Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 2. С. 68–80
ISSN: 2587-6139 (online)
Взаимосвязь системы ценностных ориентаций старших подростков со статусным положением в ученической группе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ценностные ориентации, подростковая ученическая группа, статус, ценностно-ориентационное единство группы
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кутейникова В.Д. Взаимосвязь системы ценностных ориентаций старших подростков со статусным положением в ученической группе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 68–80. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61312 (дата обращения: 06.12.2024)
Полный текст
В современном российском обществе в настоящее время идут довольно
противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик.
Одна из отличительных особенностей этих процессов заключается в том, что в ходе
их осуществляются пересмотр и переосмысление социальных ценностей. Несомненно,
значимые изменения ценностей, а также распад существующих социальных групп и
формирование новых во многом сказываются как на уровне общественного сознания,
так и на индивидуальной системе ценностных ориентаций отдельного человека. На
фоне происходящих социальных событий необходимым становится всестороннее и
комплексное изучение ценностных предпочтений современного подрастающего
поколения. Важность подобного рода исследований обусловлена тем, что понимание
системы молодежных ценностных ориентаций и потребностей позволит разработать
социально-психологические и педагогические программы социального развития
юношей и девушек в условиях современной России. Следует отметить, что
проблематика ценностных ориентаций подросткового и юношеского периодов
формирования личности не является для науки абсолютно новой. Вопросы
становления и развития системы ценностных ориентаций учащейся молодежи
рассматривались в работах таких психологов и педагогов, как Н.А.
Кирилова,
Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.С. Собкин, Д.В. Ярцев и др. [2; 3; 4; 10; 11] По
мнению В.С. Собкина, на формирование профессиональных ориентаций старших
подростков большое влияние оказывают возрастной аспект и фактор пола
[10].
В исследованиях Я.Л. Коломинского было определено, что популярность в группе
старшеклассников, эмоциональная привлекательность членов группы друг для друга
во многом зависят от того, насколько тот или иной участник группы соответствует
ее ценностным ориентациям [3]. Исследование особенностей социализации
подростков, проведенное Д.В. Ярцевым, показало, что важным фактором
формирования системы ценностных ориентаций подростков является специфика
современной социально-экономической среды, что неустойчивость
социально-экономической среды и ослабление референтной функции семьи осложняют
формирование основных ценностных ориентаций, необходимых для социализации в
современном обществе [11]. Интересные результаты были также получены в
исследовании ценностных ориентаций в структуре интегральной индивидуальности
старших школьников, проведенном Н.А. Кириловой [2]. Исследователем было
доказано, что тип ценностных ориентаций влияет на степень выраженности ряда
свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Таким
образом, можно констатировать, что все перечисленные исследования, безусловно,
внесли существенный вклад в изучение данной проблематики. Однако нельзя
не сказать и о том, что обширный материал, накопленный за предыдущие
десятилетия, на настоящий момент далеко не всегда отражает ситуацию развития
современного подростка. На процессе формирования системы ценностных
ориентаций в отроческий период сказывается также взаимосвязь личности и ее
ближайшего окружения, а именно отношения учащегося и его ученической
группы. При этом наиболее актуальным в данном плане становится
социально-психологический аспект возрастного развития. Уже в младшем школьном
возрасте происходит формирование системы деловых и эмоционально-личных
взаимоотношений внутри класса. Следует отметить, что соотношение формальной и
неформальной структур в разные возрастные периоды имеет свою специфику. В
подростковом возрасте наблюдается высокая ориентация на неформальные
взаимоотношения. Характерная черта данного возрастного этапа –
перестройка всей системы межличностных отношений. Происходит смена
значимых лиц, меняются и взаимоотношения с взрослыми. Школьный класс становится
ближайшей средой, непосредственно определяющей формирование различных сторон
личности, ее взглядов, социальных ориентиров. В оценке другого человека большую
роль начинают играть нравственно-психологические черты личности. В
старшем школьном возрасте неформальные взаимоотношения не только не теряют
своей важности, но и приобретают особую ценность. При этом ярко начинает
проявляться избирательный и дифференцированный характер таких взаимоотношений.
В процессе межличностного общения у старших подростков возрастает количество
групп, с которыми они соотносят свои ценностные ориентации, повышается
референтность этих групп.
В качестве референтных выступают различные организованные школьные и
внешкольные коллективы, но чаще всего – неформальные стихийные группы. Любой
педагог в школе имеет дело не со специально сформированными сообществами
учащихся, а со стихийно организовавшимися по разным причинам неофициальными
группами учеников. По мнению Н.Л. Селивановой, основной причиной объединения
старшеклассников в неофициальную группу является «дружба, связанная с
общими интересами и увлечениями» [9, с. 29–30]. При этом, как отмечал И.С. Кон,
типичной чертой юношеских групп является чрезвычайно высокая конформность
[4]. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую
абсолютно некритично начинают относиться к мнениям собственной группы и ее
лидеров. Необходимо также отметить, что в старшем подростковом возрасте большую
роль начинает играть система аттракционных отношений. Это связано с активной
ориентированностью старшеклассников на общение со сверстниками. Особо важен тот
факт, что в подростковых ученических группах властные отношения играют
определяющую роль в системах как формальных, так и неформальных межличностных
взаимодействий. По мнению М.Е. Сачковой, именно в старшем подростковом возрасте
«внутригрупповая неформальная структура власти становится содержательно базовой
для оценки интегрального личностного статуса подростка – члена ученической
группы» [7, с. 55]. Исследователь Б.С. Волков отмечает, что статус
старшеклассника в ученической группе оказывает сильное влияние на его поведение
и самосознание. Низкий статус старшеклассника в группе порождает высокую
тревожность. Этот автор отмечает также, что «чем ниже социометрический статус в
школьном коллективе, тем выше он в стихийной группе, и наоборот» [1, с. 64–65].
Интересным представляется факт, что часто объектом внимания исследователей
становятся лидеры класса и аутсайдеры. Высокостатусные учащиеся – самые яркие
представители своего сообщества. Лидер ученической группы является образцом
для старшеклассников, моделью, с которой они в той или иной степени
сравнивают свое поведение. По мнению А.В. Петровского, лидер старшеклассников
часто является наиболее референтным лицом в классе, с помощью которого все
другие оценивают свои и чужие поступки. При этом личностные качества лидера
отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе
[6]. «Полярной» категорией по отношению к лидерам являются низкостатусные члены
школьного класса. Мнения разных исследователей о причинах низкого положения
этой категории подростков во многом схожи. С точки зрения Н.Л. Селивановой,
изолированное положение школьника в классе нередко связано с неразвитостью
комплекса личностных характеристик, которые принято называть готовностью к
общению: способности к восприятию другого человека, оценке взаимоотношений,
эмпатии, саморегуляции в общении [9]. По данным Е.И. Кульчицкой, около 73 %
трудновоспитуемых подростков в своих школьных классах находятся в изоляции. Из
перечня качеств, послуживших причиной низкого интрагруппового положения,
автором были выделены, прежде всего, злобность, мстительность,
черствость, нечестность, лживость, эгоизм [5]. Особое положение в школьном
классе занимают среднестатусные учащиеся. Отметим, что эта статусная категория
наименее изучена в рамках различных наук, но, в то же время, это – самая
многочисленная категория членов учебных групп. Среднестатусные учащиеся
являются связующим звеном между двумя «полярными» статусными категориями,
обеспечивая тем самым положительный эмоциональный климат в группе [8]. Исходя
из актуальности и необходимости получения новых данных, отвечающих современной
социальной ситуации развития старших подростков, мы поставили себе цель –
исследовать особенности ценностных ориентаций и их взаимосвязь со статусным
положением старших подростков в ученической группе. Анализ наиболее актуальных
научных работ отечественных и западных психологов, педагогов, социологов по
данной проблематике позволил сформулировать гипотезу исследования. Мы
предположили, что в старших школьных классах существует взаимосвязь между
статусом ученика в группе и системой его индивидуальных и групповых ценностных
ориентаций. При этом наибольшие различия у имеющих разный статус старших
подростков проявляются по таким критериям, как содержание и направленность
ценностных ориентаций. Исследование проводилось на базе IX–XI классов
общеобразовательных школ
г. Москвы: испытуемыми стали 86 учащихся в возрасте 16–18 лет. В
исследовании помимо целенаправленного наблюдения за жизнедеятельностью реально
функционирующих ученических сообществ старших подростков, анализа
документальных источников, опроса компетентных лиц использовались
следующие социально-психологические методики: социометрия (параметрический
вариант), референтометрия (параметрический вариант), методический прием
определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном
сообществе, методика «Ценностные ориентации и направленности личности» Л.Н.
Силантьевой, методика определения степени ценностно-ориентационного единства
группы. На основании обобщенных результатов социометрической и
референтометрической методик, а также методического приема определения
неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе нами был
определен интегральный статус каждого учащегося. Таким образом, контингент
испытуемых был представлен тремя статусными категориями: высокостатусные
(лидеры), низкостатусные (аутсайдеры) и среднестатусные старшеклассники. Далее
с помощью методик «Ценностные ориентации и направленности личности» Л.Н.
Силантьевой и методики определения степени ценностно-ориентационного единства
группы были выявлены основные особенности содержания ценностных
ориентаций и направленности личности у разных по статусу учащихся. Результаты
исследования показали, что во всех изучаемых школьных классах представлена
полная интрагрупповая структура отношений, включающая три статусных слоя:
лидеры, аутсайдеры, среднестатусные члены группы. Наиболее многочисленными
оказались среднестатусные подростки – 45 % от общего количества учащихся.
Общее количество высокостатусных составило 23 %, общее количество аутсайдеров –
32 %. Следует отметить, что подобный статусный расклад достаточно типичен для
групп старшеклассников [7; 8]. В ходе эмпирического исследования нами были
выявлены основные особенности содержания ценностных ориентаций и направленности
личности учащихся с разным статусом в ученических группах. В процентном
соотношении были проанализированы распределение ценностей, выбираемых
представителями каждой статусной категории, а также направленности личности,
соответствующие данным ценностям (табл. 1). Анализ полученных данных показал,
что в целом индивидуальные ценности и направленности личности лидеров и
среднестатусных учащихся сходны по содержанию. По данным, представленным в
табл. 1, видно, что для лидеров всех исследованных ученических групп наиболее
важными являются такие ценности, как «быть здоровым», «быть любимым», «быть
уверенным в себе» и «целеустремленность». Данную статусную категорию можно
охарактеризовать как ориентированную «на себя», «на самоутверждение» и
«на дело».
Т а б л и ц а 1
Ценностные ориентации и направленности личности разностатусных старших подростков
Высокостатусные учащиеся |
Среднестатусные учащиеся |
Низкостатусные учащиеся |
|||
Ценностные ориентации |
Направлен-ности личности |
Ценностные ориентации |
Направлен-ности личности |
Ценностные ориентации |
Направлен-ности личности |
1.Быть здоровым – 38 % 2.Быть любимым – 19 % |
На себя – 56,3% |
1. Быть любимым – 50 % 2. Быть здоровым – 22 % |
На себя – 72 % |
1. Быть любимым – 39 % |
На себя – 39 % |
3. Быть уверенным в себе –38 % |
На самоутверж-дение – 38 % |
3. Быть уверенным в себе – 63 % |
На самоутвер-ждение – 63 % |
2. Воспитан-ность, хорошие манеры – 30 % |
На сохранение отношений – 30 % |
4.Целеуст-ремленность – 31 % |
На дело – 31 % |
4. Иметь широкий круг общения – 16 % |
На группу – 16 % |
3. Любить человека – 26 % |
На другого – 26 % |
5. Жить в соответствии со своими принципами, убеждениями – 19 % |
На самореализа-цию – 19 % |
5. Воспитан-ность, хорошие манеры – 16 % |
На сохранение отношений – 16 % |
4. Чтобы тебя понимали – 17 % |
На обособление – 17 % |
6. Воспитанность, хорошие манеры – 13 % |
На сохранение отношений – 13 % |
6. Оказывать помощь людям – 13% |
На другого человека – 13 % |
5. Уметь здраво и логично мыслить – 17 % |
На объект – 17 % |
7. Достижение положения в обществе – 13% |
На позицию – 13 % |
7. Уметь здраво и логично мыслить – 13 % |
На объект – 13 % |
6. Целеустрем-ленность – 13 % |
На дело – 13 % |
- |
- |
8. Целеустрем-ленность – 10% |
На дело – 10 % |
7. Уметь быстро сходиться с людьми – 13 % |
На группу – 13 % |
В меньшей степени высокостатусные школьники ориентируются «на
самореализацию», «на сохранение отношений» и «на позицию». Интересен тот факт,
что только в статусной категории лидеров проявилась направленность «на
позицию». Мы можем предположить, что это связано со спецификой самой статусной
категории: для лидеров особенно важна возможность удерживать свою высокую
статусную позицию в группе. Ценностные предпочтения среднестатусных школьников,
в целом, оказываются сходными с предпочтениями лидеров. Для данной статусной
категории учащихся такими ценностями являются: «быть любимым», «быть здоровым»,
«быть уверенным в себе».
В целом данную страту можно охарактеризовать как ориентированную «на себя» и
«на самоутверждение». Несколько в меньшей степени они ориентированы «на
группу» и «на сохранение отношений», однако данные ценностные ориентации,
несомненно, занимают определенное место в ценностной иерархии среднестатусных
старших подростков.
В наименьшей степени проявились направленности «на другого человека», «на
объект» и «на дело». Как видно из табл. 1, содержание ценностных предпочтений
аутсайдеров, в целом, отличается от предпочтений лидеров и среднестатусных
учащихся. Так, для аутсайдеров наиболее важными являются ценности: «быть
любимым», «воспитанность, хорошие манеры», «любить человека», Таким образом,
данную страту можно охарактеризовать как ориентированную «на себя», «на
сохранение отношений» и «на другого человека». Не менее важная ценность
для данной статусной категории – сохранение своего Я. Об этом свидетельствует
направленность «на обособление». В меньшей степени низкостатусные школьники
проявляют ориентацию «на дело» и «на группу». При этом направленность «на дело»
как у аутсайдеров, так и у среднестатусных учащихся проявляется в
наименьшей степени (13 % и 10% соответственно), что говорит о невысоком
значении для данных статусных категорий такой ценностной ориентации, как
«целеустремленность». С помощью статистического критерия углового
преобразования Фишера нами была оценена достоверность различий между
полученными процентными долями по каждой статусной категории испытуемых. В
первую очередь сравнивались направленности личности, которые имели яркие
проявления у лидеров в сравнении с аутсайдерами, а также у среднестатусных
учащихся в сравнении с низкостатусными одноклассниками. Для лидеров и
аутсайдеров такой направленностью является направленность «на себя».
Наибольшее процентное значение направленность «на себя» получила у лидеров –
56,3 %, у аутсайдеров такая ориентация наблюдалась в 39 % случаев. По
результатам применения критерия Фишера достоверность различий значима при
р=0,01. Среднестатусные учащиеся и аутсайдеры сравнивались по
направленности «на другого человека». Направленность «на другого человека»
наиболее выражена в страте аутсайдеров – 26 %. Для среднестатусных учащихся
процентное значение по данной направленности составляет 13 %. По результатам
применения критерия Фишера достоверность различий составляет φ*= 2,279, т. е.
значение находится в зоне неопределенности, что означает минимальное
различие между этими статусными категориями в выраженности по данной
направленности. Таким образом, мы выявили, что ценностные ориентации и
направленности личности лидеров и среднестатусных учащихся, в целом, являются
сходными и отличаются от ценностных предпочтений аутсайдеров. Тем не менее,
были выявлены минимальные различия в выраженности направленности «на другого
человека» в страте среднестатусных учащихся и аутсайдеров. На
заключительном этапе нашего исследования применялась методика определения
степени ценностно-ориентационного единства группы с целью выявить уровень
групповой сплоченности в каждой статусной категории. С помощью методики
определения степени ценностно-ориентационного единства группы для каждого
исследуемого класса был выявлен уровень ценностно-ориентационного единства
группы (ЦОЕ), который помогает определить уровень развития представленных
групп. Уровень ЦОЕ в разных группах составил от 15,3 % до 35 %. Таким образом,
полученные результаты позволили нам сделать вывод о невысоком уровне развития
всех представленных групп. Анализ полученных результатов показал, что наиболее
сплоченными внутри своих статусных категорий являются высокостатусные
(показатель ЦОЕ составляет 49 %) и низкостатусные старшеклассники (40 %). Менее
сплоченной оказалась подгруппа среднестатусных старшеклассников – 24 %. В
каждой статусной категории также были выявлены наиболее значимые ценности,
связанные с групповым лидерством. Как видно из табл. 2, наборы ценностных
предпочтений всех статусных категорий во многом схожи. Наиболее выбираемыми
среди трех статусных категорий оказались такие ценности, как «умение понимать
окружающих» и «умение здраво и логично мыслить». Т а б л и ц а 2
Ценностные ориентации разностатусных подростков относительно группового
лидерства
Высокостатусные | Среднестатусные | Низкостатусные |
1. Умение понимать окружающих | 1. Умение здраво и логично мыслить | 1. Умение здраво и логично мыслить |
2. Доброта | 2. Умение понимать окружающих | 2. Доброта |
3. Умение здраво и логично мыслить | 3. Ум | 3. Ум |
4. Отвественность | 4. Общительность | 4. Умение уважать чужое мнение |
5. Ум | 5. Умение уважать чужое мнение | 5. Умение понимать окружающих |
Рис. Показатель тесноты взаимосвязи между общегрупповым и внутригрупповым наборами ценностных ориентаций лидеров, среднестатусных учащихся и аутсайдеров
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о том, что в старших школьных классах существует взаимосвязь между статусом ученика в группе и системой его индивидуальных и групповых ценностных ориентаций, получила свое подтверждение.
Выводы
1. На формирование ценностных ориентаций старших подростков влияют такие факторы, как возрастные характеристики, пол, специфика социально-экономической среды и социальные ценности общества.
2. Система ценностных ориентаций старшего подростка находится во взаимосвязи с его статусным положением в школьном классе.
3. Индивидуальные ценности подростков с разным статусом различаются по содержанию и направленности. Для высокостатусных учащихся характерны ориентация на «целеустремленность» и личностная направленность «на позицию». Это связано, прежде всего, со спецификой самой статусной категории: для лидеров особенно важной является возможность удерживать свое высокое положение в группе.
4. Для среднестатусных учащихся наиболее характерна направленность «на себя» и «на самоутверждение».
5. Содержание ценностных предпочтений аутсайдеров, в целом, отличается от предпочтений лидеров и среднестатусных учащихся. Для низкостатусных старших подростков наиболее важными являются ценности поддержания хороших взаимоотношений с окружающими и сохранения своего Я.
6. Высокий показатель ценностно-ориентационного единства наблюдается внутри подгрупп высокостатусных и низкостатусных старшеклассников. Среднестатусные старшие подростки в большей степени ориентированы на общегрупповые ценности.
Литература
- Волков Б.С. Психология юности и молодости. М., 2006.
- Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Минск, 2000.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
- Кульчицкая Е. И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 1998.
- Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах // Вопросы психологии. 2006. № 4.
- Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Среднестатусный подросток в школьном классе и детско-юношеской организации // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова: Науч.-метод. журнал. 2010. № 3. Т. 16.
- Селиванова Н.Л. Школьный класс. М., 1988.
- Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. Москва – Амстердам. М., 1994.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 6.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5261
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1749
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0