Социосфера
2010. № 4. С. 113–126
ISSN: 2078-7081
Мониторинг знаний студентов как инструмент управления качеством образования (на примере Новосибирского государственного медицинского университета)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: monitoring of knowledge, process, monitoring periods, input-output data
Рубрика издания: Педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Харлов Н.А. Мониторинг знаний студентов как инструмент управления качеством образования (на примере Новосибирского государственного медицинского университета) // Социосфера. 2010. № 4. С. 113–126.
Полный текст
Мониторинг знаний студентов (МЗС) представляет собой непрерывный процесс, который начинается с момента зачисления студента в университет и завершается итоговой государственной аттестацией. Исходя из специфики высшего медицинского образования образовательная вертикаль в медицинском вузе подразделяется на ряд относительно самостоятельных составляющих (субвертикалей), охватывающих собой взаимосвязанные дисциплины разных лет обучения. Наименование каждой субвертикали отражает профиль выпускающей кафедры (хирургия, терапия, стоматология, акушерство, клиническая психология, экология, экономика и управление в здравоохранении и т. п.).
Организация МЗС является обязанностью деканов факультетов по специальностям, реализуемым в университете.
Координация МЗС разных факультетов обеспечивается отделом контроля качества образования и учебно-методическим управлением. Так как в подготовке специалистов по каждой специальности принимают участие кафедры, находящиеся в подчинении различных факультетов НГМУ, согласованный вариант утверждается решением Ученого совета факультета. Реализация МЗС по каждой конкретной учебной дисциплине осуществляется силами профессорско-преподавательского состава кафедр под руководством заведующего кафедрой. Мониторинг знаний студентов предполагает установление преемственности между кафедрами образовательной вертикали (субвертикали).
В рабочую программу каждой дисциплины включаются следующие обязательные разделы: объем требований к студентам, начинающим процесс обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на входе), и объем требований к студенту по окончании процесса обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на выходе). Ключевые компетенции на выходе у кафедры, стоящей ниже по образовательной вертикали, должны соответствовать ключевым компетенциям на входе у кафедры, стоящей выше по образовательной вертикали. Кафедра, стоящая выше по образовательной вертикали, выполняет функции заказчика, а кафедра, стоящая ниже по образовательной вертикали – функции исполнителя. При этом кафедра может являться заказчиком по отношению к целому ряду нижестоящих кафедр, и эти последние должны согласовывать свои ключевые компетенции на выходе с требованиями заказчика (ключевыми компетенциями на входе у кафедры-заказчика).
Уровень овладения ключевыми компетенциями на входе оценивается посредством входного педагогического контроля как элемента педагогической диагностики. Уровень знаний студентов в процессе обучения на кафедре оценивается посредством текущего контроля знаний. Уровень овладения ключевыми компетенциями на выходе обеспечивается посредством рубежного (итогового) педагогического контроля. Все варианты, формы (виды) и сроки контроля фиксируются в учебном плане по основной образовательной программе, рабочей программе дисциплины и программе образовательного аудита. Документирование данных мероприятий осуществляется в соответствии с установленными требованиями.
Сопоставление данных разных лет является составной частью ежегодной аудиторской проверки деятельности кафедр, осуществляемой отделом контроля качества образования.
Мониторинг знаний студентов включает в себя следующие организационные этапы:
• разработка объема и характера ключевых компетенций специалиста согласно требованиям кафедр послевузовской подготовки;
• разработка ключевых компетенций студентов применительно к каждой дисциплине на входе и на выходе, по образовательной вертикали;
• приведение рабочих программ кафедр НГМУ в соответствие с требованиями вышестоящих кафедр по образовательной вертикали;
• согласование ключевых компетенций студентов по вертикали между соподчиненными по характеру ключевых компетенций кафедрами и курсами;
• разработка контролирующих материалов, необходимых для оценки достижения студентов необходимых компетенций в соответствии с установленными требованиями;
• внедрение, валидизация и стандартизация всех видов контрольнодиагностических материалов; периодическое обновление контрольнодиагностических материалов в рамках их соответствия обновляемым рабочим программам по дисциплине и повторные (текущие) согласования изменений контролирующих материалов и рабочих программ по вертикали между соподчиненными по характеру ключевых компетенций кафедрами;
• проведение контрольно-диагностических мероприятий;
• регистрация/документирование результатов, группировка данных, математическая обработка, отчет по данному виду контроля обученности. Мониторинг знаний студентов протекает как процесс, основной целью которого является получение исходной информации для совершенствования учебного процесса в пределах каждой кафедры/университета.
Основными задачами процесса являются:
• определение степени достижения ключевых компетенций применительно к каждой дисциплине;
• регулярное определение текущего уровня знаний и умений студентов по изучаемым дисциплинам;
• оценка уровня эффективности учебного процесса в пределах каждой кафедры (курса) и университета в целом;
• обеспечение необходимого уровня преемственности между кафедрами и отдельными учебными структурными подразделениями университета (деканат, учебный отдел, учебно-методическое управление, отдел контроля качества образования) в ходе образовательного процесса. Владельцем процесса является проректор по учебной работе. Входные данные процесса представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование входных данных, документы |
Должностное лицо, ответственное за обработку данных |
1 |
Требования надзорных органов, требования нормативных документов (ФГОС ВПО, ООП, учебный план, график учебного процесса), результаты внешних проверок |
Проректор по УР |
2 |
Результаты ИГА |
Декан |
3 |
Требования потребителей, отчёт по маркетинговым исследованиям уровня удовлетворенности потребителей качеством подготовки выпускников, требований и заявок потребителей |
Начальник ОККО |
4 |
УМКД |
Зав. кафедрой |
Процесс мониторинга знаний студентов представлен в блок-схеме на рис. 1.
Содержание и последовательность действий, матрица ответственности должностных лиц процесса «Мониторинг знаний студентов» представлены в таблице 2.
Таблица 2
№ п/ п |
Действия |
Комментарий |
Должностные лица |
| |||
Проректор поУР |
НачальникУМО |
НачальникОККО |
Зав. кафедрой | ||||
1. |
Определение целей и задач мониторинга знаний на учебный год |
1.1. Отслеживание надлежащего уровня качества образования и анализа информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования осуществляется через сбор, изучение и оценку уровня теоретических знаний и умений в практической деятельности, осуществляемые путем организации контроля знаний 1.2. Выявление соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов современным требованиям и требованиям ФГОС ВПО 1.3. Информирование руководства об уровне соответствия обученности студентов установленным требованиям |
О |
|
|
| |
2. |
Проектирование и планирование контрольнодиагностических мероприятий |
На основании SWOT – анализа определяются внешние возможности и угрозы и внутренние сильные и слабые стороны, влияющие на качество подготовки специалистов. Структурные подразделения (УМУ, деканат, кафедра, ОККО), участвующие в контроле качества образования, согласовывают и формируют план-график контрольнодиагностических мероприятий с целью получения объективной информации об уровне обученности студентов и работе ППС |
|
О |
|
| |
3. |
Обеспечение контролирующих мероприятий ресурсами |
Подготовка квалифицированного персонала, обеспечивающего контрольно-диагностические мероприятия на кафедре |
|
|
|
О | |
Подготовка квалифицированного персонала, обеспечивающего контрольнодиагностические мероприятия на уровне ФЭПО, АСТ, оценки практических навыков |
|
|
О |
| |||
Материально-техническое обеспечение контрольно-диагностических мероприятий |
О |
|
|
| |||
Подготовка, согласование и утверждение контрольно-диагностических материалов (формирование фондов оценочных средств) для проведения внутренних мероприятий, в соответствии с графиком/планом |
|
|
|
О | |||
4. |
Информирование участников процесса о требованиях и регламентах кон |
Информирование участников процесса при плановых проверках осуществляется через рассылку утвержденных графиков и расписаний в соответствии с установленными сроками и объемами |
|
О |
|
| |
Внеплановые контрольно-диагностические мероприятия/проверки проводятся на основании |
|
|
|
| |||
|
трольно |
приказа распоряжения. Информирование уча |
|
|
|
| |
|
диагностических |
стников процесса осуществляется в соответст |
О |
|
|
| |
|
мероприятий |
вии с установленными сроками и объемами |
|
|
|
| |
5. |
Проведение контрольнодиагностических мероприятий |
|
|
|
| |
5.1. |
Проведение входного контроля знаний студентов |
«Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего». К. Д. Ушинский Входной контроль знаний (ВКЗ) является одним из видов контроля за ходом и качеством обучения студентов и проводится с целью проверки базовых знаний полученных на предшествующих дисциплинах. Входному контролю подлежат не менее 90 % студентов, начинающих изучать дисциплину. ВК проводится на первом занятии, форма, метод и критерии оценки утверждаются в РП по дисциплине. Преимущество отдается тестовым формам (нормативно-ориентированное тестирование). Каждый студент оценивается индивидуально. |
|
|
|
О |
|
|
Выполнение практических заданий при ВК проводится по вопросам/билетам. Материальнотехническое и учебнометодическое обеспечение ВК контролируется заведующим кафедрой. Результаты ВК вносятся в учебный журнал. Анализ результатов ВК обсуждается на заседаниях кафедр (кафедра-поставщик и кафедра-потребитель), на рабочих совещаниях Совета деканов с целью выработки рекомендаций по преемственности знаний, выработки единых критериев оценок, улучшения качества подготовки специалистов. |
|
|
|
|
5.2. |
Проведение текущего контроля успеваемости и посещаемости студентов |
Текущий контроль знаний (ТК) или тематический является основным видом контроля за ходом и качеством обучения студентов и проводится систематически с целью установления правильности понимания и усвоения учебного материала в соответствии с дидактическими единицами рабочей программы. Текущему контролю подлежат 100 % студентов, обучающихся в группе на каждом учебном занятии в намеченное по плану время. Текущий контроль проводит преподаватель, ведущий занятия. Учебнометодические материалы, критерии оценок и форма проведения утверждаются на заседании кафедры. Результат ТК выставляется ежедневно в учебном журнале, учитывается при выведении итоговой оценки по циклу дисциплины, которая выставляется в зачетной книжке студента в установленном порядке. Рубежный контроль (РК) является частью текущего контроля и проводится в форме контрольной работы, промежуточного зачета, защиты творческой/самостоятельной работы и др. Рубежный контроль могут проводить преподаватель, ведущий дисциплину в группе, заведующий кафедрой, назначенный (утвержденный) ректором, независимый внутренний эксперт университета. Тематика и учебно-методические материалы РК обязательно обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры (№ протокола). Оценка за рубежный контроль выставляется индивидуально в учебный журнал и учитывается при выставлении итоговой оценки за семестр/дисциплину. Результаты контрольных работ, проводимых по приказу/распоряжению ректора или вышестоящих органов, оформляются в виде ведомостей/протоколов. Письменные контрольные работы хранятся на кафедре 1 год. Анализ результатов ТК и РК проводится преподавателем в процессе обучения и зав. кафедрой при завершении изучения дисциплины. |
|
|
|
О |
5.3. |
Поведение Промежуточной аттестации (итог по дисциплине) |
Итоговый контроль (ИК) обученности студентов по дисциплине проводится с целью определения достигнутого уровня усвоения студентами основного учебного материала по дисциплине в целом, качества сформулированных у них базовых знаний, умений, навыков (ключевых компетенций). Итоговому контролю по дисциплине подлежат 100% студентов, изучавших дисциплину. ИК в виде проведения зачета или промежуточной аттестации студентов проводится по графику/расписанию учебного процесса в соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен по отдельной дисциплине, комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам, зачет по отдельной дисциплине, защита курсовой работы. |
|
|
|
О |
5.4. |
Оценка остаточных знаний/умений |
Проводится по дисциплинам, изученным ранее (не более года) на основании распоряжения/приказа. Учебнометодическое обеспечение ориентировано на ключевые компетенции, которые являются важными для будущей профессиональной деятельности, и утверждаются на уровне ЦМК. Формирование заданий для проверки остаточных знаний/умений осуществляется с учетом значимости междисциплинарных связей и последовательности изучения дисциплин. |
|
О |
|
|
5.5. |
Проведение ИГА |
Итоговая Государственная аттестация по специальности проводится в соответствии с Положением об ИГА. |
О |
|
|
|
6. |
Статистическая обработка и анализ результатов контрольнодиагностических мероприятий |
Статистическая обработка результатов контрольно-диагностических мероприятий и их анализ проводится с учетом требований ФГОС ВПО и педагогических технологий в соответствии с формами и методами проведения мониторинга знаний студентов. Персонал, проводящий статистическую обработку результатов, должен иметь достаточный уровень компетенций. Документирование результатов осуществляется в утвержденных электронных формах/протоколах и аналитических отчетах ОККО. |
|
|
О |
|
7. |
Планирование КиПД |
Текущие проблемы учебного процесса выносятся и обсуждаются на Ученых советах факультетов, которые проводятся в соответствии с планом на протяжении учебного года с привлечением заведующих кафедр и других ответственных лиц факультета. Наиболее важные вопросы выносятся на Учёный совет университета. Оценка по критериям обсуждается на Ученых советах факультетов после каждой сессии или в начале следующего учебного года. После чего деканы факультетов выносят предложения на Ученый совет университета. Проректор по УВР контролирует выполнение требований стандарта посредством аудиторских проверок и анализа обязательных записей по процессу. В результате анализа таких проверок делается заключение, которое направляется руководству университета. Далее следуют корректирующие и предупреждающие действия, направленные на улучшение качества. Цель планирования КиПД – выявление причин низкого уровня усвоения знаний и умений студентами и предупреждение появления повторного несоответствия уровня обученности. |
|
|
О |
|
8. |
Определение результативности процесса мониторинга знаний |
Анализ результативности процесса, проверки на соответствие и анализ записей следуют с периодичностью один раз в год и осуществляются внутренними аудиторами в соответствии с утвержденным планом аудитов. |
|
|
О |
|
Примечание. Уровни ответственности должностных лиц: «О» – несет ответственность за качество данного этапа работы, ответственный исполнитель.
Блок-схема процесса «Организация и проведение мониторинга знаний студентов на кафедре» представлена на рис. 2.
Содержание и последовательность действий, матрица ответственности должностных лиц процесса «Мониторинг знаний студентов на кафедре» представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ п/ п Действия Комментарий Должностные лица Проректор по УР Начальник УМУ Зав кафедрой Преподаватель 1 Проектирование ООП и разработка форм и методов обученности студентов При проектировании ООП в соответствии с требованиями к уровню обученности студентов (цели и задачи обучения) необходимо определить содержание учебного материала – «чему учить» и «как учить» – организация учебного занятия с учетом планируемого конечного результата (уровня обученности). РП дисциплины содержит ДЕ, формы организации учебной деятельности и формы контроля обученности студентов (входной, текущий и итоговый по дисциплине контроль) О 2 Проектирование, разработка, планирование и согласование РП по дисциплине О 3 Формирование заказа для кафедры – поставщика знаний для разработки учебнометодических материалов входного контроля В «заказе» от кафедры-потребителя и для кафедры-поставщика согласовываются ключевые компетенции и уровни обученности студентов, которые влияют на качество профессиональной подготовки. Формы и методы входного и выходного контроля должны соответствовать целям и задачам обучения. Например, проверка теоретических знаний – нормативноориентированное тестирование; определение уровня овладения практическими умениями – решение задач, манипуляция, алгоритм действия. О 4 Получение заказа от кафедры-потребителя знаний для разработки учебно-методических материалов выходного контроля О 5 Формирование требований для всех видов текущего и рубежного контроля по дисциплине для разработки учебнометодических материалов мониторинга знаний по дисциплине О 6 Утверждение процедур мониторинга знаний по дисциплине Осуществляется комплексно на заседании кафедры. При наличии внедренной рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов критерии оценок, процедуры контроля и формы записей должны быть известны студентам и преподавателям кафедры до начала занятий. О 7 Выполнение контрольнодиагностических процедур в соответствии с расписанием/графиком До проведения процедур контроля обученности студентов требования к персоналу и его квалификации, алгоритм действий преподавателей, уровни ответственности за ведение документации и управление данными должны быть определены и доведены до сведения ответственных лиц. О
8 |
Анализ состояния обученности студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО |
Статистические данные и аналитический отчет содержит информацию о выполнении требований ФГОС ВПО к уровню подготовки студентов по ДЕ РП в соответствии с целями обучения. Внимание! Информация об абсолютной и качественной успеваемости по дисциплине не демонстрирует уровень учебных достижений студентов на соответствие требованиям ФГОС ВПО. |
|
|
О |
|
9. |
Оценка динамики качества образования |
Сравнительный анализ и динамика качества обученности студентов (качества образования) осуществляется с учетом статистических показателей и результативности процесса обучения. Временные показатели – за учебный год, за аналогичный семестр. Критериальные показатели – см. п. 2. |
О |
|
|
|
Выходы процесса приведены в таблице 4.
Таблица 4
№ пп |
Наименование выходных данных |
Документ |
Ответственное должностное лицо |
1. |
Записи по проведению УП |
Учебные журналы групп, Журналы преподавателей |
Зав. кафедрой |
2. |
Записи по проведению контрольнодиагностических мероприятий |
Зачетные и экзаменационные ведомости, зачетные книжки, Протоколы заседаний УС |
Проректор поУВР |
3. |
Итоговая государственная аттестация |
Итоговая и сводная ведомости, отчеты ИГА |
Ректор |
4. |
Аналитические отчеты |
|
Руководитель структурного подразделения |
Основные группы критериев и критерии оценок мониторинга знаний по информационным группам представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Группа критериев Направление Критерии оценки Уровень управления информацией 1. Критерии успешности усвоения знаний Выполнение требований ФГОС ВПО к качеству подготовки специалиста по ООП (цикл дисциплин/дисциплина/ДЕ) % соответствия Декан Критерии оценки уровня обученности Выполнение требований заказчика на соответствие уровня достигнутых ключевых компетенций модели специалиста (требования регионального компонента) % соответствия Декан Количество отчисленных студентов за семестр/уч. год Абсолютные и относительные показатели Декан Показатели ежемесячной аттестации студентов (мониторинг успеваемости студентов). Устанавливаются деканатом специальности Декан
|
Состояние академической успеваемости за семестр (% студентов, не достигших нужного уровня ключевых компетенций/количество студентов, проходящих «отработку» и имеющих задолженности) |
Абсолютная успеваемость % невыхода на сессию; на конец семестра / на конец сессии/на конец учебного года; через месяц после окончания сессии |
Декан |
Состояние академической успеваемости по результатам сессии (мониторинг успеваемости студентов). |
Абсолютная и качественная успеваемость |
Декан | |
|
Информация для планирования КиПД по управлению знаниями по дисциплине/ООП: Формализованные показатели |
% абсолютной успеваемости; % качественной успеваемости; уровень удовлетворенности заказчиков (потребителей) выпускников качеством подготовки специалистов |
Декан |
Косвенные показатели |
количество выпускников, |
| |
|
качества обученности; |
окончивших университет |
|
|
|
на отлично, на отлично и |
|
|
|
хорошо; успеваемость по |
|
|
|
результатам ГЭК и ГАК; |
|
|
|
количество именных сти |
|
|
|
пендий; результаты оце |
Проректор |
|
|
нок остаточных знаний |
по УР |
2. Формализованные критерии качества обучения |
|
студентов; число взысканий и поощрений по данным ежемесячной аттестации. (в абсолютных и относи |
|
|
|
тельных показателях) |
|
Трудоустройство выпускников |
количество трудоустроенных специалистов на предприятия отрасли и смежных отраслей (%); количество продолживших обучение по выбранной специальности по дополнительным программам и программам следующего уровня (%); |
Проректор по УР | |
|
|
карьерный рост и достижения выпускников (за 3 года); соотношение положительных и отрицательных отзывов о молодых специалистах (за 3 года). |
|
3. Критерии оценки результативности процесса предоставления знаний (условия реализации ООП) |
% выполнение учебного плана информация о срывах занятий и не выполнении расписания Методика: экспертная оценка, аудит. |
факт/план записи, отчеты по аудитам |
Начальник УМУ |
4. Критерии результативности процесса мониторинга |
проектирование, разработка, проведение и анализ результатов МЗС в соответствии с намеченными сроками (выполнение приказов, распоряжений, плана/графика); информационное обеспечение процедур мониторинга знаний (своевременность и доступность информации для участников процесса – студентов, преподавателей, руководителей структурных подразделений/зав. кафедрами; использование ресурсов учебного портала, возможностей электронного документооборота); обеспечение процедур мониторинга техническими |
Количество несоответствий за уч. год по результатам аудитов план/факт, % % преподавателей, прошедших обучение по организации и обеспечению |
Начальник ОККО |
|
средствами и сертифицированными программными продуктами; методическое обеспечение процедур мониторинга знаний: • информационнометодическими пособиями для преподавателей ; • контролирующими материалами для студентов; обеспеченность квалифицированными кадрами). Методика: экспертная оценка, аудит. |
контроля обученности студентов и организации процедур мониторинга знаний от общего количества ППС |
|
5. Критерии удовлетворенности участников процесса |
Методика: социологические исследования, сравнительный анализ прошлых лет. |
отсутствие/наличие жалоб; результаты анкетирования / опроса; наличие предложений по улучшению |
Начальник ОККО |
6. Критерии мониторинга процесса |
Мониторинг процесса проводится в текущем режиме. Ответственным за проведение мониторинга является проректор по УР. Анализ мониторинга проводится 2 раза в год по результатам семестра. Методика: сравнительный анализ. |
Соответствие запланированным требованиям |
Начальник ОККО |
Одной из составляющих процесса мониторинга знаний студентов является мониторинг их успеваемости. Процедура мониторинга успеваемости студентов НГМУ включает следующие мероприятия:
1 Сбор сведений об успеваемости студентов ежемесячно и по итогам сессии.
2 Анализ успеваемости студентов и выявление причин низкой успеваемости.
3 Разработка рекомендаций по внедрению в учебный процесс мер, направленных на повышение количественной и качественной успеваемости студентов.
В целях повышения успеваемости студентов младших курсов по дисциплинам учебного плана, требующим базовых знаний по соответствующим дисциплинам школьного курса, коллектив университета принимает следующие меры:
• организуются дополнительные групповые занятия для слабоуспевающих студентов;
• разрабатываются и внедряются такие технологии обучения, которые позволили бы максимально активизировать образовательный процесс, в частности, стимулировать самостоятельную работу студентов и использовать весь арсенал современных информационных технологий;
• разрабатываются пропедевтические материалы для поддержки обучающихся, позволяющие актуализировать имеющие и восполнить недостающие знания, необходимые для изучения данной дисциплины. В случаях, когда количество отрицательных оценок по определенному курсу каких-либо факультетов велико, деканатами соответствующих факультетов проводится тщательный анализ всех оценок, полученных студентами этого курса. Процедура анализа включает беседы со студентами и преподавателями и выявление в процессе бесед причин низкой успеваемости по дисциплине. Далее, в соответствии с результатами анализа, может проводиться корректировка рабочих программ по дисциплинам; преподавателю дисциплины рекомендуется изменить образовательную технологию, выбрать оптимальные формы и методы работы со студентами.
Анализ причин отчислений студентов показывает, что основанием для отчисления, как правило, является низкая академическая успеваемость. Причинами низкой академической успеваемости студентов являются:
• слабая базовая подготовка студентов (школьный курс, предшествующие дисциплины);
• неумение студентов работать самостоятельно с учебной литературой и методическими материалами;
• отсутствие у студентов общеинтеллектуальных умений для овладения новой учебной информацией;
• низкая мотивация к учебе и значительная трудоемкость обучения.
К показателям низкой успеваемости студентов может привести отсутствие:
• четко сформулированных требований к уровню обученности (что студент должен: знать / прочитать / выучить наизусть /, законспектировать / выделить главное / систематизировать / выполнить самостоятельно по алгоритму /, другое. Что студент должен: уметь выполнить самостоятельно по алгоритму / решить ситуационную задачу по образцу /, освоить профессиональную компетенцию в соответствии с требованиями стандарта /, другое)
• четко сформулированных критериев оценки;
• алгоритмов выполнения поставленных задач (стандартных действий);
• перечня типичных ошибок или возможных неправильных действий, которые мешают получить планируемый результат;
• информации для студентов в виде бумажного или электронного ресурса;
• доступной наглядности и использование современных компьютерных технологий;
• обратной связи от студентов о степени трудности изучения отдельных тем или дисциплины в целом.
Литература
- Путилова Л. А. Мониторинг качества знаний студентов вуза // Современные системы оценки качества знаний о высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы: сб. статей по итогам межрегионального научно-методического семинара. – Тюмень: Изд. ТюмГУ. 2007. – С. 56–59.
- Талых А. Н. Предмет мониторинга – качество образования // Директор школы. – 1999. – № 3. – С. 13–20.
- Беденко Н. Н. Внедрение внутривузовской системы обеспечения качества // Методы менеджмента качества. – 2009. – № 12. – С. 26–32.
- Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования: учебное пособие. – Иваново: ИГЭУ, 2006. – 88 с.
- Никитин Н. Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ – 2003. – № 1. – Интернетверсия журнала: http://www.umj.ru/index.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 10064
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 956
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0