Программа активизации и развития профессиональной направленности личности учителя

491

Аннотация

Предлагаемая программа позволяет учителю по-новому посмотреть на себя как на профессионала и личность, подвести к мысли о необходимости оценить тот арсенал средств, приемов и методов, которым учитель пользуется в своей практике. Работа по программе проводится индивидуально, в форме ролевой игры, в которой педагог выступает в роли практического психолога, работающего с самим собой как с клиентом.

Общая информация

Ключевые слова: психотехнология, самокоррекция, саморазвитие, профессиональная направленность, учитель

Для цитаты: Кореляков Ю.А. Программа активизации и развития профессиональной направленности личности учителя // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.

Полный текст

Программа активизации и развития пpoфeccиo^aль^oй ^аправёе^^ости личдости учитеёя «Сам себе психолог»

Ю. А. Кореляков, кждидат психоёогических наук

Во втором номере журнала «Психоёогическая наука и образование» за 1997 г. вниманию педагогов и практических психоёогов была предложена на0а методика экспресс- диагностики педагогической направленности учителя (MЭДП^АУ). Эта методика с достаточной надежностью позволяет выявить (диагностировать) психологические особенности уровня развития профессионально-педагогической направленности личности учителя по четырем параметрам. За каждым параметром стоит определенный, преобладающий в работе того или иного учителя, функциональный вид педагогической деятельности с соответствующими ему устойчиво доминирующими потребностями, мотивами и целями: 1) обучающая деятельность с направленностью на преподаваемый предмет (Пр); 2) коммуникативная деятельность с направленностью на обобщение (Об); 3) организаторская (Орг); 4) просветительская, предполагающая реализацию качеств интеллигента и развитие у учащихся духовности и высокого интеллекта (Инт).

Говоря о становлении, развитии и проявлении трудовой профессиональной направленности личности, важно, как мы неоднократно подчеркивали [3; 4; 6], иметь в виду то существенное обстоятельство, что, будучи многоаспектным и многоуровневым образованием, личность формируется и развивается не только в стенах профессионального учебного заведения в период трудовой и профессиональной подготовки, но и в практике непосредственного взаимодействия человека с миром, под воздействием сверстников до начала и во время профессионального обучения, в ходе общения учителя с учащимися, в кругу коллег по педагогической работе, в различных формальных и неформальных объединениях, под влиянием многих неконтролируемых и слабоконтролируемых факторов и условий. Иначе говоря, для становления и развития профессионально-педагогической направленности личности очень значимой оказывается «социальная ситуация развития» (Ё. С. Выготский). Именно поэтому даже на начальных этапах профессионально-педагогического самоопределения, становления и развития личности подчас приходится не только и даже не столько заниматься формированием и развитием педагогической направленности личности учителя, сколько осуществлять перестройку и переконструирование мотивов, лежащих в основе педагогической направленности личности. Сказанное справедливо не только для начинающих учителей, но и для имеющих определенный стаж педагогической деятельности.

Разные учителя часто добиваются успеха, находя себя в качественно отличных друг от друга функциональных видах профессиональной деятельности. ^а этой основе у каждого учителя складывается и развивается та или иная система предпочтений, доминант, перерастающих в устойчивые личностные образования и определяющих тот или иной тип профессионально-педагогической направёенности ёичности. При этом нередко бывает так, что сформировав0иеся в эмпирическом опыте, в непосредственной педагогической практике системы доминант сами начинают обусёовёивать предпочтение учитеёем одних видов педагогической деятеёьности, одновременно как бы затушевывая другие из них и ме0ая выходу за рамки привычного опыта и реализации себя в боёее 0ироком спектре функциональных видов профессиональной педагогической деятеёьности. В итоге посёедние могут остаться невостребованными и — как сёедствие этого — недостаточно развитыми.

Встречаются сёучаи сознатеёьного сужения учитеёем реализуемых им на практике функциональных видов профессиональной педагогической деятельности. ^аиболее характерно это для начальных периодов работы в 0коле, когда учитель, сделав первые и не всегда удачные попытки реализовать себя в различных видах этой деятельности, апробировав себя в них, но по тем или иным причинам не получив желаемого результата и не добив0ись ожидаемого эффекта от затраченных усилий, теряет веру в свои способности, в возможность стать настоящим учителем. В результате этого он либо уходит из 0колы, либо сознательно ограничивает свою педагогическую практику одним-двумя функциональными видами профессиональной педагогической деятельности, в которых ему удается добиться более или менее приемлемых результатов, и осознанно игнорирует все другие ее виды.

В реальной работе учителей различные типы педагогической направленности могут проявить себя не только в гипо-, но и в гиперактивных формах. В последнем случае сло- жив0иеся доминанты и предпочтения настолько глубоко укореняются в личности учителя, что начинают оказывать негативное влияние на поведение учителя не только в профессиональной сфере, но и за ее пределами — в быту, семейных отно0ениях и т. п. Именно в этих случаях мы наблюдаем явление так называемого «профессионального шлейфа», когда по поведенческим и эмоциональным реакциям человека, его характерологическим особенностям, манере говорить и взаимодействовать с людьми можно достаточно точно угадать его профессию. Ущемленной, а подчас и ущербной здесь оказывается полнота, 0ирота и глубина не столько профессионального, сколько жизненного проявления, самовыражения и самореализации человека.

Как мы видим, задача практического психолога во всех только что описанных и аналогичных им случаях заключается в оказании учителю необходимой психологической помощи, состоящей в проведении соответствующей развивающей, коррекционной, а при необходимости и реабилитационной работы. ^е может остаться в стороне от этой работы и сам педагог. Он должен занять по отно0ению к себе активную жизненную позицию и освоить приемы саморазвития, самокоррекции и самореализации.

Проведение психологической диагностики, в том числе и с помощью методики МЭДП- ^AУ, получение соответствующих психодиагностических данных в практической психологии важны не сами по себе, они необходимы для разработки эффективных обще — и дифференциально-психологических средств и психотехнологий активного развивающего и преобразующего (коррекционного и реабилитационного) воздействия на личность. Именно в своем единстве, в совокупном применении психодиагностические, развивающие и преобразующие средства и психотехнологии позволяют осуществить рациональное планирование, организацию и проведение на этой основе целенаправленного, дифференцированного, индивидуального, а значит, и подлинно личностного подхода к активизации, коррекции и развитию профессионально-педагогической направленности учителя.

Разработка средств активного воздействия на личность является одним из актуальных направлений отечественных и зарубежных практико-ориентированных психологических исследований и инновационных психотехнологий в современной системе образования и воспитания. Можно указать по крайней мере два наиболее существенных требования, которым должны удовлетворять такого рода средства.

Во-первых, это преодоёение доминирования фронтаёьных форм работы и по возможности боёее поёный учет разёичных аспектов индивидуаёьности ёичности.

Во-вторых, это отказ от манипулятивного стиля, директивности рекомендаций и макси- маёьный учет резервов саморегуляции, самоорганизации и самоуправления личности. Воплощение этих требований в практику означает учет такого фундаментального личностного качества, которое в современных теоретических и экспериментальных психологических исследованиях личности обозначают термином «самость» [11]. Именно эти требования стали определяющими в предложенной нами программе «Сам себе психолог», нацеленной на активизацию, коррекцию и развитие профессиональной направленности личности.

Программа построена на основе принципов разработанного нами ранее и развиваемого в настоящее время метода параметрического подхода к анализу и описанию единичных психологических явлений через совокупность их общих характеристик [2; 4; 7]. В ней реализуются современные диагностико-развивающие игровые психотехнологии. Структурно программа состоит из двух блоков. В основу первого блока положена на0а методика экс- пресс-диагностики педагогической направленности учителя — MЭДП^AУ [5]. Использование учителями этой методики для самодиагностики индивидуальных особенностей своей собственной педагогической направленности дает возможность организовать работу на всех этапах не в традиционной фронтальной форме, а на современной диагностической основе, позволяющей учесть определенные аспекты индивидуальности педагога и реализовать таким образом подлинно дифференцированный, индивидуальный, личностный подход. Этот подход реализуется во втором блоке программы, который предполагает работу каждого педагога над развитием и коррекцией свойственных именно ему качеств профессионально-педагогической направленности личности.

Программа активизации и развития пpoфeccиo^aль^o-пeдaгoгичecкoй ^aпpaвлe^^ocти личюсти учителя «Сам себе психолог»

В ва0ей педагогической практике, как и в жизни каждого, творчески работающего учителя, несомненно, бывали дни, когда вы переживали полное единение и гармонию в отно0ениях со своими воспитанниками, коллегами по работе, администрацией 0колы. Вы чувствовали, что нужны детям, что они вас понимают и любят. В это время вам хотелось отдать им еще боль0е своих сил и душевной энергии. Вас не покидала уверенность, что эти затраты окупятся сторицей и принесут чувство удовлетворения, легкой и приятной усталости.

to из опыта работы вы знаете, что бывают и другие дни, когда эта гармония и единение вдруг нарушаются. Что-то начинает не ладиться на уроках, не удается найти правильное ре0ение, касающееся учащихся, понять и принять кого-то из них таким, какой он есть, посмотреть на мир глазами учащихся, начать чувствовать, как они. В эти дни легкость и приподнятость сменяются тягостно гнетущей усталостью, опускаются руки, появляется сомнение в своей профессиональной компетентности.

Именно эти ситуации требуют от учителя повышенного внимания. Они должны побудить вас по-новому посмотреть на себя как на профессионала и личность, подвести к мысли о необходимости оценить, а иногда и переоценить тот арсенал средств, приемов и методов, которым вы пользуетесь в своей учебно-воспитательной практике. Ва0им спутником и помощником в этом призвана стать предлагаемая ниже программа активизации и развития профессионально-педагогической направленности личности учителя «Сам себе психолог».

Работа по программе проводится индивидуально, в форме ролевой игры, в которой педагог выступает в несколько необычной для себя роли — практического психолога, работающего с самим собой как с клиентом (отсюда название «Сам себе психолог»).

Цеёь игры состоит в овладении психотехнологиями, способствующими активизации внутренних средств самокоррекции и саморазвития профессионально-педагогической на-

правёенности учитеёя на гуманистические ценности и содействие развитию ёичности учащихся.

Методический аппарат включает в себя задания и упражнения, которые по мере проработки программы вы будете самостоятеёьно выпоёнять в опредеёенной последовательности.

Оргатзация и ход проведе^ия игры таковы, что посёедоватеёьность выпоёнения заданий и упражнений явёяется индивидуализированной персонаёьно дёя каждого работающего с программой учителя. Эта последовательность определяется результатами предварительно проведенной диагностики (с помощью методики MЭДП^AУ) свойственных именно вам психологических особенностей развития профессионально-педагогической направленности. В ходе работы с программой вам предстоит играть роли разных учителей: «предмет­ника», «коммуникатора», «организатора», «просветителя». Играя их, вы попробуете себя в разных функциональных видах профессионально-педагогической деятельности и постигнете соответствующие и доминирующие мотивы. Выполняя задания и упражнения, полезно помнить мысль Э. Берна о том, что «в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех состояний, именуемых состояниями Эго. Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент». Вот почему важно не только проиграть ту или иную роль, но и вжиться в нее, пережить и прочувствовать ее, а на заключительном этапе по возможности более полно проанализировать процесс ее исполнения и свои состояния при этом. Только в таком случае доминирующие мотивы того или иного вида профессионально-педагогической деятельности предстанут перед вами в единстве трех своих измерений: поведенческо-деятельном, чувственно-эмоциональном, или аффективном, и когнитивно-познавательном. Последовательная проработка программы предполагает коррекцию и развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой составляющих ва0ей профессионально-педагогической направленности.

И^трумеитарий (реквизит) игры составляют: текст программы «Сам себе психолог», рабочая тетрадь, ручка, фломастеры, цветные каранда0и или многоцветные 0ариковые ручки, комплект литературы, указанный в конце программы [5; 9].

Приступая к занятиям, выполните подготовительные мотивационно-установочные упражнения 1 и 2. В дальней0ем, когда в этом будет необходимость, можно ограничиться одним из них.

Упраж^е^ие 1. «Внутренний луч».

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю уверенность и стабильность; создает мотивационную готовность к успе0ной и эффективной работе.

Для выполнения упражнения примите удобную позу, расслабьтесь.

Представьте, что внутри ва0ей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, 0ею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы губ, опускаются плечи, освобождаются 0ея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую вне0ность спокойного, освобожденного человека, довольного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я готов к работе! Я все буду делать хоро0о!»

В ходе работы по программе повторяйте упражнение всякий раз, как только почувствуете себя утомленным, неуверенным, утрачивающим стабильность.

Упpaж^e^иe 2. «Дерево».

Упражнение выпоёняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

Для выполнения упражнения примите удобную позу, расслабьтесь.

Представьте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проиграйте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно врос0ие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, а корни — стабильности, связи человека с реальностью.

В ходе работы по программе повторяйте упражнение каждый раз, как только почувствуете в себе некоторую неуверенность, утрату стабильности, связи с реальностью.

Упpaж^e^иe 3. «Диагностика».

Вспомните, проходили ли вы диагностическое обследование по раскрытию психологических особенностей ва0ей профессионально-педагогической направленности. Если нет, то сделайте это. Вам необходимо взять опросник, бланк ответов и заполнить его согласно инструкции. Для этих целей можно воспользоваться материалами статьи «Методика экспресс- диагностики педагогической направленности учителя (МЭДП^АУ)» [5] или опросником «Оценка профессиональной направленности личности учителя» из учебного пособия Застольная книга практического психолога в образовании» [9].

Пройдя диагностическое обследование и не обрабатывая пока его результаты, выполните еще раз установочно-мотивационные упражнения 1 и 2 и приступайте к упражнению 4.

Упpaж^e^иe 4. «Актуализация представлений о профессионально-педагогической направленности личности учителя».

Представьте себе известных вам педагогов — коллег, ва0их друзей, просто знакомых. Подумайте о том, что все они разные по темпераменту, вне0нему облику, поведению и взаимоотно0ениям между собой, с учащимися. Сколь уникален подчас бывает каждый из них. Поразмы0ляйте, углубитесь в эти мысли.

Психологи установили, что для характеристики личностных профессионально­педагогических особенностей учителя значимыми являются такие параметры, как общительность (Об), организованность (Орг), интеллигентность (Ин), направленность на преподаваемый предмет (Пр). Учителей с преобладанием того или иного из этих качеств условно можно назвать: «коммуникатор», «организатор», «интеллигент», «предметник».

Впи0ите в ва0у рабочую тетрадь на листе слева в колонку эти типы учителей. Поразмышляйте о наиболее характерных и ярких психологических отличиях одного типа от другого. Представьте себе особенности поведения каждого из них в классе, среди коллег, дома. Сосредоточьтесь на ва0их мыслях и представлениях, углубитесь в них.

Мысленно нарисуйте образ учителя каждого типа. Рисунки могут быть символическими, в форме знаков, условных изображений. Попробуйте придумать для них наиболее подходящие, с ва0ей точки зрения, названия. Для этих целей можно использовать яркие жаргонные выражения, слова-ярлыки. ^арисуйте образы учителей этих типов в рабочей тетради. Раскрасьте их. ^апи0ите под каждым из них название. Подчеркните.

Упpaж^e^иe 5. «Рас0ифровка типологии».

Вернитесь к записи, сделанной вами при выполнении предыдущего упражнения. Какие из предложенных ниже качеств могли бы подойти для психологической характеристики каждого из четырех выделенных типов учителей? Выпи0ите эти качества рядом с соответствующими типами.

Если почувствуете потребность вернуться к рисункам и повторить их еще раз с какими- то уточнениями и изменениями, то сделайте это, воспроизведя их в рабочей тетради.

Требоватеёьность

Сиёа воёи

Организованность

Энергичность

Вёастность

Общитеёьность

Доброта

Открытость

Эмоционаёьность

Пластичность

^аблюдательность

Высокий интеёёект

^аучная компетентность

Творческая устремёенность

Ёюбознатеёьность

^екоторая замкнутость

Принципиаёьность Высокая общая куёьтура ^равственность Склонность к самоанализу

Упpaж^e^иe 6. «Оживление психоёогических типов».

Выдеёите наибоёее привёекатеёьный дёя вас тип учитеёя. Проиграйте мысёенно его действия в разных педагогических ситуациях: в классе, во время ведения урока, во взаимо- отно0ениях с коллегами, учащимися, во внеклассных мероприятиях. Постарайтесь поёнее и гёубже вжиться в образ его мысёей, переживаний и поведения. Попробуйте войти в его образ и в форме сценической импровизации сыграть его роёь. Мимикой, жестами, поведением выразите характер учитеёя выбранного вами типа в разных педагогических ситуациях. Сдеёайте это наедине с самим собой, а есёи позвоёяют усёовия, то перед коёёегами иёи бёизкими ёюдьми, попросив их сыграть роёи учащихся, родитеёей и т. п.

При возникновении затруднений опирайтесь на сёедующие описания-характеристики.

Учитеёъ-«коммуникатор» отличается экстравертированностью — открытостью вне0- нему миру, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои учебно-воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, нахождение точек соприкосновения в личной жизни, его воздействия вызывают, как правило, наиболь0ие изменения в «бытовом» поведении учащихся.

Для учителя-«предметника» характерны рационализм, твердая уверенность в необходимости знаний и их значимости в жизни, он воспитывает учеников средствами изучаемого предмета, путем изменения восприятия или научной картины мира, привлечением к работе в кружке и т. п.

Учитеёъ-«организатор», нередко являясь лидером не только у ребят, но и в педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, результаты его воздействия чаще всего обнаруживаются в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины.

Учитеёъ-«инте.ёёигент», или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Повторите упражнение 6 с каждым из психологических типов.

Упpaж^e^иe 7. «Ва0 психологический профессионально-педагогический автопортрет».

Вернитесь к содержанию трех предыдущих упражнений. Подумайте, какой из четырех типов наиболее точно характеризует вас, какому из них в наиболь0ей мере соответствует ва0а профессионально-педагогическая индивидуальность. Поразмышляйте об этом. Может оказаться так, что близкими индивидуальности ва0ей личности являются сразу несколько типов. Пронумеруйте их в порядке убывания близости вам: самый близкий номером 1, следующий по близости тип — номером 2 и т. д. Выделите подчеркиванием и ва0им любимым

цветом наибоёее приятные, а неёюбимым цветом — наибоёее неприятные дёя вас типы. Продеёайте то же самое с психоёогическими типами, которые доставили вам наибоёЬ0ее и наимень0ее удовёетворение и удовоёьствие при испоёнении их роёи.

Это упражнение доёжно дать вам пищу для размышления о потенциале и наибоёее вероятных направёениях ва0его личностного и профессионального изменения, роста и развития.

Упpaж^e^иe 8. «Действительно ли вы знаете себя?»

Вернитесь к бланку ответов с результатами диагностического обследования и обработайте их согласно рекомендациям, содержащимся в указанной выше литературе. В случае непреодолимых затруднений обратитесь за помощью к практическому психологу ва0ей 0колы. Сопоставьте полученные в ходе объективного психодиагностического обследования данные и их интерпретацию с результатами предыдущего упражнения. Отметьте все совпадения и рассогласования ва0их типологий, полученных в результате объективного диагностического обследования и на основе самооценки. 3апи0ите результаты этого сравнительного анализа в рабочую тетрадь. Они должны дать вам пищу для размышления об уровне развития у вас самооценки, самоанализа, самопознания, аутодиагностики. В ходе дальней- 0ей работы с программой опирайтесь на результаты объективного психодиагностического обследования.

Упpaж^e^иe 9. «Построение персональной программы коррекции и развития педагогической направленности».

Одной из самых полезных и эффективных предпосылок целенаправленного самосовер- 0енствования и саморазвития является тщательно проработанная программа, построенная с учетом данных диагностического обследования. Вы про0ли такое обследование и располагаете интерпретацией полученных результатов. Стройте свою персональную (индивидуализированную лично для вас) программу коррекции развития ва0ей педагогической направленности.

1.  Вернитесь к предыдущему упражнению.

2.  Выпи0ите в рабочую тетрадь свою персональную психологическую характеристику уровня развития ва0ей педагогической направленности. ^апример, так: Ин, Пр, Орг, Об.

3.        Выпи0ите ее составляющие в три колонки с учетом уровня их развитости у вас. ^апример, так:

Помните, ва0а запись вероятнее всего будет другой. Она должна точно соответствовать данным диагностического обследования.

4.  Сформулируйте ва0у программу.

4.1.  Ва0а главная цель — гармонизировать уровень развития всех составляющих ва0ей педагогической направленности, приведя их к нормальному уровню, и по возможности полно реализовать себя в духе актуализации и воплощения в своей педагогической деятельности гуманистических ценностей.

4.2.  Все составляющие ва0ей педагогической направленности, во0ед0ие в левую колонку, являются для вас эталонными, актуализируйте связанные с ними наиболее яркие и приятные для вас образы, мысли, переживания, реальные профессиональные действия, реализуя которые вы добивались успеха и максимально содействовали развитию личности

учащихся. Всем, у кого сдеёана запись в ёевой коёонке, надо выпоёнить упражнения 1-го бёока.

4.3.  Все составёяющие ва0ей педагогической направёенности, во0ед0ие в правую ко- ёонку, имеют завышенным уровень развития и могут оказывать негативное вёияние на ва- 0е поведение не тоёько в профессиональной сфере, но и за ее предеёами — в сфере быгга, семейных отно0ений и т. п., препятствуя снятию сопутствующего педагогической профессии эмоционального напряжения; вам необходимо провести их коррекцию. Всем, у кого сделана запись в правой колонке, надо выполнить упражнение 2-го блока.

4.4.  Все составляющие ва0ей педагогической направленности, во0ед0ие в среднюю колонку, имеют недостаточный уровень развития и не в полной мере реализуются вами для воплощения в педагогическом процессе гуманистических ценностей; их вам необходимо актуализировать и развить. Всем, у кого сделана запись в средней колонке, надо выполнить упражнение 3-го блока. (При затруднениях построения ва0ей программы1 обращайтесь к соответствующим разделам указанной в списке литературы [5; 9].)

1-  й бёок. Упражнения для работы учителей, имеющих нормальным уровень развития тех или иных составляющих педагогической направленности (левая колонка в списке ва0ей программы).

Упpaж^e^иe 10. «Гуманистическое представление о человеке».

Подумайте о том, что все люди разные, но каждым человек прекрасен, потому что он уникален, и не следует сме0ивать человека и его поведение; у каждого имеются достижения и способности к росту и изменению. Поразмы0ляйте об этом, углубитесь в свои мысли. Представьте себя в образе и профессиональной роли такого человека.

Упpaж^e^иe 11. «Оживление приятных воспоминаний».

1.  Вспомните те момента ва0ей профессиональной жизни, когда, опираясь в своей работе на гуманистические ценности, вы получали удовлетворение от педагогического труда, были счастливы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его (вы были счастливы^ охвачены1 творчеством... были на вер0ине подъема... были влюблены1 в свой класс.).

2.  Теперь попробуйте ответить самому себе, каковы самые существенные особенности этого переживания.

3.  «Вслушайтесь» в себя, есть ли что-то такое, что ме0ает вам испытывать эти чувства сейчас. Представьте это «что-то», нарисуйте в ва0ей тетради его образ, раскрасьте.

Повторите это упражнение, представляя себя в разныгх педагогических ситуациях — на уроке, в беседе с учащимися, коллегами, во внеклассной работе.

Повторяйте это упражнение, когда вы1 ощутите, что вам нужна психологическая поддержка. Вернитесь к ва0ей программе и, если она это предполагает, продолжайте работу.

2-  й бёок. Упражнения для учителей, имеющих завышенным уровень тех или иных составляющих педагогической направленности (правая колонка в списке ва0ей программы).

Упpaж^e^иe 12. «Я ребенок».

Одно из 0ироко распространенных профессиональных заблуждений, а значит и недостатков, учителя — его взрослость. Ведет ли он урок по своему предмету, общается ли с учащимися на перемене, организует ли какое-то вне0кольное мероприятие, пытается ли приобщить учащихся к миру высоких интеллектуальных духовных ценностей, всегда на нем маска представителя «взрослого мира», мира назиданий, заорганизованности, постоянных нравоучений и наставлений. В этом мире на каждом 0агу — ограничения, правила, нормы. Представитель «мира взрослых», учитель, «отодвинут» от ребенка, непонятен ему, вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину. Такая установка учителя, его вне0няя и внутренняя позиции совер0енно не соответствуют духу пе­

дагогики сотрудничества, противоречат гуманистическим ценностям. Постарайтесь изменить себя.

Многие опытные педагоги играют в игру «Я ребенок». Вот, например, как описывает свое состояние Ю. П. Азаров: «Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т. е. вызываю в себе то ощущение детской ёегкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя «все взрослое», а гёавным образом то вне0нее взросёое, что присуще моей административной роёи. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а гёавное — продумывание первых сёов, так сказать, форм обращения» [1].

Вспомните, какую игру в детстве вы ёюбиёи боёЬ0е всего. Теперь представьте себе, что вы подо0ёи к ва0ему ребенку иёи внуку и предёожиёи ему поиграть в эту игру. Вообразите, что игра началась, постарайтесь поёнее и глубже эмоционально погрузиться в нее, как бы прожить эту ситуацию вместе с ребенком. Во время игры вы выполняете роль ребенка, держитесь «на равных» с ва0им партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать ход и правила игры. Такое равноправное сотрудничество, партнерство должно дать вам возможность представить оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы наверняка почувствуете ва0у близость к нему. При первой же возможности проделайте это упражнение в реальности, и вы, несомненно, станете ближе ребенку.

Упpaж^e^иe 13. «Возвращение в свое Я».

1.  Опи0ите, как долго вы обычно чувствуете себя как бы слитым со своей профессией, когда ва0а профессиональная деятельность в данный момент уже закончилась, какие факторы увеличивают или умень0ают это состояние, Опи0ите, где в дома0них условиях вы сильнее всего ощущаете состояние «профессиональности». Все, что вы описали, можно назвать методом и стилем личного и профессионального слияния вас с профессией в дома0- них условиях?

2.  Опи0ите, как вы переходите от «профессионального» к личному состоянию, включая смену одежды, место, где находятся профессиональные материалы, и другие значимые места ва0его дома0него обихода, предметы, имеющие отно0ение к такому переключению.

3.  Если вы дома занимаетесь профессиональной работой, то насколько постоянно это происходит на одном и том же месте?

4.  Совпадают ли, пересекаются ли места ва0его дома0него отдыха и дома0них занятий с местом занятий профессиональной деятельностью?

5.  Попытайтесь определить самое «тревожное» для вас место (и время), и если вы испытываете тревогу, то луч0е всего провести какое-то время ва0их размышлений и переживаний именно в этом месте. Через некоторое время заметите, что, отдаваясь тревоге на «тревожном» месте, вы быстрее и легче снижаете уровень своей тревожности при переключении от «профессионального» к личному состоянию.

После выполнения упражнений 12 и 13 займитесь упражнениями 10 и 11.

3-й бёок. Упражнения для работы учителей, имеющих заниженный уровень развития тех или иных составляющих педагогической направленности (средняя колонка в списке ва0ей программы).

Упpaж^e^иe 14. «Мой личностный рост»,

Сосредоточьтесь на какой-то одной из психологических характеристик ва0ей профессиональной направленности, указанных в средней колонке. Поразмышляйте теперь о ва- 0их учениках. Возьмите, например, ситуацию обучения на уроке. Вы излагаете новый учебный материал. Все внимательно слушают, но каждый воспринимает информацию по- своему. Один мгновенно схватывает суть и начинает скучать. Другой понимает медленно, с напряжением, Третий вертится, ему трудно сосредоточиться. Четвертый...

Переберите в уме 5-7 своих учеников. Постарайтесь загёянуть в их внутренний мир, понять и почувствовать их индивидуальность. Попробуйте представить образ каждого из них в виде какого-ёибо симвоёа. ^арисуйте их в ва0ей рабочей тетради. Закрасьте наибоёее подходящим с ва0ей точки зрения цветом.

Сдеёайте в ва0их размы0ёениях и представёениях сёедующий 0аг. Подумайте: почему один из них быстро воспринимает новый материал, а другой нет? Почему первый ёегко сосредоточивается, а второй невниматеёен? Каковы ва0и оценки и отно0ение к каждому из них? Запи0ите их в тетрадь рядом с рисунками.

Сдеёайте еще один 0аг. Подумайте, в какой форме сёедовало бы организовать взаимодействие с каждым из этих учащихся на уроке. Можете ёи вы изменить свой урок так, чтобы на первом месте в ва0их планах, действиях и оценках оказалось вёияние выдеёенной вами психоёогической характеристики?

Попытайтесь максимально активизировать и реализовать ее влияние на ход урока.

Повторите это упраж^ение для иных педагогических ситуаций и других психологических характеристик ва0ей направленности во второй колонке, представляя при этом тех же самых учеников. Сопоставьте все результаты их выполнения, поразмы0ляйте над ними, сделайте выводы.

Упpaж^e^иe 15. «Встреча с «саботажником».

1.  Сосредоточьтесь на одной из психологических характеристик ва0ей педагогической направленности из второй колонки, которую бы вы хотели успе0но и эффективно развить у себя. Представьте, что ва0 план осуществлен.

2.  Подумайте, что может поме0ать осуществлению ва0его плана. Вообразите эту картину.

3.  Мысленно нарисуйте образ «саботажника» — силу, которая противодействует задуманному. ^азовите его (депрессия, тревога, страх, неуверенность, застенчивость и т. п.).

4.  Побудьте в роли «саботажника» и обдуманно поме0айте осуществлению своего проекта; расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

5.  С точки зрения ва0его «Я » представьте встречу с «саботажником». Проведите с ним переговоры. Постарайтесь договориться с ним, чтобы он вам не ме0ал.

Повторите это упражнение с каждой из психологических характеристик ва0ей педагогической направленности, выписанных вами во вторую колонку. После этого еще раз

выполните упражнение 14, а затем упражнения 10 и 11.

Литература

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1979.
  2. Кореляков Ю. А. Управление познавательной деятельностью на основе системы параметров // ЭВМ в обучении. Дидактическое программирование. Москва; Могилев, 1981.
  3. Кореляков Ю. А. Формирование трудовой направленности как важный фактор развития личности в условиях трудовой и профессиональной подготовки // Психологическая наука: проблемы и творчество. Ч. III. Киев, 1990.
  4. Кореляков Ю. А. Психологическая характеристика могивационных оснований профессионального выбора // Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
  5. Кореляков Ю. А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
  6. Кореляков Ю. А. Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального выбора // Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998.
  7. Korelyakov U. A., Landa L. N. About the parametrical approach to the analysis and description of thinking processes // Pedagogical Science. 1984. № 4.
  8. Очарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
  9. Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  10. Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют»: Психологический практикум. Дубна, 1996.
  11. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.  

Информация об авторах

Кореляков Ю.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ПИ РАО

Метрики

Просмотров

Всего: 1304
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 491
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1