Учебно-методическая разработка «О массовых репрессиях в истории СССР» дисциплины «История России»

454

Аннотация

The given lesson is considered within a course of the History of Russia – 11 class. At pupil it is formed the negative image of repression, it is formed the actualization of knowledge of its ruinous consequences for the person, society, country, culture. The calls to dialogue, the tolerance, the reasonable compromises and the cooperation are more convincing against the background of “a negative portrait”. It is coordinated with a school course of a history, with the humanistic valuable guidelines of the state educational standards.

Общая информация

Ключевые слова: great terror, GULAG archipelago, repressions, society

Рубрика издания: В помощь учителю

Для цитаты: Якушкин И.С. Учебно-методическая разработка «О массовых репрессиях в истории СССР» дисциплины «История России» // Социосфера. 2010. № 3. С. 132–134.

Фрагмент статьи

И сказал Господь: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли… (Бытие, 4,10)

Цель и задачи учебного занятия: обобщить и систематизировать ранее полученные знания о массовых репрессиях в СССР, событиях и итогах и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что репрессии стали одной из величайших трагедий СССР. Сталинский ГУЛАГ конца 1920-х – первой половины 1950-х гг. оказался достаточно сложной, четко продуманной, безжалостной и беспощадной системой крепостного (рабского) труда для миллионов граждан СССР. Жестокость и насилие ГУЛАГА, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно сказались на морально-психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития.

Способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир, права и свободы человека, демократические принципы общественной жизни.

План занятия

1.  Предпосылки и причины создания ГУЛАГа (повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания).

2.  «Большой террор»(обобщающая беседа с элементами эвристики на основе документа).

3. Репрессии в истории СССР ХХ века (дискуссия).

Полный текст

И сказал Господь: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли… (Бытие, 4,10)

Цель и задачи учебного занятия: обобщить и систематизировать ранее полученные знания о массовых репрессиях в СССР, событиях и итогах и в процессе дискуссии подвести учащихся к выводу о том, что репрессии стали одной из величайших трагедий СССР. Сталинский ГУЛАГ конца 1920-х – первой половины 1950-х гг. оказался достаточно сложной, четко продуманной, безжалостной и беспощадной системой крепостного (рабского) труда для миллионов граждан СССР. Жестокость и насилие ГУЛАГА, пренебрежительное отношение к ценности человеческой жизни, унижение человеческого достоинства негативно сказались на морально-психологическом состоянии общества и на тенденциях его развития.

Способствовать становлению ценностных ориентаций учащихся на мир, права и свободы человека, демократические принципы общественной жизни.

План занятия

1.  Предпосылки и причины создания ГУЛАГа (повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания).

2.  «Большой террор»(обобщающая беседа с элементами эвристики на основе документа).

3. Репрессии в истории СССР ХХ века (дискуссия).

1. Повторительно-обобщающая беседа, актуализирующие задания

Слово и понятие «ГУЛАГ» вошло в наш обиход с появлением книги «Архипелаг ГУЛАГ», которая несмотря на то, что была впервые издана на Западе в 1973 г., широко распространялась в Самиздате. С тех пор «ГУЛАГ» стал синонимом лагерей и тюрем сталинского режима, обобщенным символом советского тоталитарного строя. Обычно «гулаговский» период советской истории относят к 1934–1956 гг. Но, конечно, ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) появился не в середине 30-х. Карательный отдел Народного Комиссариата юстиции был образован в мае 1918 г. Сколько человек перемолола эта чудовищная мясорубка, сказать трудно: историки до сих пор спорят на эту тему.

За редким исключением, историки традиционно рассматривают отдельные, наиболее известные, аспекты этой проблемы: раскулачивание,«большой террор», депортации народов и т. д., избегая общего взгляда на нее.

На сегодняшний день в связи с открытием многочисленных архивных фондов мы можем лучше обозначить различные направления и методы сталинской репрессивной политики. Характерной чертой репрессий была как крайняя жестокость, так и непредсказуемость.

«Откуда такая забота о враге? Подохнет, туда ему и дорога, воздух чище будет» (Н. И. Ежов).

1.  Выскажите предположение, почему стало возможным проведение репрессивной политики. Что, на ваш взгляд, значит «забота о враге»?

2.  Подумайте, каким образом на мироощущение и настроение советских граждан повлияла вера в идеалы советской эпохи Сталина. Каким образом эти факторы обусловили развитие репрессивной политики в СССР?

3.  Прокомментируйте это высказывание. Какую идею оно выражало? Какие чувства и настроения внушало? Какие слои общества более других оказывались подверженными этой идеологической пропаганде.

Вопросы для дискуссии

1.  Почему репрессии против собственного народа вошли и наложили свою смертоносную печать на всю историю ХХ века?

2.  Стал ли ГУЛАГ обобщенным символом советского тоталитарного строя? Почему вы так думаете?

3.  «Ключевые моменты и главные этапы эволюции репрессий, которые в течение четверти века способствовали отправке в лагеря или в ссылку около 25 млн мужчин, женщин и детей» (I том «История сталинских репрессий»).

Как вы думаете, как ГУЛАГ (точка отсчета) воспринималась жителями СССР или, возможно, населением других стран мира тоже?

2. Анализ источника № 53 Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и

председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним

20 апреля 1935 г. Совершенно секретно Хранить наравне с шифром № 1/001537 — 30/002517

Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам, прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда.

Ввиду поступающих запросов, в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля с. г.«О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», разъясняем:

1.  К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст.1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).

1.  В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и

2.  соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 10-летнего возраста, не применяется.

2.  Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.

3.  При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке.

Прокурор Союза ССР Вышинский Председатель Верховного суда СССР Винокуров

ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а Подлинник

1.      Своими словами охарактеризуйте и кратко передайте содержание данного источника.

2.      Обратите внимание на дату этого документа. Какие события в это время происходили в Советском Союзе?

3. Последствия политических репрессий в СССР

Приведенный ниже перечень последствий политических репрессий соотнесите с наиболее чувствительными к ним слоями населения и объясните свой ответ. Внесите в этот перечень другие явления, важные с точки зрения, например, ветеранов и инвалидов, подростков и молодежи, вдов и т. д.

Последствия репрессий в СССР

Наиболее уязвимые слои населения

Отмечен рост радикальных настроений

Экономическая разруха

Моральная деградация в обществе, настроения упадка и пессимизма

Массовая безработица

Неполные семьи

Рост конфликтности в обществе и радикальных настроений

Домашнее задание: подготовьте мультимедийную презентацию на тему «Архипелаг ГУЛАГ: человек и общество». В зрительный ряд можно включить репродукции, ресурсы веб-сайтов и иллюстрации в «Истории России ХХ века».

Информация об авторах

Якушкин И.С., Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Абакан, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1913
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 454
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0