О способах повышения уровня языковой компетенции студентов неязыковых вузов на внеаудиторных занятиях по иностранному языку

547

Аннотация

This paper dwells on the importance of the elective course for first-year students who have not achieved the necessary level of language competence at school. Lack of knowledge and relevant skills becomes a bar to further progressing both in general and professional language. The paper points out the role of the elective course in developing language competence which will help students to be successful in the professional environment.

Общая информация

Ключевые слова: knowledge and skills, language competence, elective course, involvement in extracurricular activities, special training, international professional environment

Рубрика издания: В помощь преподавателю

Для цитаты: Плешакова Т.В. О способах повышения уровня языковой компетенции студентов неязыковых вузов на внеаудиторных занятиях по иностранному языку // Социосфера. 2010. № 1. С. 96–101.

Полный текст

Современный уровень научно-технического развития, новые возможности, обуслов­ленные глобализацией, создание единого европейского образовательного и научного про­странства с едиными требованиями, критериями и стандартами несет в себе множество перспектив. Перспективы открываются как в плане расширения международных контак­тов, так и в получении новых профессиональных знаний и опыта за рубежом, что важно для будущего специалиста, претендующего на достойную работу и профессиональную карьеру. Следствием современных процессов, происходящих в обществе, становится свобода передвижения в образовательном пространстве – академическая мобильность, главная цель которой – предоставить студенту возможность получить качественное, раз­ностороннее европейское образование по выбранному направлению профессиональной подготовки, обеспечить доступ в признанные образовательные центры.

Все эти факторы обусловливают повышение статуса иностранного языка, в частно­сти английского, сделав его языком академической мобильности.

Модернизация системы образования и ее содержания повысила значимость ино­странного языка как дисциплины, направленной на формирование коммуникативных языковых компетенций. В первую очередь это касается языка специальности, который становится необходимой и обязательной составляющей профессиональной подготовки студента, основой его успешной профессиональной деятельности как будущего специа­листа. Качество подготовки специалиста в настоящее время определяется его способно­стью адаптироваться в современных быстро меняющихся условиях, а также владением профессиональными умениями и навыками, позволяющими эффективно использовать полученные знания при решении задач профессиональной коммуникации.

Таким образом, совершенно очевидно, что требования, предъявляемые к уровню языковой компетенции учащихся, достаточно высоки. К сожалению, не все студенты об­ладают необходимыми знаниями в области иностранного языка, в силу того, что средняя школа не всегда способствует достижению требуемого вузом уровня сформированности языковых навыков и речевых умений.

Решить эту проблему позволяет организация внеаудиторных (факультативных) заня­тий, которые значительно расширяют возможности преподавания языка и сделать саму систему обучения языку более гибкой с учетом различного уровня языковой подготовки учащихся.

Практика показывает, что основной целевой аудиторией факультативного курса по иностранному языку являются студенты, чей уровень языковой компетенции не отвеча­ет предъявляемым требованиям. Не достигнув к моменту поступления в вуз по тем или иным причинам необходимого уровня владения иностранным языком, учащиеся уже на первом курсе сталкиваются с серьезными трудностями. Им приходится иметь дело со специальной лексикой (язык специальности), которая представляет совершенно новый пласт, требующий серьезного осмысления. Обучение в вузе связано с работой студентов с различными по объему специализированными текстовыми материалами, в которых в значительном количестве представлена лексика и грамматические конструкции, свой­ственные языку специальности. Ситуация осложняется также и тем, что на начальном этапе студенты не обладают достаточными знаниями в профессиональной области на русском языке, что также вызывает определенные трудности, связанные с пониманием и переводом текстов. Вместе с тем очевидным является то, что от понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование и поддержание интереса к иностранному языку.

Количество часов, отведенных в рамках программы на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, является недостаточным для того, чтобы подобная категория студен­тов самостоятельно могла преодолеть все трудности и выйти на требуемый уровень язы­ковой компетенции. Все это может привести не только к отставанию в учебном процес­се, но и к утрате интереса к изучаемому предмету, а следовательно, к потере мотивации, что негативно сказывается на профессиональной подготовке будущего специалиста. В соответствии с программными требованиями выпускник должен быть готов к активному использованию иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности.

В данной ситуации организация факультативного курса позволяет увеличить вре­мя, которое отводится на повторение, закрепление и активизацию материала, помогает восполнить существующие пробелы как в области так называемого общего языка, так и в языке специальности. В конечном итоге это даст возможность студентам более уве­ренно чувствовать себя на занятиях, позволит сформировать устойчивую мотивацию к изучению языка и будет способствовать повышению активности учащихся в стремлении овладеть иностранным языком.

Особенностью факультативного курса по иностранному языку является то, что, с одной стороны, в основе его лежит стандартная учебная программа, а с другой стороны, он представляет собой определенный этап в серии занятий, преследующий цели, отли­чающиеся от тех, которые ставит основная программа. В целях обеспечения успешности процесса программа курса должна строиться с учетом потребностей и ожиданий самих студентов так, чтобы они не воспринимали факультативные занятия как простое повто­рение того, что изучалось во время основных занятиях, а рассматривали данный курс как средство повышения уровня владения языком.

Таким образом, в основу факультативного курса по иностранному языку должно быть положено дальнейшее развитие максимального количества речевых умений на том лексическом и грамматическом материале, который изучается студентами во время основных занятий. Однако преемственность основного курса и факультативных заня­тий не означает дублирование тем, форм и методов работы. В подобной ситуации фа­культативный курс должен быть ориентирован не столько на расширение лексического и структурного запаса студентов, а в большей степени на возможность использования полученных ими знаний, что позволяет им строить наиболее полные, разнообразные и логичные высказывания в пределах, не выходящих за рамки программного профессио­нально ориентированного материала. Следовательно, работа над лексическими и грам­матическими навыками на факультативных занятиях должна ориентироваться на разви­тие продуктивных языковых навыков и их активизацию, а также развитие умения моде­лировать и структурировать устную и письменную речь в пределах изучаемой тематики. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти определенные методические при­емы, способствующие наиболее эффективному проведению занятия, определить тему, подобрать соответствующий материал и расположить по степени сложности задания, направленные на его отработку, используя различные способы реализации коммуника­тивных задач.

Любое занятие в рамках факультатива должно представлять управляемый систем­ный процесс, направленный в первую очередь на формирование коммуникативной ком­петенции навыков устного общения, то есть формирование у учащихся умения исполь­зовать язык в разных ситуациях общения для достижения любых, в том числе профес­сиональных целей.

В зависимости от цели занятия могут быть посвящены совершенствованию лекси­ческих или грамматических навыков построения высказывания, обучению монологиче­скому высказыванию и диалогическому общению или могут совмещать вышеупомяну­тые навыки с развитием навыков чтения и аудирования. Развитию коммуникативных на­выков способствуют выполнение речевых упражнений, а также обсуждение изучаемых тем в парах и группе в целом.

Направленность на совершенствование навыков означает, что занятия могут стро­иться на материале, где преобладает либо лексический, либо грамматический аспект. При этом грамматические явления обобщаются так, чтобы обеспечить на занятии опре­деленную совокупность разнообразных коммуникативных заданий. Если одновременно отрабатывается несколько конструкций, то подбираются такие коммуникативные зада­ния, где все эти грамматические явления были бы одинаково необходимы для достиже­ния цели. Если идет работа над одним сложным грамматическим явлением, то в речевых заданиях следует показать различные возможности его применения для выполнения не­скольких коммуникативных задач.

Среди основных принципов, на которых строятся факультативные занятия, можно выделить следующие: определение цели занятия, способов ее достижения и ожидаемых результатов, взаимосвязь видов речевой деятельности, коммуникативная направленность этапа тренировки и дальнейший переход к речевой практике, предупреждение ошибок, чему во многом способствуют подобранные в определенной последовательности с уче­том сложности задания. Учитывая тот факт, что на факультативном занятии не вводятся грамматические явления сверх основной программы или принципиально новые лекси­ческие темы, этап ознакомления с языковым материалом, как правило, не бывает под­робным, развернутым и занимает довольно незначительную часть времени. В результате появляется возможность больше, чем на обычном занятии, уделять внимания комму­никативным заданиям. Если на занятии, где вводится и подробно объясняется новый сложный материал, приходится ограничиваться коммуникативными заданиями в рам­ках четко определенной схемы, то факультативное занятие предоставляет возможность включить речевые задания, главным критерием которых является информативность вы­сказывания. Речевые задания развивают речевые умения, сформированные ранее. При этом предпочтение отдается заданиям, связанным с выражением собственного мнения. На данном этапе также могут быть использованы ролевые игры, однако они требуют значительной подготовки, на которую не всегда хватает времени при одном-двух часах факультативных занятий в неделю. Выражению своего мнения можно учить на каждом занятии, причем не только на этапе речевой практики, но и на этапе тренировки. Подоб­ная организация занятий ведет к совершенствованию структуры речи, грамматического построения высказывания, развитию всех языковых навыков, осознанию единства фор­мы и содержания высказывания. Факультативные занятия позволяют развивать такие важные умения, как сопоставление, обобщение, четкое формулирование своей точки зрения, принятие решения в связи с поставленной проблемой, что особенно важно, так как может быть в будущем использовано в профессиональной деятельности учащихся.

Принимая во внимание тот факт, что не всегда представляется возможным подо­брать готовое учебное пособие, полностью учитывающее особенности и потребности конкретной группы студентов, с которыми проводятся факультативные занятия, особую важность приобретает отбор учебного материала. В этом случае преподавателю при­ходится составлять и использовать свои собственные учебно-методические разработки или подбирать и адаптировать к уровню группы уже имеющийся учебный материал. Преподаватель сталкивается с необходимостью систематизации материала, подбора тек­стов и заданий, которые соответствуют целям и задачам обучения и способствуют эф­фективному усвоению программного материала. Использование подобной практики, с одной стороны, несомненно, окажет учащимся помощь при восприятии и запоминании предлагаемого языкового материала, при тренировке и применении его. С другой сторо­ны, это поможет преподавателю при введении материала, систематизации, закреплении, повторении и контроле знаний студентов.

Учитывая определенные сложности в организации самостоятельной работы студен­тов над иностранным языком вне занятий, очень важно, чтобы у учащихся оставалась методическая разработка, отражающая ход занятия, в которой сформулирована тема, цель, последовательность рекомендаций и указан языковой материал, с которым необ­ходимо будет работать, а также даны образцы выполнения новых видов заданий. Подоб­ные материалы помогают установить взаимосвязь между темами, т. е. на последующих занятиях по мере надобности возвращать учащихся к языковым единицам и заданиям, которые предлагались и выполнялись на предыдущих занятиях.

Принимая во внимание различия в уровне языковой подготовки, психологические особенности, цели и интересы учащихся внутри каждой группы, для поддержания мо­тивации на факультативных занятиях еще большее значение по сравнению с плановыми занятиями в рамках программы приобретает необходимость формулирования индивиду­альных заданий. Это может выражаться в заданиях разного уровня сложности, то есть задания могут предполагать разную степень самостоятельности в языковом оформлении высказывания. В результате помимо решения обычных учебных задач – формирования лексико-грамматических навыков, навыков чтения и т. д. – решаются и сопутствующие, но не менее важные задачи: повышение интереса к учебному процессу, формирование  и дальнейшее развитие коммуникативных компетенций, осознание их полезности. Пра­вильно подобранные, профессионально-ориентированные, представляющие собой ис­точник специальной лексики и доступные в языковом отношении тексты, интересные задания и разнообразные стимулы для работы должны помочь избежать однообразия в организации учебного процесса и являются одним из ключевых компонентов успешного проведения факультативных занятий.

В связи с тем, что на факультативные занятия отводится ограниченное время, особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся. Для этой цели могут привле­каться ресурсы интернета (например, портал открытого доступа YouTube, Studio4leaning), являющийся источником языкового материала, используемого в различных контекстах. Эти материалы способствуют удовлетворению познавательных интересов учащихся, а также повышению мотивации к овладению иностранным языком.

Особая роль в системе факультативных занятий отводится контролю и оценке дея­тельности учащихся. С одной стороны, в ходе контроля преподаватель получает инфор­мацию об эффективности своей работы в целом и используемых им отдельных приемов в частности. Это позволяет ему вносить необходимые изменения в свою деятельность, разнообразить количество и качество упражнений и различных форм работы, органи­зовывать повторение, осуществлять индивидуальный подход и т. д. С другой стороны, контроль и оценка способствуют активизации учебной деятельности студентов, повы­шению ее эффективности.

Факультативный курс, обладая относительной самостоятельностью, тем не менее, проводится параллельно с основным курсом и составляет с ним единое целое. Являясь по своей сути отдельной системой занятий, он предоставляет широкие возможности для формирования и развития языковых компетенций и, следовательно, мотивирует студен­тов к изучению иностранного языка с целью использования его в своей дальнейшей про­фессиональной деятельности.

Литература

  1. Фокин, К. В. Методика преподавания иностранного языка / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. – М.: Высшее образование, 2008.
  2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М.: Аркти – Глосса, 2000. 
  3. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. – Cambridge University Press, 2007.

Информация об авторах

Плешакова Т.В., Государственный университет – Высшая школа экономики, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3311
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 547
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0