Самоактуализация личности посредством поэтического творчества в режиме творческих поэтических мастерских

1112

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития личности, связанным с психологическими эффектами поэтического творчества: самоактуализации личности субъекта поэтического творчества, которая реализуется посредством работы в режиме творческих поэтических мастерских. Самоактуализация личности связана с творчеством, любовью, нравственными ценностями и т.д. С нашей точки зрения, личность может достичь самоактуализации и через поэтическое творчество. Кроме того, посредством чтения/слушания и создания поэтических произведений в режиме работы в творческой поэтической мастерской и самостоятельного поэтического творчества решается проблема регуляции эмоционально-смысловой сферы личности субъекта поэтического творчества (автора/реципиента).

Общая информация

Ключевые слова: развитие личности, самоактуализация, творчество, поэтические мастерские, психологические эффекты поэтического творчества

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Оганесян Н.Т. Самоактуализация личности посредством поэтического творчества в режиме творческих поэтических мастерских [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n3/47083 (дата обращения: 21.11.2024)

Полный текст

Модели психологического развития и роста человека исходят из гипотезы о том, что развитие необходимо вытекает из стремления каждого человека к максимальной реализации своего потенциала. В них постулируется прямая связь между реализацией человеком своего потенциала в практической деятельности и высшей формой удовлетворения жизнью. Экзистенциальная теория считает подлинной лишь ту жизнь, в которой субъект сознательно реализует собственный проект, направленный на достижение высших ценностей. В любом случае сущностной нормой для каждого представителя человеческого рода считается сознательное стремление к преодолению трудностей, к поддержанию определенного посильного напряжения, к постановке перед собой все более трудных задач.

В наши дни активно исследуются понятия «самоактуализация» и «самореализация», можно найти массу научных работ, посвященных изучению данного феномена.

В отечественной психологии накоплен опыт изучения человеческого потенциала, проявляющегося как личностный и творческий: психология творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев), психология субъективности (В.И. Слободчиков), психологическая антропология (В.П. Зинченко), психология жизненного пути (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская,  А.А. Кроник), психология неадаптивной активности (В.А. Петровский), концепция метаиндивидуального мира (Л.Я. Дорфман), психология смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев).

В концепции С.Л. Рубинштейна фактически заложено понятие самоактуализации (самореализации), которое он определяет через категорию направленности. С.Л. Рубинштейн рассматривает данный феномен как интегральную характеристику личности: «… направленность – это самовыражение личности в жизни, ее тенденция самореализации» [1, с.68].

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.

Анализ содержания понятия «самоактуализация» показывает, что ее нужно, по-видимому, рассматривать не как мотивационный уровень, а как общий надиндивидуальный принцип человеческого существования и в то же время как процесс реализации внутренних творческих потенций личности. Творческая личность – это всегда результат какой-то продуктивной, творческой и почти всегда мыслительной деятельности. Проблема творчества становится в последнее время все более актуальной. Творчество уже не считается уделом отдельных личностей, связанным с их талантом или гениальностью, а признается естественной формой проживания человеком своей жизни, более того, оно способствует развитию здоровой личности.

Свои творческие усилия человек может обращать не только на внешние объекты, на мир, но и на самого себя. Творение себя через творчество, самопостроение, формирование собственной личности человек осуществляет в направлении идеала, как он его себе представляет. Своей творческой волей человек пересоздает свою судьбу, всю систему своих взаимоотношений с миром, заменяя их несовершенный порядок порядком более высокого уровня, который сознательно творит сам. При этом цель и смыслы реализуются в самом процессе, а не в результате творчества. «Цель творчества – самоотдача», – писал Б. Пастернак («Быть знаменитым некрасиво»). Поэзия в его понимании – непрестанная самоотдача, движение, процесс, открытие. Если думать о результате, «шумихе, успехе», то можно пролететь мимо цели.

Для человека является естественной и истинной его потребность в творчестве, творческом самовыражении. Только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.

Действительно, если под культурой мы понимаем совокупность отношений человека с миром, пространство становления смысла и формы этих отношений, а под прогрессом культуры понимаем развитие и обогащение этих отношений, усложнение их содержания и очеловечивание способа их выражения, то действительным субъектом этих отношений может выступать только способная к развитию и развивающаяся творческая личность, умеющая действовать самостоятельно, адекватно и эффективно и отвечать за результаты своей деятельности. Для этого в общественном мнении должна укрепляться высокая оценка именно творческой позиции и установки, должен поддерживаться высокий общественный статус творческой личности и творческой деятельности.

В процессе поэтической творческой деятельности не только создаются и вносятся в мир ценности, но и сама такая деятельность выступает как ценность, становясь реализацией смысла жизни, предназначения человека. Ж. Делез считает: «Писать – это дело становления, которое никогда не завершено... Это процесс, то есть переход Жизни, идущей через обживаемое и прожитое. Литература неотъемлема от становления» [3, с.11]. Именно поэтическое творчество может сообщить полноту действительной жизни и наполнить ее высшим смыслом. Поэтическое творчество не только приносит эстетическое наслаждение и душевное облегчение, но и помогает – через освобождение от душевных мук и переживаний – приблизиться к пониманию себя, своего Я.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям, общей деградацией. Человек рожден для самореализации, для того чтобы состояться как творческая личность. А если для самореализации не хватает сущностных сил? Можно ли делить при этом людей на «чистых» и «нечистых», «греховных» и «безгрешных»? Вопрос этот непростой, но одно несомненно: не использовать шанс самореализации, который дает человеку судьба, –  грех, поскольку это тормозит, по большому счету, процесс развития культуры и цивилизации. Поэт О. Нэш в стихотворении «Портрет художника в преждевременной старости» (перевод И. Комаровой) пишет об этом как о «грехе Упущения»:

Если вы не делаете того, что следует, для вас не наступают
праздничные дни и тем паче египетские ночи.
Вас не охватывает блаженный экстаз…
………………………………………………………
В мире много утех для души и для тела, но
Нас не может осчастливить то, что нами не сделано.
И хоть все мы ожидаем от жизни благ – нам просто вынь да
положь их, –
У нас бывает гораздо больше мороки от несовершенных нами
Хороших поступков, чем от совершенных нами нехороших…

Говорить о поэтическом творчестве в строго научных терминах, становясь на объективную, отстраненную позицию, трудно – в этом случае теряется специфика процесса. Очевидно, о поэтическом творчестве можно говорить, только пережив этот процесс или хотя бы прикоснувшись к нему. Сама тема имеет для каждого творческого человека не только научный интерес, но и большую личностную значимость. И тогда можно будет сказать вслед за Б. Пастернаком («Ледоход»):

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель…

Говоря о креативности как о ведущей профессионально значимой способности невозможно ограничиться только теоретическими выкладками. Необходимо ввести слушателей в атмосферу творческой мастерской. Опыт проведения таких мастерских у автора [5; 6; 7] имеется, и этот опыт свидетельствует в пользу эффективности данной практико ориентированной формы занятий.

Поэтическая авторская мастерская в режиме библиотерапии включает в себя чтение, анализ, понимание и интерпретацию специально подобранных поэтических произведений с целью регуляции эмоционально-смысловой сферы личности, стимулирования процесса самоактуализации участников мастерской.

В интерактивном творческом процессе выделяются пять этапов.

Первый этап.  Он представляет собой психологический авторский тренинг, в ходе которого читаются специально подобранные стихотворения, использующиеся в качестве катализатора эмоционального настроя. Цель этапа – ускорить процедуру знакомства группы и решить сопутствующие проблемы, связанные с общением.

Второй этап. Он представляет собой выбор поэтических произведений и идентификацию участников с этим выбором. Цель этапа – предварительное ориентирование в предстоящей творческой деятельности.

Третий этап. На этой стадии участники разбирают отдельные детали поэтического произведения с руководителем мастерской, выявляют механизмы и средства воздействия поэтических произведений на эмоционально-смысловую сферу личности.

Ф.Е. Василюк [2, с. 21–46] пишет  о «психотерапевтическом уповании», психотерапевтической надежде, имея в виду ряд основных психологических механизмов воздействия: механизм внушаемости, механизм осознания, механизм спонтанности, механизм переживания, механизм коммуникации.

Механизмы воздействия работают на бессознательном и сознательном уровнях. На сознательном уровне достижение лучшего понимания реципиентом своих проблем происходит за счет расширения возможностей вербализировать эти проблемы и включить их в контекст общественно выработанного опыта, представленного в поэтических произведениях. Воздействие на бессознательное индивидуально и осуществляется средствами суггестии, которые заключены в поэтических произведениях.

В традиционной практике библиотерапии стихотворения соединяются для работы в блоки. Подходы и критерии могут быть разнообразными, например: изопринцип – систематизация стихотворений в зависимости от основной эмоции, которая заключена в стихотворении, или тематический смысловой подход, один из вариантов которого разработан автором статьи.

Современное многообразие подходов к поэтическому тексту не только предоставляет исследователю необъятный простор, но и создает новые сложности при оценке особенностей художественного произведения. Это действительно так, поскольку поэтический текст, как всякое другое произведение искусства, вызывает у человека сложный комплекс переживаний, и, значит, отвечает определенной внутренней потребности (А.С. Пушкин: «... над вымыслом слезами обольюсь»). Причем, конкретному тексту соответствует конкретная психологическая реакция, порядку прочтения – конкретная динамика смены и взаимодействия переживаний. То есть восприятие и понимание текста представляют собой единый психологический процесс, и поэтический текст есть не просто набор знаков или их последовательность, а мощный комплексный стимул.

Цель этапа – осмысление на теоретическом уровне психологических механизмов воздействия поэтического творчества.

Четвертый этап. Содержание основного этапа поэтической мастерской заключается, с одной стороны, в стимулировании эмоциональной активности реципиентов, с другой – в понимании и переработке смысла стихотворений. Оба процесса взаимосвязаны по принципу саморегулирующейся функциональной системы. Правильно, точно подобранные поэтические произведения работают на уровне эмоций и смыслов. На уровне эмоций они стимулируют:

  1. позитивные эмоциональные переживания, поэтому чтение поэтических произведений выступает как своеобразный тренинг эмоций и чувств;
  2. формирование эмпатии, которая отвечает глубинной потребности быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким;
  3. идентификацию с героем произведения, которая подразумевает эмоциональное включение участников в процесс и обретение понимания своей собственной ситуации через сопереживание;
  4. формирование самостоятельного стиля решения эмоциональных проблем через узнавание своей психотравмирующей ситуации и типа эмоционального отреагирования.

На уровне смыслов правильно подобранные поэтические произведения предполагают:

  1. знакомство с вариантами решений жизненно важных проблем, которые могут помочь спланировать правильный путь действий при решении проблем, показать существование альтернативных решений проблем;
  2. знакомство с авторитетной авторской моделью действительности, которая поможет преобразовать дефектную модель реципиента;
  3. формирование новых форм отношения к действительности, поскольку, обогащаясь смысловым опытом в процессе общения с поэтическим творчеством, человек приобретает опыт и средства осмысления переживания и преодоления будущих жизненных ситуаций.

Цель этапа – практическое овладение правилами и приемами анализа, понимания и интерпретации поэтических произведений для осознания и выражения собственных эмоций и смыслов.

Пятый этап. Рефлексия. Участник должен почувствовать и установить связь между собственной личностью и поэтическим произведением, чтобы получить новый опыт. Руководитель должен помочь интегрировать этот новый опыт. Цель этапа – осознание как степени практического овладения освоенными ранее на теоретическом уровне приемами анализа, понимания и интерпретации поэтических произведений, так и регулирующего эффекта этого процесса.

Характеризуя итоговый этап мастерской, можно сделать вывод, что адекватность переработки смысла и высокая степень эмоциональной активации приводит к следующим промежуточным результатам: к адекватному пониманию или интерпретации смысла художественного текста и к эмоциональной «аккомодации», т.е. к возникновению у реципиента эмоций, максимально сходных с авторскими. Сходство не может быть абсолютным, поскольку эмоции и смыслы возникают на основе не только конвенциональных, но и субъективных представлений.

Таким образом, смысл поэтической мастерской в режиме библиотерапии состоит в использовании поэтических произведений как результата процесса поэтического творчества в целях регулирования эмоционально-смысловой сферы личности, стимулирования процесса самоактуализации.

Поэтическая авторская мастерская в режиме творческого самовыражения включает в себя создание поэтических произведений с целью регуляции эмоционально-смысловой сферы, стимулирования процесса самоактуализации участников мастерской.

Поэтическая мастерская – это система теоретических и практических занятий, каждое из которых предусматривает отдельную тему, рассматривающую психологические аспекты поэтического языка. Каждая новая тема является продолжением предыдущей и опирается на знания, полученные в ходе освоения материала.

В интерактивном творческом процессе также выделяются пять этапов.

Первый этап представляет собой психологический авторский тренинг, в ходе которого читаются специально подобранные стихотворения, использующиеся в качестве катализатора эмоционального настроя. Цель этапа – ускорить процедуру знакомства группы и решить сопутствующие проблемы, связанные с общением.

Второй этап представляет собой теоретическое освещение темы «Стихосложение». Примерные темы занятий в общей схеме соответствуют порядку их проведения. Здесь участник впервые осмысливает данные руководителем мастерской средства анализа и построения стихотворной речи. Цель этапа – предварительное ориентирование в теме, ознакомление с областью стихосложения и осмысление значимости изучаемого.

Третий этап представляет собой знакомство с выявленной автором системой психологических механизмов воздействия поэтического творчества на личность, которая включает механизмы внушаемости, осознания, спонтанности, переживания и коммуникации. При этом поэтическое произведение рассматривается с точки зрения суггестивной лингвистики на разных иерархических уровнях: фонологическом, просодическом, лексико-стилистическом, лексико-грамматическом, морфо-синтаксическом, семантическом и др. Внимание акцентируется на дисгармонии поэтических текстов как суггестивном факторе, который определяется наличием фонетических, лексических, грамматических и других отклонений от нормы. Цель этапа – осмысление на теоретическом уровне психологических механизмов воздействия поэтического творчества.

Четвертый этап – практическая работа с использованием авторской системы специальных заданий, направленных на овладение и совершенствование навыков стихосложения. Например: задания на овладение рифмой, ритмом, мелодикой, звукописью, фигурами и тропами; задания на совершенствование умений выражать собственные эмоции и смыслы посредством поэтического произведения на основе механизмов внушаемости, осознания, спонтанности, переживания и коммуникации. Задания подбираются таким образом, чтобы активизировалась аналитическая и конструктивная деятельность участников. Каждый участник имеет возможность применить полученные в ходе предыдущего этапа знания, необходимые для анализа и создания стихотворений. Цель этапа – практическое овладение правилами и приемами стихосложения для выражения собственных эмоций и смыслов.

Пятый этап – рефлексия. Выполненные задания обсуждаются всеми участниками по ходу и в конце занятия; по мере необходимости дается задание на дом. Цель этапа – осознание степени практического овладения освоенными ранее на теоретическом уровне приемами стихосложения, а также регулирующего эффекта поэтического творчества.

Таким образом, смысл поэтической мастерской в режиме творческого самовыражения состоит в использовании процесса поэтического творчества в целях стимулирования процесса самоактуализации и регулирования эмоционально-смысловой сферы личности.

Приведем несколько примеров, которые показывают результаты деятельности участников в поэтической мастерской.

Пример1. Участница А., 60 лет. Проблема: потеря единственного ребенка, серьезная болезнь, болезнь мужа. Временный уход от активной деятельности. Невозможность реализовать желание быть постоянно в сфере внимания, в центре событий. Материальные трудности, маленькая пенсия, скромные дополнительные доходы. У мужа после кратковременного звездного взлета в столичном кинематографе начался период длительного простоя, связанный с проблемами, которые были вызваны перестройкой. Сочувствие мужу, желание вырвать его из депрессии, наполнить его жизнь работой и придать смысл существованию. В городе оба абсолютно одиноки, родственников и надежных давних друзей у них нет. Как следствие – потеря смысла жизни, депрессивные состояния. До занятий в мастерской ранее стихов никогда не писала. Типичное стихотворение (за короткий промежуток времени издано два сборника стихов):

Взвешен и шаток шаг мой теперь,
Жмётся к обочине чинно,
А в кошельке – только дыры потерь,
Мерять придётся аршином!
Туже затянет мне пояс нужда –
Памятью я прорастаю
В те пролетевшие махом года,
В их быстрокрылую стаю.

Пример 2. Участница Б., 37 лет, детей нет. Проблема: бездомность, сиротство, скитания, невозможность из-за материальных трудностей заниматься творческой профессией (бросила учебу в престижном художественном вузе, работает прорабом на стройке). Испытывает трудности с половой и сексуальной идентификацией, постоянно влюбляется, чаще – в недоступных очень красивых «звезд» и телеведущих. Испытывает жестокие разочарования, будучи отвергнутой. Прошла длительное лечение от наркомании (героиновая зависимость), как следствие – потеря смысла жизни, депрессивные состояния. До занятий в мастерской ранее стихов никогда не писала (сборник стихов в рукописном варианте). Типичное стихотворение:

В ПУСТЫНЕ,
Разыскав ТЕБЯ,
Я вылепил СОСУД ДЛЯ КОЛКИ ЛЬДА.
В Пустыне, рассмотрев ПЕСОК,
Я наложил БЕЛИЛА на висок.
В Пустыне Я – не ГОСПОДИН.
Я – в ПУСТОТЕ. Но не один.
В Пустыне я – не ЧЕЛОВЕК.
И я живу в КРОВАВЫЙ век…
Пустыня не умрет.
И будет жить
КОРАБЛЬ ТВОИХ НАДЕЖД…

Пример 3. Участница В., 42 года, трое несовершеннолетних детей, ненадежный и пьющий муж. Повышенная ответственность за бедствующую семью. Проблема: необходимость длительное время жить вне семьи, искать «северных» заработков, жить в ужасных условиях общежития. Муж воспринимается как еще один ребенок, за которым требуется «глаз» и уход. Во время длительной северной «вахты» встретила, как показалось, «настоящего мужчину», достойного любви. Как следствие: отчаяние, метание между долгом перед семьей и любовью. Мужчина оказался типичным жиголо, постоянно изменявшим ей, которому нужны были только деньги. Как следствие – депрессивные состояния. До занятий в мастерской ранее стихов никогда не писала. Стихи спонтанно полились, в течение нескольких дней была написана огромная поэма. Типичное стихотворение (отрывок из большой поэмы в рукописном варианте):

Что было, то было –
Забыть не могу.
Детей народила –
Перед ними в долгу.

Сердце рвется на части,
Разрывается на куски
От тоски и печали –
Не могу быть с детьми!

Пример 4. Участник Д., 33 года, хорошая семья. Проблема: невозможность полностью реализовать себя в творческой профессии, разрыв между ощущением творческой возможности, наличия актерского таланта и  способностей и их недооценкой со стороны режиссера. Поиск альтернативных вариантов для самореализации: занятия восточными единоборствами, медитативными техниками, духовными практиками, оздоровительными системами. До занятий в мастерской ранее стихов никогда не писал. Стихи буквально полились. Типичное стихотворение:

Я пришел ниоткуда
И уйду в никуда,
Я останусь повсюду,
Не оставив следа.
В завывании ветра,
В блеске ясного дня,
Ты увидишь ответы,
Не услышав меня.

В целом, анализируя самоотчеты участников мастерских по завершении работы, можно отметить следующее.

Самоотношение личности изменилось в положительную сторону. В отношении к себе более выраженным стало чувство симпатии и одобрения. Более выраженным стало желание изменяться по отношению к наличному состоянию. Снизились показатели внутренней конфликтности. Повысилась осмысленность жизни за счет осознания целей и направленности жизни. Жизнь в большей степени начала восприниматься как интересный, эмоционально насыщенный процесс, более позитивной стала оценка прожитой части жизни.

Изменилось в позитивную сторону и самовосприятие личности. Испытуемые стали более уверенными в своей способности контролировать события жизни, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Общая осмысленность жизни также стала более выраженной. Восприятие себя стало более критичным и открытым, осознание – более глубоким. Повысилась оценка своих возможностей и ощущение силы своего Я. Укрепилось представление о себе как об источнике активности и результатов деятельности. Появилась уверенность в своей способности вызывать уважение и симпатию окружающих, ощущение ценности собственной личности, уменьшилась склонность к самообвинению.

В межличностных отношениях сократилось число затруднений. Более выраженными стали проявления эмпатии, сопереживания, самоотдачи, чувствительности по отношению к другим людям.

Произошло осознание позитивной роли поэтического творчества в регуляции эмоциональной и смысловой сфер личности, благодаря чему каждый испытуемый задумался над вопросом о личностном смысле своей жизни. Надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать сознательному выбору поэтического творчества как возможности регуляции эмоциональной и смысловой сфер своей личности.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М., 1989.
  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  3. Делез Ж. Критика и клиника / Пер. с франц. О.Е. Волчек и С.Л. Фокина; послесл. и примеч. С.Л. Фокина. СПб., 2002.
  4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997.
  5. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: самоактуализация психических состояний через поэзию. М., 2002.
  6. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2002.
  7. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. М., 2007.

Информация об авторах

Оганесян Наталья Томовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории психологической безопасности в образования центра экстренной психологической помощи , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: ogas@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3262
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1112
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0