Психология и право
2022. Том 12. № 1. С. 133–146
doi:10.17759/psylaw.2022120111
ISSN: 2222-5196 (online)
Нормативные основания профилактики различных видов девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: девиантное (отклоняющееся) поведение, нормативные правовые документы, профилактика девиантного поведения в системе общего образования, профилактика рискованного поведения, профилактика суицидального (самоповреждающего) поведения, профилактика аддиктивного (зависимого) поведения, профилактика ксенофобии и экстремизма
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120111
Получена: 20.07.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Умняшова И.Б. Нормативные основания профилактики различных видов девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 133–146. DOI: 10.17759/psylaw.2022120111
Полный текст
Наряду с созданием в образовательной организации общих условий для снижения рисков и предупреждения возникновения отклоняющегося (девиантного) поведения обучающихся [25], перед педагогическими работниками стоит задача организации профилактики различных видов девиантного поведения в детском и подростков возрасте. К наиболее востребованным направлениям деятельности образовательной организации в области профилактики отклоняющегося поведения относятся: профилактика рискованного поведения, профилактика детских и юношеских суицидов, предотвращение проявления ксенофобии и экстремизма, профилактика аддиктивного поведения детей и подростков. Остановимся подробнее на описании содержания нормативных правовых документов, регламентирующих профилактическую деятельность по указанным выше направлениям.
Профилактика рискованного поведения
К формам проявления рискованного поведения относятся различные виды экстремального спорта и досуга: зацепинг (езда между и под вагонами поезда), диггерство (непрофессиональное исследование искусственных подземных сооружений), сталкеринг (исследование заброшенных, недостроенных и охраняемых объектов), руфинг (передвижение по высоким точкам зданий и/или выполнение на них трюков), опасное селфи [4]. Данные виды поведения опасны, прежде всего, для самих участников: в результате занятия зацепингом в 2016—2018 гг. только в Центральном федеральном округе пострадало 119 человек, 34 из которых погибли. При этом 76% из них — несовершеннолетние [19]. Все формы рискованного поведения могут быть опасны и для окружающих. Например, пассажиры и водители общественного транспорта могут пострадать в результате экстренного торможения, действия «зацеперов» или тех, кто делает опасные селфи, могут вызвать нарушения и сбои в работе общественного транспорта; проникновение диггеров на охраняемые территории понижает контртеррористическую защищенность подводных и подземных сооружений. В связи с этим Московская городская дума периодически издает постановления о внесении изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях, в частности: ужесточить наказания за проезд граждан на крышах общественного транспорта (железнодорожные поезда, автобусы, троллейбусы и т. д.) [18; 19]; дифференцировать ответственность «за нарушение пропускного режима в зависимости от характера охраняемого объекта, предусмотреть в качестве квалифицированного состава правонарушения самовольное проникновение в подземные или подводные сооружения охраняемых объектов и установить штраф за это правонарушение в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с одновременной конфискацией орудия совершения правонарушения, включая фото- и видеоаппаратуру».
Для организации эффективной профилактики рискованного поведения детей и подростков в организациях общего образования и местах проведения оздоровительного отдыха детей и подростков Министерствами здравоохранения, образования и науки (просвещения) РФ разработан ряд методических рекомендаций, представленных в описанных ниже нормативных документах.
В документе «Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних» [16] представлен обзор психолого-педагогических исследований, посвященных причинам девиантного поведения в детском и подростковом возрасте. Раскрываются психологические и социальные причины зацепинга в молодежной среде. Описываются направления профилактики экстремального поведения несовершеннолетних: эмоциональное развитие несовершеннолетних; педагогическое просвещение родителей (законных представителей) несовершеннолетних; создание психолого-педагогических условий, способствующих снижению тяги к рискованному поведению. Представленные в документе методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних (п. 2.3) возможно использовать для просветительской деятельности с педагогами и родителями (законными представителями) обучающихся. Опубликованные в Приложениях «Методика диагностики степени готовности к риску» (А.М. Шуберт) и «Программа социально-психологического тренинга жизнестойкости молодежи, способствующего профилактике экстремального поведения» (Калинина Н.В.) могут быть использованы в диагностической и просветительско-развивающей деятельности социально-психологической службы образовательной организации. «Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью», [15] и Памятка для родителей «Детский травматизм в летний период» [7] могут быть использованы педагогическими работниками в просветительской работе с родителями (законными представителями) обучающихся. А информация, опубликованная в документе «Методические рекомендации для классных руководителей по проведению урока, посвященного безопасному отдыху в летний период, подготовке детей к летним каникулам» [17] помогут педагогам при организации и проведении уроков безопасности «Мое безопасное лето».
Ранняя половая жизнь подростков также относится к рискованному поведению. Помимо психологических и физиологических проблем, ранние сексуальные контакты подростков часто имеют незащищенный характер и могут привести к возникновению заболеваний, передающихся половым путем, в том числе могут быть причиной заболевания ВИЧ/СПИД. Несмотря на то, что половое воспитание в РФ является приоритетом семейного воспитания, в образовательных организациях также могут быть разработаны и реализованы программы профилактики ВИЧ/СПИД. Нормативными основаниями разработки подобного рода программ могут выступать методические рекомендации, разработанные совместно специалистами Министерства образования и науки РФ (ныне — Министерство просвещения РФ) и Роспотребнадзора, а также сотрудниками Минздравсоцразвития (ныне — Министерство здравоохранения РФ).
Молодежь и подростки относятся к уязвимым (ключевым) группам населения, потенциально подверженным риску заражения ВИЧ-инфекцией [20, с. 3], для которых актуальна «разработка и внедрение межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции» [там же, с. 4]. Приоритетными направления профилактики ВИЧ-инфекции в подростковой и молодежной среде являются «информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции» и профилактика заболеваний, «ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, которые повышают риск развития осложнений и смерти» (туберкулез, гепатиты B и C) [там же, с. 5].
Совместное письмо Минобрнауки РФ и Роспотребнадзора «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде» [9] расширяет представления о ключевых элементах превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде, которые включают:
· просвещение и информирование населения в области ВИЧ/СПИДа, инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), репродуктивного здоровья;
· развитие личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, развитие адаптивной стратегии поведения, формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации.
В документе представлены базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде: системность, стратегическая целостность, многоаспектность (сочетание образовательного, социального и психологического аспектов), аксиологичность (ценностная ориентация), ситуативная и индивидуальная адекватность, легитимность, соблюдение прав человека, комплексность (согласованное взаимодействие на профессиональном, ведомственном, межведомственном уровнях, а также на уровне государственных, общественных и международных организаций) [9, п. 6].
В документе «Организация профилактики ВИЧ-инфекции среди различных групп населения. Методические рекомендации» (утв. Минздравсоцразвития РФ 20.12.2006 № 6834-РХ) представлен анализ организационных и идеологических причин, препятствующих проведению профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях [6, п. 2.4]. Материалы, представленные в документе, могут быть использованы для разработки программ, направленных на формирование ответственного поведения и ценности собственной жизни и здоровья у детей, подростков и молодежи. Вслед за авторами документов [6; 9], мы рекомендуем разрабатывать подобные программы совместно с родительской общественностью (родительский комитет, управляющий совет и т. д.), проводить психолого-педагогическую экспертизу программ до начала реализации и привлекать к их реализации отраслевых специалистов, прежде всего медицинских работников.
Профилактика суицидального (самоповреждающего) поведения
Распространенность суицидального поведения среди российских детей и подростков, к сожалению, уже не первый год превышает среднемировые показатели почти в 2 раза. При этом ужасает низший порог совершения аутоагрессивных действий — 8 лет(!) [23]. Исследователи, изучившие результаты более 175 посмертных комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, пришли к выводу, что «… особенно тревожным наблюдением является низкая частота предшествующих обращений за специализированной помощью к таким специалистам, как психиатр и психолог, или однократность таких посещений» [23, с. 79]. Авторы исследования указывают на необходимость широкого информирования различных групп населения о специалистах и видах помощи детям и подросткам в случае суицидальных высказываний или других признаках склонности к самоповреждающему поведению. И образовательная организация, наряду с другими социальными институтами (учреждениями здравоохранения, досуга и культуры, СМИ и т. д.), может взять на себя функцию просвещения субъектов образовательных отношений (прежде всего родителей (законных представителей) обучающихся) о признаках, причинах и способах предотвращения суицидального поведения у детей и подростков.
По мнению Всемирной организации здравоохранения, «образовательные организации являются важнейшими площадками превенции суицидального поведения среди подростков и молодежи [4]. Превенция суицидального поведения обучающихся является командной работой специалистов образовательной организации — представителей администрации (заместителей директора по воспитательной работе, по безопасности), сотрудников социально-психологической службы (социальных педагогов, педагогов-психологов), педагогов (классных руководителей, педагогов-предметников) [1].
Планируя программу первичной профилактики суицидального (самоповреждающего) поведения в образовательной организации, необходимо обратить внимание на основные положения нормативных документов, регламентирующих организацию профилактики суицидов в системе общего образования:
· «недопустимость нарушения прав обучающихся и воспитанников, в том числе проявления неуважения к их человеческому достоинству, применения методов физического и психического насилия» [8];
· необходимость организации работы по профилактике суицидального поведения обучающихся в рамках основных и дополнительных образовательных программ общего образования [12];
· необходимость использования при проведении профилактической работы «… ресурсов региональных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» [12];
· необходимость актуализации «… взаимодействия образовательных организаций с учреждениями здравоохранения в части профилактики суицидального поведения обучающихся» [12];
· необходимость проведения «… родительского всеобуча (в рамках родительских собраний, “горячих линий” и т. д.), включая психолого-педагогическую и социально-правовую помощь родителям в воспитании и обеспечении безопасности детей, а также обучение родителей навыкам раннего выявления признаков суицидальных намерений» [12].
О том, как организовать просвещение педагогов и родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, говорится в Письмах Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-843/07 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения» (рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми); от 31.03.2017 № ВК-1065/07 «О направлении методических материалов» (сценарии Всероссийского родительского собрания и Всероссийского педагогического совета по теме «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»).
Сотрудниками ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» разработали в 2016 г. методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков, в которых представлены описание нормативного правового регулирования и научно-методических оснований профилактики суицидального поведения обучающихся; вопросы координации межведомственного сотрудничества по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях; описание эффективных моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся, в том числе содержание программ повышения компетентности педагогических работников в решении проблем суицидального поведения школьников и описание психолого-педагогических технологий работы с родителями [13].
Актуальность повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам раннего выявления и предотвращения суицидального поведения детей и подростков отражена также и в Комплексе мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, где указано о необходимости ежегодного проведения в образовательных организациях РФ просветительских мероприятий для родителей «… по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего» [21]. О том, как именно стоит проводить данные мероприятия, отражено в Письме Минобрнауки от 28.04.2018 № 07-2498 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы, как с самими несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению, так и с их родителями (законными представителями)»), Письме Минпросвещения России от 30.10.2020 № 07-6586 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по проведению в образовательных организациях субъектов Российской Федерации мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего»).
Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения
О значении профилактики аддиктивного (зависимого) поведения написано множество статей, пособий, монографий и диссертаций. Зависимое от наркотических средств и психотропных веществ поведение относится к социально опасным заболеваниям, от которых невозможно полностью излечится. С каждым годом неуклонно снижается порог дебюта употребления психоактивных веществ, и сегодня уже не удивляют первые пробы алкоголя в начальной школе и пробы табакокурения дошкольников, хотя сами по себе факты вызывают массу негативных эмоций и стремление «найти виноватых».
Зависимое поведение в любом возрасте является сложной психологической проблемой. Формирование зависимого поведения чаще всего сопровождается комплексом причин, вызывающих потребность именно в такой форме поведения: наличие моделей зависимого и созависимого поведения в семье ребенка; нарушение межличностного общения, отсутствие доверительных отношений с окружающими людьми; низкая способность справляться с эмоциональными переживаниями, стрессом, тревогой; тяга к рискованному поведению и т. д. Широкое распространение в последнее время получили нехимические виды зависимости (игровая, интернет-зависимость и т. д.), которые, несмотря на менее видимый вред для физического и психического здоровья и не столь ярко выраженные признаки начальной стадии возникновения зависимого поведения, также являются формами зависимого поведения и могут впоследствии переходить в другие виды зависимостей (алкоголизм, наркоманию и т. д.). Большинство исследователей зависимого поведения единодушны в оценке приоритетной роли семьи (прежде всего родителей) в формировании и развитии зависимых форм поведения у детей и подростков. Но, тем не менее, образовательная организация может также способствовать профилактике аддикций в детской и подростковой среде, в частности проводить диагностику с целью выявления склонности к зависимому поведению; проводить просветительско-развивающую работу с обучающимися, направленную на развитие жизнестойкости, стрессоустойчивости, ценности собственного здоровья и т. д.; организовывать учебно-воспитательную деятельность, создающую возможность детям и подросткам принимать участие в активной просоциальной деятельности (как альтернатива аддиктивному поведению); организовывать психолого-педагогическое сопровождение обучающимся и их семьям в период возникновения трудностей во взаимоотношениях и т.д.
В более ранней публикации [5] мы подробно изложили перечень и нормативных правовых документов, регламентирующих организацию первичной профилактики зависимого поведения в системе общего образования. Хочется обратить особое внимание на то, что в образовательных учреждениях необходимо организовывать все уровни профилактической работы, в том числе вторичную профилактику с детьми и подростками, уже имеющими опыт употребления психоактивных веществ, а также третичную профилактику с обучающимися, у которых уже зафиксированы формы аддиктивного поведения и которые прошли курс медицинского лечения. Данная работа должна вестись в тесном сотрудничестве с представителями медицинских организаций и правоохранительных органов, а также со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Цель профилактики химической аддикции в образовательной среде, как и профилактики всех других видов рискованного и отклоняющегося поведения, — это создание определенной среды и инфраструктуры, направленных на минимизацию (в идеале — исключение) вовлеченности детей, подростков и молодежи в любые формы отклоняющегося и рискованного поведения (в контексте данного раздела — исключение вовлеченности в употребление психоактивных и наркотических веществ).
Мы разделяем позицию авторов Концепции профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в образовательной среде, которая определяет задачи профилактики химической зависимости:
· формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
· мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;
· исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
· развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников: личностных, социально-средовых и этико-правовых [10].
Научным коллективом факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова по заказу Минобрнауки России подготовлены методические рекомендации для педагогических работников, направленные на методическое сопровождение профилактической антинаркотической работы в образовательной среде [14]. Материалы данного документа рекомендуется использовать для реализации мероприятий по раннему выявлению незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также для создания условий, сохраняющих и укрепляющих здоровье детей, подростков и молодежи и обеспечивающих безопасность их жизнедеятельности.
Профилактика ксенофобии и экстремизма
Ксенофобия является одним из видов девиантного поведения и представляет собой «…поведение, характеризующееся негативными установками личности по отношению к лицам “чужой” группы». В основе такого поведения лежат негативные установки и нарушения в ценностной сфере личности. Исследователи отмечают, что такое поведение чаще всего демонстрируют люди, склонные к следованию за авторитетом, имеющие зависимость от групповой идеологической концепции и замещение личных интересов интересами и ценностями сообщества, к которому они себя относят. Для лиц с ксенофобским поведением и установками характерны высокий уровень враждебности и агрессивности, ригидность, тревожность, низкая эмпатия, замкнутость. Поэтому в качестве эффективных профилактических мер с детьми и подростками ученые и практики выделяют, в первую очередь, реализацию «… специальных программ поддержки молодежи, направленных на повышение гражданской ответственности и активности, содействующих расширению возможностей выбора, способом самореализации в области трудоустройства» [2]. Работа с подростками, склонными к ксенофобии, должна быть направлена на развитие личностных структур, в первую очередь, морально-нравственной сферы, и рефлексивных способностей, что повысит способность подростков контролировать проявления агрессивного и враждебного поведения и конструктивно решать различные жизненные проблемы [3].
Ксенофобия может проявляться в форме экстремизма, который характеризуется как «общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов… Наиболее опасные виды экстремизма — националистический, религиозный и политический — проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего, через информационно-телекоммуникационные сети, включая Интернет, в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов» [22].
В Письме Минобрнауки России от 26.12.2011 № 06-2401 отмечается, что для профилактики экстремизма и ксенофобии в подростково-юношеской среде и предотвращения негативных явлений, оказывающих влияние на формирование личности подрастающего поколения, необходимы 3 основные условия:
· «консолидация усилий всех заинтересованных субъектов — педагогических работников, родителей, представителей институтов гражданского общества;
· организация системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) — деятелями культуры, науки, спортсменами, политиками и др.;
· отработка и внедрение в практику технологий управления и контроля процессов формирования культуры гражданской солидарности обучающихся со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования» [11].
Подводя итоги всему вышесказанному, можно констатировать, что профилактика всех видов отклоняющегося (девиантного) поведения детей, подростков и молодежи предполагает реализацию в образовательной организации следующих направлений:
· развитие личностных ресурсов обучающихся, позволяющих им конструктивно и эффективно справляться с возникающими у них трудными жизненными ситуациями;
· раннее выявление у обучающихся склонностей и факторов, влияющих на потребность применения девиантных форм поведения;
· развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам раннего выявления, психолого-педагогического сопровождения и адекватного реагирования взрослых на случаи проявления девиантного поведения детей и подростков;
· создание психологически безопасной развивающей и воспитывающей среды, позволяющей удовлетворить основные потребности всех субъектов образовательных отношений;
· междисциплинарное и межведомственное сотрудничество по вопросам организации профилактической работы в образовательной организации.
В заключение хочется обратить внимание на тот аспект, что знание нормативных документов педагогическими работниками является не только формальным требованием, отраженным в должностной инструкции, но и важным ресурсом для организации эффективной профилактической и коррекционной работы в образовательной организации. При этом стоит помнить, что большинство нормативных правовых документов периодически пересматриваются, дополняются, уточняются и выходят в новой редакции. Пересмотр содержания документов не касается писем отраслевых министерств, которые носят рекомендательный характер и чаще всего содержат научно-методические рекомендации по организации какого-либо процесса, основанных на научных разработках и обсужденных в профессиональном сообществе. Прежде чем приступить к разработке программы, актуальной для вашей образовательной организации, рекомендуем ознакомиться с последней версией нормативных документов по интересующей вас теме.
Литература
- Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Банников Г.С. Проблемы подготовки педагогов-психологов образовательных организаций в области превенции суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 18—34. doi:10.17759/psylaw.2019090302.
- Гурина О.Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 97—109. doi:10.17759/psylaw.2017070308.
- Дозорцева Е.Г., Гурина О.Д. Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 44—53.
- Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся [Электронный ресурс]. М.: МГППУ, 2018. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 29.02.2020).
- Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 103—119. doi:10.17759/psylaw.2019090408
- Организация профилактики ВИЧ-инфекции среди различных групп населения: метод. рекомендации (утв. Минздравсоцразвития РФ 20.12.2006 № 6834-РХ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= EXP&n=396174&dst=100001#09153863829116956 (дата обращения: 29.02.2020).
- Письмо Минздрава России от 28.06.2017 № 28-3/1107 «О направлении памятки для родителей “Детский травматизм в летний период”» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301718/ (дата обращения: 29.02.2020).
- Письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»// Вестник образования. 2000. № 4.
- Письмо Минобрнауки России от 06.10.2005 № АС-1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 № 0100/8129-05-32 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде» // Официальные документы в образовании. 2005. № 31.
- Письмо Минобрнауки России от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» // Администратор образования. 2011. № 21.
- Письмо Минобрнауки России от 26.12.2011 № 06-2401 «О направлении методических рекомендаций по организации системного взаимодействия попечительских советов, органов ученического самоуправления, педагогических коллективов школ с представителями национальных сообществ (диаспор) в работе по формированию у школьников культуры гражданской солидарности» // Администратор образования. 2012. № 6.
- Письмо Минобрнауки России (Департамент воспитания и социализации детей) от 27 февраля 2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» // Администратор образования. 2012. № 8.
- Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256444/ (дата обращения: 20.10.2021).
- Письмо Минобрнауки России (Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей) от 09.02.2016 № 07-505 «Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ» // Администратор образования. 2016. № 7.
- Письмо Минобрнауки России от 19.05.2017 № 07-2617 «О направлении методических рекомендаций» [Электронный ресурс] // ППТ.РУ. URL: https://ppt.ru/docs/pismo/minobrnauki/ n-07-2617-134090 (дата обращения: 29.02.2020).
- Письмо Минобрнауки России от 24.05.2017 № 07-2732 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220827/ (дата обращения: 29.02.2020).
- Письмо Минобрнауки России от 15.05.2018 № 07-2753 «О направлении информации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=EXP&n=634071#021249518857789834 (дата обращения: 29.02.2020).
- Постановление Московской городской Думы от 15.03.2017 № 43 «О проекте Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”» // Ведомости Московской городской Думы. 26.04.2017. № 4. Ст. 50. С. 37—43.
- Постановление Московской городской Думы от 29.04.2019 № 64 «О проекте федерального закона № 127297-7 “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”» // Ведомости Московской городской Думы. 10.07.2019. № 6. Ст. 85. С. 53—60.
- Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2016 № 2203-р «Об утверждении Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // Собрание законодательства РФ. 31.10.2016. № 44. Ст. 6159.
- Распоряжение Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 2098-р «Комплекс мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 30.09.2019. № 39. Ст. 5453.
- Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (дата обращения: 29.02.2020).
- Сыроквашина К.В., Ошевский Д.С., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Макушкин Е.В., Александрова Н.А., Терехина С.А., Нуцкова Е.В., Федонкина А.А., Чибисова И.А., Шкитырь Е.Ю. Факторы риска формирования суицидального поведения у детей и подростков (по результатам анализа региональных посмертных судебных экспертиз) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 1. С. 71—84. doi:10.17759/psylaw.2019090105
- Умняшова И.Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 78—96. doi:10.17759/psylaw.2020100207
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 793
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 196
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1