Психология и право
2022. Том 12. № 4. С. 96–109
doi:10.17759/psylaw.2022120408
ISSN: 2222-5196 (online)
Операционализация атрибутивного стиля как инвариантного свойства атрибутивных технологий деятельности сотрудников полиции на транспорте
Аннотация
Исследование посвящено проблеме атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте. Операционализация технологий реализуется посредством атрибутивного стиля деятельности как инвариантного качества, в основе которого лежит опыт работы сотрудников, характеризующийся дефицитом времени принятия решений, наличием ситуаций неопределенности, способом когнитивной визуализации комплекса угрожаемых явлений. В исследовании приняли участие сотрудники полиции подразделений УТ МВД России по СЗФО в количестве 231 человек, средний возраст обследованных составил 31 год. Результаты позволили эмпирически обосновать основные положения концепции, доказать валидность содержания «социально-перцептивного», «когнитивного», «деятельностного», «мотивационного» стилей, представить преимущества атрибутивного стиля деятельности сотрудников. Полученные данные рекомендуется учитывать руководству линейных подразделений и кадровых аппаратов при осуществлении комплексной работы с сотрудниками.
Общая информация
Ключевые слова: обеспечение безопасности, психотехнология
Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120408
Получена: 17.09.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Шаранов Ю.А., Меркушева О.В., Кобозев И.Ю., Злоказова Ю.В. Операционализация атрибутивного стиля как инвариантного свойства атрибутивных технологий деятельности сотрудников полиции на транспорте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 96–109. DOI: 10.17759/psylaw.2022120408
Полный текст
Введение
Возрастание количества угроз и тяжести последствий опасных ситуаций на транспортных узлах, тенденция к повышению сложности, стрессогенности системы обеспечения безопасности пассажиров требуют новых подходов и современных технологий в обеспечении надежности служебной деятельности сотрудников полиции на транспорте. При этом любые подходы и технологии должны учитывать весь спектр психологических трудностей, возникающих перед сотрудником, поскольку он имеет дело со сложной деятельностью, предполагающей высокую вероятность возникновения угроз экстремистского, террористического, техногенного и иного характера. Комплекс угроз и рисков, существующих на объектах транспорта, отсутствие соизмеримых понятий, языка их описания, предполагает обращение к междисциплинарному подходу, теории психологической безопасности [10] при изучении феноменов опасности. В условиях нарастающей изменчивости социальной, цифровой, глобальной среды происходит относительно быстрое обесценивание традиционных способов обеспечения безопасности. При этом объем персональных обязанностей, обращенных к сотруднику, как к личнсубъекту деятельности, возрастает в геометрической прогрессии. Именно благодаря уровню субъектности сотрудника, обладающего синтетическим по форме и специализированным по содержанию восприятием, способностью к адекватной оценке различных угроз на основе опережающей перцепции и развитых механизмов атрибуции, профессиональной рефлексии и саморегуляции, возможно повысить устойчивость системы безопасности на транспорте. Однако сотрудников с таким профессионально-личностным профилем практически нигде на системной основе не готовят. Во многом этой причиной и объясняется необходимость специальной разработки именно атрибутивных технологий познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте, овладение которыми гарантированно обеспечивает недопущение перехода опасных явлений в угрожающие факторы и негативные события для пассажиров и персонала транспортного комплекса.
Целью исследования является теоретическая и эмпирическая операционализация атрибутивного стиля деятельности сотрудников, обладающего преимуществами по сравнению с другими, как инвариантного свойства атрибутивной технологии и профессионального свойства субъекта, устойчиво проявляющегося в любых ситуациях служебной обстановки.
Теория и методология исследования
Теоретико-методологической основой разработки атрибутивных технологий выступают подходы, принципы и методы исследования в области теории атрибуции, локуса контроля, когнитивного диссонанса, феномена установки (Г. Келли [5], Д.Н. Узнадзе [12] и др.). Также концептуализации подверглись многочисленные работы, посвященные изучению механизмов восприятия [1], социальной перцепции, профайлинга (В.А. Барабанщиков и др.), категоризации феномена восприятия и общения; феноменологии лжи и искажения информации (М.И. Марьин [11] Д. Наварро [8], П. Экман [9] и др.); концепции и психотехнологии сопровождения правоохранительной деятельности [16] (А.Т. Иваницкий, и др.); технологии оперативной диагностики [9] (Ю.М. Волынский-Басманов, Ю.Б. Михайлов и др.); теории управляемого развития правоохранительной деятельности (Ю.А. Шаранов), феноменологии психологической безопасности [10] (А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко и др.). Вместе с тем результаты анализа многочисленных публикаций убеждают в том, что проблемы атрибутивных технологий познания опасных явлений нигде в прямой постановке вопроса не изучались. Более того, даже современная теория безопасности и профайлинг не содержат в качестве своей основы положения теории атрибуции. В связи с этим можно сделать вполне обоснованный вывод, что атрибутивные технологии познания опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте на данный момент являются новым, важным объектом мультидисциплинарного психолого-юридического исследования.
В зарубежной и отечественной психологии феномен атрибуция понимается следующим образом: это приписывание определенных признаков объекту, непосредственно воспринимаемому человеком, с точки зрения оценки и прогнозирования его поведения, как социально одобряемого или угрожающего, потенциально опасного. Тем самым психологическая функция атрибуции позволяет человеку не только воспринимать, понимать, но и дифференцировать социальные объекты по определенным классам по степени опасности. Устойчивые способы и приемы классификации опасных явлений, психологические механизмы контроля за нормативным состоянием функциональных параметров ситуаций деятельности сотрудником полиции интегрируются в атрибутивный стиль деятельности.
Под атрибутивным стилем деятельности сотрудника полиции на транспорте понимается устойчивое интегративное образование, выражающее уровень субъектности и профессиональной направленности сотрудника, целевых и ценностно-смысловых установок и паттернов его поведения, а также воплощения профессионального опыта в процессе выполнения должностных обязанностей по распознаванию опасных явлений и недопущению возникновения актов незаконных вмешательств на объектах транспортной инфраструктуры.
Методологическое осмысление атрибутивного стиля деятельности восходит к существующим в отечественной психологии теории стиля [6] (Е.А. Климов, В.С. Мерлин и др.), концепции индивидуальных стилевых особенностей и субъективно удобного стиля коллективной деятельности в подразделениях органов внутренних дел (Ю.А. Шаранов).
При разработке атрибутивных технологий мы исходили из наиболее распространенного понимания психотехнологии как совокупности психотехник, которые, в свою очередь, представляют собой последовательность психологических приемов, ведущих к формированию нормативно заданного устойчивого психического состояния субъекта. В этом контексте атрибутивные технологии составляют фундаментальные психологические механизмы и свойства профессиональной личности. Имеются в виду система атрибуций[1] сотрудника полиции на транспорте, его личностный опыт, объединяющий в себе совокупность перцептивных и когнитивных объяснительных моделей [5], схем и установок, позиций, параметров локуса контроля, а также ценностно-смысловые концепты [13] в виде отношений сотрудника к профессиональной жизнедеятельности в целом.
Концепция атрибутивных технологий основывается также на требованиях нормативно-правовой базы, рефлексии профессиональных обязанностей и опыта сотрудников, а также классификации опасных явлений, существующих на объектах транспортной инфраструктуры. Для построения концепции мы осуществили рефлексию профессиональных обязанностей сотрудников полиции на транспорте и по доминирующим функциональным признакам объединили их в четыре функциональных блока: социально-перцептивный, когнитивный, инструментально-деятельностный и мотивационный (рис. 1).
Эмпирическое исследование
Методы исследования. Сбор данных осуществлялся методом анкетирования. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программ Statistica 10.1 и Jamovi 1.2.27. Основными статистическими процедурами выступали: анализ распределения значений, корреляционный анализ и эксплораторный и конфирматорный виды факторного анализа.
Конструкт методики. Разрабатываемый опросник относится к виду стандартизированных самоотчетов и предполагает способность сотрудников органов внутренних дел оценивать собственные представления о действиях при обнаружении опасных явлений на объектах транспортной инфраструктуры.
Конструкция опросника основывалась на коцептуальном предположении об обусловленности атрибутивного стиля деятельности двумя функционально связанными друг с другом компонентами — социально-перцептивными способностями и мотивацией служебной деятельности.
Социально-перцептивные способности обеспечивают сензитивность сотрудника органа внутренних дел к неявным признакам опасности, атрибутируя их в контекстах события, предмета или действий людей. Мотивационный компонент выполняет инициирующую функцию, побуждая сотрудника проявлять повышенную активность тогда, когда предметы и поведение граждан, по его мнению, выступают угрозой общественной безопасности.
Рассмотренные компоненты атрибутивного стиля взаимосвязаны — социально-перцептивные способности обусловливают восприятие ситуации, а мотивационный компонент побуждает к реагированию на опасность. Конечно, психологический механизм атрибуции не может ограничиваться только этими компонентами, а потому включает в себя когнитивный и инструментально-деятельностный компоненты. Вместе с тем мы считаем, что перцептивно-мотивационные компоненты обладают системно-сущностным значением, поскольку обеспечивают распознавание угрозы и необходимую скорость реакции сотрудника на нее. Поэтому их психологическое измерение выступает первоочередной задачей в изучении способности сотрудника органа внутренних дел к восприятию опасных явлений и мотивации действовать в ситуации угрозы (см. рис. 1).
С этой целью нами был разработан и эмпирически верифицирован опросник социально-перцептивной и мотивационной составляющих атрибуции опасных явлений.
Структура опросника. Первичный вариант опросника состоял из 55 утверждений, обобщенных в две шкалы.
Первая шкала — «социально-перцептивная», нацелена на измерение переменных социальной сензитивности — способности к эмпатии, экстернальности и социальному оптимизму, включает 23 утверждения.
Рис. 1. Основные параметры Концепции атрибутивных технологий познания
опасных явлений в деятельности сотрудников полиции на транспорте
Вторая шкала — «мотивационно-атрибутивная», содержит утверждения, оценивающие степень заинтересованности сотрудника в выполнении служебных обязанностей, ориентации на результат и ожидание успеха собственных действий.
Для регистрации ответов использовалась шкала Лайкерта, состоящая из набора дистракторов от «полностью не согласен» до «полностью согласен».
Проверка структурных характеристик опросника. Проверка психометрических характеристик опросника проводилась посредством тестирования и оценки нескольких параметров надежности и валидности.
Надежность опросника изучалась по уровню согласованности ответов, а также по показателю связей между пунктами и их группами — шкалами. Перед оценкой согласованности из опросника были исключены четыре пункта, асимметрия ответов на которые выходила за пределы диапазона x±2σ. Содержание ответов на данные пункты явно тенденциозно — обследуемые высказывают либо безусловную уверенность в своих способностях к восприятию объектов опасности, либо полностью отрицают свои возможности в их восприятии. Этим была снижена доля «выбросов» — ответов, не согласующихся с областью распределения остальных пунктов шкал.
Согласованность проверялась с помощью критерия α Кронбаха [19]. Результаты его применения показали достаточный уровень согласованности ответов на вопросы обеих шкал (средний показатель надежности первой шкалы составил 0,83, второй — 0,89). Объяснить данное значение можно высокой смысловой схожестью предложенных вопросов и утверждений внутри каждой шкалы.
Проверка связей между пунктами, а также связей пунктов со шкалами опросника проводилась с помощью расчета коэффициента корреляции по Пирсону. Обе шкалы показали низкие корреляции между пунктами. Для первой шкалы среднее значение корреляции составило 0,18 (p<0,05; r-макс. = 0,49; r-мин. = 0,13), для второй шкалы среднее значение составило 0,21 (p<0,05; r-макс. = 0,61; r-мин. = 0,21). Анализируя средние значения корреляционных связей между пунктами, можно отметить их вариативность. Вероятно, пункты шкал воспринимаются опрашиваемыми по-разному, что и приводит к образованию тесно связанных друг с другом группировок пунктов и отсутствию связей между отдельными группировками. Конечно, в таком виде шкалы могут обладать большей валидностью за счет семантического разнообразия входящих в них пунктов. При этом им может быть присуща низкая дискриминативность, поскольку наличие нескольких группировок вопросов с разными значениями будет вызывать неконтролируемые ответы обследуемых. Поскольку применение опросника преследует практическую цель и он будет использоваться для выявления атрибутивных стилей сотрудников органов внутренних дел, целесообразно повысить дискриминативную способность его шкал, несколько ограничив его чувствительность к иным видам атрибуции.
Итак, изучение характеристик надежности привело к двум выводам. Согласованность утверждений позволяет использовать их для измерения психологических проявлений социальной перцепции и мотивации. Однако структура шкал отличается от теоретически предсказанной, поскольку связи между пунктами образуют смысловые группировки, разделяющие значение шкал по смыслу на субшкалы. Поэтому целесообразно изучить внутреннюю структуру шкал, выявив латентные факторы, влияющие на образование субшкал.
Конструктная валидность опросника. Для решения этой задачи проводился эксплораторный факторный анализ. На его основе был определен новый состав шкал, более приближенный к внутренним отношениям между утверждениями, чем теоретическим представлениям об их возможном распределении.
Факторный анализ проводился двумя методами извлечения факторов. Метод максимального правдоподобия (Maximum likelihood) использовался для изучения потенциально возможных субшкал, образованных связями между пунктами опросника [2]. Метод минимизации остатков (Minimum residuals) использовался для конструирования структуры шкал, оптимально соответствующей наиболее сильным корреляционным связям между пунктами [3].
Во всех видах факторизации использовался метод «облимин». Необходимость его применения обусловлена отсутствием ясных представлений об отношениях между социально-перцептивными и мотивационными компонентами, а также стремлением выстроить модель опросника, максимально приближенную к позициям обследуемых.
Полученные факторные структуры сопоставлялись друг с другом на основе статистик факторной модели (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики факторных моделей опросника (n=197)
Метод |
Статистики модели опросника |
|
Двухфакторная структура |
Трехфакторная структура |
|
Собственные значения факторов: 2,51; 2,32. Процент объяснимой дисперсии: 37,3% |
Собственные значения факторов: 2,37; 2,22;1,59. Процент объяснимой дисперсии: 51,3% |
|
Максимальное правдоподобие |
RMSEA = 0,094, 90% CL 0,078 — 0,113; TLI — 0,73. Тест модели χ2 = 187, |
RMSEA = 0,047, 90% CL 0,019 — 0,072; TLI — 0,931. Тест модели χ2 = 87,4, |
Минимальные остатки |
RMSEA = 0,099, 90% CI 0,082 — 0,117; TLI — 0,706. Тест модели χ2 = 196, |
RMSEA = 0,05, 90% CI 0,022 — 0,07; TLI — 0,928. Тест модели χ2 = 89,2 |
Примечание. χ2 — значение статистики хи-квадрат; df — число степеней свободы; TLI — сравнительный индекс соответствия; RMSEA — корень среднего квадрата ошибки аппроксимации, рассмотренный в 90% доверительном интервале. Выделены значимые факторные веса более 0,4; ноли и запятые опущены; критерий Бартлетта χ2 = 677, df = 105, p<0,001; KMO всех пунктов = 0,766.
Тестировались две факторные структуры — двух- и трехфакторная. Поскольку теоретическая модель (конструкт) шкал включает две группы пунктов — социально-перцептивный и мотивационно-атрибутивный, исходным вариантом факторизации выступала двухфакторная модель. Согласно ей, каждый фактор включает в себя пункты соответствующей шкалы.
Но в ходе факторизации ответов и оценки матрицы корреляций нами было выдвинуто предположение о существовании трех факторов. Предпосылками тому стали показатели факторной модели — недостаточный процент объяснимой дисперсии и неудовлетворительные показатели индексов соответствия Такера—Льюиса (TLI) — 0,706 при допустимом 0,93 и более, плохой подгонке модели (показатель корень среднего квадрата ошибки апроксимации (RMSEA)), составившей 0,09 при ожидаемом 0,08 и менее [18].
Трехфакторная структура опросника была лишена этих недостатков. Она объясняла достаточную долю корреляционных связей (более 50%), а индексы соответствия находились в приемлемых диапазонах: RMSEA = 0,04 (при ожидаемом менее 0,08); TLI — 0,93.
Незначительные различия в статистиках моделей, полученных извлечением методами минимальных остатков и максимального правдоподобия, объяснимы ограничениями выборки. Судя по таблице, метод максимального правдоподобия демонстрирует наилучшие показатели модели. Но подобная особенность обусловлена недостаточным количеством выборки. При ее увеличении статистики моделей могут измениться.
В целом, основываясь на результатах эксплораторного факторного анализа, нами было принято решение, считать оптимальной трехфакторную структуру опросника, включающую шкалу социальной перцепции и две шкалы мотивации.
Для выяснения характеристик эмпирической конструкции шкал нами использовался конфирматорный факторный анализ. Графические характеристики опросника представлены на рис. 2. Отметим, что описываемая структура соответствует теоретической модели, предполагающей, что факторы социальной перцепции и мотивации являются элементами атрибутивного стиля.
Поэтому в модели опросника были определены два вида латентных переменных: первого порядка (факторы Fc1, Fc2 и Fc3) и второго порядка — фактор S-O, моделирующий их подчинение общему показателю атрибуции.
Рис. 2. Иерархическая структура опросника:
(1) фактор третьего порядка (S-O) является обобщающей переменной, факторы второго
порядка (Fc1, Fc2, Fc3) в опроснике являются шкалами, переменные третьего уровня (1—15) в опроснике являются пунктами; (2) связи между переменными модели рассчитаны методом наименьших общих квадратов (unweighted least squares (ULS)), ковариации факторов
опущены, ошибки представлены для переменных-индикаторов; (3) статистики модели:
RMSEA = 0,05 (90% CI 0,03 — 0,07), тест модели χ2 = 135,9 df = 87, p<0,001
Методом факторизации выступил метод расчета невзвешенных наименьших квадратов (unweighted least squares, ULS), поскольку по сравнению с другими процедурами факторизации он не предъявляет существенных требований к объему выборки и характеристикам нормального распределения переменных, не чувствителен к характеристикам качества модели. Фактически, он визуализирует факторную структуру, полученную в ходе эксплораторного анализа. Вместе с тем он позволяет выявить отношения между латентными факторами для всей модели, позволяя тестировать гипотезу о структуре шкал и их подчинении друг другу [18].
Анализируя полученную факторную структуру, отметим, что она соответствует ранее высказанным нами теоретическим представлениям, даже с учетом разделения шкалы мотивации на две субшкалы — мотивацию достижения и мотивацию снижения стресса. Обе субшкалы вовлечены в процессы атрибуции и связаны с социально-перцептивным компонентом восприятия опасности.
Регрессионные связи между факторами подтверждают идею о функциональных связях между социально-перцептивным и мотивационным компонентами атрибуции сотрудниками органов внутренних дел опасных явлений. Данный вывод подтверждается статистически значимыми коэффициентами регрессии факторов второго порядка по отношению друг к другу (табл. 2).
Таблица 2
Регрессионные отношения шкал опросника
Характеристики регрессии |
Интервалы |
|||||
|
95% |
|||||
Показатель |
Оценка |
Стат. |
z-значение |
p-уровень |
Нижний |
Верхний |
Factor 1 «Социальная перцепция |
0,922 |
0,348 |
2,646 |
0,008 |
0,239 |
1,604 |
Factor 2 «Мотивация достижения» |
0,772 |
0,261 |
2,954 |
0,003 |
0,260 |
1,284 |
Factor 3 «Мотивация снижения стресса» |
0,950 |
0,326 |
2,911 |
0,004 |
0,310 |
1,589 |
Обобщая результаты конфирматорного анализа, можно заключить, что с его помощью теоретическая идея об отношениях между компонентами атрибуции получила эмпирическое подтверждение. Конечно, в результате была получена несколько упрощенная конструкция отношений между шкалами и одновременно с этим определена более сложная теоретически, но соответствующая тестируемой реальности модель опросника. Учитывая, что внутренняя структура каждого из компонент атрибутивного стиля является сложной, данный вариант опросника следует рассматривать в качестве промежуточного, нуждающегося в дополнительной апробации и верификации.
Выводы
Подводя итоги, отметим, что в ходе эмпирического исследования была разработана анкета оценки социально-перцептивных и мотивационных компонентов атрибуции сотрудниками органов внутренних дел опасных явлений. Результаты статистической оценки позволили сформировать комплекс из пятнадцати утверждений, сгруппировать их в три шкалы. Данные утверждения и шкалы обладают удовлетворительной согласованностью, связностью и воспроизводятся в виде структуры, отражающей трехкомпонентную модель атрибуции.
Ограничениями исследования выступил план исследования, позволивший операционализировать лишь часть теоретической модели атрибуции опасных явлений сотрудниками полиции. Вторым ограничением выступил объем выборки, недостаточный для разработки опросника, включающего все компоненты описанной в теоретической части статьи модели и статистической оценки отношений между ее структурными элементами. Данные ограничения будут преодолены в дальнейших исследованиях.
Методическим результатом исследования выступила разработанная анкета, позволяющая измерять проявления двух составляющих атрибуции сотрудниками органов внутренних дел опасных явлений. Перспективами дальнейшего исследования выступает ее верификация на выборке большего объема, а также валидизация существующими психодиагностическими инструментами, применяемыми для исследования перцепции и мотивации.
Теоретическим результатом исследования выступила операционализация модели атрибутивного стиля и ее эмпирическое подтверждение результатами опроса сотрудников полиции на транспорте. Перспективами дальнейшего исследования выступают операционализация других компонентов модели, выявление функциональных отношений между атрибуцией опасных явлений и психологическими характеристиками сотрудников полиции, обеспечивающими охрану общественного порядка на объектах транспортной инфраструктуры.
[1] Когнитивный процесс понимания и объяснения своего поведения и поведения других людей
Литература
- Барабанщиков В.А., Королькова О.А. Восприятие экспрессий «живого» лица [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. С. 55–73. doi:10.17759/exppsy.2020130305
- Бучнев О.С. Применение метода максимального правдоподобия для поиска скрытых нелинейных зависимостей // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2020. № 3. С. 89–
- Горяинова Е.Р., Шалимова Ю.А. Снижение размерности многомерных показателей с нелинейно зависимыми компонентами // Бизнес-информатика. 2015. № 3 (33). С. 24–33.
- Елбаев Ю.А., Петров В.Е. Психологическая диагностика в силовых структурах: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 330 с.
- Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 127–137.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 280 с.
- Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Организационно-процессуальный подход к анализу психической регуляции поведения и деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 245–
- Наварро Д. Я вижу, о чем вы думаете. Минск: Попурри, 2009. 128 с.
- Профайлинг. Технология предотвращения противоправных действий / Волынский-Басманов Ю.М. и др. М.: Юнити-Дана, 2019. 199 с.
- Психология безопасности: Учебное пособие / Донцов А.И. и др. М.: Юрайт, 2020. 276 с.
- Психология служебной деятельности: Учебник и практикум / Кокурин А.В. и др. М.: Юрайт, 2020. 375 с.
- Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004. 413 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 339 с.
- Шаранов Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход): Монография. СПб: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. 380 с.
- Шаранов Ю.А. Психолого-юридический взгляд на современную стратегию развития правоохранительной деятельности в свете реформы органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3. С. 211–
- Шаранов Ю.А., Иваницкий А.Т. Устойчивость системы ОВД в условиях гибридных угроз // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. С. 218–225.
- Briggs N.E., MacCallum R.C. Recovery of Weak Common Factors by Maximum Likelihood and Ordinary Least Squares Estimation // Multivariate Behavioral Research. 2003. Vol. 38(1). P. 25—56. doi:10.1207/S15327906MBR3801_2
- Hair J.F., Black W.C., Babin B.J., Anderson R.E. Multivariate data analysis. 8th ed. Boston: Cengage, 2019. 834 p.
- Zinbarg R.E., Revelle W., Yovel I., Li. W. Cronbach’s α, Revelle’s β, and Mcdonald’s ωH: their relations with each other and two alternative conceptualizations of reliability // Psychometrika. 2005. Vol. 70(1). P. 123–133. doi:10.1007/S11336-003-0974-7
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 218
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 71
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1