Социосфера
2010. № 3. С. 132–134
ISSN: 2078-7081
Учебно-методическая разработка «О массовых репрессиях в истории СССР» дисциплины «История России»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: great terror, GULAG archipelago, repressions, society
Рубрика издания: В помощь учителю
Для цитаты: Якушкин И.С. Учебно-методическая разработка «О массовых репрессиях в истории СССР» дисциплины «История России» // Социосфера. 2010. № 3. С. 132–134.
Полный текст
И сказал Господь: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли… (Бытие, 4,10)
Цель и задачи учебного занятия: обобщить и систематизировать ранее полученные знания о массовых репрессиях в СССР, событиях и итогах и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что репрессии стали одной из величайших трагедий СССР. Сталинский ГУЛАГ конца 1920-х – первой половины 1950-х гг. оказался достаточно сложной, четко продуманной, безжалостной и беспощадной системой крепостного (рабского) труда для миллионов граждан СССР. Жестокость и насилие ГУЛАГА, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно сказались на морально-психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития.
Способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир, права и свободы человека, демократические принципы общественной жизни.
План занятия
1. Предпосылки и причины создания ГУЛАГа (повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания).
2. «Большой террор»(обобщающая беседа с элементами эвристики на основе документа).
3. Репрессии в истории СССР ХХ века (дискуссия).
1. Повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания
Слово и понятие «ГУЛАГ» вошло в наш обиход с появлением книги «Архипелаг ГУЛАГ», которая несмотря на то, что была впервые издана на Западе в 1973 г., широко распространялась в Самиздате. С тех пор «ГУЛАГ» стал синонимом лагерей и тюрем сталинского режима, обобщенным символом советского тоталитарного строя. Обычно «гулаговский» период советской истории относят к 1934–1956 гг. Но, конечно, ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) появился не в середине 30-х. Карательный отдел Народного Комиссариата юстиции был образован в мае 1918 г. Сколько человек перемолола эта чудовищная мясорубка, сказать трудно: историки до сих пор спорят на эту тему.
За редким исключением, историки традиционно рассматривают отдельные, наиболее известные, аспекты этой проблемы: раскулачивание,«большой террор», депортации народов и т. д., избегая общего взгляда на нее.
На сегодняшний день в связи с открытием многочисленных архивных фондов мы можем лучше обозначить различные направления и методы сталинской репрессивной политики. Характерной чертой репрессий была как крайняя жестокость, так и непредсказуемость.
«Откуда такая забота о враге? Подохнет, туда ему и дорога, воздух чище будет» (Н. И. Ежов).
1. Выскажите предположение, почему стало возможным проведение репрессивной политики. Что, на ваш взгляд, значит «забота о враге»?
2. Подумайте, каким образом на мироощущение и настроение советских граждан повлияла вера в идеалы советской эпохи Сталина. Каким образом эти факторы обусловили развитие репрессивной политики в СССР?
3. Прокомментируйте это высказывание. Какую идею оно выражало? Какие чувства и настроения внушало? Какие слои общества более других оказывались подверженными этой идеологической пропаганде.
Вопросы для дискуссии
1. Почему репрессии против собственного народа вошли и наложили свою смертоносную печать на всю историю ХХ века?
2. Стал ли ГУЛАГ обобщенным символом советского тоталитарного строя? Почему вы так думаете?
3. «Ключевые моменты и главные этапы эволюции репрессий, которые в течение четверти века способствовали отправке в лагеря или в ссылку около 25 млн мужчин, женщин и детей» (I том «История сталинских репрессий»).
Как вы думаете, как ГУЛАГ (точка отсчета) воспринималась жителями СССР или, возможно, населением других стран мира тоже?
2. Анализ источника № 53 Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и
председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним
20 апреля 1935 г. Совершенно секретно Хранить наравне с шифром № 1/001537 — 30/002517
Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам, прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда.
Ввиду поступающих запросов, в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля с. г.«О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», разъясняем:
1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст.1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).
1. В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и
2. соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 10-летнего возраста, не применяется.
2. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.
3. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке.
Прокурор Союза ССР Вышинский Председатель Верховного суда СССР Винокуров
ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а Подлинник
1. Своими словами охарактеризуйте и кратко передайте содержание данного источника.
2. Обратите внимание на дату этого документа. Какие события в это время происходили в Советском Союзе?
3. Последствия политических репрессий в СССР
Приведенный ниже перечень последствий политических репрессий соотнесите с наиболее чувствительными к ним слоями населения и объясните свой ответ. Внесите в этот перечень другие явления, важные с точки зрения, например, ветеранов и инвалидов, подростков и молодежи, вдов и т. д.
Последствия репрессий в СССР |
Наиболее уязвимые слои населения |
Отмечен рост радикальных настроений |
Экономическая разруха |
||
Моральная деградация в обществе, настроения упадка и пессимизма |
||
Массовая безработица |
||
Неполные семьи |
||
Рост конфликтности в обществе и радикальных настроений |
Домашнее задание: подготовьте мультимедийную презентацию на тему «Архипелаг ГУЛАГ: человек и общество». В зрительный ряд можно включить репродукции, ресурсы веб-сайтов и иллюстрации в «Истории России ХХ века».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1940
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 456
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0