Личностные предикторы волонтерства в повседневных и экстремальных условиях

35

Аннотация

Специальная военная операция, проводимая Россией, вызвала увеличение числа волонтеров, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях. На основе проведенного анализа научных публикаций по проблематике волонтерской деятельности, а также данных эмпирического исследования на выборке из 40 человек (20 волонтеров экстремального профиля и 20 волонтеров общегуманитарной направленности), включавших результаты анкетирования и комплексного психодиагностического обследования («Опросник оценки склонности к волонтерской деятельности» (В.Е. Петров); тест «Альтруизм—эгоизм» (Е.П. Ильин); методика «Ответственность ЭДО» (В.П. Прядеин); методика «Диагностика принятия других» (В. Фей), методика диагностики социальной эмпатии (А. Меграбян и Н. Эпштейн)), установлены психологически значимые предикторы, определяющие склонность людей к контрастным видам волонтерской деятельности. Оценка различий в группах показала, что «экстремальным волонтерам» свойственна повышенная ответственность за результаты своей деятельности, а «волонтерам общегуманитарной направленности» присуща большая толерантность по отношению к окружающим. Психологический портрет «экстремального волонтера» отличают такие характеристики ценностно-мотивационной сферы личности, как патриотизм, соучастие, самопожертвование, социальная вовлеченность, альтруизм. Материал статьи позволяет уточнить методологические ориентиры психологической практики в области волонтерства в экстремальных условиях деятельности, детализировать паттерн качеств успешного волонтера и индивидуализировать его профессиональную подготовку.

Общая информация

Ключевые слова: волонтерство, социальная ответственность, толерантность, эмпатия, альтруизм, сопричастность

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130412

Получена: 14.11.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Петров В.Е., Кокурин А.В., Поздняков В.М. Личностные предикторы волонтерства в повседневных и экстремальных условиях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 164–174. DOI: 10.17759/psylaw.2023130412

Полный текст

Введение

Проблемы построения справедливого общества, ориентированного на потребности каждого человека, гармонизации межличностных отношений, оказания помощи нуждающимся не одно тысячелетие ставились в центр внимания ученых. В настоящее время данные проблемы актуализируются в России и со стороны государственных и общественных деятелей, поддерживающих проявления социальной активности граждан в разных видах волонтерства [10; 13; 17 и др.]. Согласно положениям Федерального проекта «Социальная активность», поддерживаемого Президентом России В.В. Путиным, организация и развитие волонтерского движения отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики государства. Однако волонтерство востребовано не только в социальной сфере, но и в области реалий все более расширяющегося сегодня экстремального бытия людей. Добровольцы, меценаты и волонтеры активно вовлекаются в мероприятия по ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, по поиску пропавших лиц, по созданию логистики снабжения и оказания гуманитарной помощи в зонах вооруженных конфликтов, а также принимают непосредственное участие по защите интересов России в ходе проведения специальной военной операции.
Анализ публикаций свидетельствует, что феноменология волонтерства чаще стала становиться объектом научных исследований отечественных и зарубежных ученых, в том числе в предметных областях истории, социологии, психологии, социальной педагогики, юриспруденции и менеджмента (Ю.С. Белановский, В.Б. Беневоленский, Н.И. Горлова, Е.Ю. Звездина, Л.А. Кудринская, И.В. Мерсиянова, М.В. Певная, О.В. Решетников, Л. Саламон, Л.И. Якобсон, Е.И. Холостова и др.). Учеными констатируется, что под волонтерством следует понимать созидательную деятельность человека, заключающуюся в соучастии в решении проблем отдельных людей, общества или государства по собственной инициативе. Подчеркивается, что доброволец вправе в любой момент отказаться от участия в волонтерстве. Ключевой чертой волонтерства как деятельности считается альтруистическая направленность участников во благо определенного или неопределенного круга лиц без расчета на материальное вознаграждение в какой-либо форме. На подобное обстоятельство указывается и в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В связи с этим происходящее в России также расширение оказания помощи и соучастие в экстремальной сфере деятельности на возмездной основе следует рассматривать как наемничество.
В историографическом ракурсе анализ публикаций показывает, что в психологии проблематика волонтерства не является новой. Однако до сих пор учеными продолжают изучаться преимущественно аспекты мотивационного характера добровольческой деятельности, тогда как остальным психологическим факторам волонтерства (подбор волонтеров, грани соучастия, самопожертвование и др.) уделяется недостаточно внимания. С учетом реалий современной России актуализирован поиск подходов, форм и методов оказания добровольческой и благотворительной помощи в экстремальной сфере деятельности [11; 15 и др.], диагностических средств оценки личностных предикторов волонтеров [7; 11; 14 и др.].
В настоящее время мнения о детерминации волонтерства и его ключевых атрибутах разнятся. Обобщая мнения специалистов (Н.А. Агеева, Д.В. Титова, Г.Г. Бородаева, А.Г. Килина, И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон и др.), можно выделить следующие аспекты волонтерской деятельности: активность, добровольность, безвозмездность, социальная полезность, соучастие, систематичность. Выбор волонтерства как деятельности, тем более экстремальной, отражается в паттерне определенных качеств личности. Однако и в данном случае однозначного ответа относительно мотивации и иных индивидуально-психологических особенностей экстремального волонтера не существует [4; 6; 18 и др.]. Именно противоречие между имеющимися сведениями об обобщенном психологическом портрете волонтера и запросами психопрактики в области психологического сопровождения волонтерской деятельности в экстремальных условиях обусловило значимость проведения научного исследования.

Методы и материалы

Исследование, ставившее перед собой цель изучить психологические детерминанты склонности к волонтерству, проведено нами в 2023 г. на выборке из 40 человек. Для оценки ведущих характеристик личности волонтеров в экстремальных условиях деятельности было сформировано две группы по 20 человек: 1) волонтеры, оказывающие помощь в ходе проведения специальной военной операции («экстремальные волонтеры» — участие в сборе и доставке, распределении гуманитарной помощи и пр.); 2) волонтеры, принимающие участие в иных видах волонтерской деятельности («волонтеры общегуманитарной направленности» — участники экологического движения «ЭКА», Программы мобильности (Формула-1), волонтерского проекта «Погуляй собаку», волонтеров «Музея Победы», акции «МЫВМЕСТЕ», у которых наличие волонтерских часов подтверждено в Единой информационной системе ДОБРО.РФ). Группу 1 составили 12 мужчин и 8 женщин, средний возраст — 31,6 лет; группу 2 — 9 мужчин и 11 женщин, средний возраст — 30,3 года. Тестирование проведено с помощью «Опросника оценки склонности к волонтерской деятельности» (ОСВД; В.Е. Петров [11]); теста «Альтруизм—эгоизм» (Е.П. Ильин); методик «Ответственность ЭДО» (В.П. Прядеин), «Диагностика принятия других» (В. Фей), «Диагностика социальной эмпатии» (А. Меграбян и Н. Эпштейн). Исследование дополнено анкетированием по оценке индивидуальной значимости профессионально важных качеств волонтеров. Сравнение результатов групп осуществлено по непараметрическому U-критерию Манна—Уитни (табл. 1).
Таблица 1
Оценка различий в волонтерских группах

Название шкалы

Хср1

Хср2

U-критерий

p

Ответственность (ОСВД)

39,872

32,112

125

0,05

Толерантность (ОСВД)

44,035

52,306

95

0,01

Эмпатия (ОСВД)

36,657

37,723

180,5

Альтруизм (ОСВД)

48,709

46,140

179

Склонность к волонтерству (ОСВД)

92,513

94,386

168

Ответственность («Экспресс-диагностика ответственности»)

59,670

54,511

93

0,01

Принятие (методика В. Фей)

52,007

54,740

170

Эмпатия (методика диагностики социальной эмпатии)

23,637

24,875

176,5

Альтруизм («Альтруизм—эгоизм»)

75,981

77,557

167

Результаты исследования и их обсуждение
Из табл. 1 видно, что статистически значимых различий не наблюдается, как по интегральному показателю методики «Склонность к волонтерству», так и по некоторым индикаторам методик «Эмпатия» и «Альтруизм». Это позволяет констатировать, что для всех категорий волонтеров свойственны понимание окружающих, сопереживание и сочувствие им, безвозмездность деятельности. В то же время сравнение данных по контрастным группам свидетельствует, что «экстремальным волонтерам» присущи в большей мере выраженные ответственность за результаты своей деятельности (ОСВД — р = 0,05; ЭДО — р = 0,01), а «волонтеров общегуманитарной направленности» отличает большая толерантность по отношению к окружающим (ОСВД — р = 0,01).
Индивидуальные беседы с волонтерами группы 1 свидетельствуют, что ответственность, по их мнению, предполагает объективно обусловленную необходимость учета основных правил, принципов, требований и этических дилемм, предъявляемых к волонтеру государством, обществом или окружающими, что в итоге потенцирует выбор волонтерства даже как образа жизни. Именно социальная ответственность как субъектность личности выступает своеобразным триггером участия в волонтерстве. Более того, в социальном измерении ответственность личности выражается в деятельности волонтера, причастной к общественным целям с готовностью к самопожертвованию. Формируется социально направленная мотивация волонтерской деятельности [8; 12; 16 и др.].
С позиции оценки успешности волонтерской деятельности респонденты из группы 2 в нашем исследовании указали на необходимость признавать ценность взглядов окружающих, даже если они отличны от общепринятых. На первом плане, по их мнению, должны быть: уважение к личности и поведению каждого, с кем придется работать, проявление внимания, доброты, симпатии, терпимости, сдержанности, принятие образа жизни, иных обычаев и традиций, веры, мотивации, точек зрения, чувств. Однако экстремальность вида волонтерской деятельности несколько снижает выраженность толерантности у лиц, оказывающих помощь в особых и экстремальных условиях: под постоянным действием стрессоров опасности, по мнению респондентов из группы 1, сочувствие «притупляется». Однако в индивидуальных беседах респонденты из первой группы подчеркивали, что подобное обстоятельство не означает интолерантности — у любого волонтера уровень толерантности в среднем значимо выше, чем у лиц, не оказывающих помощь. По результатам анкетного опроса установлено, что экстремальность привносит в оценки волонтера критерии категоричности и самоэффективности. При этом данные настоящего исследования в части оценки и прогнозирования склонности человека к волонтерской деятельности безотносительно к сфере приложения добровольческих усилий совпадают со сведениями, приведенными в различных публикациях [2; 3; 12 и др.], в том числе зарубежных [20; 21].
Анализируя полученные нами результаты в аспекте соотнесения их с методологическими подходами к феноменологии добровольчества (волонтерства, меценатства [1; 9; 19 и др.]), можно предположить, что волонтерство в экстремальной сфере изменяет образ жизни добровольцев, расширяет границы их субъективной картины мира, генерализируя зону личной ответственности за события, происходящие в настоящее время в России, а также за жизнь и благополучие людей в новых регионах Российской Федерации (табл. 2). Характер экстремальных условий, возникающих при реализации волонтерской деятельности, способствует повышению социально-психологической зрелости личности добровольцев, причем с возникновением психологической готовности к ограничениям и самопожертвованию. По мнению респондентов, их ценностные установки (патриотизм, чувство сопричастность, социальная вовлеченность, жизнестойкость и др.) нивелируют объективно существующую угрозу жизни и здоровью. Подобная позиция повышает личностный потенциал волонтеров, придает смысл существованию как членов особого сообщества людей и граждан российского государства.
Таблица 2
Сопоставление ведущих качеств личности у разных категорий волонтеров

Событийное
волонтерство

Социальное
волонтерство

Культурное
волонтерство

Инклюзивное волонтерство

Экстремальное волонтерство

Проактивность2

Личностный
динамизм1

Неравнодушие1

Активность2

Ответственность1

Доброжелательность2

Коммуникабельность2

Коммуникабельность2

Коммуникабельность2

Соучастие1

Исполнительность1

Значимые
ценности1

Милосердие2

Эмпатия1

Самопожертвование1

Склонность к групповой работе3

Психологическая готовность1

Склонность к групповой работе3

Организаторские способности2

Патриотизм1

Стрессоустойчивость1

Эмоциональная стабильность1

Самоконтроль1

Профессиональные способности2

Социальная
вовлеченность1

Толерантность1

Толерантность1

Саморазвитие1

Саморефлексия

Альтруизм1

Базируясь на подходе Е.С. Азаровой и Н.С. Яницкого [цит. по: 5] к личностной детерминации успешности волонтерской деятельности, наши данные позволяют выделить три группы качеств в профиле добровольцев (индексы в табл. 2):
  1. индивидуально-психологические (характеристики ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы, самооценка и др.);
  2. коммуникативно-деятельностные (определяют особенности активности и процесс взаимодействия с лицами, которым оказывается помощь);
  3. социально-психологические (определяют межличностные отношения с коллегами, характер общения и социально-психологический климат).
В проведенном анализе личностных детерминант волонтерства в экстремальных условиях доминирующими являются характеристики нравственной и ценностно-мотивационной сферы личности: ответственность, патриотизм, соучастие, самопожертвование, социальная вовлеченность, альтруизм. Именно они образуют склонность к данному виду волонтерской деятельности. Экстремальные волонтеры отталкиваются в выборе субъектной активности на доминирующих просоциальных ценностях, обусловливающих уровень и характер личной ответственности за поступки. Альтруистическая направленность личности «экстремального волонтера» также специфично модулируется пониманием экстремальности: необходимо помогать каждому нуждающемуся, даже если это идет добровольцу во вред, что во многом и определяется повышенной развитой ответственностью как системным качеством личности (по В.П. Прядеину, 2013). Волонтерство в иных сферах деятельности детерминируется также коммуникативно-деятельностными и социально-психологическими особенностями личности.

Выводы

В заключение отметим, что качества личности, установленные нами, могут быть объединены в так называемую «карту личностного профиля экстремального волонтера» [1; 8 и др.] — основной инструмент, позволяющий оценивать уровень способностей и степень выраженности личностных характеристик успешного волонтера. При этом результаты исследования показали, что опросник оценки склонности к волонтерской деятельности позволяет комплексно изучить феноменологию добровольчества, компактно и надежно прогнозировать степень выраженности личностных предикторов волонтеров.
Дальнейшая разработка психологической проблематики феномена успешного волонтерства в экстремальных условиях деятельности позволит выяснять и расширять круг лиц, которые могут быть привлечены к новым видам добровольческого движения. Превентивная оценка склонности людей к волонтерской деятельности позволит проводить их индивидуально-ориентированную профессиональную подготовку и психологическое сопровождение. В конечном счете этим будет достигаться реальный вклад психологов в патриотическое воспитание граждан и гармонизацию отношений в обществе.

Литература

  1. Артамонова В.В. Модели волонтерской деятельности в современном обществе [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5 (85). С. 57– doi:10.24158/spp.2021.5.8
  2. Басов Е.Н., Питкин В.А., Хворостова Т.Р. Особенности личности волонтера // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 апреля 2018 г, г. Новосибирск). Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 22–26.
  3. Воробьева А.Е., Скипор С.И. Психологические характеристики волонтеров различных направленностей активности [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 3. C. 205– doi:10.17759/sps.2021120313
  4. Звездина Е.Ю. Особенности ментальной репрезентации образа волонтера в представлениях студенческой молодежи: Автореф. … дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2017. 24 с.
  5. Корнеева Е.Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 131–141. doi:10.17759/psyedu.2015070113
  6. Кретова У.П. Психологические особенности мотивационно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (25). С. 44–54.
  7. Леви М.В., Свободный Ф.К. Апробация новой методики изучения правового сознания для сотрудников правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 110–124. doi:10.17759/psylaw.2022120409
  8. Лужков Ю.В. Подготовка будущих педагогов к организации добровольческой деятельности подростков с делинквентным поведением // Педагогическое образование в России. 2016. № 11. С. 139–145.
  9. Мазниченко М.А. Событийное волонтерство: Учебник. М.: Юрайт, 2021. 155 с.
  10. Певная М.В., Кузьминчук А.А. Потенциал развития корпоративного волонтерства в современной России // Социальные исследования. 2017. № 1. С. 1–18.
  11. Петров В.Е. Оценка склонности к волонтерству у сотрудников силовых ведомств // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: V Международная конференция: сборник научных трудов, Москва, 10 июня 2021 года / Сост. А.В. Кравченко. М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2021. С. 268–271.
  12. Полякова О.О., Ведяшкина С.А. К проблеме психологического исследования волонтерской деятельности // E-SCIO. 2017. № 6 (9). С. 168–176.
  13. Потенциал и пути развития филантропии в России: Монография / Под ред. И.В. Мерсияновой, Л.И. Якобсона. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. 419 с.
  14. Разумова Е.М., Клюкина А.А. Психологические особенности личности волонтеров и аспекты их деятельности // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург, 2019. С. 595–599.
  15. Ратникова О.Д., Перегудова Н.В., Кононко П.П., Илларионова Н.М. Разработка новых научно-практических подходов к организации добровольческой (волонтерской) деятельности в области пожарной безопасности [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2021. № 2 (8). С. 47– doi:10.37657/vniipo.avpb.2021.68.34.007
  16. Стрельникова Ю.Ю., Гончарова Н.А. Психологические особенности профессиональной востребованности и мотивации сотрудников полиции [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. С. 27– doi:10.17759/psylaw.2023130102
  17. Титова Д.В. Проблемы исследования волонтерской деятельности в психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Том 8. № 2А. С. 90–
  18. Шуваева Е.И., Петрова Н.В. Мотивация и вовлеченность студентов в благотворительную деятельность // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Том 6. № 3. С. 88–100.
  19. Шермазанян Л.Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 257–289. doi:10.17759/cpp.2015230512
  20. Akhtar H. Predicting Participation in Volunteering Based on Personality Characteristics // Journal of Educational, Health and Community Psychology. Vol. 8(2). P. 32–44. doi:10.12928/jehcp.v8i2.12617
  21. Smith D.H. Altruism, volunteers, and volunteerism // Journal of Voluntary Action Research. 1981. Vol. 10(1). P. 21–36. doi:10.1177/089976408101000105

Информация об авторах

Петров Владислав Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7854-4807, e-mail: v.e.petrov@yandex.ru

Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691, e-mail: kokurin1@bk.ru

Поздняков Вячеслав Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9487-4435, e-mail: pozdnyakov53@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 112
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6