Социосфера
2010. № 4. С. 34–36
ISSN: 2078-7081
Киборгизация человечества как проявление трансгуманизма
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: transhumanism, cyborgization, development of mankind
Рубрика издания: Философия
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Антипов М.А., Колдомасов А.С. Киборгизация человечества как проявление трансгуманизма // Социосфера. 2010. № 4. С. 34–36.
Полный текст
Согласно данным социологического опроса, проведённого немецкой ассоциацией IT-компаний BITKOM, каждый четвёртый немец готов вживить себе под кожу микрочип. Часть опрошенных выражала готовность пойти на этот шаг, если чип будет содержать личные данные и медицинскую информацию, которая поможет быстро опознать человека и оказать ему помощь в случае опасного для жизни инцидента. Другая часть соблазнилась причинами куда более легкомысленного характера: если RFID-чип будет содержать информацию о балансе банковского счёта, его можно будет использовать в качестве кредитной карты во время похода в магазин [3].
Говоря об этом, можно процитировать пару строк из книги Евгения Замятина «Мы» (1920 год): «В голове – легкий, зыбкий туман. Сквозь туман – длинные, стеклянные столы; медленно, молча, в такт жующие шароголовы. Издалека, сквозь туман постукивает метроном, и под эту привычно ласкающую музыку я машинально, вместе со всеми, считаю до пятидесяти: пятьдесят узаконенных жевательных движений на каждый кусок. И, машинально отбивая такт, опускаюсь вниз, отмечаю свое имя в книге уходящих – как все» [1, с. 54]. Именно такие ассоциации вызывает эта тема в голове.
Идеи незавершившейся эволюции вида homo sapiens и преображения человека бытуют в умах многих мыслителей уже не первый век. Наиболее ярким здесь является концепт сверхчеловека Ф. Ницше и его определение человека («канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью») [2, с. 19]. Эта отрасль рассуждений нашла своё пристанище в современном философском движении под названием трансгуманизм. Его суть заключается в том, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности при помощи современных достижений в науке и технике. Данный тип гуманизма можно назвать постгуманизмом, отражающим суть современной техногенной цивилизации.
Трансгуманизм как нельзя лучше отражает одно из цивилизационных противоречий: отставание духовно-нравственного развития человечества от материально-технологического прогресса. Мы считаем, что совершенствование человека предполагает развитие и телесности, и духовности.
Трансгуманисты же исходят из идеи одностороннего развития человека – телесного, при этом духовное измерение развития игнорируется.
Ренессансный гуманизм, который традиционно рассматривается как классический тип гуманизма, показал свою полную несостоятельность. Оптимистичным мечтаниям представителей Ренессанса, а позднее эпохи Просвещения о нравственном совершенствовании общества посредством интеллектуального развития представителей человеческого рода не суждено было сбыться. Мало того, мировые события ХХ века показали полнейшую несостоятельность рационалистичных и оптимистичных взглядов на природу человека.
Не повторит ли трансгуманизм судьбу своего предшественника? Если центром ренессансного гуманизма была идея о повышении нравственного уровня человечества, аппелирование к разуму, то в трансгуманизме в качестве исходной посылки берется развитие телесных способностей. Подобные диспропорции между материальным и духовным могут в будущем сделать фантазии писателей и кинематографистов реальностью, с которой придется столкнуться будущему человечеству.
Впрочем, пока киборгизация человека является не каким-то привлекательным способом улучшения его природы, а всего лишь частью протезирования утраченных органов, хотя внедряемая в тело человека электроника сейчас намного сложнее, чем изготавливавшиеся ещё в древности деревянные ноги или стеклянные глаза. Препятствия развитию новой прикладной дисциплины связаны с поиском совместимых с живыми тканями материалов, из которых можно было бы делать микросхемы и электрические цепи, высокой затратностью новых проектов, а также вопросами этического характера, главный из которых состоит в риске утраты человеком своего естества, замены подлинной сущности машинной, полностью кибернетической.
Научно-фантастические фильмы и книги часто рассказывают о механических протезах различных конечностей тела. Трудно поверить, но эксперименты по созданию такого рода конечностей в США проводились уже с конца 1970х. Однако технологии того времени не позволяли обеспечить ни скорость, ни точность движений, ни уж тем более возможность соединения электродов с нервной тканью.
Лишь в 1990х годах эксперименты увенчались успехом: чикагскому Институту реабилитации инвалидов удалось провести серию успешных экспериментов по приживлению механических рук. В отличие от разработанной ещё в 1990е годы искусственной ноги СLeg (созданный немецкой фирмой Otto Bock протез управляется микропроцессорами, имеет встроенный гироскоп и способен обеспечить приближённые к естественным движения конечности), эти механические руки не пристёгивались к культе, а раз и навсегда соединялись с телом [4].
На сегодняшний день это наиболее совершенная искусственная конечность, однако, несмотря на высокую точность движений и удобство, у неё есть ряд недостатков. Во-первых, необходимость периодически подзаряжать аккумулятор питания. Во-вторых, ощущения далеки от естественных: если сразу после их приживления инвалид ощущает пальцы механической руки и их прикосновение к предметам, то через несколько лет мозг разгадывает иллюзию – владельцы роботизированных конечностей начинают чувствовать, что ощущения рождаются в груди, там, где отрезанные нервы соединены с датчиками, посылающими им сигналы. Словом, есть над чем поработать.
Другой успешный и перспективный эксперимент по электронному протезированию был проведён командой медиков из университетов Аахена, Марбурга и Эссена, сумевших при помощи умного имплантата частично вернуть зрение пациентам, страдающим пигментным ретинитом – заболеванием, при котором происходит отмирание палочек и колбочек сетчатки. Болезнь считалась неизлечимой: пациенты постепенно утрачивали способность различать цвета и видеть в темноте. При дальнейшем развитии недуга они полностью утрачивали зрение.
Врачи поместили прямо в глазное яблоко комплекс из электродов, позволяющий стимулировать уцелевшие светочувствительные клетки таким образом, что они берут на себя функции отмерших. Поскольку электроды должны работать не постоянно, а лишь время от времени, собственный аккумулятор им не нужен: питание подаётся путём концентрации создаваемого внешним прибором магнитного поля за счёт электромагнитной индукции. Пациенты, получившие имплантат, смогли вновь видеть крупные предметы и различать интенсивность света [5].
Сейчас учёные работают над имплантатом нового поколения, который был бы соединён с внешней камерой. В этом случае возможность видеть предметы появится и у людей, ослепших по другим причинам: специальная электронная камера сможет делить образы окружающей реальности на контуры и линии, а затем передавать эту информацию на сетчатку, создавая простую картинку. Такое схематическое зрение будет сильно отличаться от настоящего, но это сможет вернуть способность уверенно передвигаться и манипулировать предметами тем, кто полностью утратил зрение.
Совсем недавно учёные заговорили о том, что человеческое тело можно оснастить и собственным генератором электричества. Вместо того чтобы периодически менять питающую кардиостимулятор батарейку, можно внедрить в ткани материал, позволяющий преобразовывать механическую энергию движений тела в электрический ток.
Все эти научные достижения естественно имеют море плюсов для людей, нуждающихся в срочных жизненно важных операциях. Киборгизация открывает двери инвалидам и дарит надежды на возможность нормальной, полноценной жизни. Но остановится ли на этом ум человека? Да и справедливо ли так сильно продлевать жизнь людей, которые в естественных условиях покинули бы этот мир? Вопрос спорный и неоднозначный. Исторический опыт современной науки показывает, что человек не знает меры в своих желаниях, и элементарные стремления помочь больным людям запросто могут трансформироваться в массовое электронное безумие в наших телах. Когда-нибудь человеческий гений в погоне за трансгуманистическим раем станет бессмертным и потеряет реальный цвет ценности своей жизни. Надеюсь, это просто фантазии, которые никогда не воплотятся в реальность, хоть и не в скором времени.
К чему приведёт такой скачок развития человечества? К новым эволюционным высотам, или же утопит нас в бесконечном технократическом сером хаосе? Все помнят стереотипный образ из не столь далёкого прошлого, когда ктонибудь проходил по тёмным подворотням, на него нападали грабители и вырывали вставные золотые зубы. Что же ждёт современного человека от современной подворотни? Или же мир станет таким же сухим и математическим как в знаменитом произведении Евгения Замятина «Мы»? Ответ на вопрос уже не за горами.
Литература
- Замятин Е. И. Мы: роман, повести, рассказы. – М.: Эксмо, 2006. – 604 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра – М.: Интербук, 1990. – 432 с.
- http://vodorez.com/raznoe.html
- http://www.cleg.ottobockus.com
- http://science.ua/2010/11/03/eyeimplant
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2771
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 458
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0