Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение

34

Аннотация

Актуальность и цель. Для успешной интеграции молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в профессиональную среду и становления в профессии необходимо сформировать у них компетенцию морально-этической ответственности и умение регулировать свои действия в соответствии с ситуацией. Обобщены результаты исследования компетенции морально-этической ответственности, определены возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение, в зависимости от системы нравственно-психологических отношений личности у молодых людей с РАС.

Методы и методики. В исследовании использована авторская методика «Нравственно-психологические отношения личности» (НПОЛ), а также методика диагностики уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука (ДУМЭОЛП) в авторской обработке. В работе использовались также статистические методы: хи-квадрат Пирсона, критерий Краскела-Уоллиса, сравнительный анализ. Выборку составили 93 юноши и 30 девушек с РАС в возрасте от 18 до 25 лет, проживающие в Москве и Московской области. Все молодые люди трудоустроены на социальном предприятии «Особая сборка» (г. Москва).

Результаты. У молодых людей с РАС выявлен средний (34,95%) и низкий (63,42%) уровни развития морально-этической ответственности, нестабильность, противоречивость и ситуативная изменчивость системы нравственно-психологических отношений личности. Компетенция ответственности в профессии у молодых людей с РАС напрямую связана с отношением к окружающим людям и с моральным климатом в коллективе, а также может меняться в зависимости от понимания и осознания собственных действий, действий других и социальных ситуаций в целом.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что развитая компетенция морально-этической ответственности как сформированное представление о социальных отношениях во взаимосвязи с развитой системой нравственно-психологических отношений личности в процессе профессиональной подготовки даёт возможность молодым людям с РАС более успешно интегрироваться в профессиональное сообщество. Результаты проведенного исследования, так же как и практические данные, позволяют предположить важную роль тьютора в процессе формирования компетенции морально-этической ответственности при профессиональной подготовке молодых людей с РАС.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, компетенция, моральная ответственность, этические принципы, нравственность, молодые люди, профессиональная подготовка, тьюторское сопровождение

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210406

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00038-23-01 от 08.02.2023 «Научно-методическое обеспечение программ профессиональной переподготовки тьютора на основе профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”»

Получена: 15.04.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Быстрова Ю.А., Бражникова А.Н., Карпенкова И.В. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 4. С. 52–60. DOI: 10.17759/autdd.2023210406

Полный текст

Введение

Необходимость профессиональной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в широкий социум ставит перед современной системой инклюзивного и специального среднего профессионального образования ряд актуальных задач — от формирования операционно-технологических умений и гибких навыков организационно-коммуникативной деятельности [4; 8; 9; 11; 16] до формирования социальных компетенций, необходимых для успешного трудоустройства и становления в профессии [4; 8; 9; 17; 18]. Сложнее всего у молодых людей с ОВЗ формируются мотивационноустановочный и рефлексивный компоненты социальной компетенции, представленные такими качествами личности как ответственность, умение принять решение и регуляция собственного поведения [8; 18; 19; 22]. Поэтому, по мнению исследователей, даже овладев определенными профессиональными навыками, молодые люди с РАС после окончания школы и профессионального училища оказываются объективно неготовыми к трудовой деятельности, получают негативный опыт первого трудоустройства с быстрым увольнением, и не желая вновь оказаться в травмирующей ситуации, надолго отгораживаются от социума [4; 8; 9; 18; 19; 23]. По мнению авторов, сформированные морально-этическая ответственность и умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием ситуации, требующей проявления ответственности, являются залогом успешной интеграции молодых людей с РАС в профессиональную среду и становления в профессии в долгосрочной перспективе [1; 6; 7; 12; 14; 20; 21]. Тьюторское сопровождение на этапе профессиональной подготовки позволяет представить как учебные трудности компоненты морально-этической ответственности и, развивая рефлексию, добиваться решения возникающих проблем. Эта работа может стать одной из ключевых задач в процессе сопровождения тьютором молодых людей с РАС.

В настоящем случае морально-этическая ответственность будет рассмотрена как компетенция молодых людей с РАС, направленная на мобилизацию и реализацию личностных качеств в профессиональной деятельности.
В представленной работе исследовалась компетенция морально-этической ответственности, определялись возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки у молодых людей с РАС в зависимости от их системы нравственно-психологических отношений.
Гипотезы исследования:
  • при значительных индивидуальных различиях большинство выпускников с РАС средних учебных заведений (СУЗ) и школ характеризуются средним и низким уровнями морально-этической ответственности, что затрудняет их профессиональную интеграцию;
  • нравственно-психологические отношения молодых людей с РАС характеризуются нестабильностью, противоречивостью и ситуативной изменчивостью отношений к себе, другим людям, к обществу и профессиональной деятельности.

Методы

Методология исследования основана на компетентностном подходе, основным непосредственным результатом которого является формирование ключевых компетенций, характеризующихся многофункциональностью, междисциплинарностью и надпредметностью. Следует отметить, что в научной литературе продолжаются дискуссии о содержании понятий «компетенция» и «ключевая компетенция». В представленной работе компетенция рассматривается как «готовность и способность» выпускника с РАС к профессиональной деятельности [4; 15]. Причем «готовность» включает когнитивный, операционно-технологический и мотивационно-установочный компоненты, а «способность» содержит поведенческий и рефлексивный компоненты [15]. Рефлексивный компонент предполагает самооценивание личностью своей деятельности и прилагаемых в ней усилий, основанное не только на факте их фиксации, но и на «социальной» рефлексии — отзывах тех, кто принимает результаты этих усилий (например, работодателя или покупателей). Самооценивание определяется отношением к себе, другим людям, к профессиональной деятельности и обществу [2; 3; 4; 9; 17; 20; 21; 23]. Необходимость исследования морально-этической ответственности как компетенции у молодых людей с РАС и определение возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки в зависимости от системы нравственно-психологических отношений личности не вызывает сомнений.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы:

  1. Опросник «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И.Г. Тимощука (ДУМЭОЛП), текст адаптирован Ю.А. Быстровой для понимания его содержания лицами с РАС и с ментальными нарушениями [2; 3]. Опросник позволяет определить основной показатель уровня морально-этической ответственности и значимость каждого параметра (шкалы): шкала 1. «Рефлексия на морально-этические ситуации»; шкала 2. «Нравственная интуиция»; шкала 3. «Экзистенциальный аспект ответственности»; шкала 4. «Альтруистические эмоции»; шкала 5. «Морально-этические ценности». В течение 2021—2022 г.г. опросник проверялся на устойчивость. Исследование проводилось индивидуально, высказывания были адаптированы с учетом особенностей развития мышления респондентов с РАС: уточнялся смысл высказываний, ответы фиксировались экспериментатором, показатели по методике подтверждались результатами целенаправленного наблюдения за респондентами в процессе их работы на социальном предприятии «Особая сборка» в течение 2021—2022 гг. [3; 9; 10].
  1. Методика исследования нравственно-психологических отношений личности НПОЛ А.Н. Бражниковой. Методика предназначена для исследования нравственно-психологических отношений личности как единой системы отношений к себе, другим людям, к религии, к обществу. Показатели теста обладают конструктной (constract), содержательной валидностью (репрезентативностью) и эмпирической критериальной валидностью. Надежность теста обеспечивается как внутренней согласованностью пунктов, входящих в одни и те же шкалы, так и с помощью ретестирования с интервалом в три месяца. Основные психометрические характеристики методики удовлетворяют требованиям, предъявляемым к психологическим тестам [4; 5]. Методика была модифицирована в соответствии с целью исследования и специфическими особенностями выборки испытуемых. Вместо шкалы «Отношение к религии» была использована шкала «Отношение к профессии, профессиональной деятельности», которая прошла психометрическую проверку [3; 9; 21].
  2. В работе использовались также статистические методы: хи-квадрат Пирсона, критерий Краскела-Уоллиса, сравнительный анализ.

Выборку исследования составили 123 респондента (93 юноши и 30 девушек с расстройствами аутистического спектра и шизотипическими расстройствами (F84.4, F84.1, F84.2, F84.11, F21) в возрасте от 18 до 25 лет, проживающие в Москве и Московской области. Все молодые люди работают на социальном предприятии «Особая сборка» Региональной общественной организации поддержки людей с инвалидностью «Радость» (РООИ «Радость»). В течение одного года они проходили практическую подготовку по освоению профессии сборщика, часть молодых людей сопровождали тьюторы — мастера производства [4; 9].

Участие в исследовании было добровольным, соблюдались принципы конфиденциальности.

Результаты

Вследствие анализа данных, полученных при проведении методики ДУМЭОЛП, было установлено, что уровень нравственных ценностей личности молодых людей с РАС в сфере ответственности соответствует чаще всего показателю ниже среднего (М=1,89) (таблица 1, шкала 5). Высокий уровень личной и нравственной ответственности (Мax=4) выявлен у двух респондентов из 123. В основном у молодых людей с РАС выявлен средний (34,95%) и низкий (63,42%) уровни развития морально-этической ответственности. Следует отметить, что в структуре морально-этической ответственности у респондентов преобладает интуитивный нравственный выбор (М = 2,464) при решении задач, связанных с трудовой деятельностью и моральной ответственностью за поступки. Это подтверждается также результатами наблюдения во время профессиональной деятельности на предприятии «Особая сборка».

Наибольший показатель выявлен по шкале 4 «Альтруистическое эмоциональное реагирование» (М=2,862): в ответах на вопросы респонденты были склонны проявлять альтруистические эмоции — желание помогать другим, которое они декларируют также при выполнении трудовых задач в «Особой сборке», особенно когда работают в команде с новичками, пришедшими на практику. Как показало наблюдение, молодые люди с РАС сами вызываются помочь новым участникам, но о своем намерении тут же забывают или позже отказываются от него.

Наименьший показатель демонстрирует шкала «Рефлексия в ситуации оценки и выбора поведения» (М = 1,418). Нами была проверена нулевая гипотеза гендерных различий в показателях рефлексии в выборках молодых людей и девушек с помощью теста Краскела-Уоллиса, который не выявил гендерных различий (H=0.014; р=0.9062³0.05).

Таблица 1

Значения шкал опросника «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМЭОЛП) у молодых людей с РАС 

Статистические параметры

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Среднее

1,418

2,464

1,452

2,862

1,89

Минимум

1

2

0

1

0

Максимум

2

4

4

4

4

Стандартное отклонение

0,256

1,287

4,3

2,38

4,01

Примечание: шкала 1 — «Рефлексия в ситуации оценки и выбора поведения»; шкала 2 — «Интуитивный нравственный выбор»; шкала 3 — «Экзистенциальная ответственность»; шкала 4 — «Альтруистическое эмоциональное реагирование»; шкала 5 — «Нравственные ценности».

По остальным показателям морально-этической ответственности также наблюдаются статистически незначимые гендерные различия в результатах молодых людей с РАС (Н=0.016; ρ ³ 0,05).

Результаты методики НПОЛ указывают на ситуативную изменчивость и нестабильность отношений не только к окружающим, социуму в целом, но и к себе и своей профессиональной деятельности (рис. 1).

Из диаграмм на рисунке 1 видно, что наибольшее число респондентов (71,55%) проявляют ситуативную изменчивость в отношении к окружающим, то есть относятся к другим людям в зависимости от отношения к ним самим, от значимости, авторитетности и других факторов. Только 15,45% респондентов с РАС проявили способность понимать и принимать окружающих людей, адекватно оценивать их поступки, эмоции и поведение. 13% респондентов показали низкий уровень по шкале отношения к окружающим, что, с одной стороны, может указывать на социальную отгороженность, нетерпимость во взаимоотношениях с коллегами по цеху, а, с другой стороны, на сниженный уровень понимания эмоционального отношения к другим людям в силу особенностей развития психики.

На шкале «Отношение к себе» видно, что 66,89% молодых людей с РАС проявили нестойкую самооценку, меняющуюся в зависимости от ситуации, настроения и мнения других людей. 28,46% респондентов показали достаточный уровень, свидетельствующий о том, что данные молодые люди находятся в гармонии с собой, — на это указывает и уровень их общего благополучия. 19,51% респондентов с РАС имеют завышенную самооценку (4 балла из 5). Устойчиво низкая самооценка выявлена у 4,65% респондентов.

У 28,46% респондентов выявлена неудовлетворенность общественными процессами. 57,72% респондентов ситуативно относятся к событиям, происходящим в современном обществе, — если люди вокруг одобряют событие, оно оценивается как позитивное, если кто-то плохо отзывается о событиях, то они оцениваются как негативные, — это говорит о низком уровне понимания и осознанного восприятия общественных процессов. Удовлетворенность устройством современного общества выразили 13,82% молодых людей с РАС.

По шкале «Отношение к профессии» 72,36% респондентов с РАС часто меняют свое отношение к профессиональной деятельности в зависимости от ситуации, от вида выполняемых работ, отношений в коллективе, от настроения. Только 13,82% респондентов показали достаточный уровень удовлетворенности профессией и профессиональными обязанностями. Неудовлетворенность требованиями на работе и необходимостью их выполнять выразили 13,82% молодых людей с РАС.

Отметим, что отношение к профессии у респондентов находится в прямой взаимосвязи с отношением к окружающим (r = 0,893, p <0,01), к себе (r = 0,904, p <0,001) и к обществу в целом (r = 0,882, p <0,01). Так респонденты, которые ситуативно относятся к событиям, происходящим в современном обществе, точно так же ситуативно выражают свое отношение к профессиональной деятельности. Респонденты, которые довольны собой, чаще всего хвалят и свою профессию, и наоборот, те, кто считает, что у них ничего не получится, называют себя «неудачниками», — выражают и отрицательное отношение к профессии, которой занимаются. Взаимосвязь отношений с окружающими и отношения к профессии подтверждается практическим опытом работы на предприятии «Особая сборка»: сотрудники с РАС способны к ответственной работе, если находятся в ситуации доброжелательности, — тогда они налаживают социальные связи и испытывают общее благополучие и сами проявляют доброжелательность [4]. Шкала «Отношение к обществу» положительно коррелирует со шкалой «Нравственные ценности» (r = 0,921, p <0,001) и свидетельствует о воспитательной роли семьи и учреждения образования в формировании социальных связей и опосредованно — в создании положительного отношения к трудовой деятельности как к общественно полезной.

Результаты корреляционного анализа шкал методики ДУМЭОЛП между собой (см. таблицу 2) указывают на корреляцию между интуитивным выбором и рефлексией (p <0,001), между интуитивным выбором и альтруистическим эмоциональным реагированием (p <0,001), между нравственным выбором и нравственными ценностями (p < 0,001).

Результаты корреляционного анализа данных по двум методикам указывают на взаимосвязь показателей основных структурных компонентов компетенции морально-этической ответственности и шкал «Отношение к себе», «Отношение к окружающим», «Отношение к профессии» и «Отношение к обществу» (рис. 2).



Рис. 1. Уровень выраженности нравственно-психологических отношений личности молодых людей с РАС по шкалам:

1 — «Отношение к окружающим»; 2 — «Отношение к себе»; 3 — «Отношение к обществу»; 4 — «Отношение к профессии»

Таблица 2

Взаимосвязь показателей шкал опросника «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМЭОЛП) у всех респондентов выборки

 

 

шкалы методики

5

6

7

8

9

шкалы методики

5

 

***

**

*

*

6

***

 

**

***

***

7

**

**

 

*

*

8

*

***

*

 

*

9

*

***

*

*

 

Примечание: * — p<0,05, ** — p<0,01, *** — p<0,001; использовался статистический метод хи-квадрат Пирсона.

Показатели интеркорреляций шкал методики НПОЛ составляют от r = 0,882 до r = 0,956.

Обсуждение результатов

Результаты проведенного исследования показали, что принявшие в нем участие молодые люди с РАС, работающие на социальном предприятии «Особая сборка» по модели сопровождаемого трудоустройства, характеризуются низким и средним уровнями морально-этической ответственности. При этом в структуре ответственности у молодых людей доминирует интуитивный нравственный выбор, что указывает на возможность развития у них ответственного отношения к своей деятельности и поступкам. Значимыми для нашего исследования являются и альтруистические эмоции, например, желание помогать другим. Однако наблюдения показали, что переживания как потребность помогать другим молодые люди с РАС испытывали как помогая, так и просто заявляя о желании и правильности решения помочь другим, но в итоге в подходящей ситуации помогать отказывались. Это указывает на расхождение между знанием, пониманием нравственных норм и их применением в жизненных ситуациях [4; 8; 9; 17; 18].

Компетенция ответственности в профессии у молодых людей с РАС напрямую связана с отношением к окружающим людям и с моральным климатом в коллективе, а также может меняться в зависимости от понимания и осознания собственных действий, действий других и социальных ситуаций в целом. Именно на это должна быть направлена профессиональная подготовка молодых людей, включающая помощь индивидууму в осознанном выстраивании им единой логически обусловленной траектории своего образовательного пути [11]. Логическая обусловленность предполагает наличие интереса и соответствие этого интереса моральноэтическим аспектам, поиск и выбор профессии, в которой этот интерес мог бы быть реализован [21].

Большинство респондентов показали ситуативную изменчивость системы нравственно-психологических отношений, что свидетельствует о том, что усвоенные во время обучения нравственные нормы общества молодыми людьми с РАС используются в знакомых жизненных ситуациях. Это подтверждается результатами — показателями шкалы рефлексии методики ДУМЭОЛП (М = 1,418).

Рис. 2. Корреляционные связи показателей по методике «Нравственно-психологические отношения личности» с показателями опросника «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» у всех респондентов выборки 

Примечание: р < 0,05; НПОЛ, шкалы: 1 — «Отношение к окружающим»; 2 — «Отношение к себе»; 3 — «Отношение к обществу»; 4 — «Отношение к профессии»; ДУМЭОЛП, шкалы: 5 — «Рефлексия в ситуации выбора поведения»; 6 —

«Интуитивный нравственный выбор»; 7 — «Экзистенциальная ответственность»; 8 — «Альтруистическое эмоциональное реагирование»; 9 — «Нравственные ценности».

Также стоит заметить, что некоторые особенности поведения молодых людей могут совпадать с кажущейся профессиональной ответственностью, и на самом деле человек не может не делать так, как

«велит ему», например, стремление к порядку. Если при этом такое стремление не рассматривается социальным окружением как патологическое, а, наоборот, социально востребованное, то это позволяет переориентировать человека с потребности в суперконтроле и с тревожности на самопринятие и принимающее отношение человека к своим особенностям [13].

Выявленная зависимость морально-этической ответственности и нравственно-психологических отношений личности указывает на необходимость целенаправленной работы с обучающимися с РАС по развитию понимания и осознания собственных действий, поступков и их последствий для себя и окружающих, а также на осознание себя в профессиональном взаимодействии. Такая работа проводится в рамках профессиональной подготовки молодых людей с РАС.

Выводы

  1. Исследование показало, что морально-этическая ответственность как компетенция молодых людей с РАС взаимосвязана с системой нравственно-психологических отношений личности и определяется отношением к себе, другим людям, к профессиональной деятельности и обществу.
  2. Установлено, что большинство молодых людей с РАС характеризуются средним и низким уровнями ответственности, а в структуре морально-этической ответственности личности у них доминирует интуитивный нравственный выбор. Нравственно-психологические отношения носят ситуативный, изменчивый характер. Молодых людей с РАС отличает нестабильность отношений к сотрудникам в коллективе и к деятельности в целом. Показатели шкал говорят о ситуативной любви к себе, окружающим и к профессии, указывают на удовлетворенность современным обществом при недостаточном понимании явлений и процессов, происходящих в нем.

Результаты данного исследования помогут определить специфику профессиональной подготовки молодых людей с РАС, учитывая их идивидуальные психологические особенности. Профессиональная подготовка молодых людей с РАС предполагает создание необходимой развивающей среды, образовательных событий и образовательных ситуаций, в которых обучающийся мог бы проявить те качества, которые потом, на основе полученного успешного опыта, сформируют устойчивые нравственно-психологические отношения и качество ответственности. Эта ответственность будет тем устойчивее, чем ближе она совпадет с личным интересом обучающегося. Тогда, даже при пониженном социальном компоненте, результат трудовой деятельности будет иметь востребованное потребителем качество. Такая работа представлена функционалом тьютора, обозначенного в профессиональном стандарте

«Специалист в области воспитания» как средовой специалист, выявляющий и сопровождающий интерес тьюторанта, а также удерживающий рамку причинно-следственных связей: мотивов освоения профессии, целей и результатов.

Дальнейшее исследование будет направленно на развитие тьютором у молодых людей с РАС морально-этической ответственности как компетенции, на возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки во взаимосвязи с системой нравственно-психологических отношений личности, что требуется для освоения профессии и интеграции молодежи с РАС в профессиональное сообщество.

Литература

  1. Акимова М.К., Галстян О.А. Взаимосвязь умственного развития студентов с морально-нравственными регуляторами социального взаимодействия // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 162—176. DOI:10.17759/sps.2021120111
  2. Ананьев И.В., Быстрова Ю.А. Методика формирования операционно-технологической компетентности у лиц с интеллектуальными нарушениями (на примере социального предприятия «особая сборка») // Вестник МГЭИ. 2021. № 1. С. 317—334. DOI:10.37691/2619-0265-2021-0-1-317-334
  3. Ананьев И.В., Быстрова Ю.А. Мониторинг эффективности технологии сопровождаемого трудоустройства лиц с ментальными нарушениями (опыт работы социального предприятия «Особая сборка»). М., 2022. 114 с. (в печати).
  4. Бражникова А.Н. Нравственность будущего профессионала как субъекта профессионализации // Организационная психология и психология труда. 2017. Том 2. № 2. С. 162—184.
  5. Бражникова А.Н., Зюзя А.А. Психодиагностика нравственности будущего профессионала // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 1. С. 12—18.
  6. Братусь Б.С. Психология и духовность — две вещи несовместные? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Том 16. № 3. С. 470—478. DOI:10.17323/1813-8918-2019-3-470-478
  7. Братухина Е.В. Социально-профессиональная ответственность личности как педагогическая проблема // Успехи современной науки. 2017. Том 1. № 4. С. 199—203.
  8. Быстрова Ю.А. Возможности психологической поддержки и сопровождения молодых людей с интеллектуальными нарушениями при трудоустройстве // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Том 30. № 4. С. 143— 162. DOI:10.17759/cpp.2022300408
  9. Быстрова Ю.А. Подготовка к профессионально-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 2. С. 54—61. DOI:10.17759/chp.2022180206
  10. Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. C. 102—114. DOI:10.17759/pse.2022270608
  11. Быстрова Ю.А. Сформированность когнитивного компонента готовности к профессионально-трудовой деятельности у лиц с интеллектуальными нарушениями // Вестник МГЭИ. 2021. № 2. С. 159—173. DOI:10.37691/2619-0265-2021-0-2-159-173
  12. Карпенкова И.В. Работа с будущим ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи как аспект тьюторского действия // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции / А.Н. Иоффе, О.А. Иванова [и др.] (г. Москва, 18—19 апреля 2019 г.). М.: МГПУ, ООО «А-Приор», 2019. С. 110—117.
  13. Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Бирштонас; Вильнюс: ВЕАЭТ, 2005. № 2. С. 7—22.
  14. Самсонова Е.В. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, А.Ю. Шеманов, Е.Н. Кутепова // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. C. 84—99. DOI:10.17759/psyedu.2022140206
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  16. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Том 17. № 3. С. 3—11. DOI:10.17759/autdd.2019170301
  17. Хилькевич Е.В., Стейнберг А.С., Хаустов А.В. Создание специальных условий при обучении студентов с РАС по специальностям творческой направленности // Аутизм и нарушения развития. 2022. Том 20. № 2. С. 53—61. DOI:10.17759/autdd.2022200207
  18. Шеманов А.Ю. Подходкоценкеособенностейпрофессиональнойкомпетентноститьюторавусловияхинклюзивного образования: пилотное исследование / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, Е.Н. Кутепова // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 4. C. 233—263. DOI:10.17759/cpse.2022110410
  19. Ajzen I. Perceived behavioral control, self-efficacy, locus of control and the theory of planned behavior // Journal of Applied Social Psychology. 2002. Vol. 32. № 4. Р. 665—683.
  20. Bandura A. Self-Efficacy: the Exercise of Control. New York: W.H. Freeman and Company, 1997.
  21. Bystrova Yu. O. Ensuring continuity in the process of professional and labor socialization of persons with intellectual disabilities: monograph. Luhansk: Publishing House “Taras Shevchenko LNU”. 2012. 332 p.
  22. Kurtdede-Fidan N., Aydogdu B. Life skills from the perspectives of classroom and science teachers // International Journal of Progressive Education. 2018. Vol. 14. № 1. P. 32—55 (In Engl.).
  23. Saigh B.H., Bagadood N.H. Bullying experiences and mothers’ responses to bullying of children with autism spectrum disorder // Discover Psychology. 2022. Vol. 2. P. 33. DOI:10.1007/s44202-022-00045-3

Информация об авторах

Быстрова Юлия Александровна, доктор психологических наук, доцент, Заведующий научной лабораторией Федерального центра инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1866-0993, e-mail: bystrovayua@mgppu.ru

Бражникова Антонина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского. Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9008-2510, e-mail: anb5262@mail.ru

Карпенкова Инна Вячеславна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8725-9944, e-mail: innet_karp@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 128
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11