Психология и право
2018. Том 8. № 4. С. 1–3
doi:10.17759/psylaw.2018080401
ISSN: 2222-5196 (online)
К 25-летию Конституции Российской Федерации
Общая информация
Рубрика издания: Обращение к читателям журнала
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080401
Для цитаты: Пимонов В.А. К 25-летию Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 1–3. DOI: 10.17759/psylaw.2018080401
Полный текст
В декабре уходящего 2018 года страна отмечает 25-летие Конституции России. Действующая (по счету пятая) Конституция России принималась впервые за историю российского конституционализма всенародным голосованием.
Сейчас есть немало критиков действующего Основного закона России, утверждающих о его нелигитимности (приводя в качестве доказательства аргумент о том, что за Конституцию не голосовало едва ли не половина населения) и даже об антинародном характере, мотивируя это тем, что ликвидирована система Советов, включая Съезд народных депутатов.
Вместе с тем оппоненты не учитывают, что критиковать действующий Основной закон государства они могут теперь свободно, не боясь репрессий.
Конституция РФ закрепила важную норму, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). При этом глава 2 Основного закона полностью посвящена личным, политическим, социально-экономическим правам и свободам личности.
Одно из основных преимуществ Конституции РФ в том, что в её текст вплетены как передовые идеи либеральной социально-правовой философии, так и коммунитаризма.
Сторонники либеральной социально-правовой философии исходят из того, что личность как высшая ценность может рассматриваться абсолютно автономно от общества.
Стоит отметить, что идея либералов о праве как свободе человека, ограниченной лишь свободой другого человека, создаёт предпосылки раскрепощению творческой энергии индивида и является мощным импульсом для правового развития общества и государства. Эта идея получила закрепление в части 3 статьи 17 Основного закона, в которой определено, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Но в этой идее, в её чистом виде, таится и серьезная опасность. Ведь по сути либеральная социально-правовая философия исключает из своего рассмотрения понятие общества и полностью концентрируется на индивиде. В настоящее время процесс расширения свободы личности достиг настолько больших масштабов, что начинаются отбрасываться в сторону некоторые моральные ограничения, заложенные природой с целью сохранения человечества. Мы все чаще сталкиваемся с этим в ситуациях, когда человек, возомнивший себя хозяином природы, рассматривает окружающий его мир не как внутренне связанную с ним среду его существования, а как средства, которые он может использовать для своих личных интересов. Эта формирующаяся потребительская психология загоняет все межличностные отношения в схему эгоистической ориентации на собственные блага каждого индивида, что приводит к дефрагментации общества, отделению человека от социума.
Сторонники коммунитаризма исходят из того, что общество первично по отношению к индивиду, а общее благо – не сумма индивидуальных благ, а общие ценности, объединяющие данное общество. С этих позиций правовые установления должны учитывать специфику солидарных представлений о справедливом, присущих социокультурному большинству общности.
Стоит отметить, что этот принцип защиты прав большинства нашел сое отражение в части 3 статьи 55 Конституции, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Органичное сочетание в тексте Конституции России передовых идей либеральной социально-правовой философии и коммунитаризма позволяет сформулировать важный принцип, заложенный в конституционную вторую главу о правах человека: необходимыми являются такие формы свободы индивида, которые не разрушали бы начала солидарности.
Если же сказать конкретнее, то речь идет о том, что:
-
вторжение государства в частную жизнь личность, во внутреннюю жизнь семьи должно быть крайне осторожным, оно должно укреплять, а не разрушать отношения между ее членами (т.е. минимум репрессивны мер при максимуме помощи социально уязвимым группам населения, помощи семье, оказавшейся в трудной ситуации);
-
защита интересов личности не должна подрывать нравственные устои общества и разрушать его историко-культурную идентичность;
-
обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету;
-
защита достоинства личности не должна вести к отказу от тех моральных норм, которые до сих пор позволяли человечеству оберегать себя от саморазрушения.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1411
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 304
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1