Синдром Дауна XXI век
2010. № 2. С. 34–36
Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: индивидуальные и групповые занятия дефектолога
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология и педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Леонтьева Е.Е. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: индивидуальные и групповые занятия дефектолога // Синдром Дауна XXI век. 2010. № 2. С. 34–36.
Фрагмент статьи
В детском саду № 1465 / 288 дети с синдром Дауна интегрируются в группы нормативно развивающихся сверстников уже в течение 14 лет. Инклюзивная группа может включать одного-трех детей с генетическими нарушениями. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития, которая предполагает занятия со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом, специалистом по ЛФК и массажу и, если есть возможность, кинезиотерапевтом, арттерапевтом или музыкальным терапевтом, а также участие во всех общих занятиях, играх и режимных моментах инклюзивной группы.
Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях дефектолога и логопеда. Занятия строятся с учетом особенностей названной категории детей, включают упражнения по методике замещающего онтогенеза и психомоторной коррекции. Эмоционально насыщенные совместные игры с педагогом в начале занятия повышают мотивацию ребенка, подготавливают его к восприятию учебного материала. Наш опыт показывает, что такие упражнения и игры, предшествуя собственно обучающей части занятия, позволяют активизировать энергетический потенциал ребенка, стабилизировать мышечный тонус, повысить возможность ощущения своего тела, развить пространственную ориентацию, координацию движений, чувство ритма, усилить концентрацию внимания, увеличить работоспособность. Подготовительный этап проводится, как правило, на ковре и может занимать третью часть или даже половину всего времени индивидуального занятия, в результате чего последующий обучающий этап – занятие за столом – оказывается более эффективным. Обучающий материал мы стараемся давать в виде развивающих игр, предполагающих предметную деятельность, и, максимально включая в действие все анализаторы, делаем опору на зрительное восприятие, наиболее развитое у данной категории детей. При обучении счету, например, хорошо зарекомендовали себя игры-«ходилки» с кубиком, на котором рельефно выделяются точки или цифры (в этих играх ребенок перемещает достаточно большую, ощутимую в руке игрушку-фишку на выпавшее на кубике число крупных клеток), тактильные парные карточки (цифры и соответствующее количество точек из бархатной или наждачной бумаги), счетные лесенки из лего-education. Особенно хочется отметить недавно вошедшее в нашу практику английское пособие «Нумикон», которое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, – оно может быть использовано в самых разнообразных играх.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3960
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1267
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2