Социосфера
2010. № 3. С. 43–45
ISSN: 2078-7081
Методологические подходы к построению системы педагогической мотивации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: monitoring, management, manager, three-level education system, motivation
Рубрика издания: Педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мурзагалиева А.Г. Методологические подходы к построению системы педагогической мотивации // Социосфера. 2010. № 3. С. 43–45.
Полный текст
Одним из приоритетных направлений общенациональной стратегии развития «Казахстан – 2030» в Республике Казахстан провозглашена сфера образования, которая включается в сферу социальных услуг.
Особенностью закона «Об образовании» является утверждение новой национальной модели образования, которая ориентирована на обеспечение высокого качества обучения.
Несмотря на то, что государство заботится об образовании своих граждан, образовательная система функционирует по рыночным законам. Переход к рыночным отношениям кардинально изменил принципы организации и управления в системе высшего образования. Высшие учебные заведения всецело сориентированы на потребителя, удовлетворение запросов которого должно быть качественным и предоставленным в срок. Следовательно, нужно пересмотреть организацию образовательного процесса. Преобразованиям подвергаются ее основные структуры, процессы, методы.
Как известно, в 2010 году Казахстан стал 47-й страной-участницей Болонского процесса. Государственная политика в области образования строится на создании новой трехуровневой модели (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD).
Преобразования, реструктуризация образовательного процесса требуют создания эффективного механизма управления. Формирование такого механизма должно опираться на опыт, аналогию и научные методы организационного проектирования.
Образовательная система должна заключать в себе изменяемость, разнообразие, гибкость, и это должно найти отражение в вузовской системе управления.
Казахстанские участники Болонского процесса надеются создать удобную образовательную среду для преподавателей и студентов, которая позволит им с легкостью перемещаться из одного университета в другой, что в итоге должно стимулировать мобильность специалистов на общеевропейском рынке труда.
С развитием рыночной экономики термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в нашу жизнь, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».
Термин «управление» намного шире понятия «менеджмента», так как применяется к разным видам и сферам человеческой деятельности.
Перейдем к рассмотрению вопросов управления в образовательных системах.
Понятие «менеджмент» в педагогике начали использовать совсем недавно. Под педагогическим менеджментом понимают систему управления педагогическим производством, направленную на увеличение его эффективности.
Рассмотрим сущность управленческой деятельности. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления» [1].
Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию вуза на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей.
В роли объекта управления выступают преподаватели высшей школы, коллектив вуза в целом, кто, непосредственно воздействуя на материально-вещественные факторы производства, создает конечный результат.
Предметом педагогического менеджмента выступает поведение преподавателей вузов, студентов в их совместной деятельности и мотивационный механизм активизации этого поведения во имя достижения поставленных целей.
Менеджер – это профессиональный управляющий, профессиональный руководитель. Он формирует цели, осуществляет управленческое воздействие на объект, принимает решения для поддержания стабильности системы или перевода ее на более качественный уровень развития.
Работа менеджера оценивается по достижению поставленных целей, по результативности работы коллектива. На менеджера ложится важнейшая ответственность, как моральная, так и материальная, и в зависимости от его умения принимать решения в конкретных ситуациях определяется его роль в уровнях управления.
Все менеджеры выполняют определенные функции.
Рассмотрим роль менеджера на уровне высшего учебного заведения.
Руководителями среднего звена являются заведующие кафедрами и декан факультета. Заведующие кафедрами непосредственно работают с преподавателями и специалистами кафедры. Они выдают задания и осуществляют контроль их выполнения.
Декан факультета координирует и контролирует работу заведующих кафедрами, готовит им задания и принимает соответствующие решения. Предложенную от заведующих кафедрами информацию анализирует и готовит предложения для ректората.
Руководителями высшего звена являются ректор и проректоры, которые влияют на совокупный результат деятельности вуза. Успех зависит от управления, его качества и эффективности. Главная задача ректора – это объединить преподавателей разных специальностей и привести их к достижению общих целей.
Единицей измерения деятельности является действие. Действие – это планирование, организация, контролирование, побуждение.
В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив. Следовательно, главной функцией эффективной управленческой деятельности является мотивация.
Согласно определению, мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность [2].
В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или действий. Поэтому мотивацию определяют еще и как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Современный менеджер постоянно воздействует на факторы результативной работы сотрудников организации, создает условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Педагогическая мотивация на сегодняшний день является актуальной темой. Ее главными характеристиками являются:
· образованные и квалифицированные преподаватели, которые обладают необходимым знанием;
· мотивированность преподавателей к самообучению, самообразованию.
Рассмотрим функции менеджмента на уровне высшего учебного заведения. Вуз продает образовательные услуги. Потребителем является студент. Он желает приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень. Сначала получить диплом бакалавра и продолжить учебу в магистратуре. Получив диплом магистра, есть возможность поступить в докторантуру. Каковы мотивы? Получить высокооплачиваемую работу, сделать карьеру.
В рамках кредитной технологии обучения, которая является одной из линий действия, намеченной Болонской декларацией, студент весьма требователен к уровню квалификации преподавателя. Престиж преподавателя,«бренд» высшего учебного заведения имеют первостепенное значение. Таким образом, преподаватели вуза должны быть готовыми выполнять любой рыночный заказ.
Рассмотрим роль менеджера на уровне факультета. Менеджером является декан факультета, который как руководитель подразделения должен уметь выполнять все функции управления: планировать, организовывать, подбирать кадры, контролировать и мотивировать.
Во-первых, нужно найти потребителей услуг. Для этого декан факультета организовывает профориентационную работу преподавателей факультета, чтобы привлечь талантливых, способных учеников, увеличить контингент поступивших.
Во-вторых, нужно подобрать специалистов, которые смогут предоставить высококачественную услугу. Преподаватели и специалисты факультета являются источником эффективного развития факультета. Гарантией высокого качества в сфере образовательных услуг являются знания. Эти знания на образовательный рынок поставляют преподаватели вузов.
В-третьих, запустить педагогический процесс. В учебном процессе появились термины: эдвайзер, тьютор, каталог элективных курсов, офис регистратора и др. Студент на выбранном им этапе получает знания в соответствии с индивидуальными запросами. Эдвайзер помогает студентам в выборе траектории обучения, в формировании индивидуального учебного плана. При составлении индивидуального учебного плана студент пользуется каталогом элективных дисциплин.
В-четвертых, контролировать учебный процесс. Недостатки на следующем цикле должны быть устранены, иначе качество услуг улучшаться не будет.
Главная задача менеджера образования – соединить в одном процессе человеческие, материальные ресурсы для достижения заданных целей.
В основе данной модели лежит концепция предпринимательского вуза, отличительная особенность которого в его гибкости, активной, инновационной политике.
Таким образом, основой управления вузом является стратегическое планирование. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить инновационную деятельность высшего заведения.
Литература
- Карпенко Л. А. Психология. Словарь.– М., 1990.
- Карпов А. В. Психология менеджмента.– М., 2003. – 582 с.
- Мельников В. П., Маренков Н. Л., Схиртладзе. Управление организацией.– М., 2004. – 239 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2202
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 434
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0