Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: индивидуальные и групповые занятия дефектолога

1267

Аннотация

В статье представлен опыт работы специалистов в интегративном детском саду. Описаны психолого-педагогические приемы повышения мотивации детей с синдромом Дауна на занятиях по развитию речи, обучению счету, возможности включения дошкольников этой категории во фронтальные занятия интегративной группы и мини-группы, принципы их специализированного сопровождения в условиях инклюзивного ДОУ.

Общая информация

Рубрика издания: Психология и педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Леонтьева Е.Е. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: индивидуальные и групповые занятия дефектолога // Синдром Дауна XXI век. 2010. № 2. С. 34–36.

Фрагмент статьи

В детском саду № 1465 / 288 дети с синдром Дауна интегрируются в группы нормативно развивающихся сверстников уже в течение 14 лет. Инклюзивная группа может включать одного-трех детей с генетическими нарушениями. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития, которая предполагает занятия со специалистами: логопе­дом, дефектологом, психологом, специалистом по ЛФК и массажу и, если есть возможность, кинезиотерапевтом, артте­рапевтом или музыкальным терапевтом, а также участие во всех общих занятиях, играх и режимных моментах инклю­зивной группы.

Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях дефек­толога и логопеда. Занятия строятся с учетом особенностей названной категории детей, включают упражнения по мето­дике замещающего онтогенеза и психомоторной коррекции. Эмоционально насыщенные совместные игры с педагогом в начале занятия повышают мотивацию ребенка, подготавливают его к восприятию учебного материала. Наш опыт пока­зывает, что такие упражнения и игры, предшествуя собственно обучающей части занятия, позволяют активизировать энергетический потенциал ребенка, стабилизировать мышечный тонус, повысить возможность ощущения своего тела, развить пространственную ориентацию, координацию движений, чувство ритма, усилить концентрацию внимания, уве­личить работоспособность. Подготовительный этап проводится, как правило, на ковре и может занимать третью часть или даже половину всего времени индивидуального занятия, в результате чего последующий обучающий этап – занятие за столом – оказывается более эффективным. Обучающий материал мы стараемся давать в виде развивающих игр, предполагающих предметную деятельность, и, максимально включая в действие все анализаторы, делаем опору на зри­тельное восприятие, наиболее развитое у данной категории детей. При обучении счету, например, хорошо зарекомендо­вали себя игры-«ходилки» с кубиком, на котором рельефно выделяются точки или цифры (в этих играх ребенок переме­щает достаточно большую, ощутимую в руке игрушку-фишку на выпавшее на кубике число крупных клеток), тактильные парные карточки (цифры и соответствующее количество точек из бархатной или наждачной бумаги), счетные лесенки из лего-education. Особенно хочется отметить недавно вошедшее в нашу практику английское пособие «Нумикон», ко­торое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, – оно может быть исполь­зовано в самых разнообразных играх.

Информация об авторах

Леонтьева Е.Е., учитель-дефектолог ДОУ № 288, г. Москва, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3960
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1267
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2