К проблеме исследования гендера в истории социальной мысли

486

Аннотация

There is a huge layer of the literature on a problem of floors which however, is not absolutely in regular intervals distributed in historical chronology. Interest to the social status as men, and women was formed depending on конъюктурных fluctuations of values of this or that floor in public consciousness. In the lead position of this or that floor was defined in the subsequent as patriarchy or matriarchy, as influenced formation of corresponding ideology and socially-psychological stereotypes about this or that field. Researchers during different historical times, estimating a role and a place in a society of this or that floor, proceeded just from similar stereotypes. Besides it, development of ideas, various doctrines and theories about mutual relations of floors was influenced by development of those or other sections of social studies.

Общая информация

Ключевые слова: gender, periodization of researches of mutual relations of floors, social status of the woman, religion about position of the woman

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кулиева Ш. К проблеме исследования гендера в истории социальной мысли // Социосфера. 2010. № 1. С. 38–40.

Полный текст

Имеется огромный пласт литературы по проблеме полов, которая, однако, не совсем равномерно распределена в исторической хронологии. Интерес к социальному стату­су как мужчин, так и женщин формировался в зависимости от конъюктурных колеба­ний ценностей того или иного пола в общественном сознании. Лидирующее положение того или иного пола определялось в последующем как патриархат или матриархат, что и влияло на формирование соответствующей идеологии и социально-психологических стереотипов о том или ином поле. Исследователи в разные исторические времена, оце­нивая роль и место в обществе того или иного пола, исходили как раз из подобных сте­реотипов. Помимо этого, на развитие идей, различных учений и теорий о взаимоотно­шениях полов влияло развитие тех или иных разделов общественных наук. Все этапы общественного развития последовательно отражают в себе развитие взаимоотношений полов в различных пластах общественного сознания – в научных взглядах, в обычаях и стереотипах, выражавшихся в социальном поведении людей, в идеологемах, в том числе и религиозных, в художественном творчестве.

Нас интересуют научные взгляды на проблему взаимоотношения полов, поскольку здесь – более или менее объективный подход к оценке указанной проблемы. В истории мысли любого региона или любого народа можно встретить противоречивые подходы и мнения о поле. Если иметь в виду более ранние периоды общественного развития, к примеру, до формирования монотеистической религии, то здесь имеется множество примеров равноправного положения полов, положительной, с точки зрения нравствен­ных и социальных качеств оценки, как женщин, так и мужчин. Множество примеров тому можно встретить в мифологии, народных эпосах, сказаниях, сказках, пословицах и поговорках. Вместе с тем, с формированием централизованной власти, развитием ин­ститута частной собственности,  растет и стремление к созданию единого идеологиче­ского пространства, что достигается путем становления религиозного института и через образно-художественное восприятие мира, в том числе через художественное слово, му­зыку, живопись, прикладные виды искусства. «Проблемы женщин упоминаются вкупе с понятиями «зависимость», «неравенство», «эксплуатация», ее место определяется как нижняя социальная прослойка и т.д.» [5. C. 1].  

Таким образом, положение женщины прежде всего оценивалось в рамках традици­онной идеологии, с выпячиванием на первый план ее биологических функций, ее роли матери, воспитательницы детей и хозяйки, ведущей домашнее хозяйство. Биологическая функция женщины ставила ее на ступень ниже, чем мужчину [3. C. 60]. Однако в древ­нем мире так не считали; к примеру, Платон отмечал, что от рождения как мужчина, так и женщина обладают равными способностями; женщины, так же, как и мужчины, могут выполнять любую работу. Вместе с тем он подчеркивал, что каковы бы ни были велики способности женщины, ни в одном деле она не может быть так велика как мужчина [7. C. 143]. Аристотель же прямо подчеркивал, что женщина находится на ступень ниже, чем мужчина. В своей «Политике» он отмечал, что у женщины природное превышает социальное, т.е. гражданское [4. C. 13].

В средние века в Западной Европе, как известно, влияние идей христианства на раз­витие научной мысли и политических отношений было довольно сильным. Фома Ак­винский, являясь представителем ортодоксального христианского учения, считал, что причина, по которой женщина была создана богом – это то, что она должна помогать мужчинам, а помощь эта выражается в продолжении рода и ведении домашнего хозяй­ства [5. C. 4].

В религии ислама положение женщины также оценивалось с точки зрения ее биоло­гического предназначения и социально-экономического положения. Уровень образова­ния, место в системе общественного производства, обычаи и традиции исламского мира в совокупности влияли на отношение к женщине с религиозных позиций. Известно, что в Коране имеются ряд положений, непосредственно оценивающих роль и функции жен­щины в различных сферах общественной и частной жизни. Исследователи отмечают, что при оценке коранических изречений о женщине необходимо учитывать те источни­ки, которые непосредственно воздействовали на процесс формирования Корана, как свя­щенной религиозной книги мусульман. Это прежде всего обычаи и традиции арабских племен и народов, условия общественного развития и т.д. [1. C. 13]. Необходимо здесь учитывать такие источники, как Сунна, аяты, хадисы, а также основанный на Коране и сунне шариат, как свод правил и законов поведения мусульманина в обществе. Отмеча­ется, что «безусловная покорность и повиновение мужу во всех отношениях являются высшим идеалом, главным принципом исламской нравственности» [там же. C. 19]. Со­временные толкователи ислама не во всем согласны с представителями, к примеру, со­ветской школы исламских исследований, где, как известно, отношение к женщине как прежде всего к работнице предопределяло ее социально-политическую активность и по­зиции в семье, быту, в культурной жизни и т.д. Да и в странах арабского Востока, пре­терпевших реформацию, когда в стране, в регионе стали происходить крупные измене­ния  социально-политического и экономического характера, новые религиозные веяния и течения стали потрясать основы старых подходов к положению женщины в обществе. Однако восприятие идей западного просветительства проходило на фоне и в рамках си­стемы исламских ценностей, среди которых были и устаревшие представления о поло­жении женщины в обществе [2. C. 23].

В последующие этапы исторического развития, когда религиозное стало отделяться от светского, и формирование итальянского гуманизма и Ренессанса в целом отразилось на развитии всей западноевропейской мысли, отношение к женщине, содержание идей о роли ее в общественном устройстве стали несколько видоизменяться. Можно сказать, что в Новое время, в эпоху становления и развития либерализма, как нового идеологи­ческого течения,  произошло изменение роли женщины в общественном производстве, когда она стала значительной производительной силой, поднялись голоса в защиту жен­ских прав, в особенности тех, которые являлись составной частью униженных и угне­таемых беднейших слове населения эпохи первоначального накопления капитала. Джон Локк, один из видных представителей английского либерализма, считал, что женщины могут строить равноправные взаимоотношения с мужчинами, иметь высокий авторитет в глазах детей, и при всем при этом обладать различными интересами и потребностями. Отвечать в целом за общественный порядок должен мужчина как более сильный и об­ладающий лидерскими качествами [6. C. 21].

В век Просвещения, когда идеи Великой Французской буржуазной революции послу­жили сильнейшим толчком в дальнейшем развитии демократических идей, видный иде­олог ее, Жан Жак Руссо, защитник идеи равенства и свободы в социально-политических отношениях, подчеркивал, что женщины лишь игрушки в руках мужчин, играющие вто­ростепенную роль на исторической авансцене. В своем произведении «Эмиль или о вос­питании» он писал, что женщина вообще существует лишь благодаря мужчине. Женщина создана для того, чтобы нравиться мужчине и угождать ему. Роли, предназначенные для женщин и мужчин, не равнозначны. Таким образом, отношение к женщине, освященное веками, хоть и колебалось в пределах либерально-демократических идей, с одной сторо­ны, и религиозно-идеологических – с другой, все равно негласно предполагало неравен­ство в статусе женщин и мужчин на всех уровнях общественного устройства. Иммануил Кант, видный представитель классической немецкой философии, считал, что «женщина должна царствовать, а мужчина – управлять, поскольку царствовать должно чувство, а управлять – разум» [3. С. 19]. Ученой женщине не хватает лишь бороды, скептически  замечал Кант. Адам Смит писал о том, что у женщин отсутствует способность к управ­лению, Ф.Ницше же считал, что женщины имеют интересы лишь в сфере любви и нена­висти, а Ф.Гегель делал акцент на мысли о том, что женщины настолько легкомысленны, что им нельзя доверить государственные дела [там же].

Проблема взаимоотношения полов в обществе, по мере развития капиталистиче­ских производственных отношений, выдвигалась в качестве актуальной социально-политической проблемы, однако влияние стереотипов на взгляды передовых ученых и общественных деятелей было очень сильно. Открытия в области естествознания, физи­ки, биологии, химии, сделанные за последние полтораста-двести лет, не могли не отраз­иться на оценке общественных отношений, в том числе и в области взаимоотношений полов. Большой прорыв был сделан в исследованиях по психологии, психиатрии, со­циологии. Все это, вместе взятое, повлияло на характер научных разработок, в том чис­ле и связанных с проблемой гендерного равенства в обществе. Именно с точки зрения влияния бессознательного на социальную жизнь человека, видный австрийский психи­атр и психоаналитик З.Фрейд, рассматривая проблемы взаимоотношения плов, писал о значительной роли природного начала в осуществлении женщиной своих некоторых социальных предназначений. [3: C. 14].

Как видно из вышеизложенного, в современном интеллектуальном мире мужчины, взявшие в руки бразды власти, не сдают своих позиций женщинам. До сих пор, уже на протяжении длительного времени, среди исследователей нет единого мнения о путях раз­вития взаимоотношений женщин и мужчин. Однако развитие современного обществен­ного устройства в направлении открытого общества и демократии представляет большие возможности для проявления женщиной самых лучших способностей и умений.

Литература

  1. Вагабов, М.В. Ислам и женщина / М. В. Вагабов. – М., 1968           
  2. Ишмурадова, З. Ислам и женщины Востока / З. Ишмурадова. – Ташкент, 1990          
  3. Axtartdır, N. Qadın Problemi, Say Nəşrləri / N. Axtartdır. – İstanbul, 1986      
  4. Aristoteles. Siyasət, Remzi Nəşriyyat / Aristoteles. – İstanbul, 2000   
  5. Çitçi, O. Qadın Problemi və Türkiyədə Cəmiyyət Vəzifəlisi Qadınlar, Türkiyə və Orta Şərq Amme İdarəsi İnstitutu Nəşri / O. Çitçi. – Ankara, 1982.
  6. Donovan, J. Feminist Nəzəriyyə, Ünsiyyət Nəşrləri / J. Donovan. – İstanbul, 2001.
  7. Platon. Dövlət, Remzi Nəşriyyat Nəşrləri / Platon. – İstanbul, 1992.

Информация об авторах

Кулиева Шенай Эльдар кызы, Анкарский университет, Анкара, Турция

Метрики

Просмотров

Всего: 2014
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 486
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0