Синдром Дауна XXI век
2010. № 2. С. 36–37
Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: работа логопеда в инклюзивной группе
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология и педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Балдина Е.А. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: работа логопеда в инклюзивной группе // Синдром Дауна XXI век. 2010. № 2. С. 36–37.
Полный текст
На первый взгляд, логопед в инклюзивной группе ведет обычную работу: проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, консультирует родителей и воспитателей, ведет индивидуальные тетради детей и т. д. Но следует учитывать тот факт, что наряду с нормально развивающимися детьми в группе находятся дети с определенными особенностями развития, такими как синдром Дауна, ранний детский аутизм, ДЦП и другие нарушения. Нашей задачей является включение этих детей во все этапы жизни группы, как в режимные моменты, так и в занятия с воспитателями и специалистами. Для этого мы должны строить занятия таким образом, чтобы они были эффективны для детей, отстающих в интеллектуальном, двигательном, эмоциональном развитии. Если подробнее остановиться на воспитанниках с синдромом Дауна, можно сказать, что самое важное – это формирование мотивации и удержание интереса к занятию. Этот ребенок не будет «отсиживать» скучное занятие, руководствуясь мотивацией «надо» или боясь неодобрения взрослого, как это делает нормально развивающийся ребенок. Это значит, что мы должны любыми средствами вызвать интерес и желание включиться, быть активным участником занятия. Например, мы используем персонажей кукольного театра.
Вместо логопеда с детьми разговаривает яркий и веселый Петрушка или медвежонок с задорным, звонким голосом. Это включает первичный интерес. В начале занятия мы разыгрываем небольшой кукольный спектакль, соответствующий определенной лексической теме. Этот спектакль интерактивен, мы задаем некий конфликт. Дети начинают спорить с персонажами, друг с другом, они становятся активными участниками процесса. Именно в эти минуты дети с синдромом Дауна обычно наиболее включены и заинтересованы. Самое главное – не растерять этот интерес.
Мы начинаем разговаривать с ними, давать определенные задания на грамматику, лексику, фонетику. Идет обычное на первый взгляд занятие с той лишь разницей, что, формулируя вопрос, мы учитываем особенности некоторых детей. И если, показав картинку с синицей, у нормально развивающегося ребенка мы спросим: «Кто это?», то у особого – «Это синица?» И даже утвердительный кивок головой для нас и для него будет успехом. Так же незаметно и плавно мы можем привлекать детей к взаимопомощи, совместной деятельности («Поможем Пете»). Главное – ни на минуту не упускать особого ребенка из внимания, находить все новые приемы для удержания его здесь, вместе со всеми. Не стоит рассчитывать, что ребенок с синдромом Дауна будет продуктивен в течение всего занятия. Обычно в сентябре новички удерживают внимание от 3 до 5 минут, а к апрелю – маю некоторые сохраняют активность 15–20 минут, стремятся быть ведущими (главной куклой), рассаживают детей по стульчикам и т. д. Это свидетельствует о правильно выбранном подходе специалиста.
Несколько раз в неделю (в зависимости от возраста) мы проводим индивидуальные занятия. Одни из них проходят классически (ребенок один на один с логопедом), а другие – во взаимодействии с нормально развивающимися детьми. Мы знаем, что особенностью людей с синдромом Дауна является гипотонус мышц, поэтому важную роль на индивидуальных занятиях отводим стимулирующему массажу (ручному, вакуумному, роликовому и т. д.). Затрагиваем в основном области лица, шеи и рук. С неговорящими детьми уделяем больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. С говорящими работаем также над импрессивной речью, четкостью, слоговой структурой слова, обогащением словаря. В старшей группе начинаем работу над письменной речью.
Особенно, на наш взгляд, интересна и эффективна работа в инклюзивных мини-группах. Для этого мы объединяем ребенка с особенностями развития и 2–3 нормально развивающихся детей. Далее даем те же задания, которые запланированы на индивидуальное занятие, но все выполняется совместно. Зная, что одной из сильнейших сторон детей с синдромом Дауна является способность к подражанию, мы не можем не использовать это для повышения эффективности коррекционной работы. А сколько положительных эмоций доставляет детям взаимный массаж резиновыми «ежиками» или совместное выдувание мыльных пузырей, игра на губной гармошке и нанизывание разноцветных бусинок на леску! Мы уже говорили, что эмоциональный фон – едва ли не определяющий фактор в успешности нашей работы.
В результате у обычных детей мы развиваем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию. А особому ребенку позволяем почувствовать себя активным участником жизни. В этом, по нашему мнению, и заключается основная идея инклюзивного образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2670
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1515
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1