Психология и право
2012. Том 2. № 4
ISSN: 2222-5196 (online)
Возможности использования методики «ЦТО» для изучения эмоционального отношения молодежи к проблеме наркотиков и наркозависимых
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эмоциональное отношение, наркозависимый, восприятие, ценностные ориентации
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Герасимов А.В., Прокопишин Р.А., Коноплева И.Н. Возможности использования методики «ЦТО» для изучения эмоционального отношения молодежи к проблеме наркотиков и наркозависимых [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56607 (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Цель настоящей работы состоит в изучении особенностей восприятия и эмоционального отношения к проблеме, связанной с наркотиками и наркозависимыми в молодежной среде.
Объект исследования: различные группы молодежи. Выборку составили студенты в возрасте от 20 до 25 лет (N=33 человека, 15 девушек и 18 молодых людей).
Предмет исследования – особенности восприятия и эмоционального отношения молодежи (студентов) к проблеме наркотиков и наркозависимых.
Методы исследования
В исследовании использовалась методика М. Эткинда «ЦТО» [4] (цветовой тест отношений). Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны автором. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов.
Теоретической основой ЦТО являются теория отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности, регулирующей сложнейшие процессы ее общения и деятельности [1].
В качестве стимульного материала выступает набор из восьмицветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Процедура тестирования достаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета.
Интерпретация полученных результатов обычно проводится на основе качественного анализа цветоассоциативных ответов. Помимо анализа различных пересечений цветовых ассоциаций (в которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом), диагностически значимым является также и анализ ранга цвета и ранга стимульных понятий (категорий понятий).
В данном случае, под рангом цвета понимается позиционное положение какого-либо цвета в индивидуальной раскладке восьмицветового теста Люшера, где первый ранг соответствует наиболее приятному цвету, последний (восьмой) – наиболее неприятному. Ранг понятия (категории понятий) определяется соответствующим рангом цвета, ассоциируемого с этим понятием (категорией понятий). То есть определенное эмоциональное отношение к цвету (от самого приятного до самого неприятного) отражается и на эмоциональном отношении к исследуемым понятиям, ассоциируемых с этим цветом.
В качестве дополнения к указанным выше параметрам, анализировалась и степень эмоциональной стабильности/нестабильности восприятия (отношения) исследуемых стимульных понятий (категорий понятий). Данный показатель выявляется благодаря повторному, с незначительным по времени промежутком (10-15 мин) проведению методики ЦТО.
Под стабильностью (нестабильностью) в данном случае понимается степень расхождения в эмоциональном восприятии (отношении) к исследуемому понятию. Под стабильными понятиями подразумевается те понятия, ранги (т.е. – эмоциональное восприятие, отношение) которых в первом и втором эпизодах тестирования имеют одинаковые или близкие значения. Под нестабильными понятиями подразумевается те понятия, ранги которых в первом и втором предъявлении сильно отличаются друг от друга.
Мерой стабильности/нестабильности в данном случае является величина стандартного отклонения (дисперсии) среднего значения ранга понятия (чем оно больше выражено – тем более «нестабильнее» понятие, и наоборот). То есть, в случае выявления тех или иных нестабильных понятий, можно говорить о той или иной степени напряженности, проблемности, конфликтности в эмоциональном восприятии значения (смысла) этого понятия.
Например (см. Табл. №1): Понятие «Мужчина» в первом предъявлении имеет ранг 2 (допустим – зеленый цвет, средний ранг которого, соответственно, и равен 2), во втором предъявлении – ранг 3 (допустим – синий цвет, средний ранг которого равен 3). Следовательно, среднее значение ранга для понятия «Мужчина» – 2,5; стандартное отклонение – 0,5. Понятие «Женщина» в первом предъявлении имеет ранг 4 (красный цвет), во втором предъявлении ранг 8 (черный цвет). Следовательно, среднее значение ранга для понятия «Женщина» – 6; стандартное отклонение – 2.
Таблица №1. Эмоционально стабильные и эмоционально нестабильные понятия. |
Первое предъявление |
Второе предъявление |
|
|
| ||
Понятия |
№ цвета |
№ ранга |
№ цвета |
№ ранга |
Ср. знач. ранга |
Ст. откл. |
|
Мужчина |
2 (зел.) |
2 |
1 (син.) |
3 |
2,5 |
0,5 |
|
Женщина |
3(красн.) |
4 |
7 (черн.) |
8 |
6 |
2 |
|
Таким образом, в данном случае, мы можем говорить, что персонаж (понятие) «Мужчина» имеет для испытуемого более стабильное (однозначное) эмоциональное значение, чем персонаж (понятие) «Женщина», которое имеет для него нестабильное (неоднозначное, проблемное, конфликтное, напряженное) эмоциональное значение. Также, исходя из описанного примера, можно говорить и о том, что у испытуемого выявляется отрицательное, негативное восприятие персонажа «Женщины», в отличие от персонажа «Мужчины», к которому он относится положительно.
Использованная в данном исследовании методика ЦТО включала в себя 70 стимульных понятий (категорий понятий), куда входили понятия, изначально несущие в себе как негативную (зло, преступник, угроза, страх и т.д.) так и позитивную (добро, удовольствие, веселье, приятный человек и т.д.) смысловую направленность. Также, входили понятия, относящиеся к области самоидентификации («Я», «Избегаю быть таким», ««Я»- идеал. Хочу быть таким» и т.д.) и стимульные понятия, относящиеся к исследуемой теме, и связанные с проблемой наркотиков, наркозависимых («Наркотик», «Ровесник, употребляющий наркотики», «Ровесник, употребляющий психостимуляторы») а также понятия «Курящий человек» и «Ровесник, употребляющий спиртные напитки».
Включение в стимульный материал методики понятий, относящихся к теме употребления таких психоаткивных веществ, как алкоголь и табакокурение, было обусловлено следующими причинами.
Так, по данным ряда исследований [3], систематическое курение табака имеет сильную статистическую связь с употреблением различных наркотических веществ. Эта связь объясняется рядом обстоятельств. Так, препараты конопли приготавливаются главным образом для курения, курильщику проще решиться на первую пробу; во-вторых, регулярное курение – это определенный стиль жизни и показатель отношения к собственному здоровью. Наркологам хорошо известна зависимость: все без исключения наркоманы являются заядлыми курильщиками табака. А такой «легальный» наркотик (алкоголь) может давать представление о наркотическом опьянении, возможности изменять сознание «принудительно» с помощью химического вещества.
Процедура исследования
На первом этапе исследования студентам было предложено ответить на вопросы в анкете, с целью выяснения различных социально–демографических сведений, а также для получения информации о том, кто из испытуемых имеет опыт употребления различных психоактивных веществ, и о том, кто и как из них проводит свое свободное время (досуг). На втором этапе была проведена методика ЦТО с целью изучения эмоциональных компонентов отношений личности.
Результаты исследования
Анализ данных анкеты показал, что большинство опрошенных студентов ведут здоровый образ жизни (23 человека), занимаются спортом (24 человека), посещают культурные места (театр, кино, музеи) – 13 человек. Часть студентов заявили о том, что они часто либо достаточно часто посещают ночные заведения (клубы и т.д.) – 5 человек, а также могут позволить себе употребление алкогольных напитков (11 человек) и табакокурение (13 человек). По данным анкетирования из всех 33 учащихся студентов 1 человек признался в том, что употребляет наркотики.
На основании анализа данных методики «ЦТО» было выявлено, что большинство молодых людей негативно относятся к таким понятиям как «Курящий человек», «Ровесник, употребляющий спиртные напитки», а также крайне негативное отношение к таким понятиям как «Ровесник, употребляющий психостимуляторы», «Наркотик» и «Ровесник, употребляющий наркотики».
Более наглядно это можно посмотреть на Диаграмме 1, где представлены средние значения стимульных понятий, проранжированных от позитивного (первого) к негативному (восьмому) полюсу.
Диаграмма 1. Средние значения стимульных понятий методики «ЦТО», полученные в группе молодых людей (33 человека).
Как видно из Диаграммы 1, данные понятия находятся в зоне негативного эмоционального восприятия с такими, изначально имеющими негативную смысловую направленность, понятиями, как «слабость», «опасность», «угроза», «преступник», «больной человек», «зло», нечестный человек», «зависимость», «непривлекательность» «страх», «неприятный человек» и т.д.
Наиболее негативное отношение молодые люди выразили к такому стимульному понятию как «Ровесник, употребляющий наркотики» (ср. значение – «6.4»), далее, по убывающей, следуют такие стимульные понятия, как «Ровесник, употребляющий психостимуляторы» (ср. значение – «6.3»), «Наркотик» (ср. значение – «6.1»), «Ровесник, употребляющий спиртные напитки» (ср. значение – «5.8») и «Курящий человек» (ср. значение – «5.7»).
Таким образом, можно говорить о том, что такие «легальные» психоактивные вещества как табак и алкоголь, воспринимаются молодежью негативно, но данное негативное отношение у них не так сильно выражено, по сравнению с негативным отношением к наркотикам и лицам, их употребляющим.
Такие самоидентификационные понятия как «Я» («Я-сам»), «Мое будущее», «Я – идеальное» находятся в зоне положительного эмоционального восприятия, куда входят такие, изначально имеющие позитивную смысловую направленность, понятия, как «удовольствие», «добро», «здоровый человек», «привлекательность», «честный человек», «приятный человек», «безопасность», «спорт», «сила» и т.д. В то же время такие самоидентификационные понятия, как «Не похож на меня» и «Избегаю быть таким» находятся в зоне негативного эмоционального восприятия.
С учетом того, что исследуемая группа молодых людей не является «наркоманами» как таковыми или какой-то, специально отобранной группой лиц, в той или иной степени относящейся к молодежной наркотической субкультуре, получение такого рода результатов, свидетельствующих о негативном отношении испытуемых к наркотикам и наркозависимым (а также к другим психоактивным веществам), было вполне ожидаемо.
Поэтому для нас данная группа (студенты юридического факультета), выступает как группа «нормы», на примере которой нам хотелось посмотреть и отследить различные факторы, связанные с тем, что в априори благополучной молодежной среде некоторые ее представители положительно (нейтрально или менее негативно) воспринимают и относятся к наркотикам (наркозависимым) и другим психоактивным веществам.
Корреляционный анализ
В ходе проведенного корреляционного анализа, между такими стимульными понятиями (ЦТО) как «Курящий человек», «Ровесник, употребляющий спиртные напитки», «Ровесник, употребляющий психостимуляторы», «Наркотик» и «Ровесник, употребляющий наркотики» были выявлены следующие статистически значимые (p≤0,05) корреляционные связи.
Так, менее негативное восприятие персонажа «Курящий человек» связано с более позитивным восприятием следующих объектов и персонажей, изначально несущих в себе негативную смысловую направленность: «Зависимость» (r=0,48);»Неприятный человек» (r=0,41); «Слабость» (r=0,39); «Одиночество» (r=0,38); «Зло» (r=0,36); «Страх» (r=0,35); «Больной человек» (r=0,29).
Менее негативное восприятие персонажа «Ровесник, употребляющий спиртные напитки» связано с более позитивным восприятием таких объектов и персонажей, изначально несущих в себе негативную смысловую направленность, как: «Избегаю быть таким» (r=0,39); «Зависимость» (r=0,39); «Преступник» (r=0,37); «Зло» (r=0,35); «Одиночество» (r=0,30); «Не похож на «меня»« (r=0,29).
Чем более позитивно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий психостимуляторы», тем более позитивно воспринимаются следующие объекты и персонажи, изначально несущие в себе негативную смысловую направленность: «Зло» (r=0,58); «Больной человек» (r=0,48); «Избегаю быть таким» (r=0,45); «Преступник» (r=0,42); «Зависимость» (r=0,38); «Угроза» (r=0,34); «Опасность» (r= 0,34).
Более позитивное восприятие объекта «Наркотик» коррелирует с более позитивным восприятием следующих персонажей и объектов, изначально несущих в себе негативную смысловую направленность: «Преступник» (r=0,55); «Зависимость» (r=0,52); «Больной человек» (r=0,49); «Угроза» (r=0,39); «Страх» (r=0,38); «Избегаю быть таким» (r=0,37); «Неприятный человек» (r=0,32); «Одиночество» (r=0,30).
Чем более позитивно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий наркотики», тем более позитивно воспринимаются следующие объекты, изначально несущие в себе негативную смысловую направленность: «Больной человек» (r=0,41); «Преступник» (r=0,41); «Зло» (r=0,53); «Зависимость» (r=0,51); «Угроза» (r=0,40).
Анализ обратных корреляционных связей позволяет говорить о следующем.
Более позитивное восприятие персонажа «Курящий человек» связано с более негативным восприятием таких объектов, как: «Мое будущее» (r=-0,38); «Спорт» (r=-0,33).
Чем более позитивно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий психостимуляторы», тем более негативно воспринимается такой объект, как: «Мое свободное время» (r=-0,34).
Менее негативное восприятие объекта «Наркотик» коррелирует с более негативным восприятием объекта «Мое будущее» (r=-0,30),
Чем более позитивно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий наркотики», тем более негативно воспринимается персонаж: «Я-сам» (r=-0,33); а также объект «Мое свободное время» (r=-0,30).
Корреляционный анализ понятий такого параметра методики как степень эмоциональной стабильности/нестабильности стимульного материала, позволяет говорить о взаимосвязи положительного восприятия понятий, относящихся к психоактивным веществам (ПАВ), с нечеткостью, слабой эмоциональной дифференцированностью и неоднозначностью ряда понятий.
Так, чем более позитивно воспринимается персонаж «Курящий человек», тем более нестабильны, слабо эмоционально дифференцированы такие понятия, как: «Непривлекательность» (r=-0,40); «Мое будущее» (r=-0,37);»Неприятный человек» (r=-0,33); «Здоровый человек» (r=-0,32).
Чем более позитивно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий спиртные напитки», тем более нестабильны, слабо эмоционально дифференцированы такие понятия, как: «Зависимость» (r=-0,40), «Слабость» (r=-0,34), «Не похож на «меня»« (r=-0,34).
Чем более позитивно воспринимается объект «Наркотик», тем более нестабильны, эмоционально неоднозначны такие понятия, как: «Зависимость» (r=-0,35); «Слабость» (r=-0,31),
Чем менее негативно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий наркотики», тем более нестабильны, слабо эмоционально дифференцированы такие понятия, как: «Слабость» (r=-0,47); «Нечестный человек» (r=-0,34); «Безопасность» (r=-0,32); «Моя профессия» (r=-0,26).
Корреляция стимульных понятий методики и анкетных данных, выявляет ряд тенденций.
Более позитивное восприятие персонажа «Курящий человек» характерно для тех испытуемых, которые в анкете заявляли, что они часто посещают ночные заведения, клубы и т.д. (r=-0,31), а также редко проводят свой досуг за городом (r=-0,41).
Менее негативное восприятие персонажа «Ровесник, употребляющий спиртные напитки» характерно для испытуемых мужского пола (r=0,36).
Менее негативное восприятие объекта «Наркотик» характерно для тех испытуемых, которые указали в анкете, что они употребляют спиртные напитки (r=0,33).
Менее негативное восприятие персонажа «Ровесник, употребляющий наркотики» характерно для тех испытуемых, которые указали в анкете, что они употребляют спиртные напитки (r=-0,41), а также часто посещают ночные заведения, клубы и т.д. (r=-0,28).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что более положительное эмоциональное отношение и восприятие психоактивных веществ (табак, алкоголь, психостимуляторы, наркотики) и/или лиц их употребляющих взаимосвязано с более негативной самооценкой (более негативное восприятие образа «Я-сам» и понятия «Мое свободное тремя»), с более негативным восприятием образа своего будущего, а также с нечеткостью, эмоциональной нестабильностью и несколько искаженным восприятием картины мира и системы ценностей, большей частью относящихся к тем смысловым конструкциям, которые в обществе принято считать отрицательными (плохими, неправильными, недостойными и т.д.).
Также корреляция стимульных понятий с таким параметром методики, как частота употребления того или иного цвета при тестировании выявляет следующие интересные тенденции:
Чем менее негативно воспринимается персонаж «Курящий человек», тем реже при тестировании испытуемыми используется карточка серого цвета (r=0,38).
Чем менее негативно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий спиртные напитки», тем чаще при тестировании испытуемыми используется карточки желтого (r=0,45) и зеленого (r=0,31) цветов, и наоборот, реже используется карточки серого цвета (r=0,40).
Чем менее негативно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий психостимуляторы», тем реже при тестировании испытуемыми используется карточка фиолетового цвета (r=0,27).
Чем более позитивно воспринимается объект «Наркотик», тем чаще при тестировании испытуемыми используется карточка желтого цвета (r=-0,30), и наоборот, реже используется карточки фиолетового цвета (r=0,26).
Чем более позитивно воспринимается персонаж «Ровесник, употребляющий наркотики», тем реже при тестировании испытуемыми используется карточка фиолетового цвета (r=0,27).
Такое игнорирование (редкое использование) фиолетового цвета, возможно связано с некоторым понижением гормонального уровня, а также полового (эротического) влечения, а такое предпочтение желтого и зеленого цвета, возможно связано с актуальной потребностью в признании и уважении окружающих. Игнорирование серого цвета, возможно связано с наличием «собственной готовности к возбуждению» и боязнью «быть обойденным» [2].
Также в качестве дополнительного анализа, с целью выявления и уточнения полученных выше результатов, нами было осуществлено разделение группы испытуемых на две подгруппы. Основным критерием такого разделения послужило различие в эмоциональном восприятии испытуемыми объекта «Наркотик» (среднее значение которого по всей группе испытуемых равняется «6.1», см. Диагр.1) и персонажа «Ровесник, употребляющий наркотики» (среднее значение которого по всей группе испытуемых равняется «6.4», см. Диагр.1).
В Подгруппу 1 попали те испытуемые, которые, выражают явное негативное эмоциональное отношение к наркотикам и наркозависимым. То есть те испытуемые, у которых негативное эмоциональное отношение к объекту «Наркотик» и персонажу «Ровесник, употребляющий наркотики» было выше указанных средних значений («6.1» и «6.4» соответственно). В данной подгруппе оказалось 22 человека (7 мужчин и 15 женщин).
В Подгруппу 2 (назовем ее подгруппой «Риска») вошли те испытуемые, которые выражают позитивное эмоциональное отношение к наркотикам и наркозависимым. То есть те испытуемые, у которых эмоциональное отношение к понятию «Наркотик» и «Ровесник, употребляющий наркотики» было меньше указанных средних значений («6.1» и «6.4» соответственно). В данной подгруппе оказалось 11 человек (8 мужчин и 3 женщины).
На основании анализа различий между этими двумя подгруппами, выявились следующие, статистически значимые (p≤0,05) результаты.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Больной человек» равен 6,34 (s=1,10), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 5,05 (s=2,04). Различие достоверно на уровне значимости р=0,05.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Преступник» равен 6,45 (s=1,20), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 4,50 (s=1,36). Различие достоверно на уровне значимости р=0,003.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Мое будущее» равен 2,25 (s=1,25), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее позитивно, и равняется 3,33 (s=1,27). Различие достоверно на уровне значимости р=0,05.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Ровесник, употребляющий спиртные напитки» равен 6,30 (s=1,31), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 4,86 (s=0,90). Различие достоверно на уровне значимости р=0,014.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Страх» равен 6,66 (s=0,95), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 5,55 (s=1,40). Различие достоверно на уровне значимости р=0,05.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Курящий человек» равен 6,23 (s=1,27), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 4,77 (s=1,02). Различие достоверно на уровне значимости р=0,01.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Неприятный человек» равен 6,68 (s=0,85), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 5,61 (s=1,32). Различие достоверно на уровне значимости р=0,05.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Зло» равен 6,77 (s=1,01), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 4,55 (s=1,85). Различие достоверно на уровне значимости р=0,02.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Зависимость» равен 6,43 (s=0,94), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 5,23 (s=1,34). Различие достоверно на уровне значимости р=0,02.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Ровесник, употребляющий психостимуляторы» равен 6,82 (s=1,08), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 5,14 (s=1,79). Различие достоверно на уровне значимости р=0,01.
В Подгруппе 1 среднее значение ранга понятия (эмоциональное отношение) «Угроза» равен 6,11 (s=1,45), в то время как в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска») среднее значение ранга данного понятия, воспринимается менее негативно, и равняется 4,68 (s=1,44). Различие достоверно на уровне значимости р=0,04.
Более наглядно эти результаты можно посмотреть на Диаграмме 2, где представлены средние значения стимульных понятий (от позитивного полюса «1» до негативного полюса «8»). Подгруппа 1 помечена столбцами светлого цвета, а Подгруппа 2 – столбцами темного цвета.
Диаграмма 2. Средние значения стимульных понятий методики «ЦТО», полученные в Подгруппе 1 (22 человека) и Подгруппе 2 - группе «риска» (11 человек).
Также, в Подгруппе 2 (подгруппе «Риска»), в отличие от Подгруппы 1, выявляются нестабильность, слабая эмоциональная дифференцированность таких понятий, как:
- «Слабость», среднее значение показателя равняется 1,23, в то время как в Подгруппе 1 среднее значение показателя равняется 0,57. Различие достоверно на уровне значимости р=0,04;
- «Моя профессия», среднее значение показателя равняется 1,18, в то время как в Подгруппе 1 среднее значение показателя равняется 0,48. Различие достоверно на уровне значимости р=0,006.
Анализ анкетных данных, выделенных нами подгрупп, позволяет говорить о следующих значимых межгрупповых различиях.
Для Подгруппы 2 (подгруппы «Риска»), в отличие от Подгруппы 1, выявляются большее количество испытуемых, которые указали в анкете, что они употребляют спиртные напитки (различие достоверно на уровне значимости р=0,07), а также часто посещают ночные заведения, клубы и т.д. (различие достоверно на уровне значимости р=0,04).
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что положительное отношение молодых людей к наркотикам и наркозависимым связано с нечеткостью, несколько искаженной эмоциональной дифференцированностью в восприятии картины мира и системы ценностей, большей частью относящихся к тем смысловым конструкциям, которые в обществе принято считать отрицательными (плохими, неправильными, недостойными и т.д.). По нашему мнению, такая слабо сформированная или искаженная мировоззренческая позиция, когда граница между «плохим» и «хорошим», «допустимым» и «недопустимым» является эмоционально нестабильной является плохой основой для выбора той или иной линии поведения и может ослаблять внутриличностные защитные барьеры, позволяющие, в том числе, избегать или дистанцироваться от употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Сегодня молодому человеку достаточно трудно «быть вне игры», т. е. научиться избегать рискованных встреч и находиться вне зоны наркокультуры или ее представителей. Молодому человеку передается определенная информация, касающаяся наркотиков, стереотипы и ценностные установки, мотивы и система оправдания (легитимации) их употребления, знания и навыки по применению наркотических веществ; наконец, он становится объектом прямого и непрямого давления и внушения, заложником моды или традиции, возникшей в той среде, где он находится.
Также для данных молодых людей характерен пониженный уровень самооценки, негативное восприятие себя, проблемное эмоциональное отношение к выбранной профессии, а также негативное восприятие своей жизни, как в данный момент, так и в будущем. Таким людям свойственен пониженный гормональный уровень, пониженный уровень сексуального влечения, а также наличие актуальной потребности в признании, уважении окружающих и боязнью «быть обойденными». Большей частью это юноши, которым свойственно частое посещение ночных развлекательных заведений (клубов и т.д.) и употребление алкогольных напитков.
В совокупности с положительным отношением таких лиц к наркотикам и наркозависимым, для представителей этой группы существует высокая вероятность оказаться, к примеру, в ситуации, когда происходит групповое употребление наркотиков или же самим попробовать «вкус» наркотического вещества. Нередко, правда, такие пробы остаются единичными и в последующем они к наркотикам не прибегает. Тем не менее именно эти группы риска в конечном итоге рекрутируют потребителей наркотиков и наркоманов.
Таким образом, использование такой проективной методики как «ЦТО» может оказаться эффективным и информативным средством диагностики проблемы отношения молодежи к употреблению наркотических веществ. Экономичность, проявляющаяся в малом объеме временных затрат на проведение методики, в совокупности с предложенными дополнительными параметрами для анализа и интерпретации полученных результатов, могут открывать в дальнейшем широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики, в том числе в условиях массового мониторинга молодых людей с целью изучения их эмоционального отношения к проблеме употребления наркотиков, выявлений групп «риска» и т.д.
Литература
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – М., 1987.
- Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. – М., 1990.
- Ярмыш А. Н., Соболев В. А., Рущенко И. П., Шестопалова Л. Ф. Мониторинг распространения наркотиков среди молодежи г. Харькова (1995–1997 гг.) [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. – Харьков, 2002. – Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/paper076.htm.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5040
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 1384
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3