Введение
Необходимость профессиональной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в широкий социум ставит перед современной системой инклюзивного и специального среднего профессионального образования ряд актуальных задач — от формирования операционно-технологических умений и гибких навыков организационно-коммуникативной деятельности [Бражникова, 2017; Быстрова, 2022; Быстрова, 2022а; Быстрова, 2021; Хаустов, 2019] до формирования социальных компетенций, необходимых для успешного трудоустройства и становления в профессии [Бражникова, 2017; Быстрова, 2022; Быстрова, 2022а; Хилькевич, 2022; Шеманов, 2022]. Сложнее всего у молодых людей с ОВЗ формируются мотивационноустановочный и рефлексивный компоненты социальной компетенции, представленные такими качествами личности как ответственность, умение принять решение и регуляция собственного поведения [Быстрова, 2022; Шеманов, 2022; Ajzen, 2002; Kurtdede-Fidan, 2018]. Поэтому, по мнению исследователей, даже овладев определенными профессиональными навыками, молодые люди с РАС после окончания школы и профессионального училища оказываются объективно неготовыми к трудовой деятельности, получают негативный опыт первого трудоустройства с быстрым увольнением, и не желая вновь оказаться в травмирующей ситуации, надолго отгораживаются от социума [Бражникова, 2017; Быстрова, 2022; Быстрова, 2022а; Шеманов, 2022; Ajzen, 2002; Saigh, 2022]. По мнению авторов, сформированные морально-этическая ответственность и умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием ситуации, требующей проявления ответственности, являются залогом успешной интеграции молодых людей с РАС в профессиональную среду и становления в профессии в долгосрочной перспективе [Акимова, 2021; Братусь, 2019; Братухина, 2017; Карпенкова, 2019; Самсонова, 2022; Bandura, 1997; Bystrova, 2012]. Тьюторское сопровождение на этапе профессиональной подготовки позволяет представить как учебные трудности компоненты морально-этической ответственности и, развивая рефлексию, добиваться решения возникающих проблем. Эта работа может стать одной из ключевых задач в процессе сопровождения тьютором молодых людей с РАС.
- при значительных индивидуальных различиях большинство выпускников с РАС средних учебных заведений (СУЗ) и школ характеризуются средним и низким уровнями морально-этической ответственности, что затрудняет их профессиональную интеграцию;
- нравственно-психологические отношения молодых людей с РАС характеризуются нестабильностью, противоречивостью и ситуативной изменчивостью отношений к себе, другим людям, к обществу и профессиональной деятельности.
Методы
Методология исследования основана на компетентностном подходе, основным непосредственным результатом которого является формирование ключевых компетенций, характеризующихся многофункциональностью, междисциплинарностью и надпредметностью. Следует отметить, что в научной литературе продолжаются дискуссии о содержании понятий «компетенция» и «ключевая компетенция». В представленной работе компетенция рассматривается как «готовность и способность» выпускника с РАС к профессиональной деятельности [Бражникова, 2017; Франкл, 1990]. Причем «готовность» включает когнитивный, операционно-технологический и мотивационно-установочный компоненты, а «способность» содержит поведенческий и рефлексивный компоненты [Франкл, 1990]. Рефлексивный компонент предполагает самооценивание личностью своей деятельности и прилагаемых в ней усилий, основанное не только на факте их фиксации, но и на «социальной» рефлексии — отзывах тех, кто принимает результаты этих усилий (например, работодателя или покупателей). Самооценивание определяется отношением к себе, другим людям, к профессиональной деятельности и обществу [Ананьев, 2021; Ананьев, 2022; Бражникова, 2017; Быстрова, 2022а; Хилькевич, 2022; Bandura, 1997; Bystrova, 2012; Saigh, 2022]. Необходимость исследования морально-этической ответственности как компетенции у молодых людей с РАС и определение возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки в зависимости от системы нравственно-психологических отношений личности не вызывает сомнений.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы:
- Опросник «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И.Г. Тимощука (ДУМЭОЛП), текст адаптирован Ю.А. Быстровой для понимания его содержания лицами с РАС и с ментальными нарушениями [Ананьев, 2021; Ананьев, 2022]. Опросник позволяет определить основной показатель уровня морально-этической ответственности и значимость каждого параметра (шкалы): шкала 1. «Рефлексия на морально-этические ситуации»; шкала 2. «Нравственная интуиция»; шкала 3. «Экзистенциальный аспект ответственности»; шкала 4. «Альтруистические эмоции»; шкала 5. «Морально-этические ценности». В течение 2021—2022 г.г. опросник проверялся на устойчивость. Исследование проводилось индивидуально, высказывания были адаптированы с учетом особенностей развития мышления респондентов с РАС: уточнялся смысл высказываний, ответы фиксировались экспериментатором, показатели по методике подтверждались результатами целенаправленного наблюдения за респондентами в процессе их работы на социальном предприятии «Особая сборка» в течение 2021—2022 гг. [Ананьев, 2022; Быстрова, 2022а; Быстрова, 2022б].
- Методика исследования нравственно-психологических отношений личности НПОЛ А.Н. Бражниковой. Методика предназначена для исследования нравственно-психологических отношений личности как единой системы отношений к себе, другим людям, к религии, к обществу. Показатели теста обладают конструктной (constract), содержательной валидностью (репрезентативностью) и эмпирической критериальной валидностью. Надежность теста обеспечивается как внутренней согласованностью пунктов, входящих в одни и те же шкалы, так и с помощью ретестирования с интервалом в три месяца. Основные психометрические характеристики методики удовлетворяют требованиям, предъявляемым к психологическим тестам [Бражникова, 2017; Бражникова, 2013]. Методика была модифицирована в соответствии с целью исследования и специфическими особенностями выборки испытуемых. Вместо шкалы «Отношение к религии» была использована шкала «Отношение к профессии, профессиональной деятельности», которая прошла психометрическую проверку [Ананьев, 2022; Быстрова, 2022а; Bystrova, 2012].
- В работе использовались также статистические методы: хи-квадрат Пирсона, критерий Краскела-Уоллиса, сравнительный анализ.
Выборку исследования составили 123 респондента (93 юноши и 30 девушек с расстройствами аутистического спектра и шизотипическими расстройствами (F84.4, F84.1, F84.2, F84.11, F21) в возрасте от 18 до 25 лет, проживающие в Москве и Московской области. Все молодые люди работают на социальном предприятии «Особая сборка» Региональной общественной организации поддержки людей с инвалидностью «Радость» (РООИ «Радость»). В течение одного года они проходили практическую подготовку по освоению профессии сборщика, часть молодых людей сопровождали тьюторы — мастера производства [Бражникова, 2017; Быстрова, 2022а].
Участие в исследовании было добровольным, соблюдались принципы конфиденциальности.
Результаты
Вследствие анализа данных, полученных при проведении методики ДУМЭОЛП, было установлено, что уровень нравственных ценностей личности молодых людей с РАС в сфере ответственности соответствует чаще всего показателю ниже среднего (М=1,89) (таблица 1, шкала 5). Высокий уровень личной и нравственной ответственности (Мax=4) выявлен у двух респондентов из 123. В основном у молодых людей с РАС выявлен средний (34,95%) и низкий (63,42%) уровни развития морально-этической ответственности. Следует отметить, что в структуре морально-этической ответственности у респондентов преобладает интуитивный нравственный выбор (М = 2,464) при решении задач, связанных с трудовой деятельностью и моральной ответственностью за поступки. Это подтверждается также результатами наблюдения во время профессиональной деятельности на предприятии «Особая сборка».
Наибольший показатель выявлен по шкале 4 «Альтруистическое эмоциональное реагирование» (М=2,862): в ответах на вопросы респонденты были склонны проявлять альтруистические эмоции — желание помогать другим, которое они декларируют также при выполнении трудовых задач в «Особой сборке», особенно когда работают в команде с новичками, пришедшими на практику. Как показало наблюдение, молодые люди с РАС сами вызываются помочь новым участникам, но о своем намерении тут же забывают или позже отказываются от него.
Наименьший показатель демонстрирует шкала «Рефлексия в ситуации оценки и выбора поведения» (М = 1,418). Нами была проверена нулевая гипотеза гендерных различий в показателях рефлексии в выборках молодых людей и девушек с помощью теста Краскела-Уоллиса, который не выявил гендерных различий (H=0.014; р=0.9062³0.05).
Таблица 1
Значения шкал опросника «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМЭОЛП) у молодых людей с РАС
|
Статистические параметры |
Шкала 1 |
Шкала 2 |
Шкала 3 |
Шкала 4 |
Шкала 5 |
|
Среднее |
1,418 |
2,464 |
1,452 |
2,862 |
1,89 |
|
Минимум |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
|
Максимум |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Стандартное отклонение |
0,256 |
1,287 |
4,3 |
2,38 |
4,01 |
Примечание: шкала 1 — «Рефлексия в ситуации оценки и выбора поведения»; шкала 2 — «Интуитивный нравственный выбор»; шкала 3 — «Экзистенциальная ответственность»; шкала 4 — «Альтруистическое эмоциональное реагирование»; шкала 5 — «Нравственные ценности».
По остальным показателям морально-этической ответственности также наблюдаются статистически незначимые гендерные различия в результатах молодых людей с РАС (Н=0.016; ρ ³ 0,05).
Результаты методики НПОЛ указывают на ситуативную изменчивость и нестабильность отношений не только к окружающим, социуму в целом, но и к себе и своей профессиональной деятельности (рис. 1).
Из диаграмм на рисунке 1 видно, что наибольшее число респондентов (71,55%) проявляют ситуативную изменчивость в отношении к окружающим, то есть относятся к другим людям в зависимости от отношения к ним самим, от значимости, авторитетности и других факторов. Только 15,45% респондентов с РАС проявили способность понимать и принимать окружающих людей, адекватно оценивать их поступки, эмоции и поведение. 13% респондентов показали низкий уровень по шкале отношения к окружающим, что, с одной стороны, может указывать на социальную отгороженность, нетерпимость во взаимоотношениях с коллегами по цеху, а, с другой стороны, на сниженный уровень понимания эмоционального отношения к другим людям в силу особенностей развития психики.
На шкале «Отношение к себе» видно, что 66,89% молодых людей с РАС проявили нестойкую самооценку, меняющуюся в зависимости от ситуации, настроения и мнения других людей. 28,46% респондентов показали достаточный уровень, свидетельствующий о том, что данные молодые люди находятся в гармонии с собой, — на это указывает и уровень их общего благополучия. 19,51% респондентов с РАС имеют завышенную самооценку (4 балла из 5). Устойчиво низкая самооценка выявлена у 4,65% респондентов.
У 28,46% респондентов выявлена неудовлетворенность общественными процессами. 57,72% респондентов ситуативно относятся к событиям, происходящим в современном обществе, — если люди вокруг одобряют событие, оно оценивается как позитивное, если кто-то плохо отзывается о событиях, то они оцениваются как негативные, — это говорит о низком уровне понимания и осознанного восприятия общественных процессов. Удовлетворенность устройством современного общества выразили 13,82% молодых людей с РАС.
По шкале «Отношение к профессии» 72,36% респондентов с РАС часто меняют свое отношение к профессиональной деятельности в зависимости от ситуации, от вида выполняемых работ, отношений в коллективе, от настроения. Только 13,82% респондентов показали достаточный уровень удовлетворенности профессией и профессиональными обязанностями. Неудовлетворенность требованиями на работе и необходимостью их выполнять выразили 13,82% молодых людей с РАС.
Отметим, что отношение к профессии у респондентов находится в прямой взаимосвязи с отношением к окружающим (r = 0,893, p <0,01), к себе (r = 0,904, p <0,001) и к обществу в целом (r = 0,882, p <0,01). Так респонденты, которые ситуативно относятся к событиям, происходящим в современном обществе, точно так же ситуативно выражают свое отношение к профессиональной деятельности. Респонденты, которые довольны собой, чаще всего хвалят и свою профессию, и наоборот, те, кто считает, что у них ничего не получится, называют себя «неудачниками», — выражают и отрицательное отношение к профессии, которой занимаются. Взаимосвязь отношений с окружающими и отношения к профессии подтверждается практическим опытом работы на предприятии «Особая сборка»: сотрудники с РАС способны к ответственной работе, если находятся в ситуации доброжелательности, — тогда они налаживают социальные связи и испытывают общее благополучие и сами проявляют доброжелательность [Бражникова, 2017]. Шкала «Отношение к обществу» положительно коррелирует со шкалой «Нравственные ценности» (r = 0,921, p <0,001) и свидетельствует о воспитательной роли семьи и учреждения образования в формировании социальных связей и опосредованно — в создании положительного отношения к трудовой деятельности как к общественно полезной.
Результаты корреляционного анализа шкал методики ДУМЭОЛП между собой (см. таблицу 2) указывают на корреляцию между интуитивным выбором и рефлексией (p <0,001), между интуитивным выбором и альтруистическим эмоциональным реагированием (p <0,001), между нравственным выбором и нравственными ценностями (p < 0,001).
Результаты корреляционного анализа данных по двум методикам указывают на взаимосвязь показателей основных структурных компонентов компетенции морально-этической ответственности и шкал «Отношение к себе», «Отношение к окружающим», «Отношение к профессии» и «Отношение к обществу» (рис. 2).
Рис. 1. Уровень выраженности нравственно-психологических отношений личности молодых людей с РАС по шкалам:
1 — «Отношение к окружающим»; 2 — «Отношение к себе»; 3 — «Отношение к обществу»; 4 — «Отношение к профессии»
Таблица 2
Взаимосвязь показателей шкал опросника «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» (ДУМЭОЛП) у всех респондентов выборки
|
|
шкалы методики |
|||||
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
|
шкалы методики |
5 |
|
*** |
** |
* |
* |
|
6 |
*** |
|
** |
*** |
*** |
|
|
7 |
** |
** |
|
* |
* |
|
|
8 |
* |
*** |
* |
|
* |
|
|
9 |
* |
*** |
* |
* |
|
|
Примечание: * — p<0,05, ** — p<0,01, *** — p<0,001; использовался статистический метод хи-квадрат Пирсона.
Показатели интеркорреляций шкал методики НПОЛ составляют от r = 0,882 до r = 0,956.
Обсуждение результатов
Результаты проведенного исследования показали, что принявшие в нем участие молодые люди с РАС, работающие на социальном предприятии «Особая сборка» по модели сопровождаемого трудоустройства, характеризуются низким и средним уровнями морально-этической ответственности. При этом в структуре ответственности у молодых людей доминирует интуитивный нравственный выбор, что указывает на возможность развития у них ответственного отношения к своей деятельности и поступкам. Значимыми для нашего исследования являются и альтруистические эмоции, например, желание помогать другим. Однако наблюдения показали, что переживания как потребность помогать другим молодые люди с РАС испытывали как помогая, так и просто заявляя о желании и правильности решения помочь другим, но в итоге в подходящей ситуации помогать отказывались. Это указывает на расхождение между знанием, пониманием нравственных норм и их применением в жизненных ситуациях [Бражникова, 2017; Быстрова, 2022; Быстрова, 2022а; Хилькевич, 2022; Шеманов, 2022].
Компетенция ответственности в профессии у молодых людей с РАС напрямую связана с отношением к окружающим людям и с моральным климатом в коллективе, а также может меняться в зависимости от понимания и осознания собственных действий, действий других и социальных ситуаций в целом. Именно на это должна быть направлена профессиональная подготовка молодых людей, включающая помощь индивидууму в осознанном выстраивании им единой логически обусловленной траектории своего образовательного пути [Быстрова, 2021]. Логическая обусловленность предполагает наличие интереса и соответствие этого интереса моральноэтическим аспектам, поиск и выбор профессии, в которой этот интерес мог бы быть реализован [Bystrova, 2012].
Большинство респондентов показали ситуативную изменчивость системы нравственно-психологических отношений, что свидетельствует о том, что усвоенные во время обучения нравственные нормы общества молодыми людьми с РАС используются в знакомых жизненных ситуациях. Это подтверждается результатами — показателями шкалы рефлексии методики ДУМЭОЛП (М = 1,418).
Рис. 2. Корреляционные связи показателей по методике «Нравственно-психологические отношения личности» с показателями опросника «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» у всех респондентов выборки
Примечание: р < 0,05; НПОЛ, шкалы: 1 — «Отношение к окружающим»; 2 — «Отношение к себе»; 3 — «Отношение к обществу»; 4 — «Отношение к профессии»; ДУМЭОЛП, шкалы: 5 — «Рефлексия в ситуации выбора поведения»; 6 —
«Интуитивный нравственный выбор»; 7 — «Экзистенциальная ответственность»; 8 — «Альтруистическое эмоциональное реагирование»; 9 — «Нравственные ценности».
Также стоит заметить, что некоторые особенности поведения молодых людей могут совпадать с кажущейся профессиональной ответственностью, и на самом деле человек не может не делать так, как
«велит ему», например, стремление к порядку. Если при этом такое стремление не рассматривается социальным окружением как патологическое, а, наоборот, социально востребованное, то это позволяет переориентировать человека с потребности в суперконтроле и с тревожности на самопринятие и принимающее отношение человека к своим особенностям [Леонтьев, 2005].
Выявленная зависимость морально-этической ответственности и нравственно-психологических отношений личности указывает на необходимость целенаправленной работы с обучающимися с РАС по развитию понимания и осознания собственных действий, поступков и их последствий для себя и окружающих, а также на осознание себя в профессиональном взаимодействии. Такая работа проводится в рамках профессиональной подготовки молодых людей с РАС.
Выводы
- Исследование показало, что морально-этическая ответственность как компетенция молодых людей с РАС взаимосвязана с системой нравственно-психологических отношений личности и определяется отношением к себе, другим людям, к профессиональной деятельности и обществу.
- Установлено, что большинство молодых людей с РАС характеризуются средним и низким уровнями ответственности, а в структуре морально-этической ответственности личности у них доминирует интуитивный нравственный выбор. Нравственно-психологические отношения носят ситуативный, изменчивый характер. Молодых людей с РАС отличает нестабильность отношений к сотрудникам в коллективе и к деятельности в целом. Показатели шкал говорят о ситуативной любви к себе, окружающим и к профессии, указывают на удовлетворенность современным обществом при недостаточном понимании явлений и процессов, происходящих в нем.
Результаты данного исследования помогут определить специфику профессиональной подготовки молодых людей с РАС, учитывая их идивидуальные психологические особенности. Профессиональная подготовка молодых людей с РАС предполагает создание необходимой развивающей среды, образовательных событий и образовательных ситуаций, в которых обучающийся мог бы проявить те качества, которые потом, на основе полученного успешного опыта, сформируют устойчивые нравственно-психологические отношения и качество ответственности. Эта ответственность будет тем устойчивее, чем ближе она совпадет с личным интересом обучающегося. Тогда, даже при пониженном социальном компоненте, результат трудовой деятельности будет иметь востребованное потребителем качество. Такая работа представлена функционалом тьютора, обозначенного в профессиональном стандарте
«Специалист в области воспитания» как средовой специалист, выявляющий и сопровождающий интерес тьюторанта, а также удерживающий рамку причинно-следственных связей: мотивов освоения профессии, целей и результатов.
Дальнейшее исследование будет направленно на развитие тьютором у молодых людей с РАС морально-этической ответственности как компетенции, на возможности ее формирования в процессе профессиональной подготовки во взаимосвязи с системой нравственно-психологических отношений личности, что требуется для освоения профессии и интеграции молодежи с РАС в профессиональное сообщество.