Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования

330

Аннотация

Наркомания является психическим заболеванием и входит в перечень социально значимых заболеваний, приносящих значительный ущерб обществу. С точки зрения экспертного сообщества, юношеский возраст является одним из сензитивных периодов для начала развития данного заболевания. Профилактика наркомании в студенческой среде является одним из направлений деятельности вуза, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная задача первичной профилактики наркомании в вузе — формирование и развитие у студентов ценности собственного здоровья и мотивации к ведению здорового образа жизни. В статье приводится анализ нормативных правовых документов Российской Федерации, регламентирующих организацию первичной профилактики наркомании в образовательной организации высшего образования. Подчеркивается необходимость комплексного подхода при организации профилактической деятельности в вузе, основанного на требованиях законодательства РФ в области профилактики наркомании в молодежной среде и с учетом этических принципов организации психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации.

Общая информация

Ключевые слова: первичная профилактика, первичная профилактика употребления ПАВ, этические принципы

Рубрика издания: Правовая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090408

Для цитаты: Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 103–119. DOI: 10.17759/psylaw.2019090408

Полный текст

Наркомания относится к типу заболеваний «психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ» и входит в перечень «социально значимых заболеваний», утвержденных Правительством РФ [7]. Социально значимые заболевания характеризуются «... высоким уровнем первичной инвалидности и смертности населения, а также снижением продолжительности жизни заболевших» [22, ст. 43]. Социально значимые заболевания обусловлены «... преимущественно социально-экономическими условиями, приносящими ущерб обществу и требующими социальной защиты человека» [13].

Наркомания, как и другие виды зависимого поведения, требует длительного лечения и процесса реабилитации в течение всей жизни после отказа от употребления наркотических и психотропных веществ, и поэтому профилактика данного заболевания является наиболее эффективной мерой, поддерживаемой государственной политикой РФ.

Официальной общедоступной статистики употребления психоактивных и наркотических веществ среди российской молодежи нет. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) ежегодно публикует статистические данные о заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психотропных веществ, выделяя при этом отдельно данные по детям и подросткам в возрасте 0—14 и 15—17 лет, без указания детализированной статистики употребления наркотиков и психотропных веществ другими возрастными категориями. По данным Росстата, только за 2017 год в Российской Федерации было зафиксировано 16,5 тыс. пациентов с диагнозом «наркомания и токсикомания», взятых под наблюдение впервые, а на профилактический учет в связи с употреблением наркотических и ненаркотических веществ было взято 48,3 тыс. и 3,3 тыс. человек соответственно [16, с. 215]. При этом экспертные оценки специалистов указывают на то, что число людей, употребляющих наркотические и психотропные вещества, составляет от 3 до 8 млн человек, при этом многие отмечают, что 60—75% из них — это молодые люди в возрасте 15—30 лет [например: 1; 3].

Во Всемирном докладе о наркотиках (ООН, 2016) отмечается развитие мирового рынка новых наркотических и психотропных веществ, которых только в 2008—2016 гг. было выявлено более 100 новых видов [19, с. 98]. Правительства различных государств чаще всего не успевают своевременно вносить все виды новых наркотических и психоактивных веществ в перечни, запрещающие их распространение и немедицинское употребление. При этом обращается внимание на появление новых форм распространения наркотических средств: за последние 10 лет значительно вырос объем предложений наркотиков через так называемую «темную сеть» — Интернет, в том числе анонимные онлайновые рынки [19, с. 15]. Несмотря на огромные усилия государственной власти (в том числе в РФ) по сокращению предложения наркотиков и спроса на них, увеличению расходов на антинаркотическую политику, приоритетным остается проведение научно обоснованных программ профилактики для подростков и молодежи как наиболее эффективного метода предупреждения и предотвращения наркомании в молодежной среде [19, с. 33].

Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (наркомании, алкоголизма, токсикомании, табакокурения) является одной из задач, способствующих достижению целей устойчивого развития до 2030 г. (ООН, 2015), в частности цели № 3 — обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте [8, с. 17]. Создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ, а также увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, являются приоритетными задачами российского общества и отражены в национальных проектах РФ «Образование» и «Демография» [4; 5].

Предупреждение наркотизации детей и молодежи — глобальная государственная задача, требующая комплексного подхода в области совершенствования правовых мер по борьбе с незаконным оборотом психоактивных и наркотических веществ (расширение сети центров медико-социально-психологической помощи для лиц, употребляющих наркотики без назначения врача, активная антинаркотическая профилактика и пропаганда). С точки зрения экспертов, одной из главных государственных задач, решение которой будет способствовать значительному снижению наркотизации в детской и молодежной среде, является «... решение комплексных социально-правовых задач, к которым относятся проблемы досуга несовершеннолетних и молодежи; формирование ценностных ориентаций, психологической устойчивости; формирование правовой культуры» [24, с. 2].

Актуальность проведения первичной профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в системе образования РФ обусловлена положениями следующих нормативных правовых документов:

- Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 23.02.2018);

- Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена ФСКН России 16.10.2009);

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019);

- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 27.06.2018);

- Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 29.12.2017);

- Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства»;

- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Приказ Минобразования РФ от 28.02.2000 № 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;

- Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (ред. от 14.02.2018);

- Приказ Минздрава России от 06.10.2014 № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

- Приказ Минздрава России от 14.07.2015 № 443н «О Порядке направления обучающегося в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающее наркологическую помощь, в случае выявления незаконного потребления обучающимся наркотических средств и психотропных веществ в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра».

Охрана здоровья обучающихся — одно из приоритетных направлений деятельности любой образовательной организации в Российской Федерации. В статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «в образовательной организации:

- должны быть организованы профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

- должны проводиться санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [23].

В соответствии с планом основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства в РФ, в образовательных организациях должны быть реализованы «... мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи» [14, п. 32]. Среди ожидаемых результатов реализации данного плана — «... увеличение числа детей и молодежи, которые охвачены мероприятиями, направленными на формирование здорового образа жизни» и «... рост вовлеченности обучающихся в деятельность общественных организаций, ориентированных на формирование здорового образа жизни (включая волонтерские отряды)» [там же].

Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании — одно из направлений деятельности образовательной организации, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование культуры здоровья является одним из направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данное направление предполагает решение определенных задач, таких как: формирование позитивного отношения к своему здоровью, потребности и мотивации в здоровом образе жизни; создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления; развитие культуры безопасной жизнедеятельности [15, с. 8].

Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании является также частью общей профилактической работы образовательной организации, направленной на предотвращение или минимизацию различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения обучающихся. Незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ в ряде случаев связано с нарушением законодательства, действующего на территории РФ, оно может быть следствием правовой безграмотности или низкого уровня развития правовой культуры у студентов, что отражается в поведении, связанном с нарушением положений нормативных правовых документов. Также незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ может быть следствием и признаком наличия зависимого поведения, что является болезненным и трудноизлечимым состоянием.

Концепция государственной антинаркотической политики РФ, утвержденная Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в 2009 г., определяет цель профилактики как «... предупреждение возникновения и распространения наркомании и формирование в обществе негативного отношения к наркомании» [2]. Первичная профилактика является приоритетным направлением государственной политики. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. определяет целью профилактики немедицинского потребления наркотиков в РФ сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них [18]. Это предполагает:

-  раннее выявление лиц, предрасположенных к употреблению наркотиков;

- формирование способности сохранять или укреплять здоровье, в том числе мотивации на ведение здорового образа жизни, гигиенически целесообразных навыков и привычек поведения;

- формирование у всех возрастных групп населения РФ негативного отношения к наркотикам;

- формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики [18].

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Министерство образования и науки РФ разработало Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, представляющей собой «... систему принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних» [6, с. 3]. Задачами профилактики зависимости от психоактивных и наркотических веществ в образовательной среде являются:

- формирование единого профилактического пространства в образовательной среде;

- мониторинг состояния и эффективности профилактической деятельности;

- исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение обучающихся в незаконное употребление психотропных и наркотических веществ;

- развитие личностных, социально-средовых и этико-правовых ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления психоактивных веществ обучающимися [6, с. 5].

Принципы профилактической работы в образовательной среде: системность, стратегическая целостность, многоаспектность, ситуационная адекватность, динамичность, эффективное использование ресурсов участников профилактики и легитимность [6, с. 5—6].

Для эффективной профилактики зависимости от психотропных и наркотических веществ в образовательной организации должны использоваться различные виды технологий — социальные, педагогические и психологические. Применение социальных технологий должно способствовать обеспечению условий эффективной социальной адаптации обучающихся, они могут реализовываться в форме информационно-просветительского, социально-поддерживающего и организационно-досугового направлений. Использование педагогических технологий предполагает формирование у всех субъектов профилактического воздействия представлений о нормах поведения, способствующих снижению риска вовлеченности обучающихся в незаконное употребление психотропных и наркотических веществ, а также развитие личностных ресурсов обучающихся, обеспечивающих их эффективную социальную адаптацию. Психологические технологии профилактики применяются по отношению к тем обучающимися, которые испытывают трудности в социальной адаптации и, соответственно, находятся в зоне риска вовлеченности в различные формы девиантного поведения. Основной смысл применения психологических технологий — формирование у обучающихся психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни, а также создание благоприятного психологического климата в образовательной организации [6, с. 7—8].

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из эффективных форм профилактической работы и включает в себя социально-психологическое тестирование и ежегодные профилактические осмотры обучающихся (с 13 лет) [20, ст. 53.4]. Порядок проведения социально-психологического тестирования в образовательных организациях устанавливается Министерством образования и науки РФ [12; 20]. Порядок проведения профилактических медицинских осмотров устанавливается Министерством здравоохранения РФ [9; 20]. Оба вида диагностического обследования проводятся при наличии письменного согласия обучающегося (начиная с 15 лет) или одного из его родителей (законных представителей). Организация, проводящая обследование, обязана обеспечить конфиденциальность полученных сведений. В случае выявления в результате обследования незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и при наличии письменного информационного согласия обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию для оказания соответствующей помощи [9; 10; 12; 20].

Всемирной организацией здравоохранения принята классификация профилактического воздействия, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на людей, ранее не имеющих опыта употребления наркотических и психотропных веществ, ее основная цель — формирование у субъектов профилактической деятельности способности сохранить или укрепить собственное здоровье. Вторичная профилактика зависимости ориентирована на лиц, имеющих эпизоды употребления наркотических и психотропных веществ, а также на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Третичная профилактика является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика делится на 2 типа: 1) «А», направленная на предупреждение дальнейшего злоупотребления наркотическими веществами, оказание помощи больным в преодолении зависимости; 2) «Б», направленная на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества (реабилитация на этапе выздоровления) [17, с. 9—10]. В Концепции комплексной активной профилактики и реабилитации, утвержденной Минобразования России в 2000 г., отмечается, что важнейшими составляющими вторичной и третичной профилактики в системе образования является «... обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи» [11, с. 13]. В связи с этим данные уровни профилактической работы более эффективно могут быть реализованы в специализированных учреждениях (центры психолого-медико-социального сопровождения, учреждения здравоохранения, реабилитационные центры и т. д.). В образовательной организации (в том числе высшего образования) возможны проведение социально-психологического тестирования и предоставление информации о способах получения квалифицированной психолого-медико-социальной помощи, но наиболее эффективной является организация первичной профилактической деятельности, направленной на:

- «формирование у обучающихся личностных ресурсов, обеспечивающих развитие социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни и установки на отказ от приема наркотических и психотропных веществ;

- формирование ресурсов семьи, помогающих развитию у молодежи законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку молодому человеку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

- развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка "группы риска наркотизации" и ребенка, заболевшего наркоманией» [11, с. 12].

К основным результатам первичной профилактики в вузе стоит отнести снижение спроса на наркотические и психотропные вещества в студенческой среде и формирование у обучающихся развитых антинаркотических установок, обеспечивающих сдерживание вовлечения молодежи в прием наркотиков [там же].

Профилактическая деятельность в вузе должна проводиться с учетом этических принципов организации психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации. В отличие от системы здравоохранения РФ, в сфере образования нет единых этических принципов, регулирующих профессиональную деятельность педагогических работников в области организации и реализации профилактических программ в образовательной организации. Вместе с тем стоит отметить, что этические вопросы организации психолого-педагогического сопровождения отражены в ряде нормативных документов и документах профессиональных сообществ специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение в системе образования, таких как:

- Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26—28 мая 2003 г);

- Этический кодекс психолога (принят 14 февраля 2012 г. V съездом Российского психологического общества);

- Письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»);

- Письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников».

Основными этическими принципами, регулирующими деятельность специалистов в области организации профилактики наркомании в вузе, являются:

принцип компетентности, заключающийся в обеспечение высокого уровня профессионализма специалиста при реализации профилактической деятельности и соблюдении границ профессиональной компетентности;

принцип ответственности, недопустимости причинения вреда и обеспечения благополучия всех участников профилактических программ;

принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны в отношении всех сведений, полученных в ходе профилактической деятельности (диагностической, консультативной, просветительско-развивающей и т. д.), кроме случаев угрозы для жизни и здоровья обучающихся и/или других людей [21, ст. 3451];

принцип этической и юридической правомочности, строгое соблюдение действующего на территории РФ законодательства и требований к проведению профилактической деятельности, определенных профессиональным сообществом [25; 26].

Профессиональная этика требует от специалиста, реализующего в организации высшего образования профилактические программы, специальной профессиональной подготовки и владения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность реализуемой деятельности. Такой специалист должен знать особенности возрастного развития в юношеском возрасте; научные основания и принципы организации первичной профилактики в сфере образования; нормативно-правовые основания проведения профилактических мероприятий в сфере образования в РФ; этические принципы реализации профилактических программ; методы и технологии, эффективные для реализации профилактической деятельности в вузе. Специалист, реализующий программы профилактики наркомании в вузе должен уметь проектировать сценарии профилактических мероприятий с учетом особенностей группы студентов — участников занятий; осуществлять отбор адекватных и эффективных методов и методик профилактического воздействия в зависимости от цели мероприятия и психологических особенностей обучающихся; реализовывать интерактивные формы просветительско-развивающих мероприятий; проводить оценку эффективности реализованного мероприятия; организовывать межведомственное и междисциплинарное взаимодействие специалистов по вопросам незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в студенческой среде; оказывать информационную и психолого-педагогическую поддержку всем субъектам профилактических программ.

Первичная профилактика наркомании в студенческой среде является одним из направлений, обеспечивающих охрану здоровья обучающихся организаций высшего образования. Основная задача профилактической деятельности — формирование и развитие у студентов установки ценностного отношения к собственному здоровью и мотивации к ведению здорового образа жизни. Профилактика наркомании в студенческой среде предполагает информированность обучающихся о правовых последствиях незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, развитие личной ответственности за свое поведение; развитие у студентов способности сохранять и укреплять собственное здоровье; раннее выявление лиц, предрасположенных к употреблению наркотиков и/или склонных к зависимому поведению. Организация профилактики наркомании в вузе предполагает наличие специалистов, компетентных в области организации профилактических программ в студенческой среде, способных организовать данный процесс с учетом психологических особенностей контингента обучающихся конкретной образовательной организации.

Литература

  1. Антинаркотическая политика современной России: словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. / Авт.-сост. А.В. Малько, И.Н. Коновалов, Н.А. Фролов [и др.]. М.: Проспект, 2017. 351 с.
  2. Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена ФСКН России 16.10.2009) [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультанПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153923/ (дата обращения: 20.08.2019).
  3. Красильникова Т.М., Голубева О.В., Миронов Р.Г. Профилактика наркомании в среде обучающейся молодежи как основа обеспечения социальной безопасности региона // Актуальные проблемы безопасности современной России: региональный аспект: сб. науч. статей / Отв.ред. Е.К. Миннибаев. Уфа, 2017. С. 122—129.
  4. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Москвы. URL: http://government.ru/info/35559/ (дата обращения: 20.08.2019).
  5. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Москвы. URL: http://government.ru/info/35559/ (дата обращения: 20.08.2019).
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» // Администратор образования. 2011. № 21, ноябрь.
  7. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // Российская газета. 07.12.2004. № 271.
  8. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объеденных Наций 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 20.08.2019).
  9. Приказ Минздрава России от 06.10.2014 № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» // Российская газета. 30.12.2014. № 298.
  10. Приказ Минздрава России от 14.07.2015 № 443н «О Порядке направления обучающегося в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающее наркологическую помощь, в случае выявления незаконного потребления обучающимся наркотических средств и психотропных веществ в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра» // Российская газета. 17.08.2015. № 181.
  11. Приказ Минобразования России от 28.02.2000 № 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультанПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=339719#0985052400152064 (дата обращения: 20.08.2019).
  12. Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (ред. от 14.02.2018) // Российская газета. 20.08.2014. № 187.
  13. Приказ Росстата от 22.11.2010 № 409 «Об утверждении Практического инструктивно-методического пособия по статистике здравоохранения» [Электронный ресурс] // Правовой Сервер КонсультанПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=495480#0830631902470305 (дата обращения: 20.08.2019).
  14. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. 16.07.2018. № 29, ст. 4475.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 08.06.2015. № 122.
  16. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2018. 694 с.
  17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004. 192 с.
  18. Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 23.02.2018) // Российская газета. 15.06.2010. № 128.
  19. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Всемирный доклад о наркотиках, 2016 год (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.16.XI.7).
  20. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. 15.01.1998. № 7.
  21. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006. N 31 (1 ч.).
  22. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 23.11.2011. № 263.
  23. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019) // Российская газета. 31.12.2012. № 303.
  24. Чирков Д.К. К вопросу о стратегических мерах государственной политики по предупреждению наркотизма несовершеннолетних и связанных с ним преступлений // Наркоконтроль. М.: Юрист. 2011. № 4. С. 26—30.
  25. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования. [Электронный ресурс] // Детская психология для специалистов. URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 20.08.2019).
  26. Этический кодекс психолога [Электронный ресурс] // официальный сайт Российского психологического общества. URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 20.08.2019).

Информация об авторах

Милёхин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3030-2053, e-mail: milehinav@mgppu.ru

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель регионального отделения г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1776
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 330
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0