Психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство

403

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, связанного с проблемой вовлечения современной молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство. В гипотезе исследования предполагается, что успех данного процесса во многом обусловлен выраженностью определенных личностных характеристик у молодых людей. В качестве респондентов выступили 60 человек, из которых: 30 — не вовлечены в религиозные и культовые организации и 30 — участники закрытых религиозных групп в социальных сетях, 17 мужчин и 43 женщины в возрасте 20—28 лет, а также в исследовании приняли участие 50 экспертов, работающих в учреждениях, занимающихся религиоведческими проблемами и вопросами сектантства. Применялись специально разработанная авторская анкета, а также стандартизированные методики. Выявлено, что молодой человек, вовлеченный в религиозные организации, стремится к людям, быть членом социальной группы, для него характерны: низкие самооценка, уровень критического мышления, степень защиты от манипуляций, а так же склонность к зависимому поведению.

Общая информация

Ключевые слова: вовлечение в религиозные организации, психологические особенности молодого возраста, личностные характеристики, условия вовлечения

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100313

Для цитаты: Миронова О.И. Психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 189–210. DOI: 10.17759/psylaw.2020100313

Полный текст

Введение

После распада Советского государства в обществе образовался духовный вакуум, заполнить который оказалось не так просто. За последние десятилетия в стране возникло множество религиозных и культовых организаций, чья деятельность самым активным образом связана с вербовкой молодежи в свои ряды. Известным фактом в психологии является то, что как раз для молодого возраста характерно осуществление поиска жизненного пути, сензитивность к новым, порой радикальным, идеям, увлечение духовными ценностями. До сих пор в образовательных институтах страны не проводится политика религиозного просвещения, следствием чего обнаруживается низкий уровень религиозной культуры у молодежи. Молодому человеку порой трудно разобраться, какие организации можно отнести к деструктивным религиозным группам. Тем более что данные организации в своей работе проявляют большую изощренность, используя самые различные манипулятивные средства в работе с потенциальными членами группы, хорошо разбираясь в возрастных особенностях, обстоятельствах жизни вербуемых в свои ряды адептов.Также активно ими используется интернет-пространство, что немаловажно при работе именно с молодежью. Поэтому актуальной на сегодняшний день становится проблема психологических особенностей молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.

Зарубежные ученые рассматривают религиозные организации в контексте двух позиций. Первый подход представляют Д.Д. Коутс, М. Кленк, Г. Беккер, которые при определении типа религиозной организации используют термин «новое религиозное движение» [10; 11; 12]. Второй подход представляет Дж. Лолич, который выделяет понятие «культ» [13]. В отечественной науке можно выделить две современные типологии: В.Г. Крысько (церковь, деноминация, секта) и Б.А. Исаева (церковь, деноминация, секта, культ). Ученые Д.С. Сухов, В.М. Целуйко, А.В.Романова исследуют понятие «секта»; А.В. Кузьмин, М.Г. Яковлева выделяли понятие «деструктивная секта»; В.Ф. Елкинс, В.В. Горохова, В.В. Комарова, Т.В. Штыркова, О.В. Куропаткина поддерживали зарубежный коллег и выделяли термин «новое религиозное движение»; А.В. Романова исследовала понятие «культ».

Рассматривая вопрос вовлечения в религиозные и культовые организации, Р. Лифтон разработал теорию «промывания мозгов». Методика состоит из восьми критериев реформирования мышления сект [4].

Д.Д. Коутс выделял две модели вовлечения — «социальный дрейф» и «промывание мозгов» [10]. Во второй модели особая роль отводится трудным жизненным обстоятельствам человека, в которых он оказался. Попадая в секту, человек получает своего рода терапию в виде позитивного общения, принятия, как следствие повышается его самооценка, он лучше начинает контролировать свою жизнь [10; 11].

В отечественной науке существует множество исследований, посвященных изучению механизмов вовлечения, где можно выделить следующих авторов Е.В. Ильюк, В.А. Монастырский, В.И.Семенова, Т.К. Мухина, Ю.В. Власова. Е.Н. Волков, Е.С. Лиманских, М. Г. Яковлева [2; 3; 5; 6; 9].

Изучая приемы вовлечения и удержания адептов в секте В.А. Монастырский, Ж.В. Садовникова разделили их на три большие группы: приемы психологического воздействия, средства физического воздействия, средства эмоционально-психологического воздействия [5].

В нашей работе мы основываемся на подходе Ж.В. Садовниковой, в соответствии с которым процесс вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации связывается с использованием различных социальных и индивидуально-психологических инструментов, направленных на обман молодых людей и, таким образом, вовлечение их в секты [8].

Изучением причин вовлечения в религиозные организации в зарубежной психологии занимались Д.К. Росс и М.Д. Лангон, А. Верма и др. [15]. В отечественной психологии данной проблемой занимались И.А. Савиченко, В.М. Целуйко, Ю.В. Власова, Т.К. Мухина, В.А. Монастыркий и др. Отечественный ученый А.В. Романов, изучая причины вовлечения в секты, выделил 7 факторов: возраст, неудачи в семейной жизни и пр. [7]. При поиске новых адептов вербуют практически все возрастные группы от школьников до пенсионеров, но наиболее уязвимыми считаются молодые люди.

Среди различных причин значимым условием в процессе вербовки в религиозные и культовые организации выступают характеристики самой личности молодого человека.

Цель исследования — выявить психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что выраженность определенных личностных характеристик у молодых людей (подверженность манипуляциям, виктимность, зависимое поведение и др.) обусловливает их вовлечение в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.

 

Методика

Исследование, обработка его результатов проводились совместно с В.В. Акимовой и является продолжением ряда опубликованных ранее совместных работ [1; 14].

Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе была организована экспертная оценка психологических особенностей молодых людей как условия вовлечения их в религиозные и культовые организации.

Исследование проводилось путем сбора данных через интернет-рассылки «Google формы». В нем приняли участие 50 экспертов, работающих в учреждениях, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Распределение организаций экспертов

Название учреждений

Количество человек

Проценты

Общественный центр «Просвет-инфо» (Уфа)

6

12%

Центр религиоведческих исследований (Саратов)

6

12%

Информационно-консультативный центр по вопросам сектантства (Кемерово)

5

10%

Информационно-консультационный центр по вопросам тоталитарных сект (Ставрополь)

7

14%

Центр по проблемам сект и оккультизма (Томск)

5

10%

Сахалинский информационно-консультационный центр религиоведческих исследований

7

14%

Международный научный журнал Российского исламского института «Мусульманский мир» (Казань)

1

2%

Социальная группа пострадавших от тоталитарных сект и психокультов «Тоталитарные секты и психокульты» (Москва)

6

12%

Социальная группа «Сектоведение. Изучение сект» (Москва)

7

14%

 

Была разработана авторская анкета «Психологические особенности молодежи как условия вовлечения в религиозные и культовые организации через интернет-пространство». Методика состоит из 15 утверждений, предполагающих 6 вариантов ответов, и включает оценку влияния разных личностных характеристик (выявлены при теоретическом анализе) на вовлечение молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.

На втором этапе исследования с помощью стандартизированных методик выявлялись психологические характеристики личности, обозначенные экспертами, и проводился, с помощью U-критерия Манна—Уинти, сравнительный анализ полученных результатов у молодых людей, вовлеченных и не вовлеченных в религиозные организации.

В качестве респондентов выступили 60 человек, из которых — 30 студентов и 30 участников закрытых религиозных групп в социальных сетях «Вконтакте» и «Facebook», представленных в табл. 2.

 

Таблица 2

Распределение социальных групп испытуемых

Название группы

Количество человек

Проценты

Тантра-Сангха

3

10%

Кундалини-Тантра-Йога

4

13,3%

Сахаджа йога

7

23,4%

Международное Общество Сознания Кришны

6

20%

Учение Виссариона

4

13,3%

Великое Всемирное Белое Братство

3

10%

Харе Кришна

3

10%

 

Среди испытуемых — 17 мужчин и 43 женщины в возрасте от 20—28 лет. Возрастное распределение испытуемых представлено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение возрастных показателей испытуемых

Возраст

Количество человек

Проценты

20

3

5%

21

5

8,3%

22

4

6,7%

23

6

10%

24

11

18,3%

25

13

21,7%

26

11

18,3%

27

7

11,7%

 

Таким образом, средний возраст испытуемых — 23,5; среди них больше всего испытуемых, которым исполнилось 25 лет (21,7%) и меньше всего — в возрасте 20 лет (5%). Среди испытуемых 47 (78,3%) испытуемых имеют высшее образование, 9 человек закончили колледж (15%) и 4 человека бросили обучение в университете или колледже (6,7%).

На основании биографического анализа людей, их социального статуса, уровня образованности, возрастных характеристик репрезентативную выборку можно считать однородной.

Использованные методики:

1.       Авторская анкета «Вовлечение в религиозные организации через интернет-пространство». Цель — выявить влияние интернет-пространства на вовлечение в религиозные организации. Методика состоит из 13 вопросов и 4 блоков: «Официальные сайты и группы в социальных сетях»; «Онлайн-вебинары и тренинги»; «Псевдонаука и парапсихология»; «Отношение к религиозной рекламе».

2. Тест «Подверженность манипуляциям». Автор — Е.А. Тарасов. Цель — выявить уровень незащищенности от манипулирования. Методика состоит из 14 вопросов и представлена одной шкалой.

3. Опросник «Изучение общей самооценки». Автор — Г.Н. Казанцева. Цель — выявить уровень самооценки. Методика состоит из 20 вопросов и представлена одной шкалой.

4. Методика «Склонность к виктимному поведению». Автор — О.О. Андронникова. Цель — выявить предрасположенности личности к виктимному поведению. Методика состоит из 86 вопросов и представлена 7 шкалами.

5. Тест «Критическое мышление». Автор — Л. Старки. Цель — диагностика навыков критического мышления. Методика состоит из 10 вопросов и представлена одной шкалой.

6. Опросник «Аффилиация». Автор — А. Мехрабиана. Цель — выявить уровень стремления к людям. Методика состоит из 62 вопросов и представлена 2 шкалами.

7. Методика «Тест “Межличностные отношения”». Автор — Т. Лири. Цель — выявить уровень представлений субъекта о себе. Методика состоит из 128 утверждений и представлена 8 шкалами.

 

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования с помощью экспертной оценки доминирующие позиции в качестве условий вовлечения в религиозные и культовые организации через интернет-пространство заняли следующие психологические особенности молодых людей: низкая самооценка, манипулятивная незащищенность, виктимность, низкий уровень критичного мышления, потребность к принадлежности к социальной группе, зависимое поведение.

На втором этапе, по результатам авторской анкеты «Вовлечение в религиозные организации через интернет-пространство», были получены следующие результаты. Рассмотрим вопросы первого блока методики «Официальные сайты и группы в социальных сетях», которые представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Являетесь ли Вы участником какого-либо религиозного сообщества в социальных сетях?»

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы официальные сайты религиозных организаций?»

 

Таким образом, большая часть испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, являются участниками какой-либо религиозной социальной группы и знают официальные сайты религиозных организаций (93,3%). Молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации, в большей степени не являются и участниками религиозных групп в социальной сети (86,7%) и мало знают сайты религиозных организаций (23,3%).

Вопросы второго блока методики «Онлайн вебинары и тренинги» представлены на рис. 3—7.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Видели ли Вы рекламу религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете?»

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы видели рекламу религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете?»

Рис.5. Распределение ответов на вопрос «Какую рекламу религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете Вы помните?»

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Посещали ли Вы рекламируемые в Интернете духовно-ориентируемые тренинги или вебинары?»

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Приглашали ли Вас посетить духовно-ориентированные вебинары или тренинги?»

 

Таким образом, молодые люди, вовлеченные в религиозные организации, видят религиозную рекламу раз в месяц (50%), что в 2 раза больше, чем молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации (20%). Большинство испытуемых двух групп не указали рекламу, которую встречали в Интернете. Среди указанных рекламных объявлений выделяются следующие: «Хочешь поговорить с Богом?», «Библейский миллионер», «Философские основы Тантры», «Лекции Шри Матаджи», «Трансляции классов по Шримад Бхагаватам из Шри Маяпур Дхамы», «Духовная практика для женщин», «Вебинар «Формула веры»».

Среди официальных сайтов молодые люди выделяют: http://slovo.vissarion.ru и http://vissarion.name/ (Церковь Последнего Завета), http://iskcon.org (Общество Сознания Кришны), http://www.prosveta.ru/ (Белое Братство).

Молодых людей, вовлеченных в религиозные организации, чаще приглашают посетить религиозные онлайн-вебинары и тренинги (63,3%) в связи с чем они чаще посещают данные мероприятия (76,7%) по сравнению с молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации (23,3% и 6,7%).

Вопросы третьего блока «Псевдонаука и парапсихология» представлены на рис. 8—10.

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Интересует ли Вас тема, поднимаемая на канале “ТВ-3”?»

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «Интересует ли Вас тема, поднимаемая в телепередаче “Битва экстрасенсов”?»

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Прислушиваетесь ли Вы к астрологическим прогнозам в Интернете?»

 

Таким образом, молодые люди, вовлеченные в религиозные организации, имеют низкий интерес к мистическим темам (23,3% и 36,7%) также, как и молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации (6,7% и 23,3%). У религиозных испытуемых наблюдается более высокая тенденция прислушиваться к астрологическим прогнозам (76,6%) по сравнению с нерелигиозными сверстниками (36,7%).

Вопросы четвертого блока «Отношение к религиозной рекламе» представлены на рис. 11—13.

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к рекламе религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете и на телевидение?»

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, эффективны ли духовно-ориентированные онлайн-тренинги или вебинары?»

Рис. 13. Распределение ответов на вопрос «Против ли Вы популяризации религии в Интернете?»

Таким образом, молодые люди, вовлеченные в религиозные организации, склонны относиться к рекламе религиозных сообществ в Интернете хорошо (30%) и удовлетворительно (50%). Молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации, относятся к рекламе религиозных сообществ удовлетворительно (36,6%) и плохо (36,6%). Религиозные испытуемые в 2 раза больше считают эффективными религиозные тренинги (76,7%) по сравнению с нерелигиозными испытуемыми (33,3%), при этом большинство испытуемых двух групп выступают против рекламы религиозных сообществ в Интернете.

Данные, полученные по методике «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой позволяют говорить о том, что большее количество нерелигиозных испытуемых имеют средний уровень самооценки (63,3%). Религиозные молодые люди чаще имеют заниженную самооценку (50%).

Рис. 14. Результаты методики «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой

 

Таким образом, из рис. 14 видно, что среди вовлеченных в религиозные организации в 5 раз больше испытуемых с низкой самооценкой (50%) по сравнению с молодыми люди, не вовлеченными в религиозные организации (10%).

По результатам методики «Степень Вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова, 15 нерелигиозных испытуемых имеют высокий уровень защищенности от манипуляций (50%). 13 религиозных испытуемых имеют низкий уровень защиты от манипуляций (43,7%).

Рис. 15. Результаты методики «Степень Вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова

 

Таким образом, ориентируясь на рис. 15, видно, что вовлеченные в религиозные организации молодые люди в 2 раза больше (43,7%) имеют низкий уровень защиты от манипуляций по сравнению с не вовлеченными в религиозные организации испытуемыми (20%). Не вовлеченные в религиозные организации молодые люди почти в два раза больше имеют высокий уровень защиты от манипуляций (50%) по равнению с молодыми людьми, вовлеченными в религиозные организации (20%). Для вовлеченных в религиозные организации молодых людей характерно при контактах с манипулятором стать его жертвой и поступить в интересах манипулятора в ущерб своим.

В ходе проведения методики «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой были получены следующие результаты. Обработка данных начинается со шкалы социальной желательности, у которой максимально возможная сумма — 10 баллов. Данный показатель применяется для оценки достоверности ответов. Если испытуемый получает от 8 и более баллов, то использовать полученные результаты не рекомендуется, так как испытуемый стремится представить себя в наилучшем свете при ответе на вопросы теста. На рис. 16 показано распределение ответов испытуемых двух групп: испытуемых, вовлеченных в религиозные или культовые организации, и испытуемые, не вовлеченных в религиозные и культовые организации, — относительно максимальных и минимальных значений.

Рис. 16. Распределение ответов испытуемых по шкале социальная желательность

 

На рис. 16 видно, что набранные испытуемыми баллы по шкале «Социальная желательность» находятся в диапазоне от 0 до 7 и не пересекают отметку 8. Таким образом, данные испытуемых являются достоверными.

При анализе других шкал методики были получены следующие результаты, представленные на рис. 17 и 18. У не вовлеченных испытуемых все шкалы, кроме «Некритичное поведение», показатели находятся в норме. Максимальный показатель по уровню выше нормы имеет шкала «Зависимое поведение» (26,7%). Максимальный показатель по уровню ниже нормы имеет шкала «Агрессивное поведение» (26,7%).

У вовлеченных испытуемых по всем шкалам, кроме «Зависимое поведение», показатели находятся в норме. Максимальный показатель по уровню выше нормы имеют шкалы «Гиперсоциальное поведение» и «Некритичное поведение» (26,7%). Максимальный показатель по уровню ниже нормы имеет шкала «Зависимое поведение» (50%).

 

Рис. 17. Результаты методики «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой не вовлеченных в религиозные организации

Рис. 18. Результаты методики «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой вовлеченных в религиозные организации

 

Таким образом, у испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, в 2 раза больше выражено зависимое поведение (50%) и некритичное поведение (43,3%), чем у молодых людей, не вовлеченных в религиозные и культовые организации (20% и 16,7%).

По результатам методики «Критическое мышление» Л. Старки, 22 человека, вовлеченных в религиозные организации, имеют высокий уровень критического мышления (73,3%), а 26 испытуемых, не вовлеченных в религиозные организации, имеют высокий уровень критического мышления (86,7%).

Рис. 19. Результаты методики «Критическое мышление» Л. Старки

 

Таким образом, из рис. 24 видно, что среди испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, в 2 раза больше молодых людей с низким уровнем критического мышления (26,6%), по сравнению с молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации (13,3%).

Методика «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана показала, что у не вовлеченных в религиозные организации испытуемых мотив стремления к людям у большинства испытуемых находится в норме (43,3%), тогда как у вовлеченных в религиозные организации испытуемых мотив стремления к людям имеет высокий уровень. Результаты представлены на рис. 20 и 21.

У не вовлеченных в религиозные организации испытуемых мотив боязни быть отвергнутым находится в пределах среднего уровня (63,4%). У вовлеченных в религиозные организации испытуемых так же, как и у не вовлеченных в религиозные организации испытуемых страх быть отвергнутым находится в пределах нормы (43,3%).

Рис. 20. Результаты методики «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана не вовлеченных в религиозные организации

Рис. 21. Результаты методики «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана вовлеченных в религиозные организации

 

Таким образом, у молодых людей, вовлеченных религиозные и культовые организации, в 2 раза выше мотивы стремления к людям и боязнь быть отвергнутыми (43,3% и 26,7%), по сравнению с испытуемыми, не являющимися участниками религиозных сообществ (16,7% и 13,3%).

По результатам методики «Тест межличностных отношений» Т. Лири были получены следующие результаты, представленные на рисунках 22 и 23. У не вовлеченных в религиозные организации испытуемых отмечается высокий уровень по шкалам «Авторитарный» (43,3%), «Эгоистичный» (36,7%), низкий уровень — по шкале «Альтруистический» (30%). У вовлеченых в религиозные организации испытуемых отмечается высокий уровень по шкалам «Агрессивный» (43,3%), «Зависимый (43,3%). Низкий —по шкалам «Дружелюбный» (36,7%), «Эгоистичный» (30%).

Рис. 22. Результаты методики «Тест межличностных отношений» Т. Лири не вовлеченных в религиозные организации

Рис. 23. Результаты методики «Тест межличностных отношений» Т. Лири вовлеченных в религиозные организации

 

Таким образом, среди испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, в 2 раза больше молодых людей с высоким уровнем агрессивности (43,3%), подчиняемости (36,7%) и зависимости (43,3%), по сравнению с молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации (23,3%, 13,3% и 16,7%).

На основании полученных данных после анализа и интерпретации результатов исследования был осуществлен количественный анализ. Для выявлений различий между группами вовлеченных и не вовлеченных в религиозные организации был использован U-критерий Манна—Уитни. В табл. 4 представлены значения значимых различий.

Таблица 4

Результаты расчета статистически значимых между молодыми людьми, вовлеченными в религиозные организации, и молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации

Шкалы

Uэмп

Уровень статистической значимости (p)

Самооценка

279.5

0,011959

Критическое мышление

286.5

0,015959

Степень незащищенности от манипуляций

289.5

0,018006

Склонность к зависимому и беспомощному поведению

289

0,017650

Склонность к некритичному поведению

283.5

0,014120

Стремление к людям

291

0,019113

Зависимость

292

0,019884

 

По результатам количественного анализа, представленного в табл. 4, по шкале «Самооценка» существуют статистические различия между испытуемыми, вовлеченными и не вовлеченными в религиозные организации (Uэмп=279,5). Таким образом, у членов религиозных организаций чаще заниженная самооценка.

По шкале «Критическое мышление» существует значимое различие между испытуемыми, являющимися и не являющимися членами религиозных организаций (Uэмп=286,5). Таким образом, среди молодежи, вовлеченной в религиозные организации, более низкий уровень критического мышления по сравнению с не вовлеченными в религиозных организациях сверстниками. Данное условие подтверждает также шкала «Склонность к некритичному поведению», по которой также получилось значимое различие между двумя группами (Uэмп=283,5).

По шкале «Степень защиты от манипуляций» существует статистически значимое различие между испытуемыми, вовлеченными и не вовлеченными в религиозные организации (Uэмп=289,5). Таким образом, у членов религиозных организаций ниже степень защищенности от манипуляций, чем у молодых людей, не вовлеченных в религиозные организации.

По шкале «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» существует значимое различие между испытуемыми, являющимися и не являющимися членами религиозных организаций (Uэмп=289). Таким образом, молодые участники религиозных организаций склоны к зависимому поведению. Данное условие подтверждает также шкала «Зависимость», по которой также получилось значимое различие между двумя группами (Uэмп=292).

По шкале «Стремление к людям» существует статистически значимое различие между испытуемыми, вовлеченными и не вовлеченными в религиозные организации (Uэмп=291). Таким образом, вовлеченные в религиозные организации испытуемые имеют более выраженную потребность принадлежности к социальной группе, нежели молодые люди, не являющиеся участниками религиозных организаций.

 

Выводы

По результатам проведенного эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

1. Молодые люди, вовлеченные в религиозные или культовые организации, являются членами религиозных интернет-сообществ, посещают религиозные онлайн-тренинги или вебинары и удовлетворительно относятся к рекламе в Интернете. Молодой человек, являющийся членом религиозной или культовой организации, чаще имеет заниженную самооценку и склонен к зависимому поведению, а также легко подвергается манипуляциям извне, стремится быть участником какой-либо социальной группы. Для него характерно проявлять неосмотрительность, что выражается также в низком уровне критического мышления.

2. Молодые люди, не вовлеченные в религиозные или культовые организации, не интересуются религиозными интернет-сообществами, духовно ориентируемыми онлайн-вебинарами и тренингами. Чаще всего не одобряют рекламу религиозных сообществ в Интернете. У молодых людей, не вовлеченных в религиозные или культовые организации, преобладает средний уровень самооценки и выражена потребность в стремлении к людям. Виктимные показатели испытуемых данной группы находятся в норме. У молодого человека, не вовлеченного в религиозные или культовые организации высокий уровень критического мышления, что способствует высокой защите от манипуляций.

Литература

  1. Акимова В.В., Миронова О.И. Факторы вовлечения в религиозные организации и особенности индивидуальной структуры религиозности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17. № 4(149). С. 46—55. DOI: 10.17922/2071-5323-2018-17-4-46-55
  2. Ильюк Е.В. Деструктивная секта как «психологическая» тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах) // Виктимология. 2018. № 1(15). C. 50—57.
  3. Лиманских Е.С. Механизмы воздействия на личность и последствия вовлечения в деструктивные религиозные организации // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Юридические клиники в системе оказания бесплатной юридической помощи РФ» (г. Шадринск, 08 декабря 2018). Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2018. С. 105—112.
  4. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тоталитаризма. М., 2005. 118 с.
  5. Монастырский В.А., Садовникова Ж.В. Причины ухода, приемы заманивания и особенности психологического воздействия на молодежь в сектах // Вопросы воспитания. 2008. № 13. С. 107—121.
  6. Мухина Т.К. Педагогическая профилактика вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации в общеобразовательных учреждениях. Владимир: Владимирский государственный университет, 2016. 72 с.
  7. Романов А.В. Причины вовлечения в культовые религиозные группы // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 2(46). С. 137—142.
  8. Садовникова Ж.В. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты: дисс. … канд. пед. наук. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2004. 193 с.
  9. Яковлева М.Г. О теоретических основах педагогической профилактики вовлечения американской молодежи в деструктивные секты // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016 № 6. С. 64—68.
  10. Coates D.D. «Cult Commitment» from the Perspective of Former Members: Direct Rewards of Membership versus Dependency Inducing Practices // Deviant Behavior. 2012. № 33. P. 168—184.
  11. Coates D.D. Counselling former members of charismatic groups: considering pre-involvement variables, reasons for joining the group and corresponding values // Mental Health, Religion and Culture. 2011. № 3. P. 191—207.
  12. Klenk М. New Religious Movements in Global Perspective // Religionswissenschaft. 2012. № 7. P. 1—16.
  13. Lalich J. Bounded Choice: True Believers and Charismatic Cults. London: University of California Press, 2004. 353 р.
  14. Mironova О., Akimova V., Ivanova O., Polyakova O. Social and psychological factors of youth involvement in religious and cult organizations through the Internet / Proceedings1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (Volgograd, July 2019) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019.Vol. 331. P. 481—487.
  15. Verma A., Verma M., Rahul T.M., Khurana S., Rai A. Measuring accessibility of various facilities by walking in world’s largest mass religious gathering — Kumbh Mela // Sustainable Cities and Society. 2019. № 45. P. 79—86.

Информация об авторах

Миронова Оксана Ивановна, доктор психологических наук, доцент, профессор департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), профессор, департамент психологии и развития человеческого капитала, факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4822-5877, e-mail: mironova_oksana@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1369
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 403
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4