Синдром Дауна XXI век
2010. № 2. С. 26–33
Преодоление отклоняющегося поведения у детей с синдромом Дауна: оценка и коррекция с использованием прикладного анализа поведения*
Аннотация
Общая информация
* Сокращенный перевод Н.С. Грозной.
Рубрика издания: Психология и педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Фили К., Джоунз Э. Преодоление отклоняющегося поведения у детей с синдромом Дауна: оценка и коррекция с использованием прикладного анализа поведения // Синдром Дауна XXI век. 2010. № 2. С. 26–33.
Фрагмент статьи
Настоящая статья посвящена использованию бихевиористского подхода к коррекции нежелательного поведения детей с синдромом Дауна. Руководитель одной из самых авторитетных организаций в области образования детей с синдромом Дауна (Down Syndrome Education International) С. Бакли отмечает: «Эти подходы сейчас, по всей видимости, вышли из моды, но, как показывают современные теории и практический опыт, они нуждаются в возрождении… Доказательством их эффективности и полезности являются изменения в поведении, которые можно измерить. Несмотря на это, имеется очень мало публикаций, посвященных изучению возможностей применения бихевиористских подходов к воздействию на поведение детей с синдромом Дауна. В основном подобные научные работы и программы касаются поведенческих проблем, связанных с аутизмом» [1].
В своей статье Кэтлин М. Фили и Эмили А. Джоунз характеризуют принципы функционального анализа поведения, описывают четырехкомпонентный подход к коррекции нежелательного поведения, приводят выводы проведенного ими анализа литературы по данной теме, а также результаты их собственных клинических исследований.
Многочисленные наблюдения свидетельствуют о повышенной вероятности появления отклоняющегося поведения у детей с синдромом Дауна. Это нередко вызывает обоснованную тревогу у членов семьи, воспитателей и педагогов. Ведь нежелательное поведение не только лишает этих детей многих возможностей постижения нового в среде, где они растут, но и препятствует их доступу к обычной образовательной и социальной среде по достижении дошкольного и школьного возраста.
Чаще всего в случае синдрома Дауна такое поведение определяют словом «упрямство». В последнее время, однако, были выявлены и более точно описаны некоторые конкретные типы поведения, свойственного этим детям и оказывающего негативное влияние на их развитие, такие как снижение концентрации внимания, непослушание, навязчивые действия, разговор с самим собой («эгоцентрическая речь»).
Особенности физического состояния (в частности, расстройства сна и более частые, чем у типично развивающихся детей, заболевания) могут тоже существенно влиять на поведение ребенка. По наблюдениям ученых, проблемы поведенческого характера, особенно стремление избежать трудностей (иными словами, преобладание мотивации избегания неуспеха), начинают проявляться в раннем детстве, и это может оказывать чрезвычайно негативное влияние на развитие и жизнедеятельность не только в младенчестве, но и на протяжении всей жизни. Американские ученые Е. М. Дайкенс [2, 3] и Д. Дж. Фидлер [4], описавшие профиль психомоторного развития при синдроме Дауна, считают определенные проявления нежелательного поведения, в частности упомянутое стремление избегать трудностей, частью фенотипа поведения таких детей. Это говорит о важности раннего вмешательства в формирование поведенческой сферы.
Мы провели тщательный анализ литературы по данной теме и выявили лишь небольшое число публикаций, касающихся изучения возможности использования бихевиористского подхода к оценке и регулированию поведения детей с синдромом Дауна. Эти публикации касались по большей части случаев таких серьезных проявлений отклоняющегося поведения, как агрессия и аутоагрессия.
Литература
- Buckley S. The power of behavioural approaches – we need a revival // Down Syndrome Research and Practice. 2008. Vol. 12, Iss. 2. P. 103–104.
- Dykens E. M. Measuring behavioural phenotypes: Provocation from the «new genetics» // American Journal on Mental Retardation. 1995. Vol. 99. P. 522–532.
- Dykens E. M., Kasari C. Maladaptive behavior in children with Prader-Willi syndrome, Down syndrome, and nonspecific mental retardation // American Journal on Mental etardation. 1997. Vol. 102. P. 228–237.
- Fidler D. J. The emerging Down syndrome behavioural phonotype in early childhood: Implications for practice // Infants and Young Children. 2005. Vol. 18. P. 86–103.
- Wishart J. G. The development of learning difficulties in children with Down's syndrome // Journal of Intellectual Disability Research. 1993. Vol. 37. P. 389–403.
- Wishart J. G. Learning the hard way: Avoidance strategies in young children with Down's syndrome // Down Syndrome Research and Practice. 1993. Vol. 1, Iss. 2. P. 47–55.
- Wishart J. G., Duffy L. Instability of performance on cognitive tests in infants and young children with Down's syndrome // British Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 59. P. 10–22.
- Stores R., Stores G. Research on sleep problems and psychological function in children with Down syndrome: Implication for clinical practice and everyday care // Down Syndrome Research and Practice. 1996. Vol. 4, Iss. 3. P. 110–112.
- Positive behavior support: Evolution of an applied science / E. G. Carr, G. Dunlap, R. H. Horner, R. L. Koegel, A. P. Turnbull, W. Sailor, J. L. Anderson, R. W. Albin, L. K. Koegel, L. Fox // Journal of Positive Behavior Interventions. 2002. Vol. 4, Iss. 1. P. 4–16.
- McComas J. J., Thompson A., Johnson L. The effects of presession attention on problem behavior maintained by different reinforcers // Journal of Applied Behavior Analysis. 2003. Vol. 36. P. 297–307.
- Cole C. L., Levinson T. R. Effects of within-activity choices on the challenging behavior of children with severe developmental disabilities // Journal of Positive Behavior Interventions. 2002. Vol. 4, Iss. 1. P. 29–37.
- Davis C. A., Brady M. P., Williams R. E., Hamilton R. Effects of high-probability requests on the acquisition and generalization of responses to requests in young children with behavior disorders // Journal of Applied Behavior Analysis. 1992. Vol. 25, Iss. 4. P. 905–916.
- Davis C., McEvoy M., Reichle J. Minnesota Behavioral Support Project. 2006. URL: http://education.umn.edu/ceed/projects/preschoolbehavior/strategies/mbsp.pdf
- Kern L., Choutka C. M., Sokol N. G. Assessment based interventions used in natural settings to reduce challenging behaviors : A review of the literature // Education and Treatment of Children. 2002. Vol. 25, Iss. 2. P. 113–134.
- Hal A. M., Neuharth-Pritchett S., Belfiore P. J. Reduction of aggressive behaviors with changes in activity: Linking descriptive and experimental analysis // Education and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities. 1997. Vol. 32, Iss. 3. P. 331–339.
- Repp A. C., Karsh D. A hypothesis-based interventions for tantrum behavior of person with developmental disabilities in school settings // Journal of Applied Behavior Analysis. 1994. Vol. 27, Iss. 1. P. 21–31.
- Pitcairn T. K., Wishart J. G. Reaction of young children with Down's syndrome to an impossible task // British Journal of Developmental Psychology. 1994. Vol. 12. P. 485–489.
- Repp A. C., Deitz S. M., Speir N. C. Reducing stereotypic responding of retarded persons by differential reinforcement of other behavior // American Journal of Mental Deficiency. 1974. Vol. 79. P. 279–284.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2155
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 2381
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2