Социосфера
2010. № 2. С. 42–46
ISSN: 2078-7081
Коррекция криминализации несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: crimes of minors, aggression, psychological and pedagogical methods of correction
Рубрика издания: Психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сумина Н.Е. Коррекция криминализации несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Социосфера. 2010. № 2. С. 42–46.
Полный текст
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность несовершеннолетних. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
Рассматриваются и анализируются проблемные вопросы исполнения уголовных наказаний, связанных с изоляцией несовершеннолетних осужденных. Раскрывается содержание профилактического воздействия на несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях.
Пенитенциарная профилактика в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, требует учета многих специфических факторов и условий, поскольку они связаны с психофизиологическими особенностями этой категории преступников, уровнем их умственного развития и самосознания.
Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних это процесс, основанный на психологических, педагогических и юридических закономерностях. Кроме того, в этот процесс должны быть включены все представители ближайшего окружения.
Коррекция криминализации у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения подростка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций подростка. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду.
Основными элементами системы предупредительного воздействия являются: 1) тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления; 2) определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей; 3) выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия [1].
Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения, о чем будут свидетельствовать поведение, взгляды, мотивы поступков [6].
Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение его в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности, сензитивной подростковому возрасту, Д. И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, подросток приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.
Прежде всего необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль.
При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных несовершеннолетних к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой и спортивной, художественной, организаторской и других, важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности [3].
Особенности вхождения в заданную систему многоплановой деятельности у разных подростков различны. Установлено, что для воздействия на несовершеннолетних целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству.
Четко выраженный характер социальной значимости выполняемых дел, организация работы в небольших коллективах по 2–3 человека, где подросткам время от времени поручается руководство работой товарищей, способствует не просто приобщению этих детей к просоциальной деятельности, но и изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам и взрослым.
Подчеркнутое уважение к индивидуальным проявлениям этих подростков, интересам, включение их не только в исполнительскую, но и в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения командовать и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конфликтные отношения с окружающими [5].
Выделение нескольких типов агрессивных несовершеннолетних правонарушителей и условная типология воспитательной работы с ними позволяют целенаправленно воздействовать на личность каждого подростка, помогая, во-первых, опираться на индивидуальные их особенности, во-вторых, преодолевать определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом подростков и осуществлением индивидуального подхода к конкретному подростку.
Особое место в построении социально признаваемой деятельности агрессивных подростков имеет их привлечение к ее планированию – от сбора предложений – где, что требует приложения ребячьих рук, до специально организуемой разведки. Подростки и в школе, и в микрорайоне всматриваются в стены, дома, дворы, прикидывая, в чем и чем они могут быть полезны.
Включая элемент игры, названные приемы формируют у агрессивных подростков и хозяйское отношение, и организационные навыки, создавая положительную установку к предстоящей деятельности.
Опыт убеждает в том, что ее целесообразно организовать, подразделяя подростков на небольшие группы. Установлено, что в группе из 25–30 человек даже взрослому трудно организовать работу, ее учет, оценку. В результате появляется безответственность, бесконтрольность и т. п. [2].
Небольшие группы несовершеннолетних позволяют каждому выступить в роли руководителя, овладеть умением требовать, контролировать, но в то же время и подчиняться, ибо меняется вид работы, состав групп и прежний ее руководитель становится рядовым участником. Разноплановая социально одобряемая деятельность подростков складывается, разумеется, не только из дел интересных, увлекательных. Не менее важно приобщение подростков к повседневному, постоянному труду «труду – заботе» (А. С. Макаренко). И в этом отношении важна уже самая элементарная работа по самообслуживанию, но построенная на принципе уважения к своей личности – умения и желания обслужить самого себя, с одной стороны, с другой – в коллективных формах, вырабатывающих требовательность, самокритичность, самоконтроль и другие важнейшие личностные качества [4].
Важную роль в развитии и укреплении качественно нового отношения агрессивного несовершеннолетнего правонарушителя к самому себе и к окружающим играет постоянное участие педагогов и психологов в повседневных бытовых работах подростков.
Особое значение в этом приобретает совместная деятельность взрослых и подростков во время выездов, когда педагог на глазах детей заправляет свою постель, вместе с ними умывается, ест, работает и отдыхает. Требовательность педагогов, прежде всего к самим себе, сила их положительного примера естественно приобщают подростков к нормам культурного быта.
Вместе с тем важно, чтобы труд по самообслуживанию приобрел социально значимый характер. Так, в условиях летнего лагеря, например, небрежное обслуживание себя, влечет за собой неудобство для других. Плохо заправленная постель создает беспорядок в общей спальне, как и плохо вымытые ноги портят воздух в ней. Несоблюдение элементарных правил в туалете приносит неприятности товарищам.
Опыт убеждает, что использование социально значимого характера работы по самообслуживанию, подчеркивание, обыгрывание ее превращают эту простейшую деятельность в общественно нужное дело, оказывающее благотворное воздействие на личность ребенка.
Именно обыгрывание (конкурсами, рейдами и пр.) помогает нивелировать «ничтожное мотивационное значение работ по самообслуживанию», эмоционально окрашивая самые простейшие, повседневные дела.
Анализ показывает, что в процессе подготовки к игре и участия в ней подростки не только приобретают прочные навыки, но и, что гораздо более важно, игра приносит моральное удовлетворение подросткам, вырабатывая у них потребность в повседневной деятельности, полезной себе и другим.
Между тем именно организационно-общественная работа позволяет не только развивать организаторские способности, но, главное, расширять социальные контакты, считаться не только со своей, но и с чужой точкой зрения.
Опыт убедил в целесообразности так распределять организационные дела, чтобы не было «актива», а периодически во главе каждого дела стоял и менялся свой организатор, что требует включения всех детей в эту деятельность, создавая отношения взаимоподчинения, проводя каждого подростка через положение ответственного руководителя. При этом особую роль играет организационно-общественная работа подростков за пределами класса, школы. Это участие ребят в общественных постах на улицах, участие в патрулировании, руководство разведкой полезных дел и пр.
Исключительно важную роль в формировании нравственных качеств личности агрессивных несовершеннолетних правонарушителей играет включение их в производительные виды социально одобряемой деятельности. Причем необходимо отметить влияние, оказываемое на личностное становление детей процессом руководства этим делом, когда подростки выступают не только бригадирами, экспедиторами, контролерами, кладовщиками, но и членами технического совета.
Именно практическое включение подростков в решение массы организационнопроизводственных дел способствует появлению и развитию их критического отношения к себе и товарищам.
При этом участие в производственном труде существенно меняет взгляды подростков на вещи как результаты труда и на тружеников. И здесь опять же важна инструментовка, обыгрывание этой деятельности. Например, при помощи организации экскурсий младших школьников в учебно-производственные мастерские. Когда подростки показывают и рассказывают малышам о своем труде, они чувствуют себя членами трудового коллектива и представляют его. Здесь появляется гордость рабочего человека, ответственность за себя и товарищей [2].
В процессе организации многоплановой деятельности агрессивных несовершеннолетних необходимо использование системы разнообразных поощрений – материальных и моральных. Необходимо всемерно поднимать самоуважение таких подростков, так как люди с пониженным самоуважением имеют тенденцию чаще закрываться от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» и становятся агрессивными. Поощрения, тесно связываясь с оценкой, самооценкой, активно влияют на формирование нравственной зрелости подростков, их отношение к делу, к себе, другим людям.
Следует отметить, что задаваемость системы социально признаваемой деятельности подростками не сознается, ибо им представляется широкая свобода выбора в массе интересных дел и забот.
Ломка сложившихся и формирование принципиально новых отношений, происходящих при включении агрессивных несовершеннолетних правонарушителей в просоциальную деятельность, осуществляется незаметно для детей, которые воспринимают эту переориентацию как потребность.
Организуя целенаправленное включение несовершеннолетних правонарушителей, проявляющих повышенную агрессивность, в социально одобряемую деятельность, необходимо стремиться выявить наиболее четкие моменты, «узловые точки» воздействия этой деятельности на формирование нравственной сферы личности растущего человека.
На первом этапе «вхождения» агрессивных детей в систему социально значимых дел важнейшее значение приобретает их заинтересованность. Вернее, необходима не просто заинтересованность, а заинтересованность, которая достигается посредством организации разных дел, требующих инициативы, творчества подростков. Именно заинтересованность увлекает подростков в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей, нивелируя тем самым агрессивность [7].
Важную роль в корректировании агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей играет темп наращивания положительных моментов в их делах, от чего зависит и темп «стихания» отрицательных моментов. Причем наиболее действенным путем наращивания положительного опыта является сама продуманная организация просоциальной деятельности создающая нагнетание, непрерывное усложнение постоянно изменяющихся увлекательных дел, забот при включении в них всех подростков и при подчеркнутом доверии, уважении к ним.
Важно отметить, что напряженный темп организации социально признаваемой деятельности создает атмосферу всеобщей ответственности детей и душевного их подъема.
Особое психологическое значение приобретает методика рубежей – коллективных (например, годовщина школы), лично-коллективных (окончание учебного года) и личных (день рождения). Специальная подготовка к ним, увлекая подростков своим содержанием и способами организации, вырабатывает в группе детей определенный стиль и создает тон, способствующие развитию отношений взаимозависимости, взаимоответственности, развивающие новые формы общения подростков друг с другом и со взрослыми.
Показательно, что включение подростков в систему социально значимой деятельности приводит к реальному укреплению контактных коллективов детей, противостоящих друг другу групп.
При исследовании полученные данные показывают, что организация системы социально одобряемой деятельности агрессивных подростков не только укрепляет их личные взаимоотношения, но и переплетает в сложной системе ответственных зависимостей деловые взаимоотношения.
Отношения ответственной зависимости создают постоянное упражнение в поведении подростка по отношению к товарищам и взрослым. Деловое сотрудничество преобразует поведение, побуждая растущего человека руководствоваться не симпатиями – антипатиями, а принципами товарищества и взаимопомощи [6].
В соответствии с требованиями Посланий Президента России Федеральному Собранию декриминализация подростковой среды, защита прав и законных интересов детей являются основными задачами и первоочередным долгом органов внутренних дел.
Необходимо отметить, что сделано в этой области уже немало. Осуществлен комплекс организационных и практических мер, направленных на предупреждение и пресечение преступности несовершеннолетних [3].
Результаты исследований убеждают в том, что целенаправленно организованная система социально признаваемой деятельности реально «работает» на нивелирование агрессивности подростков. Причем устойчивость воздействия системы этой деятельности подтверждается только возникающим у этих детей положительным отношением к делам, нужным другим людям, но и поведением подростков «наедине с собой», возникающими отношениями ответственности, взаимной требовательности, товарищеской взаимопомощи.
Литература
- Быков В. М. Криминалистическая характеристика преступных групп. – Ташкент,1986.
- Михлин А. С. Осужденные кто они? Общая характеристика осужденных / под ред. П. Г. Мищенкова. – М., 2006.
- Невский В. В. Теория и практика исполнения уголовных наказании в отношении несовершеннолетних. – М., 2008.
- Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Рогов Е. И. – М., 1999.
- Поздняков В. И. Исправительное воздействие на несовершеннолетних // Наказание и исправление преступников. – М., 2005.
- Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
- Сергеев А. В. К вопросу о предупреждении преступности несовершеннолетних // Актуальные проблемы правоприменительной практики. – Ставрополь, 2008.
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: комплекс. психол. Коррекция. – М., 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2467
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 668
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0