Введение
После распада Советского государства в обществе образовался духовный вакуум, заполнить который оказалось не так просто. За последние десятилетия в стране возникло множество религиозных и культовых организаций, чья деятельность самым активным образом связана с вербовкой молодежи в свои ряды. Известным фактом в психологии является то, что как раз для молодого возраста характерно осуществление поиска жизненного пути, сензитивность к новым, порой радикальным, идеям, увлечение духовными ценностями. До сих пор в образовательных институтах страны не проводится политика религиозного просвещения, следствием чего обнаруживается низкий уровень религиозной культуры у молодежи. Молодому человеку порой трудно разобраться, какие организации можно отнести к деструктивным религиозным группам. Тем более что данные организации в своей работе проявляют большую изощренность, используя самые различные манипулятивные средства в работе с потенциальными членами группы, хорошо разбираясь в возрастных особенностях, обстоятельствах жизни вербуемых в свои ряды адептов.Также активно ими используется интернет-пространство, что немаловажно при работе именно с молодежью. Поэтому актуальной на сегодняшний день становится проблема психологических особенностей молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.
Зарубежные ученые рассматривают религиозные организации в контексте двух позиций. Первый подход представляют Д.Д. Коутс, М. Кленк, Г. Беккер, которые при определении типа религиозной организации используют термин «новое религиозное движение» [Coates, 2012; Coates, 2011; Klenk, 2012]. Второй подход представляет Дж. Лолич, который выделяет понятие «культ» [Lalich, 2004]. В отечественной науке можно выделить две современные типологии: В.Г. Крысько (церковь, деноминация, секта) и Б.А. Исаева (церковь, деноминация, секта, культ). Ученые Д.С. Сухов, В.М. Целуйко, А.В.Романова исследуют понятие «секта»; А.В. Кузьмин, М.Г. Яковлева выделяли понятие «деструктивная секта»; В.Ф. Елкинс, В.В. Горохова, В.В. Комарова, Т.В. Штыркова, О.В. Куропаткина поддерживали зарубежный коллег и выделяли термин «новое религиозное движение»; А.В. Романова исследовала понятие «культ».
Рассматривая вопрос вовлечения в религиозные и культовые организации, Р. Лифтон разработал теорию «промывания мозгов». Методика состоит из восьми критериев реформирования мышления сект [Лифтон, 2005].
Д.Д. Коутс выделял две модели вовлечения — «социальный дрейф» и «промывание мозгов» [Coates, 2012]. Во второй модели особая роль отводится трудным жизненным обстоятельствам человека, в которых он оказался. Попадая в секту, человек получает своего рода терапию в виде позитивного общения, принятия, как следствие повышается его самооценка, он лучше начинает контролировать свою жизнь [Coates, 2012; Coates, 2011].
В отечественной науке существует множество исследований, посвященных изучению механизмов вовлечения, где можно выделить следующих авторов Е.В. Ильюк, В.А. Монастырский, В.И.Семенова, Т.К. Мухина, Ю.В. Власова. Е.Н. Волков, Е.С. Лиманских, М. Г. Яковлева [Ильюк, 2018; Лиманских, 2018; Монастырский, 2008; Мухина, 2016; Яковлева].
Изучая приемы вовлечения и удержания адептов в секте В.А. Монастырский, Ж.В. Садовникова разделили их на три большие группы: приемы психологического воздействия, средства физического воздействия, средства эмоционально-психологического воздействия [Монастырский, 2008].
В нашей работе мы основываемся на подходе Ж.В. Садовниковой, в соответствии с которым процесс вовлечения молодежи в религиозные и культовые организации связывается с использованием различных социальных и индивидуально-психологических инструментов, направленных на обман молодых людей и, таким образом, вовлечение их в секты [Садовникова, 2004].
Изучением причин вовлечения в религиозные организации в зарубежной психологии занимались Д.К. Росс и М.Д. Лангон, А. Верма и др. [Verma, 2019]. В отечественной психологии данной проблемой занимались И.А. Савиченко, В.М. Целуйко, Ю.В. Власова, Т.К. Мухина, В.А. Монастыркий и др. Отечественный ученый А.В. Романов, изучая причины вовлечения в секты, выделил 7 факторов: возраст, неудачи в семейной жизни и пр. [Романов, 2013]. При поиске новых адептов вербуют практически все возрастные группы от школьников до пенсионеров, но наиболее уязвимыми считаются молодые люди.
Среди различных причин значимым условием в процессе вербовки в религиозные и культовые организации выступают характеристики самой личности молодого человека.
Цель исследования — выявить психологические особенности молодых людей, вовлеченных в религиозные и культовые организации через интернет пространство.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что выраженность определенных личностных характеристик у молодых людей (подверженность манипуляциям, виктимность, зависимое поведение и др.) обусловливает их вовлечение в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.
Методика
Исследование, обработка его результатов проводились совместно с В.В. Акимовой и является продолжением ряда опубликованных ранее совместных работ [Акимова, 2018; Mironova, 2019].
Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе была организована экспертная оценка психологических особенностей молодых людей как условия вовлечения их в религиозные и культовые организации.
Исследование проводилось путем сбора данных через интернет-рассылки «Google формы». В нем приняли участие 50 экспертов, работающих в учреждениях, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Распределение организаций экспертов
|
Название учреждений |
Количество человек |
Проценты |
|
Общественный центр «Просвет-инфо» (Уфа) |
6 |
12% |
|
Центр религиоведческих исследований (Саратов) |
6 |
12% |
|
Информационно-консультативный центр по вопросам сектантства (Кемерово) |
5 |
10% |
|
Информационно-консультационный центр по вопросам тоталитарных сект (Ставрополь) |
7 |
14% |
|
Центр по проблемам сект и оккультизма (Томск) |
5 |
10% |
|
Сахалинский информационно-консультационный центр религиоведческих исследований |
7 |
14% |
|
Международный научный журнал Российского исламского института «Мусульманский мир» (Казань) |
1 |
2% |
|
Социальная группа пострадавших от тоталитарных сект и психокультов «Тоталитарные секты и психокульты» (Москва) |
6 |
12% |
|
Социальная группа «Сектоведение. Изучение сект» (Москва) |
7 |
14% |
Была разработана авторская анкета «Психологические особенности молодежи как условия вовлечения в религиозные и культовые организации через интернет-пространство». Методика состоит из 15 утверждений, предполагающих 6 вариантов ответов, и включает оценку влияния разных личностных характеристик (выявлены при теоретическом анализе) на вовлечение молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство.
На втором этапе исследования с помощью стандартизированных методик выявлялись психологические характеристики личности, обозначенные экспертами, и проводился, с помощью U-критерия Манна—Уинти, сравнительный анализ полученных результатов у молодых людей, вовлеченных и не вовлеченных в религиозные организации.
В качестве респондентов выступили 60 человек, из которых — 30 студентов и 30 участников закрытых религиозных групп в социальных сетях «Вконтакте» и «Facebook», представленных в табл. 2.
Таблица 2
Распределение социальных групп испытуемых
|
Название группы |
Количество человек |
Проценты |
|
Тантра-Сангха |
3 |
10% |
|
Кундалини-Тантра-Йога |
4 |
13,3% |
|
Сахаджа йога |
7 |
23,4% |
|
Международное Общество Сознания Кришны |
6 |
20% |
|
Учение Виссариона |
4 |
13,3% |
|
Великое Всемирное Белое Братство |
3 |
10% |
|
Харе Кришна |
3 |
10% |
Среди испытуемых — 17 мужчин и 43 женщины в возрасте от 20—28 лет. Возрастное распределение испытуемых представлено в табл. 3.
Таблица 3
Распределение возрастных показателей испытуемых
|
Возраст |
Количество человек |
Проценты |
|
20 |
3 |
5% |
|
21 |
5 |
8,3% |
|
22 |
4 |
6,7% |
|
23 |
6 |
10% |
|
24 |
11 |
18,3% |
|
25 |
13 |
21,7% |
|
26 |
11 |
18,3% |
|
27 |
7 |
11,7% |
Таким образом, средний возраст испытуемых — 23,5; среди них больше всего испытуемых, которым исполнилось 25 лет (21,7%) и меньше всего — в возрасте 20 лет (5%). Среди испытуемых 47 (78,3%) испытуемых имеют высшее образование, 9 человек закончили колледж (15%) и 4 человека бросили обучение в университете или колледже (6,7%).
На основании биографического анализа людей, их социального статуса, уровня образованности, возрастных характеристик репрезентативную выборку можно считать однородной.
Использованные методики:
1. Авторская анкета «Вовлечение в религиозные организации через интернет-пространство». Цель — выявить влияние интернет-пространства на вовлечение в религиозные организации. Методика состоит из 13 вопросов и 4 блоков: «Официальные сайты и группы в социальных сетях»; «Онлайн-вебинары и тренинги»; «Псевдонаука и парапсихология»; «Отношение к религиозной рекламе».
3. Опросник «Изучение общей самооценки». Автор — Г.Н. Казанцева. Цель — выявить уровень самооценки. Методика состоит из 20 вопросов и представлена одной шкалой.
4. Методика «Склонность к виктимному поведению». Автор — О.О. Андронникова. Цель — выявить предрасположенности личности к виктимному поведению. Методика состоит из 86 вопросов и представлена 7 шкалами.
5. Тест «Критическое мышление». Автор — Л. Старки. Цель — диагностика навыков критического мышления. Методика состоит из 10 вопросов и представлена одной шкалой.
6. Опросник «Аффилиация». Автор — А. Мехрабиана. Цель — выявить уровень стремления к людям. Методика состоит из 62 вопросов и представлена 2 шкалами.
7. Методика «Тест “Межличностные отношения”». Автор — Т. Лири. Цель — выявить уровень представлений субъекта о себе. Методика состоит из 128 утверждений и представлена 8 шкалами.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования с помощью экспертной оценки доминирующие позиции в качестве условий вовлечения в религиозные и культовые организации через интернет-пространство заняли следующие психологические особенности молодых людей: низкая самооценка, манипулятивная незащищенность, виктимность, низкий уровень критичного мышления, потребность к принадлежности к социальной группе, зависимое поведение.
На втором этапе, по результатам авторской анкеты «Вовлечение в религиозные организации через интернет-пространство», были получены следующие результаты. Рассмотрим вопросы первого блока методики «Официальные сайты и группы в социальных сетях», которые представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Являетесь ли Вы участником какого-либо религиозного сообщества в социальных сетях?»

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы официальные сайты религиозных организаций?»
Таким образом, большая часть испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, являются участниками какой-либо религиозной социальной группы и знают официальные сайты религиозных организаций (93,3%). Молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации, в большей степени не являются и участниками религиозных групп в социальной сети (86,7%) и мало знают сайты религиозных организаций (23,3%).
Вопросы второго блока методики «Онлайн вебинары и тренинги» представлены на рис. 3—7.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Видели ли Вы рекламу религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете?»

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы видели рекламу религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете?»

Рис.5. Распределение ответов на вопрос «Какую рекламу религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете Вы помните?»

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Посещали ли Вы рекламируемые в Интернете духовно-ориентируемые тренинги или вебинары?»

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Приглашали ли Вас посетить духовно-ориентированные вебинары или тренинги?»
Таким образом, молодые люди, вовлеченные в религиозные организации, видят религиозную рекламу раз в месяц (50%), что в 2 раза больше, чем молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации (20%). Большинство испытуемых двух групп не указали рекламу, которую встречали в Интернете. Среди указанных рекламных объявлений выделяются следующие: «Хочешь поговорить с Богом?», «Библейский миллионер», «Философские основы Тантры», «Лекции Шри Матаджи», «Трансляции классов по Шримад Бхагаватам из Шри Маяпур Дхамы», «Духовная практика для женщин», «Вебинар «Формула веры»».
Среди официальных сайтов молодые люди выделяют: http://slovo.vissarion.ru и http://vissarion.name/ (Церковь Последнего Завета), http://iskcon.org (Общество Сознания Кришны), http://www.prosveta.ru/ (Белое Братство).
Молодых людей, вовлеченных в религиозные организации, чаще приглашают посетить религиозные онлайн-вебинары и тренинги (63,3%) в связи с чем они чаще посещают данные мероприятия (76,7%) по сравнению с молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации (23,3% и 6,7%).
Вопросы третьего блока «Псевдонаука и парапсихология» представлены на рис. 8—10.

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Интересует ли Вас тема, поднимаемая на канале “ТВ-3”?»

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «Интересует ли Вас тема, поднимаемая в телепередаче “Битва экстрасенсов”?»

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Прислушиваетесь ли Вы к астрологическим прогнозам в Интернете?»
Таким образом, молодые люди, вовлеченные в религиозные организации, имеют низкий интерес к мистическим темам (23,3% и 36,7%) также, как и молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации (6,7% и 23,3%). У религиозных испытуемых наблюдается более высокая тенденция прислушиваться к астрологическим прогнозам (76,6%) по сравнению с нерелигиозными сверстниками (36,7%).
Вопросы четвертого блока «Отношение к религиозной рекламе» представлены на рис. 11—13.

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к рекламе религиозных сообществ, вебинаров или тренингов в Интернете и на телевидение?»

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, эффективны ли духовно-ориентированные онлайн-тренинги или вебинары?»

Рис. 13. Распределение ответов на вопрос «Против ли Вы популяризации религии в Интернете?»
Таким образом, молодые люди, вовлеченные в религиозные организации, склонны относиться к рекламе религиозных сообществ в Интернете хорошо (30%) и удовлетворительно (50%). Молодые люди, не вовлеченные в религиозные организации, относятся к рекламе религиозных сообществ удовлетворительно (36,6%) и плохо (36,6%). Религиозные испытуемые в 2 раза больше считают эффективными религиозные тренинги (76,7%) по сравнению с нерелигиозными испытуемыми (33,3%), при этом большинство испытуемых двух групп выступают против рекламы религиозных сообществ в Интернете.
Данные, полученные по методике «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой позволяют говорить о том, что большее количество нерелигиозных испытуемых имеют средний уровень самооценки (63,3%). Религиозные молодые люди чаще имеют заниженную самооценку (50%).

Рис. 14. Результаты методики «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой
Таким образом, из рис. 14 видно, что среди вовлеченных в религиозные организации в 5 раз больше испытуемых с низкой самооценкой (50%) по сравнению с молодыми люди, не вовлеченными в религиозные организации (10%).
По результатам методики «Степень Вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова, 15 нерелигиозных испытуемых имеют высокий уровень защищенности от манипуляций (50%). 13 религиозных испытуемых имеют низкий уровень защиты от манипуляций (43,7%).

Рис. 15. Результаты методики «Степень Вашей незащищенности от манипуляций» Е.А. Тарасова
Таким образом, ориентируясь на рис. 15, видно, что вовлеченные в религиозные организации молодые люди в 2 раза больше (43,7%) имеют низкий уровень защиты от манипуляций по сравнению с не вовлеченными в религиозные организации испытуемыми (20%). Не вовлеченные в религиозные организации молодые люди почти в два раза больше имеют высокий уровень защиты от манипуляций (50%) по равнению с молодыми людьми, вовлеченными в религиозные организации (20%). Для вовлеченных в религиозные организации молодых людей характерно при контактах с манипулятором стать его жертвой и поступить в интересах манипулятора в ущерб своим.
В ходе проведения методики «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой были получены следующие результаты. Обработка данных начинается со шкалы социальной желательности, у которой максимально возможная сумма — 10 баллов. Данный показатель применяется для оценки достоверности ответов. Если испытуемый получает от 8 и более баллов, то использовать полученные результаты не рекомендуется, так как испытуемый стремится представить себя в наилучшем свете при ответе на вопросы теста. На рис. 16 показано распределение ответов испытуемых двух групп: испытуемых, вовлеченных в религиозные или культовые организации, и испытуемые, не вовлеченных в религиозные и культовые организации, — относительно максимальных и минимальных значений.

Рис. 16. Распределение ответов испытуемых по шкале социальная желательность
На рис. 16 видно, что набранные испытуемыми баллы по шкале «Социальная желательность» находятся в диапазоне от 0 до 7 и не пересекают отметку 8. Таким образом, данные испытуемых являются достоверными.
При анализе других шкал методики были получены следующие результаты, представленные на рис. 17 и 18. У не вовлеченных испытуемых все шкалы, кроме «Некритичное поведение», показатели находятся в норме. Максимальный показатель по уровню выше нормы имеет шкала «Зависимое поведение» (26,7%). Максимальный показатель по уровню ниже нормы имеет шкала «Агрессивное поведение» (26,7%).
У вовлеченных испытуемых по всем шкалам, кроме «Зависимое поведение», показатели находятся в норме. Максимальный показатель по уровню выше нормы имеют шкалы «Гиперсоциальное поведение» и «Некритичное поведение» (26,7%). Максимальный показатель по уровню ниже нормы имеет шкала «Зависимое поведение» (50%).

Рис. 17. Результаты методики «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой не вовлеченных в религиозные организации

Рис. 18. Результаты методики «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой вовлеченных в религиозные организации
Таким образом, у испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, в 2 раза больше выражено зависимое поведение (50%) и некритичное поведение (43,3%), чем у молодых людей, не вовлеченных в религиозные и культовые организации (20% и 16,7%).
По результатам методики «Критическое мышление» Л. Старки, 22 человека, вовлеченных в религиозные организации, имеют высокий уровень критического мышления (73,3%), а 26 испытуемых, не вовлеченных в религиозные организации, имеют высокий уровень критического мышления (86,7%).

Рис. 19. Результаты методики «Критическое мышление» Л. Старки
Таким образом, из рис. 24 видно, что среди испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, в 2 раза больше молодых людей с низким уровнем критического мышления (26,6%), по сравнению с молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации (13,3%).
Методика «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана показала, что у не вовлеченных в религиозные организации испытуемых мотив стремления к людям у большинства испытуемых находится в норме (43,3%), тогда как у вовлеченных в религиозные организации испытуемых мотив стремления к людям имеет высокий уровень. Результаты представлены на рис. 20 и 21.
У не вовлеченных в религиозные организации испытуемых мотив боязни быть отвергнутым находится в пределах среднего уровня (63,4%). У вовлеченных в религиозные организации испытуемых так же, как и у не вовлеченных в религиозные организации испытуемых страх быть отвергнутым находится в пределах нормы (43,3%).

Рис. 20. Результаты методики «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана не вовлеченных в религиозные организации

Рис. 21. Результаты методики «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана вовлеченных в религиозные организации
Таким образом, у молодых людей, вовлеченных религиозные и культовые организации, в 2 раза выше мотивы стремления к людям и боязнь быть отвергнутыми (43,3% и 26,7%), по сравнению с испытуемыми, не являющимися участниками религиозных сообществ (16,7% и 13,3%).
По результатам методики «Тест межличностных отношений» Т. Лири были получены следующие результаты, представленные на рисунках 22 и 23. У не вовлеченных в религиозные организации испытуемых отмечается высокий уровень по шкалам «Авторитарный» (43,3%), «Эгоистичный» (36,7%), низкий уровень — по шкале «Альтруистический» (30%). У вовлеченых в религиозные организации испытуемых отмечается высокий уровень по шкалам «Агрессивный» (43,3%), «Зависимый (43,3%). Низкий —по шкалам «Дружелюбный» (36,7%), «Эгоистичный» (30%).

Рис. 22. Результаты методики «Тест межличностных отношений» Т. Лири не вовлеченных в религиозные организации

Рис. 23. Результаты методики «Тест межличностных отношений» Т. Лири вовлеченных в религиозные организации
Таким образом, среди испытуемых, вовлеченных в религиозные организации, в 2 раза больше молодых людей с высоким уровнем агрессивности (43,3%), подчиняемости (36,7%) и зависимости (43,3%), по сравнению с молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации (23,3%, 13,3% и 16,7%).
На основании полученных данных после анализа и интерпретации результатов исследования был осуществлен количественный анализ. Для выявлений различий между группами вовлеченных и не вовлеченных в религиозные организации был использован U-критерий Манна—Уитни. В табл. 4 представлены значения значимых различий.
Таблица 4
Результаты расчета статистически значимых между молодыми людьми, вовлеченными в религиозные организации, и молодыми людьми, не вовлеченными в религиозные организации
|
Шкалы |
Uэмп |
Уровень статистической значимости (p) |
|
Самооценка |
279.5 |
0,011959 |
|
Критическое мышление |
286.5 |
0,015959 |
|
Степень незащищенности от манипуляций |
289.5 |
0,018006 |
|
Склонность к зависимому и беспомощному поведению |
289 |
0,017650 |
|
Склонность к некритичному поведению |
283.5 |
0,014120 |
|
Стремление к людям |
291 |
0,019113 |
|
Зависимость |
292 |
0,019884 |
По результатам количественного анализа, представленного в табл. 4, по шкале «Самооценка» существуют статистические различия между испытуемыми, вовлеченными и не вовлеченными в религиозные организации (Uэмп=279,5). Таким образом, у членов религиозных организаций чаще заниженная самооценка.
По шкале «Критическое мышление» существует значимое различие между испытуемыми, являющимися и не являющимися членами религиозных организаций (Uэмп=286,5). Таким образом, среди молодежи, вовлеченной в религиозные организации, более низкий уровень критического мышления по сравнению с не вовлеченными в религиозных организациях сверстниками. Данное условие подтверждает также шкала «Склонность к некритичному поведению», по которой также получилось значимое различие между двумя группами (Uэмп=283,5).
По шкале «Степень защиты от манипуляций» существует статистически значимое различие между испытуемыми, вовлеченными и не вовлеченными в религиозные организации (Uэмп=289,5). Таким образом, у членов религиозных организаций ниже степень защищенности от манипуляций, чем у молодых людей, не вовлеченных в религиозные организации.
По шкале «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» существует значимое различие между испытуемыми, являющимися и не являющимися членами религиозных организаций (Uэмп=289). Таким образом, молодые участники религиозных организаций склоны к зависимому поведению. Данное условие подтверждает также шкала «Зависимость», по которой также получилось значимое различие между двумя группами (Uэмп=292).
По шкале «Стремление к людям» существует статистически значимое различие между испытуемыми, вовлеченными и не вовлеченными в религиозные организации (Uэмп=291). Таким образом, вовлеченные в религиозные организации испытуемые имеют более выраженную потребность принадлежности к социальной группе, нежели молодые люди, не являющиеся участниками религиозных организаций.
Выводы
По результатам проведенного эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. Молодые люди, вовлеченные в религиозные или культовые организации, являются членами религиозных интернет-сообществ, посещают религиозные онлайн-тренинги или вебинары и удовлетворительно относятся к рекламе в Интернете. Молодой человек, являющийся членом религиозной или культовой организации, чаще имеет заниженную самооценку и склонен к зависимому поведению, а также легко подвергается манипуляциям извне, стремится быть участником какой-либо социальной группы. Для него характерно проявлять неосмотрительность, что выражается также в низком уровне критического мышления.
2. Молодые люди, не вовлеченные в религиозные или культовые организации, не интересуются религиозными интернет-сообществами, духовно ориентируемыми онлайн-вебинарами и тренингами. Чаще всего не одобряют рекламу религиозных сообществ в Интернете. У молодых людей, не вовлеченных в религиозные или культовые организации, преобладает средний уровень самооценки и выражена потребность в стремлении к людям. Виктимные показатели испытуемых данной группы находятся в норме. У молодого человека, не вовлеченного в религиозные или культовые организации высокий уровень критического мышления, что способствует высокой защите от манипуляций.