Мониторинг знаний студентов как инструмент управления качеством образования (на примере Новосибирского государственного медицинского университета)

956

Аннотация

The monitoring of the students' knowledge at the Novosibirsk State Medi¬cal University is described in this article. The participants of the process and its stages; the block diagram of the process and the the matrix of responsibility of the participants of the process are also represented in this work. The content of the paper is a brief description of the process, which occurs at the university in the quality management system.

Общая информация

Ключевые слова: monitoring of knowledge, process, monitoring periods, input-output data

Рубрика издания: Педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Харлов Н.А. Мониторинг знаний студентов как инструмент управления качеством образования (на примере Новосибирского государственного медицинского университета) // Социосфера. 2010. № 4. С. 113–126.

Полный текст

Мониторинг знаний студентов (МЗС) представляет собой непрерыв­ный процесс, который начинается с момента зачисления студента в уни­верситет и завершается итоговой государственной аттестацией. Исходя из специфики высшего медицинского образования образовательная верти­каль в медицинском вузе подразделяется на ряд относительно самостоя­тельных составляющих (субвертикалей), охватывающих собой взаимосвя­занные дисциплины разных лет обучения. Наименование каждой субвер­тикали отражает профиль выпускающей кафедры (хирургия, терапия, стоматология, акушерство, клиническая психология, экология, экономика и управление в здравоохранении и т. п.).

Организация МЗС является обязанностью деканов факультетов по специальностям, реализуемым в университете.

Координация МЗС разных факультетов обеспечивается отделом контроля качества образования и учебно­-методическим управлением. Так как в подготовке специалистов по каждой специальности принимают уча­стие кафедры, находящиеся в подчинении различных факультетов НГМУ, согласованный вариант утверждается решением Ученого совета факульте­та. Реализация МЗС по каждой конкретной учебной дисциплине осуще­ствляется силами профессорско­-преподавательского состава кафедр под руководством заведующего кафедрой. Мониторинг знаний студентов предполагает установление преемственности между кафедрами образова­тельной вертикали (субвертикали).

В рабочую программу каждой дисциплины включаются следующие обязательные разделы: объем требований к студентам, начинающим про­цесс обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на входе), и объем требований к студенту по окончании процесса обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на выходе). Ключевые компетенции на выходе у кафедры, стоящей ниже по образовательной вертикали, должны соответствовать ключевым компетенциям на входе у кафедры, стоящей выше по образовательной вертикали. Кафедра, стоящая выше по образо­вательной вертикали, выполняет функции заказчика, а кафедра, стоящая ниже по образовательной вертикали – функции исполнителя. При этом кафедра может являться заказчиком по отношению к целому ряду ниже­стоящих кафедр, и эти последние должны согласовывать свои ключевые компетенции на выходе с требованиями заказчика (ключевыми компетен­циями на входе у кафедры-­заказчика).

Уровень овладения ключевыми компетенциями на входе оценивает­ся посредством входного педагогического контроля как элемента педаго­гической диагностики. Уровень знаний студентов в процессе обучения на кафедре оценивается посредством текущего контроля знаний. Уровень ов­ладения ключевыми компетенциями на выходе обеспечивается посредст­вом рубежного (итогового) педагогического контроля. Все варианты, фор­мы (виды) и сроки контроля фиксируются в учебном плане по основной образовательной программе, рабочей программе дисциплины и програм­ме образовательного аудита. Документирование данных мероприятий осуществляется в соответствии с установленными требованиями.

Сопоставление данных разных лет является составной частью еже­годной аудиторской проверки деятельности кафедр, осуществляемой от­делом контроля качества образования.

Мониторинг знаний студентов включает в себя следующие органи­зационные этапы:

•                     разработка объема и характера ключевых компетенций специалиста согласно требованиям кафедр послевузовской подготовки;

•                     разработка ключевых компетенций студентов применительно к ка­ждой дисциплине на входе и на выходе, по образовательной верти­кали;

•                     приведение рабочих программ кафедр НГМУ в соответствие с тре­бованиями вышестоящих кафедр по образовательной вертикали;

•                     согласование ключевых компетенций студентов по вертикали между соподчиненными по характеру ключевых компетенций кафедрами и курсами;

•                     разработка контролирующих материалов, необходимых для оценки достижения студентов необходимых компетенций в соответствии с установленными требованиями;

•                     внедрение, валидизация и стандартизация всех видов контрольно­диагностических материалов; периодическое обновление контроль­но­диагностических материалов в рамках их соответствия обнов­ляемым рабочим программам по дисциплине и повторные (теку­щие) согласования изменений контролирующих материалов и ра­бочих программ по вертикали между соподчиненными по характеру ключевых компетенций кафедрами;

•                     проведение контрольно­-диагностических мероприятий;

•                     регистрация/документирование результатов, группировка данных, математическая обработка, отчет по данному виду контроля обу­ченности. Мониторинг знаний студентов протекает как процесс, основной це­лью которого является получение исходной информации для совершенст­вования учебного процесса в пределах каждой кафедры/университета.

Основными задачами процесса являются:

•                     определение степени достижения ключевых компетенций примени­тельно к каждой дисциплине;

•                     регулярное определение текущего уровня знаний и умений студен­тов по изучаемым дисциплинам;

•                     оценка уровня эффективности учебного процесса в пределах каждой кафедры (курса) и университета в целом;

•                     обеспечение необходимого уровня преемственности между кафед­рами и отдельными учебными структурными подразделениями университета (деканат, учебный отдел, учебно­-методическое управ­ление, отдел контроля качества образования) в ходе образователь­ного процесса. Владельцем процесса является проректор по учебной работе. Входные данные процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1 

№ п/п

Наименование входных данных, документы

Должностное ли­цо, ответственное за обработку дан­ных

1

Требования надзорных органов, требования нормативных документов (ФГОС ВПО, ООП, учебный план, график учебно­го процесса), результаты внешних проверок

Проректор по УР

2

Результаты ИГА

Декан

3

Требования потребителей, отчёт по маркетинговым исследо­ваниям уровня удовлетворенности потребителей качеством подготовки выпускников, требований и заявок потребителей

Начальник ОККО

4

УМКД

Зав. кафедрой

Процесс мониторинга знаний студентов представлен в блок­-схеме на рис. 1.

Рис. 1. Блок­-схема процесса «Мониторинг знаний сту­дентов»

Содержание и последовательность действий, матрица ответственно­сти должностных лиц процесса «Мониторинг знаний студентов» пред­ставлены в таблице 2.

Таблица 2 

№ п/ п

Действия

Комментарий

Должностные лица

 

Проректор поУР

НачальникУМО

НачальникОККО

Зав. кафедрой

1.

Определение це­лей и задач мо­ниторинга зна­ний на учебный год

1.1. Отслеживание надлежащего уровня качест­ва образования и анализа информации об ор­ганизации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования осуществ­ляется через сбор, изучение и оценку уровня теоретических знаний и умений в практической деятельности, осуществляемые путем органи­зации контроля знаний 1.2. Выявление соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов современным тре­бованиям и требованиям ФГОС ВПО 1.3. Информирование руководства об уровне соответствия обученности студентов установ­ленным требованиям

О

 

 

 

2.

Проектирование и планирование контрольно­диагностических мероприятий

На основании SWOT – анализа определяются внешние возможности и угрозы и внутренние сильные и слабые стороны, влияющие на каче­ство подготовки специалистов. Структурные подразделения (УМУ, деканат, кафедра, ОККО), участвующие в контроле качества образования, согласовывают и формируют план-график кон­трольно­диагностических мероприятий с целью получения объективной информации об уровне обученности студентов и работе ППС

 

О

 

 

3.

Обеспечение контролирую­щих мероприя­тий ресурсами

Подготовка квалифицированного персонала, обеспечивающего контрольно­-диагностические мероприятия на кафедре

 

 

 

О

Подготовка квалифицированного персонала, обеспечивающего контрольно­диагностические мероприятия на уровне ФЭПО, АСТ, оценки практических навыков

 

 

О

 

Материально-­техническое обеспечение кон­трольно­-диагностических мероприятий

О

 

 

 

Подготовка, согласование и утверждение кон­трольно-­диагностических материалов (форми­рование фондов оценочных средств) для прове­дения внутренних мероприятий, в соответствии с графиком/планом

 

 

 

О

4.

Информирова­ние участников процесса о тре­бованиях и рег­ламентах кон­

Информирование участников процесса при пла­новых проверках осуществляется через рассылку утвержденных графиков и расписаний в соот­ветствии с установленными сроками и объемами

 

О

 

 

Внеплановые контрольно-­диагностические ме­роприятия/проверки проводятся на основании

 

 

 

 

 

трольно­

приказа распоряжения. Информирование уча­

 

 

 

 

 

диагностических

стников процесса осуществляется в соответст­

О

 

 

 

 

мероприятий

вии с установленными сроками и объемами

 

 

 

 

5.

Проведение контрольно­диагностических мероприятий

 

 

 

 

5.1.

Проведение входного кон­троля знаний студентов

«Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего». К. Д. Ушинский Входной контроль знаний (ВКЗ) является од­ним из видов контроля за ходом и качеством обучения студентов и проводится с целью про­верки базовых знаний полученных на предше­ствующих дисциплинах. Входному контролю подлежат не менее 90 % студентов, начинаю­щих изучать дисциплину. ВК проводится на первом занятии, форма, метод и критерии оценки утверждаются в РП по дисциплине. Преимущество отдается тестовым формам (нормативно­-ориентированное тестирование). Каждый студент оценивается индивидуально.

 

 

 

О

 

 

Выполнение практических заданий при ВК проводится по вопросам/билетам. Материаль­но­техническое и учебно­методическое обеспе­чение ВК контролируется заведующим кафед­рой. Результаты ВК вносятся в учебный журнал. Анализ результатов ВК обсуждается на заседа­ниях кафедр (кафедра-­поставщик и кафедра-­потребитель), на рабочих совещаниях Совета деканов с целью выработки рекомендаций по преемственности знаний, выработки единых критериев оценок, улучшения качества подго­товки специалистов.

 

 

 

 

5.2.

Проведение те­кущего контроля успеваемости и посещаемости студентов

Текущий контроль знаний (ТК) или тематиче­ский является основным видом контроля за хо­дом и качеством обучения студентов и прово­дится систематически с целью установления правильности понимания и усвоения учебного материала в соответствии с дидактическими единицами рабочей программы. Текущему кон­тролю подлежат 100 % студентов, обучающихся в группе на каждом учебном занятии в наме­ченное по плану время. Текущий контроль про­водит преподаватель, ведущий занятия. Учеб­но­методические материалы, критерии оценок и форма проведения утверждаются на заседа­нии кафедры. Результат ТК выставляется еже­дневно в учебном журнале, учитывается при выведении итоговой оценки по циклу дисцип­лины, которая выставляется в зачетной книжке студента в установленном порядке. Рубежный контроль (РК) является частью текущего кон­троля и проводится в форме контрольной рабо­ты, промежуточного зачета, защиты творче­ской/самостоятельной работы и др. Рубежный контроль могут проводить преподаватель, ве­дущий дисциплину в группе, заведующий ка­федрой, назначенный (утвержденный) ректо­ром, независимый внутренний эксперт универ­ситета. Тематика и учебно­-методические мате­риалы РК обязательно обсуждаются и утвер­ждаются на заседании кафедры (№ протокола). Оценка за рубежный контроль выставляется индивидуально в учебный журнал и учитывает­ся при выставлении итоговой оценки за се­местр/дисциплину. Результаты контрольных работ, проводимых по приказу/распоряжению ректора или вышестоящих органов, оформля­ются в виде ведомостей/протоколов. Письмен­ные контрольные работы хранятся на кафедре 1 год. Анализ результатов ТК и РК проводится преподавателем в процессе обучения и зав. ка­федрой при завершении изучения дисциплины.

 

 

 

О

5.3.

Поведение Про­межуточной ат­тестации (итог по дисциплине)

Итоговый контроль (ИК) обученности студен­тов по дисциплине проводится с целью опреде­ления достигнутого уровня усвоения студента­ми основного учебного материала по дисцип­лине в целом, качества сформулированных у них базовых знаний, умений, навыков (ключе­вых компетенций). Итоговому контролю по дисциплине подлежат 100% студентов, изучав­ших дисциплину. ИК в виде проведения зачета или промежуточной аттестации студентов про­водится по графику/расписанию учебного про­цесса в соответствии с Положением о проведе­нии промежуточной аттестации. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен по отдельной дисциплине, комплекс­ный экзамен по двум или нескольким дисцип­линам, зачет по отдельной дисциплине, защита курсовой работы.

 

 

 

О

5.4.

Оценка остаточ­ных зна­ний/умений

Проводится по дисциплинам, изученным ранее (не более года) на основании распоряже­ния/приказа. Учебно­методическое обеспече­ние ориентировано на ключевые компетенции, которые являются важными для будущей про­фессиональной деятельности, и утверждаются на уровне ЦМК. Формирование заданий для проверки остаточных знаний/умений осущест­вляется с учетом значимости междисципли­нарных связей и последовательности изучения дисциплин.

 

О

 

 

5.5.

Проведение ИГА

Итоговая Государственная аттестация по спе­циальности проводится в соответствии с Поло­жением об ИГА.

О

 

 

 

6.

Статистическая обработка и ана­лиз результатов контрольно­диагностических мероприятий

Статистическая обработка результатов кон­трольно­-диагностических мероприятий и их анализ проводится с учетом требований ФГОС ВПО и педагогических технологий в соответст­вии с формами и методами проведения мони­торинга знаний студентов. Персонал, проводя­щий статистическую обработку результатов, должен иметь достаточный уровень компетен­ций. Документирование результатов осуществ­ляется в утвержденных электронных фор­мах/протоколах и аналитических отчетах ОККО.

 

 

О

 

7.

Планирование КиПД

Текущие проблемы учебного процесса выносят­ся и обсуждаются на Ученых советах факульте­тов, которые проводятся в соответствии с пла­ном на протяжении учебного года с привлече­нием заведующих кафедр и других ответствен­ных лиц факультета. Наиболее важные вопросы выносятся на Учёный совет университета. Оценка по критериям обсуждается на Ученых советах факультетов после каждой сессии или в начале следующего учебного года. После чего деканы факультетов выносят предложения на Ученый совет университета. Проректор по УВР контролирует выполнение требований стандар­та посредством аудиторских проверок и анали­за обязательных записей по процессу. В резуль­тате анализа таких проверок делается заключе­ние, которое направляется руководству универ­ситета. Далее следуют корректирующие и пре­дупреждающие действия, направленные на улучшение качества. Цель планирования КиПД – выявление причин низкого уровня усвоения знаний и умений студентами и предупреждение появления повторного несоответствия уровня обученности.

 

 

О

 

8.

Определение ре­зультативности процесса мони­торинга знаний

Анализ результативности процесса, проверки на соответствие и анализ записей следуют с пе­риодичностью один раз в год и осуществляются внутренними аудиторами в соответствии с ут­вержденным планом аудитов.

 

 

О

 

Примечание. Уровни ответственности должностных лиц: «О» – не­сет ответственность за качество данного этапа работы, ответственный ис­полнитель.

Блок­-схема процесса «Организация и проведение мониторинга зна­ний студентов на кафедре» представлена на рис. 2.

Рис. 2. Блок­-схема «Мониторинг знаний студентов на кафедре»

Содержание и последовательность действий, матрица ответственно­сти должностных лиц процесса «Мониторинг знаний студентов на кафед­ре» представлены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/ п

Действия

Комментарий

Должно­стные ли­ца

 

Проректор по УР

Начальник УМУ

Зав кафедрой

Преподаватель

1

Проектирование ООП и разработка форм и мето­дов обученности студен­тов

При проектировании ООП в соответствии с требованиями к уровню обученности сту­дентов (цели и задачи обучения) необходи­мо определить содержание учебного мате­риала – «чему учить» и «как учить» – орга­низация учебного занятия с учетом плани­руемого конечного результата (уровня обу­ченности). РП дисциплины содержит ДЕ, формы организации учебной деятельности и формы контроля обученности студентов (входной, текущий и итоговый по дисцип­лине контроль)

 

О

 

 

2

Проектирование, разра­ботка, планирование и согласование РП по дис­циплине

 

 

О

 

3

Формирование заказа для кафедры – поставщика знаний для разработки учебно­методических ма­териалов входного кон­троля

В «заказе» от кафедры­-потребителя и для кафедры­-поставщика согласовываются ключевые компетенции и уровни обученно­сти студентов, которые влияют на качество профессиональной подготовки. Формы и методы входного и выходного контроля должны соответствовать целям и задачам обучения. Например, проверка теоретиче­ских знаний – нормативно­ориентированное тестирование; определе­ние уровня овладения практическими уме­ниями – решение задач, манипуляция, ал­горитм действия.

 

 

О

 

4

Получение заказа от ка­федры­-потребителя зна­ний для разработки учеб­но­-методических мате­риалов выходного кон­троля

 

 

О

 

5

Формирование требований для всех видов текущего и рубежного контроля по дисциплине для разработ­ки учебно­методических материалов мониторинга знаний по дисциплине

 

 

О

 

6

Утверждение процедур мо­ниторинга знаний по дис­циплине

Осуществляется комплексно на заседании кафедры. При наличии внедренной рейтин­говой системы оценки учебных достижений студентов критерии оценок, процедуры контроля и формы записей должны быть известны студентам и преподавателям ка­федры до начала занятий.

 

О

 

 

7

Выполнение контрольно­диагностических проце­дур в соответствии с рас­писанием/графиком

До проведения процедур контроля обучен­ности студентов требования к персоналу и его квалификации, алгоритм действий пре­подавателей, уровни ответственности за ве­дение документации и управление данными должны быть определены и доведены до сведения ответственных лиц.

 

 

 

О

8

Анализ состояния обу­ченности студентов в со­ответствии с требования­ми ФГОС ВПО

Статистические данные и аналитический отчет содержит информацию о выполнении требований ФГОС ВПО к уровню подготовки студентов по ДЕ РП в соответствии с целями обучения. Внимание! Информация об абсолютной и качественной успеваемости по дисциплине не демонстрирует уровень учебных дости­жений студентов на соответствие требовани­ям ФГОС ВПО.

 

 

О

 

9.

Оценка динамики качест­ва образования

Сравнительный анализ и динамика качества обученности студентов (качества образова­ния) осуществляется с учетом статистиче­ских показателей и результативности про­цесса обучения. Временные показатели – за учебный год, за аналогичный семестр. Кри­териальные показатели – см. п. 2.

О

 

 

 

Выходы процесса приведены в таблице 4.

Таблица 4 

№ пп

Наименование выходных дан­ных

Документ

Ответственное должностное лицо

1.

Записи по проведению УП

Учебные журналы групп, Журналы препо­давателей

Зав. кафедрой

2.

Записи по проведению контрольно­диагностических мероприятий

Зачетные и экзамена­ционные ведомости, зачетные книжки, Про­токолы заседаний УС

Проректор поУВР

3.

Итоговая государственная аттеста­ция

Итоговая и сводная ве­домости, отчеты ИГА

Ректор

4.

Аналитические отчеты

 

Руководитель струк­турного подразделе­ния

Основные группы критериев и критерии оценок мониторинга зна­ний по информационным группам представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Группа критериев

Направление

Критерии оценки

Уровень управле­ния инфор­мацией

1. Критерии успешности усвоения знаний

Выполнение требований ФГОС ВПО к качеству подго­товки специалиста по ООП (цикл дисцип­лин/дисциплина/ДЕ)

% соответствия

Декан

Критерии оценки уровня обученности

Выполнение требований за­казчика на соответствие уровня достигнутых ключе­вых компетенций модели специалиста (требования ре­гионального компонента)

% соответствия

Декан

Количество отчисленных студентов за семестр/уч. год

Абсолютные и относи­тельные показатели

Декан

Показатели ежемесячной ат­тестации студентов (монито­ринг успеваемости студентов).

Устанавливаются декана­том специальности

Декан

 

Состояние академической успеваемости за семестр (% студентов, не достигших нужного уровня ключевых компетенций/количество студентов, проходящих «от­работку» и имеющих задол­женности)

Абсолютная успеваемость % невыхода на сессию; на конец семестра / на ко­нец сессии/на конец учеб­ного года; через месяц по­сле окончания сессии

Декан

Состояние академической успеваемости по результатам сессии (мониторинг успевае­мости студентов).

Абсолютная и качествен­ная успеваемость

Декан

 

Информация для планиро­вания КиПД по управлению знаниями по дисципли­не/ООП: Формализованные показатели

% абсолютной успевае­мости; % качественной успевае­мости; уровень удовлетворенно­сти заказчиков (потреби­телей) выпускников каче­ством подготовки спе­циалистов

Декан

Косвенные показатели

количество выпускников,

 

 

качества обученности;

окончивших университет

 

 

 

на отлично, на отлично и

 

 

 

хорошо; успеваемость по

 

 

 

результатам ГЭК и ГАК;

 

 

 

количество именных сти­

 

 

 

пендий; результаты оце­

Проректор

 

 

нок остаточных знаний

по УР

2. Формализо­ванные крите­рии качества обучения

 

студентов; число взыска­ний и поощрений по дан­ным ежемесячной атте­стации. (в абсолютных и относи­

 

 

 

тельных показателях)

 

Трудоустройство выпускников

количество трудоустро­енных специалистов на предприятия отрасли и смежных отраслей (%); количество продолжив­ших обучение по выбран­ной специальности по дополнительным про­граммам и программам следующего уровня (%);

Проректор по УР

 

 

карьерный рост и дости­жения выпускников (за 3 года); соотношение по­ложительных и отрица­тельных отзывов о моло­дых специалистах (за 3 года).

 

3. Критерии оценки резуль­тативности процесса пре­доставления знаний (усло­вия реализации ООП)

% выполнение учебного пла­на информация о срывах заня­тий и не выполнении распи­сания Методика: экспертная оцен­ка, аудит.

факт/план записи, отчеты по ауди­там

Начальник УМУ

4. Критерии результативно­сти процесса мониторинга

­проектирование, разработ­ка, проведение и анализ ре­зультатов МЗС в соответст­вии с намеченными сроками (выполнение приказов, рас­поряжений, плана/графика); ­информационное обеспече­ние процедур мониторинга знаний (своевременность и доступность информации для участников процесса – студентов, преподавателей, руководителей структурных подразделений/зав. кафед­рами; использование ресур­сов учебного портала, воз­можностей электронного до­кументооборота); ­обеспечение процедур мо­ниторинга техническими

Количество несоответст­вий за уч. год по резуль­татам аудитов план/факт, % % преподавателей, про­шедших обучение по ор­ганизации и обеспечению

Начальник ОККО

 

средствами и сертифициро­ванными программными продуктами; ­методическое обеспечение процедур мониторинга зна­ний: • информационно­методическими пособиями для преподавателей ; • контролирующими мате­риалами для студентов; ­обеспеченность квалифи­цированными кадрами). Методика: экспертная оцен­ка, аудит.

контроля обученности студентов и организации процедур мониторинга знаний от общего коли­чества ППС

 

5. Критерии удовлетворен­ности участни­ков процесса

Методика: социологические исследования, сравнитель­ный анализ прошлых лет.

отсутствие/наличие жа­лоб; результаты анкети­рования / опроса; наличие предло­жений по улучшению

Начальник ОККО

6. Критерии мониторинга процесса

Мониторинг процесса прово­дится в текущем режиме. От­ветственным за проведение мониторинга является про­ректор по УР. Анализ мони­торинга проводится 2 раза в год по результатам семестра. Методика: сравнительный анализ.

Соответствие запланиро­ванным требованиям

Начальник ОККО

Одной из составляющих процесса мониторинга знаний студентов является мониторинг их успеваемости. Процедура мониторинга успевае­мости студентов НГМУ включает следующие мероприятия:

1                     Сбор сведений об успеваемости студентов ежемесячно и по итогам сессии.

2                    Анализ успеваемости студентов и выявление причин низкой успе­ваемости.

3                    Разработка рекомендаций по внедрению в учебный процесс мер, направленных на повышение количественной и качественной успе­ваемости студентов.

 

В целях повышения успеваемости студентов младших курсов по дисциплинам учебного плана, требующим базовых знаний по соответст­вующим дисциплинам школьного курса, коллектив университета прини­мает следующие меры:

•                     организуются дополнительные групповые занятия для слабоуспе­вающих студентов;

•                     разрабатываются и внедряются такие технологии обучения, которые позволили бы максимально активизировать образовательный процесс, в частности, стимулировать самостоятельную работу студентов и ис­пользовать весь арсенал современных информационных технологий;

•                     разрабатываются пропедевтические материалы для поддержки обу­чающихся, позволяющие актуализировать имеющие и восполнить не­достающие знания, необходимые для изучения данной дисциплины. В случаях, когда количество отрицательных оценок по определен­ному курсу каких­-либо факультетов велико, деканатами соответствующих факультетов проводится тщательный анализ всех оценок, полученных сту­дентами этого курса. Процедура анализа включает беседы со студентами и преподавателями и выявление в процессе бесед причин низкой успеваемо­сти по дисциплине. Далее, в соответствии с результатами анализа, может проводиться корректировка рабочих программ по дисциплинам; препода­вателю дисциплины рекомендуется изменить образовательную техноло­гию, выбрать оптимальные формы и методы работы со студентами.

Анализ причин отчислений студентов показывает, что основанием для отчисления, как правило, является низкая академическая успеваемость. Причинами низкой академической успеваемости студентов являются:

•                     слабая базовая подготовка студентов (школьный курс, предшест­вующие дисциплины);

•                     неумение студентов работать самостоятельно с учебной литературой и методическими материалами;

•                     отсутствие у студентов общеинтеллектуальных умений для овладе­ния новой учебной информацией;

•                     низкая мотивация к учебе и значительная трудоемкость обучения.

К показателям низкой успеваемости студентов может привести отсутствие:

•                     четко сформулированных требований к уровню обученности (что студент должен: знать / прочитать / выучить наизусть /, законспек­тировать / выделить главное / систематизировать / выполнить са­мостоятельно по алгоритму /, другое. Что студент должен: уметь выполнить самостоятельно по алгоритму / решить ситуационную задачу по образцу /, освоить профессиональную компетенцию в со­ответствии с требованиями стандарта /, другое)

•                     четко сформулированных критериев оценки;

•                     алгоритмов выполнения поставленных задач (стандартных действий);

•                     перечня типичных ошибок или возможных неправильных действий, которые мешают получить планируемый результат;

•                     информации для студентов в виде бумажного или электронного ресурса;

•                     доступной наглядности и использование современных компьютер­ных технологий;

•                     обратной связи от студентов о степени трудности изучения отдель­ных тем или дисциплины в целом.

Литература

  1. Путилова Л. А. Мониторинг качества знаний студентов вуза // Современные сис­темы оценки качества знаний о высшем профессиональном образовании: про­блемы и перспективы: сб. статей по итогам межрегионального научно­-методического семинара. – Тюмень: Изд. ТюмГУ. 2007. – С. 56–59.
  2. Талых А. Н. Предмет мониторинга – качество образования // Директор школы. – 1999. – № 3. – С. 13–20.
  3. Беденко Н. Н. Внедрение внутривузовской системы обеспечения качества // Ме­тоды менеджмента качества. – 2009. – № 12. – С. 26–32.
  4. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образова­ния: учебное пособие. – Иваново: ИГЭУ, 2006. – 88 с.
  5. Никитин Н. Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подго­товке специалистов // Университетское управление: практика и анализ – 2003. – № 1. – Интернет­версия журнала: http://www.umj.ru/index.

Информация об авторах

Харлов Н.А., Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 10064
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 956
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0