Введение
За последнее десятилетие проблема роста текучести молодых кадров в органах внутренних дел приобретает особую актуальность [Комплексное исследование проблемы, 2009]. По данным Департамента государственной службы и кадров МВД России, за период 2013—2018 гг. некомплект личного состава МВД России увеличился с 4,0% до 6,8%. При этом численность молодых сотрудников в возрасте до 30 лет в 2018 г. составила 44,5% кадрового состава, из них 28,4% прослужили не более трех лет. Ежегодно 11—13% выпускников учебных заведений МВД России увольняются из органов внутренних дел на первом году службы [Невирко, 2008]. Значительная текучесть кадров определяет необходимость решения задачи закрепления на службе молодых сотрудников, в том числе обучавшихся в ведомственных образовательных организациях.
Порядка 2,6% курсантов не удовлетворены своим профессиональным выбором. Последствия неудовлетворенности решением пойти служить в ОВД варьируются от недобросовестного отношения к учебе и исполнению служебных обязанностей до увольнения со службы в органах внутренних дел и отчисления из образовательных организаций МВД России [Новосельская, 2021].
На протяжении последних десятилетий проблема текучести кадров в органах внутренних дел изучается в аспекте: региональных особенностей [Дулов, 2005; Невирко, 2008], адаптации выпускников [Кобзин, 1999; Совершенствование социальной и, 2001; Шуклин, 2006], социально-психологического климата подразделений [Дулов, 2005], ценностно-смысловой направленности личности [Воронов, 2020], готовности к освоению профессии [Гончарова, 2021; Свинарева, 2017], личностно-профессиональных ресурсов [Аникеева, 2018; Бурцев, 2021], анализа самореализации [Бурцев, 2021], а также оценки и совершенствования системы организации и функционирования подразделений психологической работы в образовательных организациях, инновационной поддержки деятельности психолога, совершенствования форм, методов и технологий психологической работы [Ульянина, 2018].
Ряд авторов подчеркивают специфику учебно-профессионального процесса в образовательной организации МВД России, заключающуюся в нацеленности на введение в профессию, в том числе включенности обучающегося в ранее незнакомую группу отношений, особые условия режима труда и отдыха, в резко возрастающей требовательности к социальному поведению [Андрианов, 2020; Виноградов, 2019; Виноградов, 2019а; Кубышко, 2020]. У выпускников образовательных организаций МВД России текучесть кадров также отражает характер и степень трудовой адаптации к профессиональной деятельности и аналогичным образом рассматривается как процесс «постепенной врабатываемости» в новые условия труда [Виноградов, 2019; Виноградов, 2019а; Гончарова, 2018; Шуклин, 2006].
Т.Е. Еременко (2016) была предложена модель прогноза успешности профессионального обучения курсантов учебных заведений МВД России, исходя из их соответствия психологическому портрету «успешного курсанта», объединяющего в себе следующие компоненты: стабильность нервных процессов, полезависимость, эффективность памяти, стабильность памяти, точность внимания, работоспособность, социальная желательность, удовлетворенность жизнью, интроверсия, стеничность, компромиссность, отсутствие внутреннего конфликта и дисбаланса разнонаправленных тенденций, личностный адаптационный потенциал, законопослушность [Еременко, 2016].
Иной подход к прогнозу успешности профессионального обучения и первичного профессионального отбора был предложен в рамках концепции личностно-профессиональной спецификации, в котором постулируется приоритетность диагностики «…потенциальных, скрытых индивидуальных особенностей человека, его качеств, определяющих формирование пригодности к определенному виду профессиональной деятельности) [Бодров, 2006; Носс, 2015]. Иными словами, в аспекте прогнозирования устойчивой профессионализации важным является выявление не только готовности, но и предрасположенности человека к определенному виду деятельности [Бовин, 2021; Ульянина, 2020].
Ульяниной О.А. с соавторами был проведен цикл исследований, эмпирически наполняющих понятие «личностная компетентность», которая отражает в большей степени особенности проявления свойств личности или способностей в социально-конструктивном плане. Были выявлены тесные связи между внешними критериальными оценками уровня профессиональной подготовки и эмоционально-волевым и деятельностным компонентом личностной компетентности. При этом была обнаружена высокая резистентность диспозиционной мотивации и волевых качества к психолого-педагогическим технологиям, реализуемым в процессе психологического сопровождения учебной и служебной деятельности курсантов [Ульянина, 2020]. Выявленные закономерности подтвердили необходимость анализа внутренней личностной ситуации, определяющей выбор профессии, которая с точки зрения человека подходит ему.
Исходя из вышесказанного, важным представляется реализация трехзвенной диагностики личностных и индивидуально-психологических переменных, которые: 1) позволят сделать выводы о личностно-профессиональной пригодности; 2) будут отражать основы выбора человеком профессии (деятельности), подходящей именно ему; 3) позволят делать прогнозы о наличии и/или возможности достижения «конгруэтности» личностных предиспозиций психологическому портрету «успешного курсанта».
Для оценки лакун в профессиональном психологическом отборе, психологическом сопровождении курсантов и совершенствования прогноза потенциальной текучести кадров был проведен анализ разноуровневых показателей индивидуально-психологических качеств курсантов учебных заведений МВД с дифференцированным учетом мотивации увольнения.
Материал и методы
Общая выборка включала 164 уволившихся сотрудников МВД, в возрасте от 17 до 22 лет (средний возраст — 17,81±0,39 года). Среди обследованных более всего были представлены лица в возрасте 18 (46,95%) и 17 лет (40,85%). Доля лиц от 19 до 22 лет составляла 12,2%. 68,9% от общей выборки составляли юноши (средний возраст — 17,65±0,59 года) и 31,1% — девушки (средний возраст — 17,88±1,04 года), что отражает общую тенденцию к соотношению лиц мужского и женского пола, проходящих подготовку в органах внутренних дел. Средняя продолжительность службы в МВД от поступления до увольнения составила 19,79±14,95 месяцев.
Были выявлены следующие причины увольнения курсантов из МВД и их представленность в выборке исследования. Так, основными мотивами увольнения, которые встречались более чем у 15% сотрудников от общей выборки и могли сочетаться друг с другом, являлись: в 46,34% случаев — стремление к личной свободе и независимости; в 38,44% — большие физические и волевые затраты; в 31,71% — неудовлетворенность организацией учебного процесса; в 24,39% — низкая оплата труда; в 23,17% — стремление к более легкому и быстрому способу материального обеспечения; в 18,29% — ограничивающие личность требования и условия работы (рис. 1).
Рис. 1. Основные причины увольняемости сотрудников МВД
Зафиксирована большая представленность (38,44%) сотрудников с мотивацией к увольнению по причине больших физических и волевых затрат. При этом лица, у которых мотивацией к увольнению послужили большие физические и волевые затраты, не различались по возрасту от остальных обследуемых (17,63±0,66 и 17,92±0,66 года). Однако они значимо отличались меньшей длительностью службы (16,88±14,20 и 21,95±15,15 мес.).
В методический комплекс вошли: индивидуальная карта обследуемого, включающая социально-демографические и анамнестические данные, также результаты психологического тестирования. Психодиагностический комплекс включал: методы оценки когнитивных функций и мышления: Матрицы Равена (1977), субтест Векслера «Словарь» (1981), субтест «Аналогии» Амтхауэра (1970); Краткий ориентировочный тест (КОТ) В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика (1992); методики изучения индивидуально-психологических особенностей: опросник волевого самоконтроля (А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдман) (1990), правосознания Л.А. Ясюковой (2000), «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина (1988), «Многомерный метод изучения личности» (Ф.Б. Березин), «Локус контроля» (Д. Роттер, модификация Е.Г. Ксенофонтовой) (1994).
Статистическая обработка эмпирических данных заключалась в проведении описательных статистик, таблиц сопряженности, U-критерия Манна—Уитни, процедуры дискриминантного анализа. Обработка данных производилась в программных пакетах IBM SPSS Statistics v. 20.0 и Excel-2019.
Результаты и обсуждение
Анализ социально-демографических и анамнестических данных (таблицы сопряженности) позволил выявить, что лиц, у которых мотивацией к увольнению стали большие физические и волевые затраты, значимо отличала высокая представленность лиц женского пола (50,8% против 18,8%) (p≤0,05). Обследуемые в детском возрасте чаще были спокойными (33,3% против 18,8%) и имели высокую успеваемость в школе (14,3% против 5,0%). При этом у них реже отмечались хорошие отношения с учителями и одноклассниками (42,9% против 64,3%). Также их отличало отсутствие расхождений по разным полюсам мнений с одноклассниками (36,5% против 19,8%). Обследуемые этой группы реже посещали силовые спортивные секции (9,5% против 24,8%).
Кроме того, обследуемые чаще состояли в гражданском браке (28,6% против 10,9%). Также отмечалось отсутствие лиц, ранее проходивших службу в ВС России (0% против 8,9%) и ранее имевших официальную трудовую деятельность (0% против 7,9%). В группе была выше частота выбора вуза в связи с привлекательностью профессии (77,8% против 58,4%) и ниже частота выбора вуза из-за получения высокого социального статуса (20,6% против 40,6%).
Анализ индивидуально-психологических особенностей показал, что обследуемых с мотивацией к увольнению из ОВД из-за высоких физических и волевых затрат чаще характеризовало последовательное, логически правильное мышление с высокой способностью к изложению информации (71,4% против 54,5%).
Среди личностных черт у них реже встречался эгоцентризм (4,8% против 13,9%) и с большей частотой отмечались подозрительность и недоверчивость (11,1% против 4,0%). Большее число лиц анализируемой группы отличали: вдумчивость, обстоятельность (65,1% против 47,5%), отзывчивость, развитость эмпатических способностей (66,7% против 44,6%), вежливость в общении (63,5% против 45,5%), а также тенденция избегать конфликтных ситуаций (30,2% против 10,9%) и преобладание стремления действовать в соответствии с инструкциями и правилами (68,3% против 52,5%).
Сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей у сотрудников с наличием и отсутствием такой мотивации к увольнению, как большие физические и волевые затраты (U-критерий Манна—Уитни), представлен на рис. 2.
Так, группу лиц с мотивацией к увольнению, в связи с большими физическими и волевыми затратами, по сравнению с обследуемыми с другой мотивацией к увольнению, отличал высокий темп мыслительной деятельности, высокий уровень продуктивности и точности выполнения умственных операций, достаточный кругозор и уровень познавательной активности, что обеспечивало им своевременное усвоение новых знаний и новых форм деятельности.
Личностный профиль лиц с мотивацией к увольнению, в связи с большими физическими и волевыми затратами, отличался одновременно значимым снижением уровня социальной интроверсии (0 шкала ММИЛ) и повышением уровня ригидности (6 шкала ММИЛ). Данное сочетание указывает на наличие потребности к самоутверждению и доминированию, стремлению к повышению своей значимости в глазах окружающих. Мотивационный профиль обследуемых отражал склонность к конкуренции, доминированию, а также отсутствие потребности к сотрудничеству при работе с другими людьми и достаточно низкую степень доверительности в контактах с коллегами. Их также отличали внутренний локус контроля, связанный с преодолением трудностей и убежденностью в доминирующем влиянии собственных действий на результат, с недоучетом внешних обстоятельств.
Низкий уровень гражданского правосознания в данной группе указывает на низкую осознанность необходимости правового регулирования в гражданско-правовой сфере. Обследуемые склонны не соглашаться с общественными обязательствами и нарушать их в пользу собственных интересов.

Рис. 2. Значимые различия средних значений индивидуально-психологических показателей
у сотрудников с наличием и отсутствием мотивации к увольнению в связи с большими
физическими и волевыми затратами (U-критерий Манна—Уитни)
На следующем этапе анализа данных были составлены прогнозные модели отнесения в группы курсантов с наличием и отсутствием внутренней мотивации к увольнению в связи с большими физическими и волевыми затратами (дискриминантный анализ). В результате было выявлено, что для отнесения в группу лиц, уволившихся из-за больших физических и волевых затрат, относительно лиц с иными мотивациями к увольнению, существенными являются следующие показатели: высокая производительность (df= -0,614) и скорость выполнения методики «Словарь» (df=0,523), высокая скорость выполнения матриц Равена (df= -0,469), низкая скорость (df=0,406) и высокая точность выполнения методики «Аналогии» (df= -0,259), низкая потребность в четком структурировании работы (df=0,425), низкая потребность в разнообразии, переменах и стимуляции (df=0,353), высокое стремление оказывать влияние на окружающих и руководить ими (df= -0,322), низкая оптимистичность (df=0,279), низкая социальная интроверсия (df=0,349), низкая степень согласия с необходимостью правового регулирования в социально-гражданской сфере (df=0,284).
На основе полученной дискриминантной модели были выведены линейные дискриминантные функции (ЛДФ), включающие значимые показатели и их коэффициенты для отнесения в группу лиц с наличием (ЛДФ1) и отсутствием (ЛДФ0) такой мотивации к увольнению, как большие физические и волевые затраты. Обе ЛДФ представлены в таблице 1. Квалификационное качество модели — удовлетворительное и составляет 72%.
Таблица 1
Прогнозные модели отнесения в группы сотрудников с наличием и отсутствием
мотивации к увольнению «большие физические и волевые затраты»
(дискриминантный анализ)
|
№ |
Показатели ЛДФ |
ЛДФ0 |
ЛДФ1 |
|
(Константа) |
-60,359 |
-55,104 |
|
|
Х1 |
Скорость обработки (матрицы Равена) |
-1,084 |
-0,759 |
|
Х2 |
Скорость обработки (субтест Векслера «Аналогии») |
3,284 |
2,943 |
|
Х3 |
Точность выполнения (субтест Векслера «Аналогии») |
1,722 |
1,914 |
|
Х4 |
Производительность (субтест Векслера «Словарь») |
-0,326 |
0,070 |
|
Х5 |
Скорость обработки (субтест Векслера «Словарь») |
1,895 |
1,511 |
|
Х6 |
Гражданская сфера правосознания (Методика изучения правосознания) |
1,344 |
1,176 |
|
Х7 |
Потребность в четком структурировании работы (М-профиль Ст) |
2,735 |
2,498 |
|
Х8 |
Потребность в социальных контактах (М-профиль СК) |
2,687 |
2,408 |
|
Х9 |
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими (М-профиль ВВ) |
0,991 |
1,169 |
|
Х10 |
Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции (М-профиль РП) |
2,562 |
2,385 |
|
Х11 |
ММИЛ 9. Шкала оптимистичности |
2,184 |
2,019 |
|
Х12 |
ММИЛ 0. Шкала социальной интроверсии |
2,379 |
2,149 |
Таким образом, для отнесения в группу ЛДФ1 в порядке убывания вносят значимый вклад такие параметры, как: скорость выполнения мыслительных операций; потребность в снижении неопределенности и установлении четких правил выполнения работы; стремление избегать рутины (скуки) и быть готовым к действиям; личностная активность в различных сферах жизнедеятельности; точность выполнения мыслительных операций; степень понимания и согласия субъекта с необходимостью правового регулирования в социально-гражданской сфере; стремление к конкуренции и оказанию влияния на других; продуктивность когнитивного функционирования.
Заключение
Анализ отличительных характеристик лиц с мотивацией к увольнению в связи с большими физическими и волевыми затратами позволил выявить не лежащие на поверхности закономерности. В когнитивном функционировании эти курсанты обладали изначально высоким потенциалом. И в отношении прогнозирования устойчивой профессионализации в процессе обучения за счет высоких показателей динамических и количественных показателей мыслительной деятельности, познавательной активности они не относились к группе риска «потенциальной текучести» кадров.
Однако наличие в их личностном профиле комплекса таких характеристик, как ригидность и потребность в самоутверждении и доминировании, склонность к конкуренции, явились основными факторами формирования мотивации к увольнению. Указанный комплекс индивидуально-психологических и мотивационных показателей детерминировал более высокий уровень физических и волевых затрат, необходимых для адаптации к специфике учебного процесса, включая резко возросшую требовательность к социальному поведению. Недоучет внешних обстоятельств в сочетании с низким уровнем гражданского правосознания, преобладание ориентации на собственные интересы, нежели общественные обязательства, принципиально ограничивает возможность врабатывания в профессию у этой группы курсантов.
Таким образом, анализ психологических характеристик курсантов с мотивацией к увольнению в связи с большими физическими и волевыми затратами показал, что несоответствие в социально-конструктивном плане требованиям выбранной профессии их личностных предиспозиций и мотивационно-потребностной сферы приводило к повышению психических и волевых затрат, что не компенсировалось высокими показателями мыслительной деятельности и познавательной активности, обеспечивающими академическую успешность. Именно эта группа курсантов увольнялась в самые короткие сроки.
Выявленные закономерности подтвердили необходимость анализа внутренней личностной ситуации, определяющей выбор профессии, которая, с точки зрения человека, подходит ему, с обязательным прогнозом возможности коррекции и/или формирования тех качеств, которые будут соответствовать психологическому портрету «успешного курсанта».
Для обоснования рекомендаций по изменению тактики психологического сопровождения курсантов необходимо прояснение следующих вопросов: 1) как корреспондирует мотивация поступления в вуз с мотивацией к увольнению; 2) какова динамика мотивационно-смысловой сферы в течении первого и второго годов обучения, на которые приходится максимальный процент увольнений у лиц, как второй, так и третьей категорией профессиональной пригодности; 3) какова прогнозная ценность диагностического комплекса и отдельных показателей при прогнозе наиболее резистентных к психолого-педагогическим воздействиям личностных предиспозиций; 4) какие из личностных характеристик позволят курсанту продолжить службу (остаться) в МВД.
