Научно-биографический метод в психологических и правовых исследованиях: от ретроспективного и многофакторного анализа до методологического инструментария оценки качества

29

Аннотация

Целью статьи является определение научного и прикладного потенциала биографического метода, и его возможностей в решении ряда методологических и прикладных задач в области психологии и права. Научная аргументация основана на использовании ключевых элементов сущностно-содержательного, ретроспективного, многофакторного, аксиологического и сравнительно-сопоставительного анализа. Представлен анализ фаз личностного и общественного развития, каждая из которых определяет состав и характер воздействия на личность или общественные отношения в зависимости от специфики их базовых особенностей в социально чувствительных областях. Выделены методологические индикаторы, являющиеся коррелятами научной и теоретической значимости современных исследований. Биографический метод выступает как самостоятельный жанр изучения трудов значимых для данных наук и как прием отображения характеристик человеческого фактора и общественных отношений. Метод направлен на решение важной методологической задачи о значимости личности и общественных отношений в развитии науки. Прикладное значение метода заключается в том, что он выступает в качестве индикатора качества и методологического инструментария научных исследований в области психологии и права.

Общая информация

Ключевые слова: биография, человек, личность, объяснение, понимание

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140113

Получена: 06.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Афанасьева И.В., Афанасьев И.В., Павленко А.А. Научно-биографический метод в психологических и правовых исследованиях: от ретроспективного и многофакторного анализа до методологического инструментария оценки качества [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 1. С. 197–213. DOI: 10.17759/psylaw.2024140113

Полный текст

Введение

Пространство психологических и правовых исследований включает в себя широкий комплекс вопросов, имеющих разнонаправленный характер и содержание. Так, психологические исследования, призванные изучать «человеческое (ψυχη)», представляют собой многомерную область, в состав которой входят различные стороны этого сложного образования: проблемы мышления; особенности поведения субъекта, выражающие его характерологический, темпераментный план; связь с физиологическими процессами, как индивидуального (личная биография в ее отдельности), так и общего (закономерности фаз личностного развития) ряда. Все эти фундаментальные аспекты психологической науки полагаются в основание соответствующих критериальных позиций, по которым та или иная личность оценивается в комплексе своих проявлений. Одна ее сторона обусловлена связью с физической природой, другая — с социальным окружением, третья — с глубинными процессами в их уникальности и единичности. Отсюда проистекает потребность в многосторонних методологических построениях, включающих различные по своей направленности исследовательские процедуры: как объяснение (с точки зрения контекста) или же научная интуиция и понимание (с точки зрения индивида в его единичности), так и их синтез в виде многофакторного анализа.
Правовая составляющая таких исследований представляет собой коррелят данных позиций с точки зрения их релевантности в области правоотношений, возникающих в процессе решения социально значимых вопросов. Осмысление «великого» и «простого», «слабого» и «сильного», «свободы» и «насилия», «справедливости» и «беззакония» в человеческом мышлении и юридической практике способны обогащать потенциал правовой науки, а биография известного лица способна служить потенциальным ориентиром в области правосознания и нравственности.
Функциональный план биографических материалов в области психологических и правовых исследований при желании исследователя может быть продолжен и существенно расширен. Вместе с тем, обращаясь к проблеме выдающихся лиц, психология, равно как и право осуществляет поиск ответов на вопросы: по каким причинам та или иная «великая личность» таковой стала? Какие (в нашем случае биографические) факторы этому сопутствовали? Как это влияет на законотворческие процессы? Ответы на данные вопросы позволяют распознать в личности те или иные предрасположенности, таланты, дарования, их способность реализовываться в будущем. Это, в свою очередь, открывает ряд других вопросов, отвечающих тем или иным условностям, в контексте которых оцениваются реальные возможности личности и общества. Отсюда в диапазон применения биографического метода в рассматриваемых науках входят аспекты, связанные с необходимостью исследовать характеры, темпераменты, индивидуальные различия, а также фазы развития правосознания и общественных отношений, выявлять их экстремальные точки в периоды «расцвета» («акмэ») или затухания.

Обзор литературы: биографический метод в трудах
классиков психологической п правовой науки

Представляемые нами ниже работы можно считать хрестоматийной классикой в области применения биографического метода в психологии и праве. Обзор представим в порядке хронологии появления самих изданий.
А.С. Черняев в своей работе под названием «Воспитательная система, основанная на биографиях великих людей» [34], отмечая кризис воспитательной системы, обусловленный излишней интеллектуализацией подходов к обучению, подводит читателя к необходимости прибегать к воздействию не только на ум, но и на эмоции с помощью биографий великих людей, способных служить примером, подчеркивая тем самым, что биография имеет важное воспитательное значение.
В работе «Психология женщины» [12] ее автор Г. Гейманс представляет концепцию типов характеров на нескольких парах противоположностей: активность—инертность, эмоциональность—не эмоциональность, первичность—вторичность. На полученной основе Г. Гейманс дает развернутую систему качеств характеров и сравнительную динамику их функционирования. Будучи активным приверженцем использования биографического метода, Г. Гейманс также известен анализом 110 биографий, осуществленным по вышеуказанным позициям.
В. Прейер является представителем того аспекта биографических исследований, который следует принципу «фазности» развития, что со всей очевидностью показано в его фундаментальном труде «Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни» [24].
Одним из популяризаторов биографического метода в отечественных исследованиях гуманитарного характера является Н.А. Рыбников. В своих известных работах [28] он, например, постулирует фундаментальную проблему своего времени, которая, впрочем, не теряла своей актуальности и впоследствии: неправильность выбора личностью ее дальнейшего пути в сфере ее профессиональной деятельности. Как отмечает автор, от этого «…страдает и общество от непродуктивной растраты человеческих сил… еще больший ущерб терпит сама личность вследствие неудовлетворенности» [28, с. 51]. Автор предлагает путь самопознания на основе изучения психологической литературы, затем своего характера, темперамента, основных свойств личности [28, с. 39—40], а также привлечения процедур самоисследования и «диалога с собой». Все это осуществляется с целью выявить в пространстве жизненного пути «свое», приобретая умение отличать его от «чужого». Важной стороной такого «диалога с собой» представляется ведение дневника, который в текущей ситуации помогает субъекту этот «диалог» выстроить, а изучающему данный материал — проанализировать возможные ошибки в первичной прогностике на ранних этапах ознакомления с ним.
Постулируя общие закономерности, детерминанты, определяющие те или иные факты на основе диалектики идеального и материального, субъективного и объективного, С.Л. Рубинштейн подходит к проблемам психологии личности и ее биографического пути, анонсируя принцип многофакторности. Продолжая научные традиции Л.С. Выготского [10], С.Л. Рубинштейн также являлся приверженцем деятельностной теории развития, представляющей фундаментальную парадигму человеческой жизни. Концепция личности и ее формирования помещена автором в биографический контекст, рассматриваемый в системе универсальных связей и отношений [25].
В работе «О проблемах современного человекознания» [2] раскрывается многогранный интегративный подход к изучению личности как субъекта биографии. В унисон С.Л. Рубинштейну выдвигается принцип социальной детерминации личности, с одной стороны, и стадийности ее развития — с другой. В качестве трех фундаментальных категорий рассматривается труд, познание и общение. На них строится все пространство человеческой жизни. На повестку исследования ставятся те же проблемы, которые выдвигал С.Л. Рубинштейн [25], но Б.Г. Ананьев освещает их наиболее детально [2]. Комплексный интегративный подход к вопросам анализа биографий индивидов представляет собой основную ценность данного труда. Опираясь на концепцию детерминизма, он, с одной стороны, рассматривает во взаимной связи проблемы психофизиологии с переходом в анализ социокультурных факторов субъекта и затем возвращается к самому субъекту биографии, где, с другой стороны, открывается пространство личной свободы, не сводимой целиком к тем или иным детерминантам. Труд представляет большую методологическую ценность, позволяя существенно расширить научный инструментарий биографического метода.
Исходя из принципа «фазности развития», А.А. Бодалев сосредоточился на тех аспектах биографического анализа, которые создали предпосылки к формированию в отечественных гуманитарных исследованиях специальной научной дисциплины, известной под названием «акмеология». В работе «Вершина в развитии взрослого человека» [4] представлен анализ различных условий и факторов, позволяющих субъекту на определенном этапе его жизненного пути выйти на вершину развития.
Проблемы применения биографического метода исследований рассмотрены в трудах Н.А. Логиновой [15; 16; 17]. В своих работах она существенно обогащает исследовательский инструментарий в области реализации многофакторного анализа развития личности во временном пространстве.
Поиск методологических оснований того, как проявляется и как используется биографический метод в правовых исследованиях согласно идее данной статьи, целесообразно осуществить на примере классиков российской юридической науки, поскольку именно в их трудах заложены генетические основы использования методов юридической науки, включая и биографический метод.
Первым в этом ряду можно назвать В.Н. Татищева ученого с разносторонними интересами. Синтез исторических интересов с юридическими придал правовым концепциям В.Н. Татищева выраженный оттенок биографичности [31]. С точки зрения использования биографического метода в юриспруденции данный ученый представляет интерес в связи с частым обращением в своих трудах к вопросам правосудия и законности. Данный сегмент правовых исследований содержит в себе необходимость проведения анализа фактов, так или иначе связанных с проблемами личной биографии субъекта. Анализ его трудов дает основание говорить о зарождении самой проблематики применения биографического метода в юридической науке.
В правовых построениях В.Н. Татищева можно вывести, как минимум, наличие двух основных направлений реализации биографического метода — судебного и законодательного. В своей книге «Избранные произведения» в разделе «Рассуждение о ревизии поголовной и касающемся до оной» (всего, что ее касается) автор приводит в пример ряд биографических ситуаций, взятых из повседневной жизни, на основе которых утверждается необходимость в принятии тех или иных законодательных решений [31, с. 361—391].
В его работах на основе биографического материала иллюстрируется эволюция системы государственной власти в России, прослеживается генезис самой системы управления государством в различных его модификациях, включая реформы Петра I [31, с. 146—152]. Отсюда можно постулировать научную значимость биографии и в вопросах исполнительной власти.
В контексте вышесказанного В.Н. Татищев представляется как родоначальник концептуального применения биографического метода в отечественной юридической науке, границы которого чрезвычайно широки, включая проблемы как судебной, исполнительной, так и законодательной власти.
Еще одним заметным автором в области юридических исследований, проведенных им через призму биографических вопросов, является А.Я. Поленов. Он предложил весьма ценный для юриспруденции того времени психолого-биографический анализ состояния притесняемых слоев населения, что, по мысли автора, требовало своего непременного законодательного преодоления [23].
Биографический метод в исследованиях И.В. Васильева направлен на проблемы законодательного и судебного плана, куда помещены вопросы как уголовного исполнительства, так и гражданских процессов, включая раздел имущества, наследство и прочее [9].
Теоретические основания применения биографического метода артикулированы в трудах К.А. Неволина, в частности, в докладе под названием «О соединении теории с практикою в изучении законов и в делопроизводстве (1835). С его точки зрения, в диапазон практического познания входят различные ситуации биографического ряда: погружение в атмосферу общества, в котором родились, вступление в те или иначе отношения в качестве «супругов, отцов, владельцев имущества, членов того или другого сословия, членов государства» [19, с. 444]. По аналогии с биографическим возрастом автор выстраивает концепцию формирования права у различных народов, которые могут выступать в различных своих исторических состояниях — «младенчества», «отрочества», «юношества», «зрелости» [19, с. 451]. Благодаря трудам К.А. Неволина расширяется методологическое пространство юридических исследований, соединяющее в себе теоретический, практический, исторический и сравнительный методы.
В истории русской юриспруденции XIX в. видное место занимает С.И. Баршев. В качестве теоретического ориентира С.И. Баршев приводит ряд фактов биографии подсудимых из судебной практики с участием присяжных [6, с. 12—13]. Проникновение в область причин совершения противозаконного действия возможно с помощью изучения биографии субъекта преступления. Принципиально важным оказывается выявление «уровня безнравственности» [5, с. 24], что возможно в условиях тщательного изучения биографических материалов.
Применение биографического метода в трудах профессора истории русского права, сенатора Н.В. Калачова направлено на реконструкцию смысла юридических норм из области исторического прошлого, включая правовую терминологию. В его исследованиях в контексте различных биографий выявляется влияние церковного права на светское законодательство древней Руси [13, с. 14; 15]. Принцип биографизма проходит красной нитью через все пространство его научных трудов.
Представленный обзор классиков юридической науки был бы неполным, без упоминания И.А. Покровскогоавтора фундаментального труда под названием «Основные проблемы гражданского права» (1917). В качестве основной концептуальной предпосылки артикулируется принцип фундаментальных прав и свобод личности, что обращает направление деятельности исследователя в биографическую область. В примитивной жизни, по мнению И.А. Покровского, нет запроса на индивидуальность, отсюда и биографии представляют общий социальный план юридического типологизирования тех или иных жизненных ситуаций. Однако по мере дальнейшего течения исторического процесса вариационное пространство биографических фактов существенно усложняется, обогащая тем самым жизнь индивида и общества [22, с. 99].
Вопросы биографии приобретают свою научную значимость в области имущественных и предпринимательских интересов, что открывает возможность тех или иных злоупотреблений [22, с. 102]. Выявляются они на основе анализа жизненных путей индивидуумов с их типологизацией, что становится особенно важным в сфере законодательных разработок. Биографии так или иначе помогают исследователю прогнозировать и намечать тот вектор проблем, с которыми юридическая наука вероятнее всего столкнется в обозримом будущем. Не обходит стороной автор и проблемы семейных отношений. Биографические материалы дают возможность проследить их эволюцию в ходе истории: например, власть мужа и отца, которые эволюционировали в сторону свободы объектов этой власти [22, с. 160]. Горизонты возможного применения биографического метода в составе затрагиваемых автором вопросов весьма обширны, охватывая проблемы индивидуальности и типологизирования жизненных ситуаций с точки зрения закона, судебной деятельности, имущественных интересов, семейных отношений.
Методология и методы исследования
С целью доказательства утверждения о том, что биографический метод не потерял своей актуальности, является фронтиром современных научных исследований и его применение повышает качество научных исследований, были рассмотрены докторские диссертации по заявленным в названии статьи отраслям науки в период с 01. 01. 2018—30.09. 2023 гг. Что касается количества выбранных для анализа диссертаций из общего количества (выборка), защищенных по данным отраслям науки в указанный период времени, то критериями отбора были: концептуальность темы исследования, предпочтение отраслям науки (согласно предмету работы), уровень понимания авторами данной статьи содержания рассмотренных диссертаций. Принцип рандомизации по возможности соблюдался.
Исходя их изложенных выше соображений в выборку вошли 80 из 291 защищенных в указанный период работ, среди которых 38 работ — по 6 психологическим специальностям и 42 работы — по 11 отраслям права (специальностям). При обработке данных работ был применен прием визуализации, который «связывает усилия по описанию передовых научных направлений», коими и являются докторские диссертации, «с более широким массивом работ, посвященных картированию всего научного знания» [35].
В основу материалов данной статьи положены работы классиков психологии и права, среди которых Ананьев Б.Г., Баршев С.И., Бодалев А.А., Быков В.В., Васильев И.В., Выготский Л.С., Гейманс Г., Калачов Н.В., Лазурский А.Ф., Логинова Н.А., Неволин К.А., Покровский И.А., Поленов А.Я., Прейер В., Рубинштейн С.Л., Рубцов В.В., Рузавин Г.И., Рыбников Н.А., Татищев В.Н., Тендрякова М.В., Черняев А.С. и многие другие.
Использование трудов данных авторов было направлено и на решение важной методологической проблемы о значимости личности ученого и понимания его роли в становлении той или иной науки.
Для выявления сути рассмотренных в статье явлений использовался описательный метод, поскольку связь сущности и описания объясняется только с помощью методологии, определяющей эти два инварианта познания. Кроме того, без применения этого метода текст превратится либо в схематизацию, либо в фактологию. Для понимания целостной картины этого было бы недостаточно.
Методология изложения материалов статьи предполагает использование сравнительного метода исследований. Алгоритм применения сравнительного метода исследования предполагает выявление событий одного порядка и степени их однопорядковости. Это обеспечивается путем достижения равенства изученности рассматриваемых событий, подчеркивания имеющихся сходств или различий и дальнейшее обобщение представлений об изучаемом.
В качестве простейшей разновидности статистического анализа был использован метод выборочной статистики. Применение данного метода основывалось на позиции о том, что информация о рассматриваемом феномене является полной с признаками избыточности, следовательно ее трудно охватить, а изучение ее в полном объеме не дало заметных преимуществ в сравнении с выборкой. Такой принцип был реализован при анализе диссертационных работ, в которых использовался биографический метод исследования.

Результаты исследования

На основе краткого обзора публикаций классиков психологии и права можно с уверенностью констатировать всю многогранность и широкое тематическое богатство, открывающееся для исследований в данном научном секторе, и одновременно выделить ряд аспектов в виде факторов, принципов, установок, подходов, методологических позиций классиков психологии и права, наличие которых говорит об однозначном использовании биографического метода в конкретном психологическом исследовании.
Так, из всего пространства возможных аспектов следует отметить, например, феномен «великого человека» (В. Оствальд [21]), под которым подразумевается выдающаяся личность, известная теми или иными научными достижениями и потому заслуживающая научно-биографического описания [11].
На основе научно-биографического материала можно выявить не только синхронический (структурный) срез личности, но и диахронические ряды ее формирования в контексте каузальных связей между особенностями личности как условным следствием и теми или иными причинами, которые эти следствия за собой повлекли.
Вопрос понимания особенностей конкретной личности представляет собой важнейший раздел применения биографического метода в психологических исследованиях. Сама личность с этой точки зрения представляет собой сложное функциональное единство — так ее трактует А.Ф. Лазурский [14, с. 121]. Им выводится принцип «исчерпаемости» качеств, при котором на смену одним из них приходят другие [14, с. 35]. Принцип «исчерпаемости» качеств в значительной мере позволяет объяснить факт тех или иных биографических преобразований самой личности (А.Ф. Лазурский [14]).
Подход, сочетающий в себе критериальную базу и статистические данные, позволяющий анализировать социальное положение людей различных возрастов с корреляцией их научных биографий, определяет методологическую значимость для психологической науки (Г. Гейманс [12]).
Наличие конфликта между запросами личности и внешними жизненными факторами является важнейшим из аспектов реализации биографического метода в психологии (Н.А. Рыбников [28; 29; 30]).
Отдельной методологической позицией и одновременно индикатором биографического метода может служить метод «пристального всматривания» (Г. Олпорт) в глубинный мир личности в зависимости от ее жизненного пути и содержания.
Предпосылкой к появлению психологических исследований многофакторного анализа в режиме неопределенности является позиция С.Л. Рубинштейна о непрерывности взаимосвязи бытия и сознания на протяжении всей научной биографии личности, что порождает в сознании процессуальность и асимптотичность, наличие которых не позволяет познать ее целиком [25].
Реализация принципа «генетической персоналистики» (Б.Г. Ананьев [2]) дает методологические основания проводить всесторонний анализ жизненного пути человека в конкретных общественно-исторических условиях. При этом обусловленность субъекта биографии действием тех или иных законов соединена с принципом стадийности его развития. И одновременно метод сравнительного изучения биографий в целях выявления оптимальных периодов творчества и фаз в процессе становления таланта «…может оказаться весьма полезным для разработки методики биографических исследований» [2, с. 214].
Многофакторность биографических исследований, связанных с идеей «фазности» жизненного пути, получила свое воспроизведение и в трудах Н.А. Логиновой, в которых доминирует идея о том, что многофакторный анализ позволяет реконструировать целостность индивидуума, выявить устойчивые способы его взаимодействия с факторами макро- и микросреды, а также личностных свойств» [16, с. 105]. Опираясь на данные установки, можно констатировать развитие принципа многофакторности в современных психологических исследованиях [3; 29]. Принцип «фазности развития» личности позволяет реконструировать целостность личностных свойств индивидуума, выявить способы его взаимодействия со средой и тем самым существенно обогатить имеющийся инструментарий психологических исследований (В. Прейер [24], Н.А. Логинова [15—18]).
Обобщение работ классиков права, позволяет констатировать, что научно-биографический метод применяется по следующим основным позициям: непосредственно законодательный аспект применения, судебный, правоисполнительный, историко-правовой (В.Н. Татищев [31]). Вероятно, эти позиции можно рассматривать как исходную точку отсчета применения рассматриваемого метода.
Индивидуально-личностный и коллективно-личностный аспекты применения биографического метода в сфере законодательных инициатив явно прослеживается в трудах А.Я. Поленова [23], когда он анализирует личностное состояние конкретного человека, находящегося в трудной экономической и бытовой ситуации.
Практико-правовой, реконструктивно-правовой (восстановление недостающих звеньев в картине преступлений) и психологический аспекты очевидны в трудах С.И. Баршева [5; 6], который подробно рассматривает биографии подсудимых в судебной практике и изучает психологию преступника, выявляя его мотивы.
В исследованиях И.В. Васильева прослеживается психолого-правовой и экономико-правовой (бедные, которые становились преступниками) аспекты, анализируется принцип «преимущества сильного» как дисбаланс, который требуется преодолеть (социально-правовой, философско-правовой аспекты), права женщин (гендерно-правовой аспект) [8; 9].
К.А. Неволин [19] глубоко философски осмысливает роль частного случая в концептуальных юридических построениях (философско-правовой аспект), представляет биографию как основу юридической практики (практико-правовой аспект), рассматривает эволюцию правосознания по образу биографических фаз (младенчество, отрочество и т. д.), объясняет реформы с позиции биографии правителя — объяснительно-правовой аспект.
Н.В. Калачов [13] демонстрирует стремление к пониманию смысла юридических норм через анализ исторического прошлого в целях понимания текста законов в контексте их терминологической природы (историко-правовой и герменевтический (понятийно-правовой) аспекты).
И.А. Покровский [22] раскрывает эволюцию значимых для юриспруденции фактов биографии (от простого к сложному) через историко-правовой, философско-правовой аспекты, рассматривает судебную деятельность и проблемы справедливости, поднимает проблемы злоупотреблений, требующие законодательного регулирования (законодательный аспект), изучает эволюцию права в области семейных отношений, постулирует биографии как средство прогноза в дальнейшем движении проблем права — прогностический аспект развития правовой науки.
Таким образом, можно определить особенности и вычленить характерные аспекты или индикаторы (И) применения научно-биографического метода в психологических и правовых исследованиях.
В исследованиях в области психологии — это анализ «великой личности» (И1), заслуживающей изучения ее научной биографии; выделение синхронического и диахронического срезов личности (И2); реализация принципов «исчерпаемости» качеств личности (И3), «генетической персоналистики» (И4), «фазности развития» личности (И5), процессуальности и асимптотичности (И6); использование подхода, позволяющего одновременно анализировать социальное положение разновозрастных людей и их научные биографии (И7); решение проблемы конфликта между запросами личности и внешними факторами ее развития (И8); применение метода «пристального всматривания» в глубинный мир личности (И9).
В правовых исследованиях: законодательный (И10), судебный (И11), право-исполнительный (И12), историко-правовой (И13), индивидуально-личностный и коллективно-личностный (И), практико-правовой (И14), реконструктивно-правовой (И), психолого-правовой (И), экономико-правовой (И15), философско-правовой (И16), объяснительно-правовой (И17), понятийно-правовой (И18), прогностический (И19) аспекты.
Наличие выделенных индикаторов говорит о безусловном использовании данного метода и о том, что в заявленных областях знания конкретное исследование полностью или не полностью отвечает признанным критериям (К) и показателям (П) качества (процесса и результата). Иными словами, научно биографический метод помогает усилить аргументацию проблемы исследования (К1); обеспечить методологическое самоопределение исследователя (К2); обосновать теоретические позиции исследования (К3); доказать достоверность результатов (К4); соблюсти правила научной этики (К5); сравнить с аналогичными исследованиями (К6); доказать научную, теоретическую и практическую значимость исследования (К7).
В качестве показателей, характеризующих представленные критерии, можно предложить: наличие обоснования реального существования исследуемой научной проблемы; представлена социальная аргументация необходимости ее решения; представлено историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития научной мысли в прошлом и показана необходимость обращение к ней вновь с точки зрения современной психологической науки либо права (П1); определена позиция исследователя относительно сущности научного исследования, которая проявляется в выборе методологических подходов, обосновании их целесообразности и взаимодополнительности, в выборе адекватных избранным методологическим подходам методов исследования и диагностических методик (П2); охарактеризована степень разработанности исследуемой проблемы или научной задачи; определена и доказательно обоснована источниковая и теоретическая база исследования (П3); представлен логически непротиворечивый план проверки выдвинутой гипотезы либо аргументирована интерпретация полученных фактических данных (П4); недопущение искажений идеи классиков или конкретных фактов первоисточника; отсутствие вторичного цитирования (П5); соответствие результата имеющимся представлениям о подобном виде результатов, анализируются границы применимости результата (П6); имеются новые теоретические положения и нормативные рекомендации; уточняются концепции, подходы, идеи, теоретические представления в данных областях науки, отражаются конкретные факты, подтверждающие эффекты применения результатов в реальной психологической или правовой практике (П7).
Результаты анализа исследований в виде докторских диссертаций на предмет наличия в них выделенных индикаторов (И), соответствия обозначенным критериям (К) и показателям (П) представлены в табл. 1. В ней представлены выявленные индикаторы, наличие которых вызывает усиление именно обозначенных здесь критериев и группы показателей, характеризующих качество конкретного исследования. Особо подчеркнем, что обозначенный в виде аббревиатуры перечень индикаторов, критериев и показателей дан только в контексте и относится только к научно-биографическому методу исследования.
Таблица 1
Фактологические данные по исследованиям в области психологии и права

Отрасль науки

Научная специальность,
по которой защищены
диссертации

Количество рассмотренных докторских диссертаций / от общего количества по данной научной специальности (%)

Индика­торы (И)

Крите­рии
(К)

Показа­тели
 (П)

Психологические

Общая психология,
психология личности,
история психологии

6/6 (100%)

И1

И2

И5

К1

П1

Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

9/9 (100%)

И2

И8

К3

П1

Социальная психология,
политическая и экономическая психология

8/8 (100%)

И1

И4

К6

П6

Возрастная психология

6/6 (100%)

И3

И7

К2

П2

Коррекционная психология и дефектология

2/2 (100%)

И2

И9

К4

П4

Юридическая психология и психология безопасности

7/7 (100%)

И6

И8

К7

П7

Итого

6 специальностей

38/38 (100%)

 

 

 

Юридические

Теоретико-исторические правовые науки

6/36

И13

И19

И21

К1

П1

Публично-правовые науки

5/53

И14

И15

К4

П4

Частноправовые науки

12/58

И17

И20

К6

П6

Уголовно-правовые науки

16/89

И10

И11

И12

К2

П2

Международно-правовые науки

3/8

И16

И18

И22

К7

П7

Итого

5 специальностей

42/244

 

 

 

Индикатор И1 был обнаружен в 14 работах, что составило 36% от общего количества психологических исследований. И2 присутствовал в 11 работах (28%), И3, И5, И7 — в 6 исследованиях каждый (15%), И4 — в 8 диссертациях (21%), И6 — в 7 исследованиях (18%), И8 — в 16 работах (42% ), И9 представлены в 2 работах (5%). Для исследований в области права картина примерно такая же. Так, И13, И19, И21 наблюдались в 14%, И14, И15 в 12%, И16, И18, И22 в 7%, И17 и И20 в 28% работ соответственно. Таблица показывает взаимосвязь между индикатором (ИN), характеризующим научно-биографический метод и соответствующим критерием (КN, при этом КN = ПN), который стал более очевидным как инструмент оценки, как безусловный коррелят данного метода. При этом был замечен парадоксальный факт, который состоял в том, что упоминание данного метод отсутствует более чем в 50% исследований, как в области психологии, так и права.
В целом, представленные выше данные подтверждают гипотезу о том, что использование ключевых атрибутов научно-биографического подхода повышает научную продуктивность исследования, стимулируя их авторов использовать более широкий спектр классических произведений ведущих ученых в данной области, осуществлять более глубокий научный поиск заложенных в них смыслов и идей.

Заключение

Биографический метод является тем методологическим инструментарием, от которого психологическая и правовая науки отказаться вряд ли смогут. Он выступает одновременно и как самостоятельный жанр изучения биографий, значимых для данных наук [32], и как прием отображения многочисленных характеристик человеческого фактора [25] и общественных отношений [33]. Применение метода направлено на решение важной методологической задачи о значимости личности и общественных отношений в развитии той или иной науки [3]. Имеет он и прикладное значение, выступая в качестве диагностического инструмента оценки качества и продуктивности современных научных исследований.
Методологический инструментарий биографического метода в психологических исследованиях представлен в концепте «великого человека» и раскрывается через экспозицию принципа «фазности развития» (В. Оствальд [21], Н.А. Логинова [17] ), который получил свою дальнейшую научную артикуляцию в работах В. Прейера [24], Ш. Бюлер (чередование периодов) [18], А.А. Бодалева (концепция «движения вверх-вниз») [4], Г. Гейманса [12], А.Ф. Лазурского [14] (оптимум человеческих достижений), С.Л. Рубинштейна [25] (социальная детерминация и стадийность развития личности). Биографический метод оказывается полезным и в области самопознания, реализуемого с помощью «диалога с собой» в дневниках, а также выбора дальнейшего жизненного пути (Н.А. Рыбников [29; 30]).
Не менее значим он для исследований в области права, раскрывая свое методологическое и прикладное значение в концептуальных юридических построениях (К.А. Неволин [19]), в сфере законодательных инициатив (А.Я. Поленов [23]), при реализации «принципа преимуществ сильного» или рассмотрении гендерно-правовых вопросов (И В. Васильев [8; 9]), решения. Необходимость использования метода возникает при реконструкции картины преступлений; анализе судебной практики (С.И. Баршев [5; 6]); осмыслении текста законов в контексте их терминологической природы (Н.В. Калачов [13]); изучении эволюции права в области семейных отношений; решении государственных проблем, требующих законодательного регулирования; прогнозировании дальнейшего развития отраслей права и правовой науки в целом (И.А. Покровский [22]).
Анализ биографии личности в ее психологическом и правовом аспектах представляет интерес не только в связи с природой и особенностями общественных отношений, но и с точки зрения своей уникальности. Работа с биографическим материалом реализуется методом «пристального всматривания» [20] в глубинный мир личности с последующей реконструкцией ее жизненного содержания. Данное методологическое направление обогащает гуманитарные исследования важным инструментом в виде понимания и описания, что коренным образом отличается от объяснительных научных процедур.
В рамках предложенной нами тематической экспозиции следует отметить, что сфера применения научно-биографического метода в области психологии и права представляет собой безбрежное пространство научной проблематизации. Обогащение исследователя методологическим инструментарием представляет собой наиболее перспективный вариант развития данной области исследования.

Литература

  1. Андреев И.Д. О методах научного познания. М.: Наука, 1964. 184 с.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2021. 272 с.
  3. Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Павленко А.А. Становление и развитие биографического метода исследования в системе гуманитарного знания: от антиномии до многофакторного анализа [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2023. № 4. С. 96–107. doi:10.31862/2218-8711-2023-4-96-107
  4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
  5. Баршев С.И. Взгляд на науку уголовного законоведения. СПб, 1858. 20 с.
  6. Баршев С.И. О мере наказаний. М.: Университетская типография, 1840. 279 с.
  7. Быков В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974. 215 с.
  8. Васильев И.В. Фемида, или Начертание прав, преимуществ и обязанностей женского пола в России на основании существующих законов. М.: Университетская типография, 1827. 96 с.
  9. Васильев И.В. О сущности и пользе законов вообще и о необходимости изучения законов отечественных: Лекция в Императорском Московском университете, произнесенная Иларионом Васильевым 3 октября 1828 г. М.: Университетская типография, 1828. 19 с.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  11. Геворкян Е.Н., Резаков Р.Г. Правовые аспекты поиска новых смыслов развития научной элиты // Legal Bulletin. 2021. Том 6. № 4. С. 21–31.
  12. Гейманс Г. Психология женщины. СПб: Издательство О. Богдановой, 1911. 248 с.
  13. Калачов Н.В. О значении Кормчей в системе древнего русского права. М.: Университетская типография, 1850. 210 с.
  14. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. Петроград: Издание К.Л. Риккера, 1917. 386 с.
  15. Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 104–113.
  16. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. 285 с.
  17. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156–166.
  18. Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер — представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 154–157.
  19. Неволин К.А. О соединении теории с практикою в изучении законов и в делопроизводстве. СПб: Типография Императорской академии наук, 1835. 635 с.
  20. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности: тексты. М.: Издательство МГУ, 1982.
  21. Оствальд В. Великие люди. СПб; Вятское книгоиздательское товарищество, 1910. 402 с.
  22. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Петроград: Право, 1917. 329с.
  23. Поленов А.Я. Об уничтожении крепостного состояния крестьян в России. М.: Типjuhfabz Грачева, ценз. 1865. 32 с.
  24. Прейер В. Душа ребенка. Наблюдения над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб: Издательство О. Богдановой, 1912. 298 с.
  25. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. 329 с.
  26. Рубцов В.В., Шукова Г.В. Психологические исследования как ресурс развития образовательной практики: научные проекты психологического института РАО [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 126–136. doi:10.17759/pse.2018230111
  27. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974. 237 с.
  28. Рыбников Н.А. Биографии и их изучение. М.: Биографический институт, 1920. 48 с.
  29. Рыбников Н.А. Изучение биографии: (Темы семинария, указатель литературы). М.: Биографический институт, 1922. 14 с.
  30. Рыбников Н.А. Психология и выбор профессии. М., 1919. 52 с.
  31. Татищев В.Н. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979. 465 с.
  32. Тендрякова М.В. Биографический метод на перекрестке гуманитарных исследований [Электронный ресурс] // Традиционная культура. 2022. Том 23. № 4. С. 111–124. doi:10.26158/TK.2022.23.4.010
  33. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. C. 11–41.
  34. Черняев А. С. Воспитательная система, основанная на биографиях великих людей. СПб, 1909. 12 с.
  35. Gureyev V.N., Mazov N.A. Bibliometrics as a promising tool for solving publication ethics issues // Heliyon. 2022. Vol. 8(3). doi:10.1016/j.heliyon.2022.e09123

Информация об авторах

Афанасьева Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3355-0469, e-mail: irinaafva@yandex.ru

Афанасьев Илья Владимирович, доцент, кафедра правового регулирования экономической деятельности, юридический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ФГБОУ ВО Финансовый университет), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9628-820X, e-mail: ivafanasev@fa.ru

Павленко Андрей Альфредович, аспирант, департамент музыкального искусства, Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3781-2021, e-mail: philolog74@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 57
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 57

Скачиваний

Всего: 29
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 29