прошли от негативного пре-стимульного воздействия к оценкам двух базовых черт объекта — доброжелательности (0,48) и экстраверсии (–0,30). Помимо пре-стимульного воздействия в модели был выявлен еще один экзогенный фактор — оценка нейротизма, которая, в свою очередь, не зависела от пре-стимульного воздействия и оценок других черт, включенных в модель. Высокая оценка нейротизма у воспринимаемого объекта приводила к снижению его оценок по доброжелательности (–0,13) и экстраверсии (–0,31). Оценка доброжелательности, в свою очередь, оказала влияние на восприятие экстраверсии (0,18). Совместное влияние негативного пре-стимула и нейротизма объяснило24% дисперсии доброжелательности, а совместное влияние негативного пре-стимула, доброжелательности и нейротизма — 18% экстраверсии.
Оценки двух оставшихся базовых черт — открытости опыту и сознательности — не обнаружили прямой чувствительности к негативному пре-стимульному воздействию. Его влияние на открытость опыту было опосредовано доброжелательностью (0,50) и экстраверсией (0,18), а влияние на сознательность — доброжелательностью (0,38), открытостью опыту (0,34) и экстраверсией (0,16). Общая дисперсия оценки открытости опыту составила 30%, а сознательности — 45%. Важно отметить, что оценки открытости опыту и сознательности, судя по модели, формировались как результат совместного опосредованного влияния негативного пре-стимула и нейротизма объекта. Вместе с тем величины стандартизированных регрессионных коэффициентов указывают на то, что влияние нейротизма уступало влиянию пре-стимула.
Обсуждение результатов
Полученные модели позволяют описать субъективную логику формирования образа Другого, выделив «отправные точки» его оценки, т.е. переменные, наиболее чувствительные к внешним, потенциально конструируемым, факторам восприятия.
Модель отношения свидетельствует о том, что эмоциональная установка к объекту зависит от некоторых рациональных умозаключений о его особенностях, сформированных на контрасте с пре-стимульным воздействием. Другими словами, объект восприятия нам не «просто нравится» или «просто не нравится», а вызывает обоснованные, соответствующие его воспринимаемым характеристикам, эмоциональные отклики. В совокупности когнитивный и эмоциональный компоненты отношения формируют поведенческие установки — готовность или неготовность взаимодействовать с объектом. В то же время доли объяснимых дисперсий эмоционального и поведенческого компонентов свидетельствует о наличии других, помимо когнитивного, источников их формирования. На основании ряда исследований можно предположить, что в качестве таких факторов выступают пол объекта и субъекта восприятия, физическая привлекательность объекта, а также объективное и субъективное (осознаваемое) сходство с ним [Балева, 2019; Балева, 2020; Балева, 2019а]. Можно предположить также, что определенную роль в остаточной дисперсии эмоционального и поведенческого компонентов играют индивидуальные особенности субъекта восприятия [см.: 37].
Модель черт свидетельствует о том, что негативный пре-стимул, как и предполагалось, оказывает прямое воздействие на представления только о двух диспозиционных характеристиках объекта — доброжелательности и экстраверсии, причем доброжелательность под его влиянием растет, а экстраверсия, наоборот, снижается. Это согласуется с имплицитной теорией личности, согласно которой человек с выраженной Темной триадой воспринимается как обладающий низкой доброжелательностью и высокой экстраверсией [Балева, 2019а1]. На контрасте с такой личностью амбивалентный объект воспринимается, соответственно, как более доброжелательный-приятный и менее экстравертированный-напористый. При этом суждения об экстраверсии зависят от оценки доброжелательности, — вероятно в части ее влияния на фасет общительности. В исследованиях было обнаружено, что человек с выраженной Темной триадой характеризуется меньшей сознательностью и большей открытостью опыту [Егорова, 2015; Furnham, 2014; Paulhus, 2002]. Из полученной модели видно, что доброжелательность и экстраверсия оказывают совместное влияние на оценки этих черт, причем влияние доброжелательности более существенно. Структура модели свидетельствует также о том, что оценка нейротизма целевого объекта является резистентной к действию негативного пре-стимула. Этот факт хорошо объясняется разной оценочностью (judgeability) и наблюдаемостью (observability) черт Большой пятерки [Human, 2011]. Так, имеются данные о том, что доброжелательность и экстраверсия обладают высокой оценочностью [Ambady, 1995], а нейротизм относится к скрытым, ненаблюдаемым в поведении чертам [Vazire, 2010].
Заключение
Таким образом, наше исследование показывает, что первичной «мишенью» негативного пре-стимула при формировании общего отношения к целевому объекту является когнитивный компонент аттитюда. Незначительно меняясь в сторону улучшения, он вызывает лавинообразный позитивный сдвиг эмоционального и поведенческого компонентов. Негативный пре-стимул трансформирует также представления о базовых личностных чертах целевого объекта. Сдвиг в их восприятии происходит по принципу контраста: те черты, высокая выраженность которых приписывается пре-стимульному объекту, оцениваются как слабо выраженные у целевого объекта (и наоборот). Обнаружено, что первичной «мишенью» пре-стимульного воздействия становятся наиболее заметные на поведенческом уровне черты Другого — доброжелательность и экстраверсия. Вторичными «мишенями» выступают открытость опыту и сознательность, оценки которых, по всей видимости, логически выводятся из «очевидных» доброжелательности и (низкой) экстраверсии. Нейротизм целевого объекта не попадает в поле действия негативного пре-стимула, т.е. его оценки не меняются под его влиянием.
К ограничениям исследования следует отнести, во-первых, студенческую выборку с преобладанием лиц женского пола. Во-вторых, наблюдаемое изменение компонентов установки по отношению к целевому объекту в экспериментальной группе могло быть обусловлено рядом сопутствующих характеристик целевого и пре-стимульного объектов, а также индивидуальными особенностями субъекта восприятия. Таким образом, полученные данные нуждаются в уточнении при разных модификациях экспериментальной процедуры.
[Балева, 2019] Прайминг можно рассматривать как частный случай фрейминга. Его особенностью является предшествующее целевому стимулу (пре-стимульное) воздействие на субъекта, приводящее к неосознаваемой канализации его восприятия целевого объекта [например: 35, p. 627].
[Балева, 2020] Несмотря на применение конфирматорного анализа для построения моделей, полагаем, что процедура их построения в большей степени соответствует именно эксплораторному подходу. Подробнее о построении моделей см. в разделе «Метод».

